kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь и творчество А.С. Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полная презентация к урокам литературы по творчеству А.С. Пушкина в 9 классе. 1 блок - биография. Фото родителей, жены и детей поэта, его  няни. Периодизация творчества А.С. Пушкина. Фото Пушкинсикх мест. 2 блок - лирика А.С. Пушкина: тема дружбы, свободы, любви (с яркими фотографиями и иллюстрациями), тема поэта и поэзии, природы. Жанровые особенности лирики. 3 блок - роман "Евгений Онегин" - подробный анализ романа с иллюстрациями и фотографиями, таблицами и схемами. Понятие Онегинская строфа, отзывы В.Г. Белинского

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество А.С. Пушкина »

Александр Сергеевич ПУШКИН  1799 - 1837

Александр

Сергеевич

ПУШКИН

1799 - 1837

Отец, ПУШКИН Сергей Львович 1770 - 1838 Мать, ПУШКИНА Надежда Осиповна 1775 - 1836

Отец,

ПУШКИН

Сергей Львович

1770 - 1838

Мать,

ПУШКИНА

Надежда Осиповна

1775 - 1836

Жена, Гончарова Наталья Николаевна 1812 - 1863

Жена,

Гончарова

Наталья

Николаевна

1812 - 1863

С ы н о в ь я Александр Александрович ПУШКИН 1833 - 1914 Григорий Александрович ПУШКИН 1835 - 1913

С ы н о в ь я

Александр

Александрович

ПУШКИН

1833 - 1914

Григорий

Александрович

ПУШКИН

1835 - 1913

Д о ч е р и Мария Александровна ПУШКИНА 1832 - 1919 Наталья Александровна ПУШКИНА 1936 - 1913

Д о ч е р и

Мария

Александровна

ПУШКИНА

1832 - 1919

Наталья

Александровна

ПУШКИНА

1936 - 1913

Няня ПУШКИНА,   Арина Родионовна

Няня ПУШКИНА,

Арина

Родионовна

Детство поэта 1799 – 1811 Лицейские годы 1811 – 1817 Жизнь в Петербурге 1817 – 1820 Южная ссылка 1820 – 1824 Михайловское 1824 – 1826 Возвращение из ссылки 1826 – 1830 Болдинская осень 1830 Петербург 1831 – 1833 Последние годы, дуэль 1834 – 1837

Детство поэта 1799 – 1811

Лицейские годы 1811 – 1817

Жизнь в Петербурге 1817 – 1820

Южная ссылка 1820 – 1824

Михайловское 1824 – 1826

Возвращение из ссылки 1826 – 1830

Болдинская осень 1830

Петербург 1831 – 1833

Последние годы, дуэль 1834 – 1837

П у ш к и н с к и е м е с т а Ц а р с к о с е л ь с к и й л и ц е й Комната А.С. ПУШКИНА

П у ш к и н с к и е м е с т а

Ц а р с к о с е л ь с к и й л и ц е й

Комната

А.С. ПУШКИНА

П У Ш К И Н С К И Е М Е С Т А МИХАЙЛОВСКОЕ Болдино

П У Ш К И Н С К И Е М Е С Т А

МИХАЙЛОВСКОЕ

Болдино

П у ш к и н с к и е м е с т а С М В О Я Н Т А О С Г Т О Ы Р Р С Ь К И Й  В О Р О Н И Ч

П у ш к и н с к и е м е с т а

С М

В О

Я Н

Т А

О С

Г Т

О Ы

Р Р

С Ь

К

И

Й

В

О

Р

О

Н

И

Ч

П у ш к и н с к и е м е с т а Савкина горка Тригорское Петровское

П у ш к и н с к и е м е с т а

Савкина горка

Тригорское

Петровское

л и р и к а П У Ш К И Н А Основные темы творчества

л и р и к а

П У Ш К И Н А

Основные темы

творчества

Тема «дружества святого» «Лицейское братство» В.К. Кюхельбекер, «брат родной по музе, по судьбам» А.А. Дельвиг, «муз возвышенный пророк» и «парнасский брат» И.И. Пущин, «мой первый друг, мой друг бесценный»

Тема «дружества святого»

«Лицейское братство»

В.К. Кюхельбекер,

«брат родной по музе, по судьбам»

А.А. Дельвиг,

«муз возвышенный пророк» и «парнасский брат»

И.И. Пущин,

«мой первый друг, мой друг бесценный»

П.А. Чаадаев, неизменный друг Е.А. Баратынский П.А. Вяземский Н.М. Языков Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. «К Пущину» (1815), «Дельвигу» (1817), «Разлука» (1817), «Друзьям» (1822), «19 октября» (1825), «Пущину» (1826), «19 октября» (1827), «Чем чаще празднует Лицей» (1832), «Была пора» (1836)

П.А. Чаадаев,

неизменный друг

Е.А. Баратынский

П.А. Вяземский

Н.М. Языков

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

«К Пущину» (1815), «Дельвигу» (1817), «Разлука» (1817), «Друзьям» (1822), «19 октября» (1825), «Пущину» (1826), «19 октября» (1827), «Чем чаще празднует Лицей» (1832), «Была пора» (1836)

Свободолюбивая лирика  «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Узник» (1822), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), «Свободы сеятель пустынный» (1823), «Во глубине сибирских руд» (1827)  Мечи скуём мы из цепей И пламя вновь зажжём свободы! Оно нагрянет на царей И радостно вздохнут народы!

Свободолюбивая лирика

«Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Узник» (1822), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), «Свободы сеятель пустынный» (1823), «Во глубине сибирских руд» (1827)

Мечи скуём мы из цепей

И пламя вновь зажжём свободы!

Оно нагрянет на царей

И радостно вздохнут народы!

Т е м а л ю б в и Адресаты любви Амалия Ризнич Е.К. Воронцова Ек.Н. Ушакова Ел.Н. Ушакова А.П. Керн

Т е м а л ю б в и

Адресаты любви

Амалия Ризнич

Е.К. Воронцова

Ек.Н. Ушакова

Ел.Н. Ушакова

А.П. Керн

М.Н. Раевская Н.Н. Гончарова Е. Бакунина А. Оленина

М.Н. Раевская

Н.Н. Гончарова

Е. Бакунина

А. Оленина

М.Н. Раевская : «На холмах Грузии» (1829), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло древнее светило» (1820), «Фонтану Бахчисарайского дворца» (1824). А.П. Керн : «Я помню чудное мгновенье» Ек.Н. Ушакова, Ел. Н. Ушакова : «В отдалении от вас» (1827), «Ответ» (1830), «Когда бывало в старину» (1827), «Вы избалованы природой» (1829) Е.К. Воронцова «Сожжённое письмо» (1825), «Храни меня, мой талисман» (1825), «Всё в жертву памяти твоей» (1825), «Талисман» (1827) А. Ризнич «Простишь ли мне…» (1823) Н.Н. Гончарова «Мадонна» (1830) Так и мне узнать случилось, Что за птица Купидон; Сердце страстное пленилось, Признаюсь – и я влюблён

М.Н. Раевская : «На холмах Грузии» (1829), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло древнее светило» (1820), «Фонтану Бахчисарайского дворца» (1824).

А.П. Керн : «Я помню чудное мгновенье»

Ек.Н. Ушакова, Ел. Н. Ушакова : «В отдалении от вас» (1827), «Ответ» (1830), «Когда бывало в старину» (1827), «Вы избалованы природой» (1829)

Е.К. Воронцова «Сожжённое письмо» (1825), «Храни меня, мой талисман» (1825), «Всё в жертву памяти твоей» (1825), «Талисман» (1827)

А. Ризнич «Простишь ли мне…» (1823)

Н.Н. Гончарова «Мадонна» (1830)

Так и мне узнать случилось,

Что за птица Купидон;

Сердце страстное пленилось,

Признаюсь – и я влюблён

Тема поэта и поэзии «К другу стихотворцу» (1814), «Лицинию» (1815), «Жуковскому» (1816), «Пророк» (1826), «Поэт и толпа» (1828), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» (1836), «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Друзьям» (1828), «Послание цензору» (1822), «Свободы сеятель пустынный» (1823).  Поэт не человек, он только дух – Будь слеп он, как Гомер, Иль, как Бетховен, глух,- Всё видит, слышит, всем владеет…

Тема поэта и поэзии

«К другу стихотворцу» (1814), «Лицинию» (1815), «Жуковскому» (1816), «Пророк» (1826), «Поэт и толпа» (1828), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» (1836), «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Друзьям» (1828), «Послание цензору» (1822), «Свободы сеятель пустынный» (1823).

Поэт не человек, он только дух –

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, глух,-

Всё видит, слышит, всем владеет…

Образы природы в лирике Пушкина  Традиции классицизма : «Воспоминание о Царском Селе» Традиции сентиментализма : «Осеннее утро», «Певец» Традиции романтизма : «К морю», «Узник» Традиции реализма : «Зимнее утро», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Вновь я посетил», «Два чувства дивно близки нам», «Когда за городом задумчив я брожу», «Дорожные жалобы», «Зимняя дорога», «Бесы», «Туча».  Весна, весна, пора любви Как тяжко мне твоё явленье… Отдайте мне метель и вьюгу И зимний долгий мрак ночей  Роняет лес багряный свой убор… В багрец и золото одетые леса… Отрада осени златой …

Образы природы в лирике Пушкина

Традиции классицизма : «Воспоминание о Царском Селе»

Традиции сентиментализма : «Осеннее утро», «Певец»

Традиции романтизма : «К морю», «Узник»

Традиции реализма : «Зимнее утро», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Вновь я посетил», «Два чувства дивно близки нам», «Когда за городом задумчив я брожу», «Дорожные жалобы», «Зимняя дорога», «Бесы», «Туча».

Весна, весна, пора любви

Как тяжко мне твоё явленье…

Отдайте мне метель и вьюгу

И зимний долгий мрак ночей

Роняет лес багряный свой убор…

В багрец и золото одетые леса…

Отрада осени златой

Основные ж а н р ы л и р и к и Пушкина

Основные

ж а н р ы

л и р и к и

Пушкина

1. Ода - жанр воспевающий. Торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. Ода «Вольность» (1817). 2. Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным размышлением поэта о жизни, своей мечте, судьбе. «Погасло дневное светило» (1820). 3. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, не связанный с определённой традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. «К Чаадаеву» (1818). 4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определённому лицу. «На Воронцова» (1824)

1. Ода - жанр воспевающий. Торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. Ода «Вольность» (1817).

2. Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным размышлением поэта о жизни, своей мечте, судьбе. «Погасло дневное светило» (1820).

3. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, не связанный с определённой традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. «К Чаадаеву» (1818).

4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определённому лицу. «На Воронцова» (1824)

5 . Песня – жанр восходит к традициям устного народного творчества. «Песнь о Вещем Олеге». (1822). 6. Романс – «Я здесь Инезилья…» (1830) 7 . Сонет – «Суровый Дант не презирал сонета…» (1830) 8. Сатира – «Румяный критик мой, насмешник толстосумый» (1830) 9. Лирическое стихотворение, не укладывающееся в старые рамки . «К морю» (1824) – черты элегии, но написано в форме послания. «Деревня» (1819) – черты классической элегии, но поднимает ряд гражданских проблем. «Анчар» (1828) – черты баллады, но сама по себе фабула не является главной. Главное – обличительный пафос (черты сатиры)

5 . Песня – жанр восходит к традициям устного народного творчества. «Песнь о Вещем Олеге». (1822).

6. Романс – «Я здесь Инезилья…» (1830)

7 . Сонет – «Суровый Дант не презирал сонета…» (1830)

8. Сатира – «Румяный критик мой, насмешник толстосумый» (1830)

9. Лирическое стихотворение, не укладывающееся в старые рамки . «К морю» (1824) – черты элегии, но написано в форме послания. «Деревня» (1819) – черты классической элегии, но поднимает ряд гражданских проблем. «Анчар» (1828) – черты баллады, но сама по себе фабула не является главной. Главное – обличительный пафос (черты сатиры)

Это лучшее моё творение  А.С. Пушкин. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ 1823 год 9 мая Кишинёв – 1830 25 сентября Болдино…7 лет 4 месяца 17 дней

Это лучшее моё творение

А.С. Пушкин.

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ

1823 год 9 мая Кишинёв – 1830 25 сентября Болдино…7 лет 4 месяца 17 дней

Различные издания романа

Различные издания

романа

ЖАНР П.А. Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница» А.А. Дельвигу: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя» Роман – поэма – роман в стихах? «Евгений Онегин» - роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина».

ЖАНР

П.А. Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница»

А.А. Дельвигу: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя»

Роман – поэма – роман в стихах?

«Евгений Онегин» - роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина».

Основной принцип организации романа – это симметрия (зеркальность) и параллелизм:  Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение.  При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче её Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во втором – с Онегиным. «Сегодня очередь моя»,- говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопоставлена натуре Онегина.  Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме:  - Но я не создан для блаженства,  Ему чужда душа моя.  Напрасны ваши совершенства:  Их вовсе не достоин я…  - Пред вами в муках замирать  Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!  А Татьяна остаётся верна себе:  Я вас люблю (к чему лукавить?)

Основной принцип организации романа – это симметрия (зеркальность) и параллелизм:

Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение.

При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче её Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во втором – с Онегиным. «Сегодня очередь моя»,- говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопоставлена натуре Онегина.

Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме:

- Но я не создан для блаженства,

Ему чужда душа моя.

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе не достоин я…

- Пред вами в муках замирать

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

А Татьяна остаётся верна себе:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Два письма , композиция которых в свою очередь параллельна – ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения. Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах) Ось симметрии – сон Татьяны (глава5) Можно говорить об антитезе частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа: Глава 1 – Петербург – жизнь Онегина. Глава 2 – деревня – жизнь Татьяны. Основная композиционная единица романа – глава. Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета.
  • Два письма , композиция которых в свою очередь параллельна – ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения.
  • Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах)
  • Ось симметрии – сон Татьяны (глава5)

Можно говорить об антитезе частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа:

Глава 1 – Петербург – жизнь Онегина. Глава 2 – деревня – жизнь Татьяны.

Основная композиционная единица романа – глава.

  • Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета.

Строфа – более мелкая, но тоже завершённая единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.

В романе две сюжетные линии: ОНЕГИН – ТАТЬЯНА Знакомство – вечер у Лариных  Пора пришла, она влюбилась… Разговор с няней, письмо к Онегину Через два дня объяснение в саду. Сон Татьяны. Именины. Татьяна приходит в дом Онегина. Отъезд в Москву. Встреча на балу в Петербурге через два года. Вечер у Татьяны.  Сомненья нет увы! Евгений  В Татьяну как дитя влюблён…

В романе две сюжетные линии:

  • ОНЕГИН – ТАТЬЯНА
  • Знакомство – вечер у Лариных

Пора пришла, она влюбилась…

  • Разговор с няней, письмо к Онегину
  • Через два дня объяснение в саду.
  • Сон Татьяны. Именины.
  • Татьяна приходит в дом Онегина.
  • Отъезд в Москву.
  • Встреча на балу в Петербурге через два года.
  • Вечер у Татьяны.

Сомненья нет увы! Евгений

В Татьяну как дитя влюблён…

  • Письмо к Татьяне. Объяснение.
О н е г и н и Татьяна

О н е г и н

и

Татьяна

Онегин и Татьяна

Онегин и Татьяна

2.  ОНЕГИН – ЛЕНСКИЙ Знакомство в деревне  Сперва взаимной разнотой  Они друг другу были скучны;  Потом понравились; потом  Съезжались каждый день верхом  И скоро стали неразлучны. Разговор после вечера у Лариных:  Неужто ты влюблён в меньшую?  -А что?  -Я выбрал бы другую,  Когда б я был, как ты, поэт. Именины Татьяны:  Онегин  Поклялся Ленского взбесить  И уж порядком отомстить.  Ленский:  Две пули – больше ничего –  Вдруг разрешит судьбу его. - Дуэль

2. ОНЕГИН – ЛЕНСКИЙ

  • Знакомство в деревне

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

  • Разговор после вечера у Лариных:

Неужто ты влюблён в меньшую?

-А что?

-Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

  • Именины Татьяны:

Онегин

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Ленский:

Две пули – больше ничего –

Вдруг разрешит судьбу его.

- Дуэль

Онегин и Ленский

Онегин и Ленский

КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТА ГЛАВА ПЕРВАЯ – развёрнутая экспозиция ГЛАВА ВТОРАЯ – развязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским ) ГЛАВА ТРЕТЬЯ – развязка I сюжетной линии (знакомство Онегина С Татьяной) ГЛАВА ШЕСТАЯ – дуэль (кульминация и развязка II линии) ГЛАВА ВОСЬМАЯ – развязка I линии. Открытость романа – важная композиционная особенность. Необычность развязки – отсутствие определённости – два пути Ленского:  Быть может, он для блага мира  Иль хоть для славы был рождён…  А может быть и то: поэта  Обыкновенный ждал удел… - Развязка I линии:  И здесь героя моего,  В минуту, злую для него,  Читатель, мы теперь оставим,  Надолго… навсегда.

КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТА

ГЛАВА ПЕРВАЯ – развёрнутая экспозиция

ГЛАВА ВТОРАЯ – развязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским )

ГЛАВА ТРЕТЬЯ – развязка I сюжетной линии (знакомство Онегина С Татьяной)

ГЛАВА ШЕСТАЯ – дуэль (кульминация и развязка II линии)

ГЛАВА ВОСЬМАЯ – развязка I линии.

Открытость романа – важная композиционная особенность.

Необычность развязки – отсутствие определённости – два пути Ленского:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рождён…

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел…

- Развязка I линии:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго… навсегда.

Композиционная роль лирических отступлений . Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа (отступление о времени – посещение Ленским кладбища, о прошедшей юности – убийство Ленского). Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:  Я знал красавиц недоступных,  Холодных, чистых, как зима,  Неумолимых, неподкупных,  Непостижимых для ума…  - Есть отступления, которые не имеют прямой связи с сюжетом . 2. Разный размер лирических отступлений:

Композиционная роль лирических отступлений .

  • Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа (отступление о времени – посещение Ленским кладбища, о прошедшей юности – убийство Ленского). Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума…

- Есть отступления, которые не имеют прямой связи с сюжетом .

2. Разный размер лирических отступлений:

  • От одной строчки («как Дельвиг пьяный на пиру»)
  • До нескольких строф (глава первая – LVII - LX )
3 . Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу.  Начало восьмой главы:  В те дни, когда в садах Лицея  Я безмятежно расцветал…  Конец первой главы:  Иди же к невским берегам,  Новорождённое творенье,  И заслужи мне славы дань:  Кривые толки, шум и брань. 4.  Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.  У нас теперь не то в предмете,  Мы лучше поспешим на бал,  Куда стремглав в ямской карете  Уж мой Онегин поскакал. 5 . Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия: Перед объяснением с Онегиным Перед сном Татьяны Перед дуэлью 6. Часто содержат обращения к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое:  Всё это значило, друзья:  С приятелем встречаюсь я

3 . Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу.

Начало восьмой главы:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал…

Конец первой главы:

Иди же к невским берегам,

Новорождённое творенье,

И заслужи мне славы дань:

Кривые толки, шум и брань.

4. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.

У нас теперь не то в предмете,

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

5 . Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия:

  • Перед объяснением с Онегиным
  • Перед сном Татьяны
  • Перед дуэлью

6. Часто содержат обращения к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое:

Всё это значило, друзья:

С приятелем встречаюсь я

Композиционная роль пейзажа Во-первых, показывает ход времени в романе, во-вторых, характеризует духовный мир героев: часто сопутствует образу Татьяны Композиционная роль предметно – бытовой детали: новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа.

Композиционная роль пейзажа

Во-первых, показывает ход времени в романе, во-вторых, характеризует духовный мир героев: часто сопутствует образу Татьяны

Композиционная роль предметно – бытовой детали: новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа.

Роль вставных элементов.

Роль вставных элементов.

  • Письма написаны не онегинской строфой, что подчёркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.
  • Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.
  • Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Даны перед поворотными моментами в её судьбе:
  • Песня девушек – перед объяснением с Онегиным
  • Сон – перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским.
Композиционная роль художественного времени, внутреннего времени романа. Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определённые вехи (например, смена времён года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине». -В Петербурге время летит, что автор подчёркивает, используя глаголы: Поскачет, помчался, полетел, Стремглав…поскакал, Стрелой взлетел по мраморным ступеням. - В деревне время почти стоит на месте: между объяснением Татьяны и Онегина и дуэлью проходит полгода.

Композиционная роль художественного времени, внутреннего времени романа.

Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определённые вехи (например, смена времён года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».

-В Петербурге время летит, что автор подчёркивает, используя глаголы:

Поскачет, помчался, полетел,

Стремглав…поскакал,

Стрелой взлетел по мраморным ступеням.

- В деревне время почти стоит на месте: между объяснением Татьяны и Онегина и дуэлью проходит полгода.

Автор . (его портрет скрыт) Автор – повествователь и одновременно герой романа. В Авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. однако отождествлять Автора с Пушкиным – грубая ошибка. Автор

Автор .

(его портрет скрыт)

Автор – повествователь и одновременно герой романа. В Авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. однако отождествлять Автора с Пушкиным – грубая ошибка.

Автор

  • Незримо присутствует всегда и везде.
  • Принимает участие в судьбе героев
  • Делится с читателем своими мыслями и чувствами
  • Рассуждает о нравах и морали общества
Авторские отступления:

Авторские отступления:

  • Автобиографического характера.
  • Философского характера.
  • О русском языке.
  • О литературе, культуре пушкинского времени, о литературных героях, о поэтических жанрах.
  • О любви и дружбе.
  • О современном обществе, нравах, вкусах, образовании, молодёжи.
  • О Москве.
  • О романе.
  • О дорогах России и её будущем.
  • О дуэли и убийстве.
  • О балах, женских ножках, о кухне, о вине, об альбомах.
Онегин Татьяна Ленский ↓ ↓ ↓ Представляют определённую категорию общества «Высший свет» Патриархальное Дворянство  дворянство Являются образцами определённого нравственного, духовного, литературного типа.  ↓ ↓ ↓ «лишний человек» идеал «романтическое  «русской души» сознание»  ___________________________________________ Объединяются автором = действующим лицом

Онегин Татьяна Ленский

↓ ↓

Представляют определённую категорию общества

«Высший свет» Патриархальное Дворянство

дворянство

Являются образцами определённого нравственного, духовного, литературного типа.

↓ ↓ ↓

«лишний человек» идеал «романтическое

«русской души» сознание»

___________________________________________

Объединяются автором = действующим лицом

с ю ж е т 1 особенность Онегин – Татьяна Ленский - Ольга Служит для развития не развивается,  основного конфликта помогает Татьяне романа понять Онегина _____________________________________________ ↓ 2 особенность главное действующее лицо –  - повествователь = Спутник Онегина, 2) Антипод Ленского – поэта, 3) Защитник «Татьяны милой» = = лирические отступления – составная часть сюжета. 3 особенность . Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех её проявлениях

с ю ж е т

1 особенность

Онегин – Татьяна Ленский - Ольга

Служит для развития не развивается,

основного конфликта помогает Татьяне

романа понять Онегина

_____________________________________________

2 особенность главное действующее лицо –

- повествователь =

  • Спутник Онегина, 2) Антипод Ленского – поэта,

3) Защитник «Татьяны милой» =

= лирические отступления – составная часть сюжета.

3 особенность .

Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех её проявлениях

О н е г и н и а в т о р

О н е г и н и а в т о р

Евгений Онегин – новый тип проблемного героя – «герой времени» Его судьбу, его характер, взаимоотношения с людьми определяют совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг «вечных», «общечеловеческих проблем», с которыми он сталкивается. Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В подробной предыстории (глава1) Пушкин отметил основные социальные факторы, обусловившие его характер. Это принадлежность к высшему слою дворянства, обычные для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пёстрой» жизни в течение восьми лет. Жизнь «свободного» дворянина, не обременённого службой, - суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, - укладывается в один утомительно длинный день. Онегин в ранней юности – «забав и роскоши дитя», «добрый малый,/Как вы да я, как целый свет». На этом этапе своей жизни Онегин – человек по-своему оригинальный, остроумный, «Учёный малый», но всё же вполне обычный, покорно следующий за светской «чинною толпой».

Евгений Онегин – новый тип проблемного героя – «герой времени»

Его судьбу, его характер, взаимоотношения с людьми определяют совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг «вечных», «общечеловеческих проблем», с которыми он сталкивается. Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В подробной предыстории (глава1) Пушкин отметил основные социальные факторы, обусловившие его характер. Это принадлежность к высшему слою дворянства, обычные для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пёстрой» жизни в течение восьми лет. Жизнь «свободного» дворянина, не обременённого службой, - суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, - укладывается в один утомительно длинный день. Онегин в ранней юности – «забав и роскоши дитя», «добрый малый,/Как вы да я, как целый свет». На этом этапе своей жизни Онегин – человек по-своему оригинальный, остроумный, «Учёный малый», но всё же вполне обычный, покорно следующий за светской «чинною толпой».

В чём же отличие Онегина от других, ему подобных? Характер и жизнь Онегина показаны в движении, развитии. Уже в первой главе мы видим переломный момент в его судьбе: он мог отказаться от стереотипов светского поведения, от шумного, но внутренне пустого «обряда жизни». Пушкин показал, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность. Социальное чутьё подсказало поэту, что не жизнь «на старый образец», а именно способность свергнуть «бремя» её условий, «отстать от суеты» - главный признак современного человека.

В чём же отличие Онегина от других, ему подобных?

Характер и жизнь Онегина показаны в движении, развитии. Уже в первой главе мы видим переломный момент в его судьбе: он мог отказаться от стереотипов светского поведения, от шумного, но внутренне пустого «обряда жизни». Пушкин показал, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность. Социальное чутьё подсказало поэту, что не жизнь «на старый образец», а именно способность свергнуть «бремя» её условий, «отстать от суеты» - главный признак современного человека.

Затворничество Онегина – - это новый этап в жизни героя. Пушкин подчёркивает, что онегинская «неподражательная странность» - своеобразный протест против социальных и духовных догм, подавляющих в человеке личность, лишающих его права быть самим собой. Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, пытается писать, общается с немногими близкими по духу людьми (среди них – Автор и Ленский). В деревне он даже попытался «Порядок новый учредить», заменить барщину «оброком лёгким».

Затворничество Онегина –

- это новый этап в жизни героя. Пушкин подчёркивает, что онегинская «неподражательная странность» - своеобразный протест против социальных и духовных догм, подавляющих в человеке личность, лишающих его права быть самим собой. Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, пытается писать, общается с немногими близкими по духу людьми (среди них – Автор и Ленский). В деревне он даже попытался «Порядок новый учредить», заменить барщину «оброком лёгким».

Взаимоотношения Онегина и Татьяны Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. Он сумел увидеть во «влюблённой деве» подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Нельзя упрекать героя за то, что он не ответил на любовь Татьяны, - сердцу, как известно, не прикажешь. Но дело в том, что Онегин послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка. Ещё в первой главе Автор отметил в Онегине «резкий, охлаждённый ум» и неспособность к сильным чувствам. Онегин – холодный, рассудочный человек. Эта душевная диспропорция стала причиной драмы несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь и не способен полюбить. Смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.

Взаимоотношения Онегина и Татьяны

Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. Он сумел увидеть во «влюблённой деве» подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Нельзя упрекать героя за то, что он не ответил на любовь Татьяны, - сердцу, как известно, не прикажешь. Но дело в том, что Онегин послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка. Ещё в первой главе Автор отметил в Онегине «резкий, охлаждённый ум» и неспособность к сильным чувствам. Онегин – холодный, рассудочный человек. Эта душевная диспропорция стала причиной драмы несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь и не способен полюбить. Смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.

Дружба Онегина и Ленского Испытание дружбой Онегин также не выдержал. И в этом случае причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Недаром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает: «Он мог бы чувства обнаружить,/ А не щетиниться, как зверь». И не именинах Татьяны, и перед дуэлью Онегин показал себя «мячиком предрассуждений», глухим к голосу собственного сердца, и к чувствам Ленского. Его поведение на именинах – обычная «светская злость», а дуэль – следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин не заметил, как стал пленником своего старого кумира – «общественного мнения». После убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только трагедия смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств.

Дружба Онегина и Ленского

Испытание дружбой Онегин также не выдержал. И в этом случае причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Недаром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает: «Он мог бы чувства обнаружить,/ А не щетиниться, как зверь». И не именинах Татьяны, и перед дуэлью Онегин показал себя «мячиком предрассуждений», глухим к голосу собственного сердца, и к чувствам Ленского. Его поведение на именинах – обычная «светская злость», а дуэль – следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин не заметил, как стал пленником своего старого кумира – «общественного мнения». После убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только трагедия смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств.

Значение встречи Татьяны и Онегина в Петербурге. Это новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну В Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нём ничего не осталось от прежнего, холодного, рассудочного человека – он пылкий влюблённый, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви (и этим очень напоминает Ленского). Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь.

Значение встречи Татьяны и Онегина в Петербурге.

Это новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну В Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нём ничего не осталось от прежнего, холодного, рассудочного человека – он пылкий влюблённый, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви (и этим очень напоминает Ленского). Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь.

Как и прежде, на первом плане в характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь уже разум был побеждён – Онегин любит, «ума не внемля строгим пеням». Он «чуть с ума не своротил / Или не сделался поэтом», не без иронии замечает Автор. В восьмой главе нет итогов духовного развития героя, поверившего в любовь и счастье. Онегин не достиг желанной цели, в нём по-прежнему нет гармонии между чувством и разумом. Пушкин оставляет его характер открытым, незавершённым, подчеркнув саму способность Онегина к резкой смене ценностных ориентиров и готовность к действию, к поступку.

Как и прежде, на первом плане в характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь уже разум был побеждён – Онегин любит, «ума не внемля строгим пеням». Он «чуть с ума не своротил / Или не сделался поэтом», не без иронии замечает Автор. В восьмой главе нет итогов духовного развития героя, поверившего в любовь и счастье. Онегин не достиг желанной цели, в нём по-прежнему нет гармонии между чувством и разумом. Пушкин оставляет его характер открытым, незавершённым, подчеркнув саму способность Онегина к резкой смене ценностных ориентиров и готовность к действию, к поступку.

Литературная полемика вокруг образа Евгения Онегина Белинский: «Онегин – «страдающий эгоист», которого душит «бездеятельность и пошлость жизни». Герцен: «Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе». Добролюбов: «В Онегине есть сходство с Обломовым, оба – порождение помещичье- крепостнического строя». Писарев: «Онегин – «Митрофанушка Простаковой новой формации».

Литературная полемика вокруг образа Евгения Онегина

Белинский: «Онегин – «страдающий эгоист», которого душит «бездеятельность и пошлость жизни».

Герцен: «Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе».

Добролюбов: «В Онегине есть сходство с Обломовым, оба – порождение помещичье- крепостнического строя».

Писарев: «Онегин – «Митрофанушка Простаковой новой формации».

Евгений Онегин

Евгений

Онегин

Евгений Онегин

Евгений

Онегин

«Онегинская строфа» Включает 14 стихов четырёхстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EffE gg  (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными – мужские). Свою лиру Автор назвал «болтливой», подчеркнув «свободный» характер повествования, многообразие интонаций и стилей речи – от «высокого», книжного до разговорного стиля обычных деревенских пересудов «о сенокосе, о псарне, о своей родне». Онегинской строфой написан весь роман за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны и Онегина и песни девушек. Композиционная роль строфы: - Каждая строфа – законченное по смыслу и форме маленькое произведение. Но есть строфы, которые как бы не закончены, их окончание переносится в следующую строфу. Таким образом автор привлекает внимание читателя к тому или иному действию, той или иной мысли (например, «бегство» Татьяны в третьей главе XXXVIII – XXXIX ). - Каждая онегинская строфа – определённый элемент в движении сюжета

«Онегинская строфа»

Включает 14 стихов четырёхстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными – мужские). Свою лиру Автор назвал «болтливой», подчеркнув «свободный» характер повествования, многообразие интонаций и стилей речи – от «высокого», книжного до разговорного стиля обычных деревенских пересудов «о сенокосе, о псарне, о своей родне».

Онегинской строфой написан весь роман за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны и Онегина и песни девушек.

Композиционная роль строфы:

- Каждая строфа – законченное по смыслу и форме маленькое произведение. Но есть строфы, которые как бы не закончены, их окончание переносится в следующую строфу. Таким образом автор привлекает внимание читателя к тому или иному действию, той или иной мысли (например, «бегство» Татьяны в третьей главе XXXVIII – XXXIX ).

- Каждая онегинская строфа – определённый элемент в движении сюжета

Хранили многие страницы A Отметку резкую ногтей;  b  - перекрёстная Глаза внимательной девицы  A Устремлены на них живей.  b Татьяна видит с трепетаньем,  C  Какою мыслью, замечаньем  C  - парная Бывал Онегин поражён,  d В чём молча соглашался он.  d На их полях она встречает  E Черты его карандаша,  f  - кольцевая Везде Онегина душа  f Себя невольно выражает  E То кратким словом, то крестом,  g  - куплет То вопросительным крючком…  g

Хранили многие страницы A

Отметку резкую ногтей; b - перекрёстная

Глаза внимательной девицы A

Устремлены на них живей. b

Татьяна видит с трепетаньем, C

Какою мыслью, замечаньем C - парная

Бывал Онегин поражён, d

В чём молча соглашался он. d

На их полях она встречает E

Черты его карандаша, f - кольцевая

Везде Онегина душа f

Себя невольно выражает E

То кратким словом, то крестом, g - куплет

То вопросительным крючком… g

В.Г. Белинский о романе А.С. Пушкина (ст 8 и 9)

  • Историзм.

Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведённую картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов в его развитии. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле этого слова, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица.

  • Народность.

В своём произведении автор умел коснуться так много, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

  • Реализм.

Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от неё только одних поэтических её мгновений; взял её со всем методом, со всею её прозою и пошлостию. «Онегин» есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху. В лице Онегина, Татьяны и Ленского Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художественно изобразил он его.

4. Значение для последующего литературного процесса. Стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. Ранее русские поэты не умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы, и почти не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни. Роман положил основание следующей литературе, был школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь. Без «Онегина» был бы не возможен «Герой нашего времени», как без «Онегина» Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности.

4. Значение для последующего литературного процесса.

Стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. Ранее русские поэты не умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы, и почти не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни.

Роман положил основание следующей литературе, был школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь. Без «Онегина» был бы не возможен «Герой нашего времени», как без «Онегина» Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности.

Убив его, кому все наши вздохи, Дантес убил мысль русскую эпохи, И это следовало бы понять.  И. Северянин Дуэль А.С. Пушкина с Дантесом

Убив его, кому все наши вздохи,

Дантес убил мысль русскую эпохи,

И это следовало бы понять.

И. Северянин

Дуэль

А.С. Пушкина

с Дантесом

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит, И славен буду я доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит,

И славен буду я доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

А.С. Пушкин в историко–культурном контексте XIX - XX вв. Первая половина XIX века.  Пушкин! Он и в лесах не укроется; Лира выдаст его громким пением, И от смертных восхитит бессмертного Аполлон на Олимп торжествующий.  (А. Дельвиг.)  «Пророк изящного!» (Н.Языков)  «Ты создан попасть в боги – вперёд. Крылья у души есть!.. Дай свободу этим крыльям, и небо твоё. Ты имеешь не дарование, а гений». (В.А. Жуковский)  «Пушкин – солнце русской поэзии» (В. Одоевский)  «Я убеждён, что вы можете принести бесконечное благо этой бедной России, заблудившейся на земле. Не обманите вашей судьбы. Вы – национальный поэт; вы угадали, наконец, своё призвание» (П. Чаадаев)  «В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля». (В. Белинский)

А.С. Пушкин в историко–культурном контексте XIX - XX вв.

  • Первая половина XIX века.

Пушкин! Он и в лесах не укроется;

Лира выдаст его громким пением,

И от смертных восхитит бессмертного

Аполлон на Олимп торжествующий.

(А. Дельвиг.)

«Пророк изящного!» (Н.Языков)

«Ты создан попасть в боги – вперёд. Крылья у души есть!.. Дай свободу этим крыльям, и небо твоё. Ты имеешь не дарование, а гений». (В.А. Жуковский)

«Пушкин – солнце русской поэзии» (В. Одоевский)

«Я убеждён, что вы можете принести бесконечное благо этой бедной России, заблудившейся на земле. Не обманите вашей судьбы. Вы – национальный поэт; вы угадали, наконец, своё призвание» (П. Чаадаев)

«В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля». (В. Белинский)

2. Вторая половина XIX века. Его стихи читая – точно я Переживаю некий миг чудесный: Как будто надо мной гармонии небесной Вдруг понеслась нежданная струя. Нездешними мне кажутся их звуки: Как бы вливаясь в его бессмертный стих, Земное всё – восторги, страсти, муки – В небесное преобразилось в них!  (А. Майков) Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..  (Ф. ,Тютчев) «Пушкин есть пророчество и указание… Не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин» (Ф. Достоевский) «Пушкин – наше всё. Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного… Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности» (А. Григорьев)

2. Вторая половина XIX века.

Его стихи читая – точно я

Переживаю некий миг чудесный:

Как будто надо мной гармонии небесной

Вдруг понеслась нежданная струя.

Нездешними мне кажутся их звуки:

Как бы вливаясь в его бессмертный стих,

Земное всё – восторги, страсти, муки –

В небесное преобразилось в них!

(А. Майков)

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!..

(Ф. ,Тютчев)

«Пушкин есть пророчество и указание… Не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин» (Ф. Достоевский)

«Пушкин – наше всё. Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного… Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности» (А. Григорьев)

3. Серебряный век Есть имена, как солнце! Имена – Как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительно в любые времена!  (И.Северянин) «Мой Пушкин» (М.Цветаева) «Мы должны любить его, Пушкина, как люди «потерянного рая» любят и воображают о «возвращённом рае» (В.Розанов) «Сегодня больше, чем когда-либо, поэт должен быть так же свободен, нелюдим и одинок, как хотел Пушкин 100 лет назад. Пушкин – радуга по всей земле…» (В.Набоков) Пушкин – весёлое имя. Пушкин, тайную свободу Пели мы вослед тебе. Дай мне руку в непогоду, Помоги в святой борьбе.  (А. Блок)

3. Серебряный век

Есть имена, как солнце! Имена –

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительно в любые времена!

(И.Северянин)

«Мой Пушкин» (М.Цветаева)

«Мы должны любить его, Пушкина, как люди «потерянного рая» любят и воображают о «возвращённом рае» (В.Розанов)

«Сегодня больше, чем когда-либо, поэт должен быть так же свободен, нелюдим и одинок, как хотел Пушкин 100 лет назад. Пушкин – радуга по всей земле…» (В.Набоков)

Пушкин – весёлое имя.

Пушкин, тайную свободу

Пели мы вослед тебе.

Дай мне руку в непогоду,

Помоги в святой борьбе.

(А. Блок)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Жизнь и творчество А.С. Пушкина

Автор: Гордеева Елена Владимировна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 212968

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Творчество Пушкина "
    ["seo_title"] => string(21) "tvorchiestvo-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "115827"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412146118"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Жизнь и творчество Пушкина А. С."
    ["seo_title"] => string(32) "zhizn_i_tvorchestvo_pushkina_a_s"
    ["file_id"] => string(6) "545236"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1585931179"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока на тему "В небе вечности сверкай- Пушкин и Тукай" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-na-tiemu-v-niebie-viechnosti-svierkai-pushkin-i-tukai"
    ["file_id"] => string(6) "126118"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415117166"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок – конференция по творчеству А.С. Пушкина «Великая сила любви» "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-konfierientsiia-po-tvorchiestvu-a-s-pushkina-vielikaia-sila-liubvi"
    ["file_id"] => string(6) "118905"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413290331"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока на тему "А.С.Пушкин.Основные этапы жизни и творчества поэта" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-na-tiemu-a-s-pushkin-osnovnyie-etapy-zhizni-i-tvorchiestva-poeta"
    ["file_id"] => string(6) "117888"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412952526"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства