kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:   

Учебная  - подчеркнуть место творчества Анны Андреевны Ахматовой  в литературе;  охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма».

Развивающая - развитие навыков анализа стихотворений, речи, развитие у учащихся наблюдательности, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения.  

Воспитательная  - воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя;  воспитание интереса к искусству слова, к познанию человека.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой"»

Тема урока: А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой.

11 класс

Дата: 18.02.22г.

Цели:

Учебная - подчеркнуть место творчества Анны Андреевны Ахматовой в литературе; охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма».

Развивающая - развитие навыков анализа стихотворений, речи, развитие у учащихся наблюдательности, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения.  

Воспитательная - воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя; воспитание интереса к искусству слова, к познанию человека.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Ход урока

1. Орг. момент.

  Сообщение темы и цели урока.

Ребята, так как сегодняшний урок посвящен А. Ахматовой, то, прежде всего, перед нами встает образ поэтессы, а значит сегодня должны звучать стихи.

А. Ахматова принадлежит к течению акмеистов. Давайте вспомним, что же это было за течение.

Акмеизм — стремление понять внутреннее состояние человека, передать сокровенные переживания, передать отношение к жизни, быстротечность бытия.

2. Переход к основной части урока.

С детских лет А.А.Ахматова была человеком неугомонным, жизнелюбивым:

Стать бы снова приморской девчонкой,

Туфли на босу ногу надеть,

И закладывать косы коронкой,

И взволнованным голосом петь...

Такие строки она писала, вспоминая о детстве.

Ребята, давайте ознакомимся с биографией и творчеством поэтессы и запишем конспект.

11 (23) июня 1889 г. – родилась Анна Горенко близ Одессы в семье флотского инженера-механика в отставке.

Отец – Андрей Антонович Горенко (1848-1915)

Мать – Инна Эразмовна (1952-1930). О ней Ахматова напишет:

                …женщина с прозрачными глазами

                (Такой глубокой синевы, что море

                Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),

                С редчайшим именем и белой ручкой,

                И добротой, которую в наследство

                Я от нее как будто получила,

                Ненужный дар моей жестокой жизни…

1890 г. – переезд в Царское Село

В 11 лет начала писать стихи. Отец называл «декадентской поэтессой». Когда Анне было 17 лет, отец узнал о ее поэтических опытах и попросил не срамить его имени. Так появился псевдоним – Ахматова (в честь последнего хана Золотой Орды Ахмата, ее родственника по материнской линии).

1906-1907 гг. - Киевская гимназия

1907 г. – юридический факультет Высших женских курсов в Киеве

1910 г. – свадьба с Гумилевым, поездка в Париж

1912 г. – первый сборник Ахматовой «Вечер» (тираж 300 экземпляров, переиздавался 13 раз).

 Путешествие по Европе: Швейцария, Италия, Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Венеция, Вена, Краков.

1 октября 1912 г. – рождение сына, назвали Лев.

1914 г. – сборник «Четки», поэма «У самого моря».

1917 г. – книга «Белая стая».

После революции – работа в библиотеке агрономического института.

1921 г. – книга «Подорожник»

1921-1922 гг. – книга «Anno Domini»

30-е годы – волна сталинских репрессий. Находилась в блокадном Ленинграде, уехала в Ташкент.

1944 г. – возвращение в Ленинград. Очерки «Три сирени» и «В гостях у смерти».

1946 г.- поэзия Ахматовой объявлена чуждой народу, враждебной ему. Исключение из Союза писателей, уничтожен тираж уже напечатанного сборника стихов, мучительная нищета.

Конец 50-х гг. – снят запрет с имени Ахматовой.

1962 г. – «Поэма без героя» (писала 22 года)

1964 г. – присуждение международной премии «Этна-Таормина» (на Сицилии)

1965 г. – почетная степень доктора Оксфордского университета

5 марта 1966 г. – умерла

Творчество А.А.Ахматовой.

О раннем творчестве Ахматовой мы говорили  в рамках знакомства с поэзией Серебряного века. Вместе со своими современниками: Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским, Цветаевой - Ахматова значительно расширила границы и возможности поэтической речи.

Вспомните, к какому поэтическому течению принадлежала Ахматова, кто был её единомышленником? В чём заключалась суть этого течения?

Акмеизм генетически связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Манера «материализации» переживаний» была характерна для Ахматовой.

Поэтесса использует  в своих  стихах поэтический приём оксюморон - соединение противоположных или контрастных по смыслу слов (Пышное природы увяданье - у Пушкина)

Поэзия женской души.

В стихах Ахматовой открывается мир женской души: страстной, нежной и гордой. Любовь – чувство, составляющее содержание всей человеческой жизни. Поэзия представляет роман, насыщенный тончайшим психологизмом.

        Подчинение – и в любви тоже – возможно только по собственной воле:

                        Тебе покорной? Ты сошел с ума!

                        Покорна я одной Господней воле.

                        Я не хочу ни трепета, ни боли,

                        Мне муж – палач,  а дом его – тюрьма.

                        Но видишь ли! Ведь я пришла сама…

Любовь Ахматовой одаривает и радостью, и горем, но всегда это - счастье. В стихах разворачивается жизнь, суть которой и составляет любовь.

Погружая читателя в жизнь, Ахматова позволяет почувствовать течение времени, властно определяющего судьбу человека.

Процесс творчества, рождение стиха приравнивается к процессам, происходящим в природе. Обязанность поэта – не выдумывать, а расслышав, записать.

Пушкинское начало в поэзии Ахматовой:

- классическая ясность

- интонационная выразительность

- отчетливо выражается позиция принятия мира, противостоящего человеку

- настойчивое стремление быть верным лишь одной поэзии, а не силе власти или требованиям толпы.

О первых сборниках А.А.Ахматовой…

Сборник «Вечер».

Ахматова – признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, ее увлечений, страстей, переживаний. Первые ее стихи о любви имели некий налет мелодраматизма, но скоро в ее произведениях зазвучал психологический подтекст, приоткрывающий душевное состояние лирической героини через описание ее внешнего поведения, через выразительные, четкие детали.

 Вершина любовной лирики Ахматовой – в ее стихах, посвященных Борису Анрепу («Широк и желт вечерний свет», «Эта встреча никем не воспета», «Это просто, это ясно», «Сказка о черном кольце»). В них она следует прежде всего пушкинской традиции.

Сборник «Четки».

Героем лирики Ахматовой становится Петербург, «город, горькой любовью любимый». Усиливается мотив непонимания, отчужденности.

Глубина психологизма достигается с помощью высвеченной памятью детали, которая становится знаком обостренного чувства. Соединение обыденной детали петербургского пейзажа с глубиной переживаний придает стихам необычайную психологическую убедительность. Приметы Петербурга – знак разлуки.

Сборник А.А. Ахматовой «Белая стая»

 Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917 году сборник «Белая стая». В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой. Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини. Однако на деле  лирические героини её поэзии - различные ипостаси русской женщины.

Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности».

Чтение и анализ стихотворений.

Вместо мудрости - опытность, пресное

Неутоляющее  питьё.

А юность была - как молитва воскресная…

Мне ли забыть её?

Столько дорог пустынных исхожено

С тем, кто мне не был мил,

Столько поклонов в церквах положено

За того, кто меня любил…

Это размышления уже много пережившего человека. Изменяется и пространство цикла - оно становится глубже, шире: это и просторы России, и «затоптанные поля» первой мировой войны, и «тёмный город у грозной реки», Петербург. Изменяется и духовное пространство:

О, есть неповторимые слова,

Кто их сказал - истратил слишком много.

Неистощима  только синева

Небесная, и милосердье Бога.

В цикле исчезает «псевдосложность» юности, уже осмыслены экзистенциальные ценности: свобода, жизнь, смерть. Появляются новые качества лирической героини: достоинство страдания, любви, способность и возможность соотносить своё чувство с простором мира:

Ведь где-то есть простая жизнь и свет,

Прозрачный, тёплый и весёлый…

Там с девушкой через забор сосед

Под вечер говорит, и слышат только пчёлы

Новейшую из всех бесед.

А мы живём торжественно и трудно

И чтим обряды наших горьких встреч,

Когда с налёту ветер безрассудный

Чуть начатую обрывает речь.

В «Белой стае» впервые с большей силой проявляется тревога за судьбу России (стих-е «Молитва»)

Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжёлые времена, начиная с первой мировой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей Родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось. В 1921 году расстрелян её муж, поэт Николай Гумилёв. В 30-е годы волна сталинских репрессий настигла и Ахматову. Был арестован её единственный сын, Лев Гумилёв. Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем её больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобождённый Ленинград.

В 1946 году была открыта компания против Ахматовой. Она была исключена из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказалась изгоем в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов Ахматовой был уничтожен. Но Ахматова никогда не мечтала уехать из своей страны. Она считает бегство предательством:

Не с теми  я , кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести  я  не внемлю,

Им песен я своих не дам.

         …………….

И знаем, что в оценке  поздней  

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.


Два десятилетия спустя Ахматова восприняла Великую Отечественную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами. Её патриотические стихи тех лет - вполне в духе советской поэзии, но ничего неорганичного для Ахматовой в этом не было.

«Всё расхищено, предано продано…»  

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми

Hебывалый под городом лес,

Hочью блещет созвездьями новыми

Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное

К развалившимся грязным домам...

Hикому, никому не известное,

Hо от века желанное нам.

Картина разрушения, «чёрной смерти», «голодной тоски» в первых трёх строчках противопоставлена всему остальному стих-ю, его светлой интонации, настроению надежды. Ахматова заявляет о себе не как «я», а как «мы», выступая от имени своего поколения.

В  годы ВОВ Ахматова видит своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля. Всей жизнью она была связана с Петербургом. Каждая чёрточка его облика - это деталь, подробность её судьбы. В 1961 году она пишет стихотворение «Петербург в 1913 году», как бы связывая нить времён. Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной

В чём отличие раннего и позднего творчества Ахматовой?

Домашнее задание: 

1) Изучить конспект урока.

2) Выучить наизусть стихотворение А.А.Ахматовой (по выбору).
















Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Суходольская средняя школа№ 5»















Разработка урока литературы

«А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Темы любви и искусства.

Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой»

11 класс
















Разработала:

учитель русского языка

и литературы

Куприяшенко Е.А.











2022г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Куприяшенко Екатерина Алексеевна

Дата: 15.04.2022

Номер свидетельства: 604904

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства