kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жанр басни в творчестве И.А. Крылова. Басня «Волк на псарне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 5 классе разработана в соответствии с учебником, возрастными особенностями учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жанр басни в творчестве И.А. Крылова. Басня «Волк на псарне»»

Жанр басни в творчестве И.А. Крылова.  Басня «Волк на псарне» Урок литературы в 5 классе Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №9» г. Нефтеюганска

Жанр басни в творчестве И.А. Крылова. Басня «Волк на псарне»

Урок литературы в 5 классе

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №9» г. Нефтеюганска

Кто не слыхал его живого слова?  Кто в жизни с ним не встретился своей?  Бессмертные творения Крылова  Мы с каждым годом любим всё сильней.       М. Исаковский

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

М. Исаковский

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите о Крылове И.А? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
  • Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите о Крылове И.А?
  • Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Жанр басни в творчестве И.А. Крылова. Басня «Волк на псарне»

Жанр басни в творчестве И.А. Крылова.

Басня «Волк на псарне»

Роды литературы Эпос (повествование о свершившихся событиях) Лирика (изображение чувств и мыслей лирического героя) Жанры: Драма (изображение действия, происходящего на глазах у зрителя) роман; повесть; рассказ:; сказка; очерк. Жанры: лирическое стихотворение; послание; ода; элегия; песня. Жанры:

Роды литературы

Эпос (повествование о свершившихся событиях)

Лирика (изображение чувств и мыслей лирического героя)

Жанры:

Драма (изображение действия, происходящего на глазах у зрителя)

  • роман;
  • повесть;
  • рассказ:;
  • сказка;
  • очерк.

Жанры:

  • лирическое стихотворение;
  • послание;
  • ода;
  • элегия;
  • песня.

Жанры:

  • комедия;
  • трагедия;
  • драма.
Что же такое басня? Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл. Небольшой рассказ, часто стихотворный Делится на 2 части:  основное повествование и мораль (нравоучительный вывод),

Что же такое басня?

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

  • Небольшой рассказ, часто стихотворный
  • Делится на 2 части:

основное повествование и мораль (нравоучительный вывод),

  • Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек)
  • Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых)
  • Персонажи (герои) – животные
  • Диалог (разговор двух или более героев)
  • Разговорный язык
Жанр басни в творчестве И.А.Крылова

Жанр басни в творчестве И.А.Крылова

  • Первую басню написал в 11 лет.
  • Расходились книги басен огромными по тем временам тиражами, переиздавались каждые 3 – 4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200.
  • Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, но именно те, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся).
  • Многие басни написаны о каком-то реальном историческом событии, например об Отечественной войне 1812 года.
  • Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики.
  • Строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.
«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право сказки! Какие пёрушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоту такой и петь ты мастерица, - Ведь ты б у нас была царь-птица!»

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право сказки!

Какие пёрушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоту такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,- цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он её ещё и гонит.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он её ещё и гонит.

Кто виноват из них, кто прав,- Судить не нам; Да только воз и ныне там.

Кто виноват из них, кто прав,-

Судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!

Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

Эх, эх!- ей Моська отвечает,- Вот то-то мне и духу придаёт, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона!»

Эх, эх!- ей Моська отвечает,-

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на слона!»

Выделите незнакомые слова в басне. Попробуйте определить их значение.
  • Выделите незнакомые слова в басне.
  • Попробуйте определить их значение.
Овчарня- с.-х. хлев, загон для овец Псарня - Помещение для собак (преимущественно охотничьих) Дубьё - Палки, дубинки, употр. в старину как оружие. Хлев - крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные Расчесться - То же, что рассчитаться Псари - чернорабочие при псовой охоте. Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой). Сват - так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга. Кум - крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), также к кумовьям относятся свидетели свадьбы и в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума). Лад - согласие, мир, стройность, порядок) Не делать мировой - заключить мир, помириться.

Овчарня- с.-х. хлев, загон для овец

Псарня - Помещение для собак (преимущественно охотничьих)

Дубьё - Палки, дубинки, употр. в старину как оружие.

Хлев - крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные

Расчесться - То же, что рассчитаться

Псари - чернорабочие при псовой охоте.

Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой).

Сват - так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга.

Кум - крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), также к кумовьям относятся свидетели свадьбы и в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума).

Лад - согласие, мир, стройность, порядок)

Не делать мировой - заключить мир, помириться.

Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк – это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне – это Кутузов.
  • Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк – это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне – это Кутузов.
Поскольку произведения, заключающие в себе иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образов, считаются построенными на основе аллегории, А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в себе иносказание (Кутузов и Наполеон изображены посредством образов), Следовательно, басня Крылова «Волк на псарне» построена на основе аллегории
  • Поскольку произведения, заключающие в себе иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образов, считаются построенными на основе аллегории, А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в себе иносказание (Кутузов и Наполеон изображены посредством образов), Следовательно, басня Крылова «Волк на псарне» построена на основе аллегории
Название басни Жанровые особенности басни Конфликт «Волк на псарне» Герои Компози-ция (где находится мораль) Особен ности языка и стиха

Название басни

Жанровые особенности басни

Конфликт

«Волк на псарне»

Герои

Компози-ция (где находится мораль)

Особен

ности языка и стиха

Название басни «Волк на псарне» Жанровые особенности басни Конфликт неудавшиеся переговоры Кутузова и Наполеона Герои Композиция (где находит Волк, Ловчий ся мораль) Особенности языка в конце басни и стиха глаголы, передающие тревогу; яркие и образные выражения; использование интонации и диалога как средства характеристики героев; использование просторечной лексики; лаконизм; афористичность языка; особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь; олицетворение.

Название басни

«Волк на псарне»

Жанровые особенности басни

Конфликт

неудавшиеся переговоры Кутузова и Наполеона

Герои

Композиция (где находит

Волк, Ловчий

ся мораль)

Особенности языка

в конце басни

и стиха

глаголы, передающие тревогу;

яркие и образные выражения; использование интонации и диалога как средства характеристики героев;

использование просторечной лексики;

лаконизм;

афористичность языка;

особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь;

олицетворение.

Как вы думаете, что означают слова И.А. Крылова? «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»

Как вы думаете, что означают слова И.А. Крылова?

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»

Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере, противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем, басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни
  • Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере, противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем, басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. (М.Исаковский) - Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова. (М.Исаковский)

- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

- Чему нас учат басни Крылова?  - Что нового вы узнали сегодня?

- Чему нас учат басни Крылова? - Что нового вы узнали сегодня?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Жанр басни в творчестве И.А. Крылова. Басня «Волк на псарне»

Автор: Почекунина Александра Владимировна

Дата: 28.06.2023

Номер свидетельства: 634525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока на тему "Истоки басенного творчества. Басни Крылова" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-istoki-basiennogho-tvorchiestva-basni-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "130783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415987882"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок-викторина "Знатоки басен дедушки Крылова" "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-viktorina-znatoki-basien-diedushki-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "223745"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438094550"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Басни Крылова "
    ["seo_title"] => string(13) "basni-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "167495"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423106852"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224218"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603024"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Интерактивный урок"
    ["seo_title"] => string(20) "interaktivnyi_urok_1"
    ["file_id"] => string(6) "474142"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529764121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства