kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки литературы в 10 классе по теме "Творчество Ф.М. Достоевского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учителей русского языка и литературы и для учеников-старшеклассников. В ней представлена методическая разработка уроков литературы в разделе "Творчество Ф.М. Достоевского", подробно разработан урок "Петербург Ф.М. Достоевского". Презентация содержит несколько видеорядов, включает в себя работы учеников, творческие задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уроки литературы в 10 классе по теме "Творчество Ф.М. Достоевского" »

Компьютерная презентация   Уроки литературы в 10 классе по теме  «Творчество Ф.М. Достоевского»    Выполнила:  учитель русского языка и  литературы МОУ «СОШ № 11» г. Балахны Нижегородской области  Бычкова Л.В.

Компьютерная презентация Уроки литературы в 10 классе по теме «Творчество Ф.М. Достоевского»

Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 11»

г. Балахны Нижегородской области Бычкова Л.В.

Пояснительная записка

Современное школьное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции.

Принципиально важную роль в формировании личности играет литература как особый вид искусства.

Она заполняет духовную нишу, отвечая внутренним запросам личности.

Именно литература воспитывает человека, способного решать творческие задачи, человека, устремленного к поиску.

Золотой фонд русской классики

остается животворным источником познания мира и человека, своеобразным культурным «кодом", без которого невозможно полноценное "самостояние" личности.

Ф.М. Достоевский для десятиклассников является одним из самых необходимых писателей. Именно он верил в человека, не бичевал пороки, а находил достоинства; ценны уроки Достоевского и в том, что он учил видеть в каждом образ человеческий, верить в себя и в людей.

Программа отводит на изучение литературы в 10 классе 204 часа.

Методические разработки уроков изучения творчества Достоевского базируются на программе для старших классов под редакцией Г.С. Меркина учебно-методического комплекса "Русская литература XIX века". Авторы В.И. Зинин, С.А. Сахаров, 10 класс.

Педагогические технологии  В современной педагогической практике используется целый ряд технологий: Проблемные Проектные Модульные Игровые Компьютерные Технологии «Кейс-стади»(анализ конкретных ситуаций) Личностно-ориентированные Технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».  В своей практике применяю в основном личностно-ориентированные и использую компьютерные технологии.

Педагогические технологии

В современной педагогической практике используется целый ряд технологий:

  • Проблемные
  • Проектные
  • Модульные
  • Игровые
  • Компьютерные
  • Технологии «Кейс-стади»(анализ конкретных ситуаций)
  • Личностно-ориентированные
  • Технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

В своей практике применяю в основном личностно-ориентированные и использую компьютерные технологии.

Педагогические технологии Личностно-ориентированная технология: позволяет строить педагогический процесс совместно со школьниками. Ее применение

Педагогические технологии

Личностно-ориентированная технология:

позволяет строить педагогический процесс совместно со школьниками. Ее применение

  • Формирует навыки исследовательской деятельности.
  • Предоставляет учащимся средства, позволяющие им развиваться, осознавать себя в мире и понимать других людей.
  • Предоставляет учащимся возможности самостоятельно решать творческие задачи.
  • Активизирует познавательную деятельность учащихся.
  • Помогает повысить объем выполненной на уроке работы.
  • Меняет организацию учебного процесса, переориентируя его в сторону развития системного мышления.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала старшеклассники Установить истину стремятся Составить свое мнение Выразить индивидуальность Любят творить любят исследовать

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала

старшеклассники

Установить истину

стремятся

Составить свое мнение

Выразить индивидуальность

Любят творить

любят исследовать

Личностно-ориентированная педагогическая технология предполагает применение заданий,  которые позволяют проявлять инициативу и творческий подход; такие формы и методы обучения, при которых ученики могут самостоятельно добывать знания и оценить результаты учебного труда, реализовать активность и целеустремленность, выразить индивидуальность.  Применение личностно-ориентированной технологии возможно при организации диалога:

Личностно-ориентированная педагогическая технология предполагает применение заданий, которые позволяют проявлять инициативу и творческий подход; такие формы и методы обучения, при которых ученики могут самостоятельно добывать знания и оценить результаты учебного труда, реализовать активность и целеустремленность, выразить индивидуальность. Применение личностно-ориентированной технологии

возможно при организации диалога:

  • учитель – ученик
  • учитель – группа учеников
  • ученик – ученик (работа в парах)
  • ученик – группа учащихся (работа в группах)
  • ученик – аудитория
  • группа учащихся – аудитория( презентация работы в группах).
Методы обучения Применяя данную технологию, использую как традиционные, так и интерактивные методы обучения , к которым могут быть отнесены: 1) эвристическая беседа 2) метод дискуссии 3) метод «деловой игры» 4) конкурсы творческих работ с их обсуждением 5) пресс-конференция. Использую также различные формы работы:  коллективную,  фронтальную,  индивидуальную,  работу в группах, в парах, которые способствуют развитию самостоятельности и навыков самоконтроля у сильных учащихся и коррекции навыков и умений у слабых учеников. В практике    работы      -    применение проблемного подхода (система проблемных вопросов, ситуаций).

Методы обучения

Применяя данную технологию, использую как традиционные, так и интерактивные методы обучения , к которым могут быть отнесены:

1) эвристическая беседа

2) метод дискуссии

3) метод «деловой игры»

4) конкурсы творческих работ с их обсуждением

5) пресс-конференция.

Использую также различные формы работы:

  • коллективную,
  • фронтальную,
  • индивидуальную,
  • работу в группах, в парах, которые способствуют развитию самостоятельности и навыков самоконтроля у сильных учащихся и коррекции навыков и умений у слабых учеников.

В практике    работы      -   применение проблемного подхода (система проблемных вопросов, ситуаций).

Система работы  Система работы предполагает совокупность взаимосвязанных компонентов, совместную деятельность учителя и учащихся, реализуемую в следующей типоструктуре уроков. Типы уроков ( по дидактической цели и форме организации взаимодействия):

Система работы

Система работы предполагает совокупность взаимосвязанных компонентов, совместную деятельность учителя и учащихся, реализуемую в следующей типоструктуре уроков.

Типы уроков ( по дидактической цели и форме организации взаимодействия):

  • Урок ознакомления с новым материалом в форме лекции.
  • Урок ознакомления с новым материалом в форме лекции.
  • Комбинированный урок (с элементами исследования).
  • Урок обобщения и систематизации знаний в форме семинара.
  • Комбинированный урок в форме путешествия с применением ИКТ.
  • Урок проверки и коррекции знаний(контрольный урок).
  • Комбинированный урок.

Применение технологии возможно при наличии учебно-методического материала, возросшей доли самостоятельной, творческой деятельности учащихся.

На начальных этапах работы при проведении урока-лекции технология применяется так:

изучение содержания темы организуется посредством совместной деятельности учителя и учащихся - соавторов урока (схема деятельности учитель ----- ученик ----- ученики ).

Учитель обеспечивает контроль и коррекцию восприятия темы.

При проведении комбинированного урока с элементами исследования применение технологии заключается в следующем:

1. Способы и объем познавательной деятельности определяются в зависимости от уровня подготовленности учащихся на основе групповой деятельности.

2. Осуществление поэтапного перехода от репродуктивных методов деятельности

к частично-поисковым, поисковым и исследовательским.

3. Организация исследовательской, творческой, самостоятельной работы с обучающими заданиями на основе учебно-дидактического и критического материала, художественного текста.

4. Выбор формы занятия и подготовка к нему осуществляется до урока.

           

Интерактивные методы обучения могут использоваться не в «чистом виде», а фрагментарно.  

Применение технологии при проведении урока-семинара:

Применение технологии при проведении урока-семинара:

  • 1. Организация коллективной репродуктивно-коммуникативной деятельности.
  • 2. Обобщение и систематизация базовых компонентов темы в коллективной коммуникативной деятельности
  • 3. Выполнение учащимися коррекционно-тренировочных заданий с целью ликвидации пробелов, выявленных на предыдущих уроках.
  • 4. Коллективное подведение итогов урока.
  • Особенности применения технологии:
  • проведение дискуссии, исключающей односторонность суждений, оценок, формирующей у учащихся личностное отношение к изученному.
  • Применение технологии при проведении контрольного урока:
  • 1. Объяснение алгоритма выполнения контрольного задания.
  • 2. Организация выполнения контрольного задания.
  • 3. Проверка контрольного задания и аттестация учащихся.
  • Особенности применения технологии :
  • 1. Сообщение тематики сочинений и рефератов происходит на начальном этапе изучения темы.
  • 2. В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся необходимы индивидуальные консультации по работе с темой сочинения или реферата.
Цели и задачи раздела  (триединая дидактическая цель):

Цели и задачи раздела (триединая дидактическая цель):

  • Помочь учащимся понимать и осознавать основы внутренних законов литературной эпохи, особенностей миропонимания и творчества Ф.М.Достоевского.
  • Развивать навыки анализа художественного произведения, умения логически мыслить; развивать культуру речи; формировать и развивать навыки интеллектуальной деятельности, совершенствовать мыслительные способности учащихся.
  • Воспитывать эстетический вкус школьников; развивать и обогащать личность учащегося на основе осмысления литературного процесса, художественного текста.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы:

Ожидаемые результаты освоения раздела программы:

  • Глубокое знание конкретной эпохи, расширение и углубление представлений учащихся о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  • Формирование умений анализа художественного текста: идейно-эстетической целостности, приемов индивидуально-авторского использования языковых средств образного строя.
  • Воспитание творческой, самостоятельной, интеллектуальной личности, воспитание эмоциональной отзывчивости; формирование исследовательских навыков и системности в учебной настоящей и предстоящей деятельности, воспитание умения работать в команде.
Планирование уроков по теме «Творчество Ф.М.Достоевского» 1 урок  Формирование Достоевского как мыслителя и художника. Обзор творчества. 2 урок Эпоха кризиса в зеркале идеологического романа «Преступление и наказание». Замысел и история создания романа «Преступление и наказание».  3 урок Петербург Достоевского-город, в котором «невозможно быть». 4 урок Преступление Раскольникова. Идея героя о праве сильной личности в романе «Преступление и наказание». 5 урок 6 урок Раскольников и Свидригайлов. Идейные «двойники» героя. Раскольников и «вечная Сонечка». 7 урок Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. 8 урок Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. 9 урок Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. 10 урок Контрольный урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Планирование уроков по теме «Творчество Ф.М.Достоевского»

1 урок

Формирование Достоевского как мыслителя и художника. Обзор творчества.

2 урок

Эпоха кризиса в зеркале идеологического романа «Преступление и наказание». Замысел и история создания романа «Преступление и наказание».

3 урок

Петербург Достоевского-город, в котором «невозможно быть».

4 урок

Преступление Раскольникова. Идея героя о праве сильной личности в романе «Преступление и наказание».

5 урок

6 урок

Раскольников и Свидригайлов. Идейные «двойники» героя.

Раскольников и «вечная Сонечка».

7 урок

Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

8 урок

Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.

9 урок

Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

10 урок

Контрольный урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Система работы Действия учителя Действия ученика Урок-лекция (с элементами ролевой игры) Формирование общего представления о теме; мотивация интереса к интеллектуальной и познавательной деятельности учащихся. Первичное восприятие темы, соавторство учителя и ученика. Комбинированный урок (с элементами исследования)  Планирование и организация ситуации для проявления исследовательской, творческой деятельности учащихся, для развития умений работать в команде. Реализация исследовательских, творческих способностей, самостоятельное нахождение и усвоение материала в процессе деятельности. Урок-семинар (обобщение и систематизация знаний учащихся) Создание ситуации для работы в группах, обобщение и систематизация знаний, коррекция освоенных учащимися умений, навыков. Совершенствование умения аргументировать, исследовательских и познавательных навыков, формирование законченного представления о теме.

Система работы

Действия учителя

Действия ученика

Урок-лекция (с элементами ролевой игры)

Формирование общего представления о теме; мотивация интереса к интеллектуальной и познавательной деятельности учащихся.

Первичное восприятие темы, соавторство учителя и ученика.

Комбинированный урок (с элементами исследования)

Планирование и организация ситуации для проявления исследовательской, творческой деятельности учащихся, для развития умений работать в команде.

Реализация исследовательских, творческих способностей, самостоятельное нахождение и усвоение материала в процессе деятельности.

Урок-семинар (обобщение и систематизация знаний учащихся)

Создание ситуации для работы в группах, обобщение и систематизация знаний, коррекция освоенных учащимися умений, навыков.

Совершенствование умения аргументировать, исследовательских и познавательных навыков, формирование законченного представления о теме.

Система работы Учитель Ученик Урок-путешествие с применением ИКТ Создание ситуаций для проявления творческой деятельности учащихся (мотивация интереса к познавательной деятельности) Реализация творческих способностей, формирование положительного интереса к учебе, формирование представления о Петербурге Достоевского Контрольный урок Организация и проведение итоговых заданий (реферат, сочинение); анализ полученной информации и планирование деятельности по совершенствованию навыков написания сочинений, рефератов, докладов. Написание сочинения, рефератов, выступление на конференции с докладами.

Система работы

Учитель

Ученик

Урок-путешествие с применением ИКТ

Создание ситуаций для проявления творческой деятельности учащихся (мотивация интереса к познавательной деятельности)

Реализация творческих способностей, формирование положительного интереса к учебе, формирование представления о Петербурге Достоевского

Контрольный урок

Организация и проведение итоговых заданий (реферат, сочинение); анализ полученной информации и планирование деятельности по совершенствованию навыков написания сочинений, рефератов, докладов.

Написание сочинения, рефератов, выступление на конференции с докладами.

Цели уроков в разделе «Творчество Ф.М.Достоевского» 1 урок : познакомить с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества. 2 урок : познакомить с историей создания романа «Преступление и наказание» и отзывами о нем критиков; показать связь творчества писателя с русской действительностью 60-х годов 19 века. 3 урок : показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои, определить своеобразие изображения города, определить его роль в судьбах героев. 4 урок : раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее истоки, суть теории; показать, какую власть может иметь теория, подвести к выводу о страшной опасности индивидуалистических идей. 5 урок : выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии характера, психологических мотивов поступков Раскольникова. 6 урок : показать, в чем видит писатель источник обновления жизни; рассмотреть сцены, в которых звучит протест автора против бесчеловечности.

Цели уроков в разделе «Творчество Ф.М.Достоевского»

1 урок : познакомить с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.

2 урок : познакомить с историей создания романа «Преступление и наказание» и отзывами о нем критиков; показать связь творчества писателя с русской действительностью 60-х годов 19 века.

3 урок : показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои, определить своеобразие изображения города, определить его роль в судьбах героев.

4 урок : раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее истоки, суть теории; показать, какую власть может иметь теория, подвести к выводу о страшной опасности индивидуалистических идей.

5 урок : выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии характера, психологических мотивов поступков Раскольникова.

6 урок : показать, в чем видит писатель источник обновления жизни; рассмотреть сцены, в которых звучит протест автора против бесчеловечности.

Цели уроков в разделе «Творчество Ф.М.Достоевского» 7 урок : показать, какое место занимают сны в сюжетно-композиционном пространстве романа, какую символику имеют, как отображают чувства героя. 8 урок : раскрыть сложный внутренний мир Раскольникова, его нравственные муки, рассказать о психологическом поединке со следователем; выяснить, что заставило главного героя сделать явку с повинной; подвести к осмыслению нравственно-философского смысла преступления и наказания героя. 9 урок : показать роль эпилога в раскрытии авторского замысла, начало нравственного возрождения Раскольникова через веру и любовь. 10 урок : проверить знания и умения учащихся в осмыслении романа; развитие речи учащихся.

Цели уроков в разделе «Творчество Ф.М.Достоевского»

7 урок : показать, какое место занимают сны в сюжетно-композиционном пространстве романа, какую символику имеют, как отображают чувства героя.

8 урок : раскрыть сложный внутренний мир Раскольникова, его нравственные муки, рассказать о психологическом поединке со следователем; выяснить, что заставило главного героя сделать явку с повинной; подвести к осмыслению нравственно-философского смысла преступления и наказания героя.

9 урок : показать роль эпилога в раскрытии авторского замысла, начало нравственного возрождения Раскольникова через веру и любовь.

10 урок : проверить знания и умения учащихся в осмыслении романа; развитие речи учащихся.

Список литературы 1. Белов С.В. «Роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. 2-е изд. – М., 1971 г. 2. Волкова Л.Д. «Роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении».-Л.,Просвещение,1988 г. 3. Карякин Ю.Ф. «Самообман Раскольникова. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». -М., 1976 г. 4. Кожинов В.В. «Преступление и наказание Ф.М.Достоевского. Три шедевра русской классики. -М., 1971 г. 3. «Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах». Под редакцией Нечаевой. – М.,1971 г. 4. Селезнев Ю.И. «Достоевский» - М., 1981 г.- серия «ЖЗЛ» 5. Тарасов Б.Н. «Два пути Родиона Раскольникова. Закон «я» и «закон любви». ЛШ № 1,3 1999 г. 6. Фогельсон И.А. Литература учит. 10 класс. Книга для учащихся. – М., Просвещение,1990.

Список литературы

    1. Белов С.В. «Роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. 2-е изд. – М., 1971 г.

    2. Волкова Л.Д. «Роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении».-Л.,Просвещение,1988 г.

    3. Карякин Ю.Ф. «Самообман Раскольникова. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». -М., 1976 г.

    4. Кожинов В.В. «Преступление и наказание Ф.М.Достоевского. Три шедевра русской классики. -М., 1971 г.

    3. «Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах». Под редакцией Нечаевой. – М.,1971 г.

    4. Селезнев Ю.И. «Достоевский» - М., 1981 г.- серия «ЖЗЛ»

    5. Тарасов Б.Н. «Два пути Родиона Раскольникова. Закон «я» и «закон любви».

    ЛШ № 1,3 1999 г.

    6. Фогельсон И.А. Литература учит. 10 класс. Книга для учащихся. – М., Просвещение,1990.

    Темы для рефератов, сочинений 1. «Наполеон» Родиона Раскольникова. 2. Самообман Раскольникова. 3. Роль эпизода в романе «Преступление и наказание» (по выбору учащихся). 4. Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание». 5. Символические образы, сквозные мотивы в романе «Преступление и наказание». 6. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони (по роману «Преступление и наказание»). 7. Достоевский на рубеже XX-XX1 века. 8. Духовные искания Раскольникова. 9. Петербург Достоевского. 10. Приемы авторского психологического анализа в романе «Преступление и наказание».

    Темы для рефератов, сочинений

    1. «Наполеон» Родиона Раскольникова.

    2. Самообман Раскольникова.

    3. Роль эпизода в романе «Преступление и наказание» (по выбору учащихся).

    4. Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание».

    5. Символические образы, сквозные мотивы в романе «Преступление и наказание».

    6. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони (по роману «Преступление и наказание»).

    7. Достоевский на рубеже XX-XX1 века.

    8. Духовные искания Раскольникова.

    9. Петербург Достоевского.

    10. Приемы авторского психологического анализа в романе «Преступление и наказание».

    Петербург Достоевского- город, в котором «невозможно быть» Тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» 10 класс  Тип урока : : комбинированный в форме путешествия с применением ИКТ.  Цели урока : 1 .     Образовательные : - проанализировать страницы романа, посвящённые описанию города, чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского, его роли в судьбах персонажей и художественных средствах создания. 2.     Развивающие : -  совершенствовать навык аспектного анализа крупного эпического произведения, -  учить выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение; -  обогащать словарный запас учеников. 3.     Воспитательные: - воспитывать интерес к литературному наследию; -  формировать отзывчивость, чуткое, уважительное отношение к людям; -  формировать правильные нравственные критерии оценки людей и их поступков.

    Петербург Достоевского- город, в котором «невозможно быть»

    Тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»

    10 класс

    Тип урока : : комбинированный в форме путешествия с применением ИКТ.

    Цели урока :

    1 .     Образовательные :

    - проанализировать страницы романа, посвящённые описанию города, чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского, его роли в судьбах персонажей и художественных средствах создания.

    2.     Развивающие :

    -  совершенствовать навык аспектного анализа крупного эпического произведения,

    -  учить выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение;

    -  обогащать словарный запас учеников.

    3.     Воспитательные:

    - воспитывать интерес к литературному наследию;

    -  формировать отзывчивость, чуткое, уважительное отношение к людям;

    -  формировать правильные нравственные критерии оценки людей и их поступков.

    Методы, приемы, формы обучения Методы обучения: 1. Словесные. 2. Наглядные. 3. Частично-поисковый. 4. Эмоционально-образного постижения. 4. ИКТ. Формы работы : 1 .     Коллективная. 2.     Групповая. 3.     Индивидуальная. Приёмы работы : 1. Фронтальная беседа. 2.  Аналитическая беседа. 3. Постановка проблемного вопроса. 4. Работа с текстом (выразительное чтение, аспектный анализ текста,  сопоставительный анализ эпизодов, сжатый пересказ текста). 5. Синквейн. 6. Словарная работа. 7. Слово учителя. 8. Самостоятельная исследовательская работа учащихся (предварительное задание к уроку). 9. Составление ОК и таблицы. 10. Компьютерные презентации учеников и учителя. 11. Тезисные записи текста.

    Методы, приемы, формы обучения

    Методы обучения:

    1. Словесные.

    2. Наглядные.

    3. Частично-поисковый.

    4. Эмоционально-образного постижения.

    4. ИКТ.

    Формы работы :

    1 .     Коллективная.

    2.     Групповая.

    3.     Индивидуальная.

    Приёмы работы :

    1. Фронтальная беседа.

    2.  Аналитическая беседа.

    3. Постановка проблемного вопроса.

    4. Работа с текстом (выразительное чтение, аспектный анализ текста,  сопоставительный анализ эпизодов, сжатый пересказ текста).

    5. Синквейн.

    6. Словарная работа.

    7. Слово учителя.

    8. Самостоятельная исследовательская работа учащихся (предварительное задание к уроку).

    9. Составление ОК и таблицы.

    10. Компьютерные презентации учеников и учителя.

    11. Тезисные записи текста.

    Части-блоки урока  1 этап. Организационный момент. 1 мин. 2 этап. Вступительное слово учителя. Работа с 1 эпиграфом. Фронтальная беседа. Целевая установка. 4 мин. 3 этап. Литературная викторина (слайдовая презентация). Работа с таблицей. 4 мин. 4 этап. Слово учителя. Презентация учащихся. Аналитическая работа с текстом по предложенному плану (групповая работа). Индивидуальные сообщения исследовательского характера. Обобщение результатов работы в группах. 19 мин. 5 этап. Подведение итогов работы. Фронтальная беседа. Составление синквейнов. Работа со 2 эпиграфом. Завершение таблицы. 12 мин. 6 этап. Рефлексия. 3 мин. 7 этап. Домашнее задание и комментарий к его выполнению. 2 мин.

    Части-блоки урока

    1 этап. Организационный момент.

    1 мин.

    2 этап. Вступительное слово учителя. Работа с 1 эпиграфом. Фронтальная беседа. Целевая установка.

    4 мин.

    3 этап. Литературная викторина (слайдовая презентация). Работа с таблицей.

    4 мин.

    4 этап. Слово учителя. Презентация учащихся. Аналитическая работа с текстом по предложенному плану (групповая работа). Индивидуальные сообщения исследовательского характера. Обобщение результатов работы в группах.

    19 мин.

    5 этап. Подведение итогов работы. Фронтальная беседа. Составление синквейнов. Работа со 2 эпиграфом. Завершение таблицы.

    12 мин.

    6 этап. Рефлексия.

    3 мин.

    7 этап. Домашнее задание и комментарий к его выполнению.

    2 мин.

    Словарная работа Антиномия    -  противоречия между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.  Главная черта поэтического образа Петербурга .   

    Словарная работа

    • Антиномия    - противоречия между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

    Главная черта поэтического образа Петербурга .

      

    • Лейтмотив – основная мысль, многократно повторяющаяся в тексте;
    • Психологический пейзаж  – изображение окружающего человека     пространства с целью характеристики героя.                       
    Оборудование:

    Оборудование:

    • Достоевского Ф.М. Преступление и наказание: Роман. – М., Художественная. литература, 1983. – 272с.
    • Слайдовые презентации
    • Мультимедийный проектор
    • Компьютер
    • Материалы электронного альбома «Кабинет литературы».
    • Правила составления синквейна.
    Эпиграфы к уроку    Преступление и наказание» прежде всего – роман большого капиталистического города XIX века...  Л. Гроссман   ... люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его.  Ф.М. Достоевский

    Эпиграфы к уроку

    Преступление и наказание» прежде всего – роман большого капиталистического города XIX века...

    Л. Гроссман

    ... люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его.

    Ф.М. Достоевский

    Ход урока 1 этап. Организационный  Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве.  2 этап. Целевая установка  Задача учителя:  обозначить тему урока , включить его в общий контекст изучения романа Достоевского «Преступление и наказание», поставить перед учениками учебную цель.

    Ход урока

    1 этап. Организационный

    Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве.

    2 этап. Целевая установка

    Задача учителя: обозначить тему урока , включить его в общий контекст изучения романа Достоевского «Преступление и наказание», поставить перед учениками учебную цель.

    Фронтальная беседа Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. Две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. «Северная Пальмира», «Чудотворный град», победитель стихии. Проклятый город с нерусским именем, народное пророчество «Петербургу быть пусту». Образ города менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от восхищения к презрению.  «Самый фантастический город на земле»  (Достоевский)

    Фронтальная беседа

    Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города.

    Две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России.

    «Северная Пальмира», «Чудотворный град», победитель стихии.

    Проклятый город с нерусским именем, народное пророчество «Петербургу быть пусту».

    Образ города менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от восхищения к презрению.

    «Самый фантастический город на земле» (Достоевский)

    Работа с первым эпиграфом   Постановка цели урока  «Преступление и наказание» прежде всего – роман большого капиталистического города XIX века...  Л. Гроссман  Постановка цели урока: -Каким же увидел Петербург Достоевский? Сегодня мы с вами совершим экскурсию по Петербургу писателя и постараемся понять, в чем особенности этого города, при помощи каких средств и приемов изображает Достоевский этот город. -Как Петербург влияет на жизнь героев романа «Преступление и наказание»?

    Работа с первым эпиграфом Постановка цели урока

    «Преступление и наказание» прежде всего – роман большого капиталистического города XIX века...

    Л. Гроссман

    Постановка цели урока:

    -Каким же увидел Петербург Достоевский?

    Сегодня мы с вами совершим экскурсию по Петербургу писателя и постараемся понять,

    в чем особенности этого города, при помощи каких средств и приемов изображает Достоевский этот город.

    -Как Петербург влияет на жизнь героев романа «Преступление и наказание»?

    3 этап Подготовка к активному, сознательному усвоению материала. Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.

    3 этап

    Подготовка к активному, сознательному усвоению материала.

    Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.

    Литературная  викторина   Над омраченным Петроградом  Дышал ноябрь осенним хладом…

    Литературная викторина Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом…

    Город пышный, город бедный,  Дух неволи, стройный вид.  Свод небес зелено-бледный,  Скука, холод и гранит …

    Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид. Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит

    «Пустынные улицы даже днем не так веселы, а тем более вечером. теперь они сделались еще глуше и уединеннее…»  «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою  наляжет на него…»

    «Пустынные улицы даже днем не так веселы, а тем более вечером. теперь они сделались еще глуше и уединеннее…»

    «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него…»

    Нева волнуется, дома   Стоят, как крепости пустые,   Железным болтом запертые,  Угрюмы лавки, как тюрьма…

    Нева волнуется, дома Стоят, как крепости пустые, Железным болтом запертые, Угрюмы лавки, как тюрьма…

    Художественный образ Петербурга   Сравнительная таблица А.С.Пушкин Город трагической красоты и безумия. Н.В.Гоголь Город - фантасмагория, город обманов и иллюзий. Н.А.Некрасов Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков.  Ф.М.Достоевский Город - ?

    Художественный образ Петербурга Сравнительная таблица

    А.С.Пушкин

    Город трагической красоты и безумия.

    Н.В.Гоголь

    Город - фантасмагория, город обманов и иллюзий.

    Н.А.Некрасов

    Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков.

    Ф.М.Достоевский

    Город - ?

    4 этап  Задача учителя: организовать эффективную работу с текстом романа, учитывая индивидуальные особенности учащихся в старшем подростковом возрасте, с целью поиска ответа на главный вопрос урока:   Какой Петербург Достоевского, и как он влияет на людей, которые там живут? Слово учителя: Ф.М.Достоевский в Петербурге. Снимал квартиры в «серединных улицах», в холодных угловых «доходных» домах, где люди «так и кишат».   Презентация «Петербург Достоевского»

    4 этап

    Задача учителя: организовать эффективную работу с текстом романа, учитывая индивидуальные особенности учащихся в старшем подростковом возрасте, с целью поиска ответа на главный вопрос урока:

    Какой Петербург Достоевского, и как он влияет на людей, которые там живут?

    Слово учителя:

    Ф.М.Достоевский в Петербурге. Снимал квартиры в «серединных улицах», в холодных угловых «доходных» домах, где люди «так и кишат».

    Презентация «Петербург Достоевского»

    Презентация  «Петербург Достоевского»  Презентацию выполнили Дымова Е., Сажина А.

    Презентация

    «Петербург Достоевского»

    Презентацию выполнили Дымова Е., Сажина А.

    Петербург: город дворцов, красивых площадей, проспектов, великолепных памятников архитектуры

    Петербург: город дворцов, красивых площадей, проспектов, великолепных памятников архитектуры

    Петербург Достоевского: дворы-колодцы

    Петербург Достоевского: дворы-колодцы

    «Доходные» дома Петербурга.  В одном из таких жил Ф.М.Достоевский

    «Доходные» дома Петербурга. В одном из таких жил Ф.М.Достоевский

    • « А что как разлетится
    • этот туман и уйдет
    • кверху, не уйдет ли
    • с ним вместе и весь этот
    • гнилой, склизкий город,
    • поднимется с туманом
    • И исчезнет, как дым…»
    Столярный переулок- в 16 домах помещалось 18 питейных заведений. В этом переулке , в одном из домов, находилась крохотная клетушка Раскольникова.

    Столярный переулок- в 16 домах помещалось 18 питейных заведений. В этом переулке , в одном из домов, находилась крохотная клетушка Раскольникова.

    Сенная площадь. Здесь еще в 18 веке был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса. Через площадь проходил путь Раскольникова в город.

    Сенная площадь. Здесь еще в 18 веке был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса. Через площадь проходил путь Раскольникова в город.

    С площади путь Раскольникова лежал в улицу Садовую. По Садовой и Гороховой шел  Раскольников к дому старухи-процентщицы.

    С площади путь Раскольникова лежал в улицу Садовую. По Садовой и Гороховой шел Раскольников к дому старухи-процентщицы.

    По Екатерининскому каналу пролегал маршрут Раскольникова. Здесь же находилась квартира Сони Мармеладовой.

    По Екатерининскому каналу пролегал маршрут Раскольникова. Здесь же находилась квартира Сони Мармеладовой.

    « Дом был трёхэтажный, старый с зелёными стенами.  Сонина комната походила как будто на сарай… Окна выходили на канаву…»

    « Дом был трёхэтажный, старый с зелёными стенами. Сонина комната походила как будто на сарай… Окна выходили на канаву…»

    Разумихин жил на Васильевском острове, и Родион добирался к нему Вознесенскому проспекту. Далее, следуя по Вознесенскому проспекту, он выходил к Неве и по Николаевскому мосту попадал на Васильевский остров.

    Разумихин жил на Васильевском острове, и Родион добирался к нему Вознесенскому проспекту. Далее, следуя по Вознесенскому проспекту, он выходил к Неве и по Николаевскому мосту попадал на Васильевский остров.

    На Васильевском острове

    На Васильевском острове

    Слово учителя Петербург:  город доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, город мрачного, грязного, но в то же время прекрасный, город дворцов, красивых проспектов, великолепных памятников архитектуры. Понятие об антиномии как главной черте облика города в романе Достоевского.  - Почему возникло такое противоречие? Чтобы ответить на вопрос и увидеть город глазами автора и его героя, обратимся к тексту романа.

    Слово учителя

    Петербург:

    город доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, город мрачного, грязного, но в то же время прекрасный,

    город дворцов, красивых проспектов,

    великолепных памятников архитектуры.

    Понятие об антиномии как главной черте облика города в романе Достоевского.

    - Почему возникло такое противоречие?

    Чтобы ответить на вопрос и увидеть город глазами автора и его героя, обратимся к тексту романа.

    СХЕМА АНАЛИЗА ОБРАЗА  ГОРОДА   ОБРАЗ ГОРОДА: ПЕЙЗАЖИ   СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ  ИНТЕРЬЕРЫ

    СХЕМА АНАЛИЗА ОБРАЗА ГОРОДА

    ОБРАЗ ГОРОДА:

    ПЕЙЗАЖИ

    СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

    ИНТЕРЬЕРЫ

    Аналитическая работа с текстом по предложенному плану (групповая работа)  Проанализируйте предложенные эпизоды, выявите закономерности в описании, запишите лексические ряды и сформулируйте тезисы.  1 группа.  Пейзаж.  -Что такое пейзаж? Какую роль он играет в художественном произведении?  ч. 1, гл. 1 - «Колорит городского дня».ч. 2, гл. 2 - «Великолепная панорама».ч. 2, гл. 6 - «Великолепный Петербург».ч. 2, гл. 5 - «Вид из окна Раскольникова».ч. 6, гл. 6 - «Грозовой вечер».

    Аналитическая работа с текстом по предложенному плану (групповая работа)

    Проанализируйте предложенные эпизоды, выявите закономерности в описании, запишите лексические ряды и сформулируйте тезисы.

    1 группа.

    Пейзаж.

    -Что такое пейзаж? Какую роль он играет в художественном произведении?

    ч. 1, гл. 1 - «Колорит городского дня».ч. 2, гл. 2 - «Великолепная панорама».ч. 2, гл. 6 - «Великолепный Петербург».ч. 2, гл. 5 - «Вид из окна Раскольникова».ч. 6, гл. 6 - «Грозовой вечер».

    Работа с текстом  2 группа.  - Проанализируйте  уличные сцены, которые произвели наиболее сильное впечатление, сопоставьте эпизоды, найдите общее.  - Расскажите о людях, которые встречались на пути Раскольникова.  - Как они относятся друг к другу?  Многообразие петербургских типов. Уличные сцены . ч. 1, гл. 1 , ч. 1, гл.. 4 ч. 2, гл. 2 ч. 2, гл. 6. ч. 2, гл. 6 ч. 2, гл. 7 ч. 1, гл. 1.

    Работа с текстом

    2 группа.

    - Проанализируйте уличные сцены, которые произвели наиболее сильное впечатление, сопоставьте эпизоды, найдите общее.

    - Расскажите о людях, которые встречались на пути Раскольникова.

    - Как они относятся друг к другу?

    Многообразие петербургских типов. Уличные сцены . ч. 1, гл. 1 , ч. 1, гл.. 4 ч. 2, гл. 2 ч. 2, гл. 6. ч. 2, гл. 6 ч. 2, гл. 7 ч. 1, гл. 1.

    Организация групповой работы: 3 группа: проанализировать эпизоды романа, где описывается интерьер жилищ героев (Раскольникова, Сони, Мармеладова) и выписать в тетрадь лексические ряды, использованные автором при их описании.   1 - комната Раскольникова /  часть1, гл.3 /, 2 - комната Сони / часть 4, гл.4/, 3 - комната Мармеладовых / часть 1, гл.2/. В тетради составляется ОК.

    Организация групповой работы:

    3 группа:

    проанализировать эпизоды романа, где описывается интерьер жилищ героев (Раскольникова, Сони, Мармеладова) и выписать в тетрадь лексические ряды, использованные автором при их описании.

    1 - комната Раскольникова / часть1, гл.3 /,

    2 - комната Сони / часть 4, гл.4/,

    3 - комната Мармеладовых / часть 1, гл.2/.

    В тетради составляется ОК.

    Обобщение результатов групповой деятельности 1 группа : называют закономерности в описании города. Жара страшная; летняя вонь; нестерпимая вонь; спертый воздух», «запах сигар в подвальной лавке», « пахло известью, пылью, стоячей водой», отвратительный, грустный колорит; глубочайшее омерзение…  Все описания построены на одних и тех же деталях – пыль, жара, дурные запахи, духота, вонь из распивочных, пестрая толпа. Здесь можно задохнуться.   Эпитеты несут значение неприятия действительности. -  В каком эпизоде автор использует контрастное описание? - Почему Достоевский показывает великолепие Петербурга в момент унижения и оскорбления героя? - Какую стилистическую фигуру художественной речи использует автор, говоря о величии города и унижении героя?

    Обобщение результатов групповой деятельности

    1 группа :

    называют закономерности в описании города.

    Жара страшная; летняя вонь; нестерпимая вонь; спертый воздух», «запах сигар в подвальной лавке», « пахло известью, пылью, стоячей водой», отвратительный, грустный колорит; глубочайшее омерзение…

    Все описания построены на одних и тех же деталях – пыль, жара, дурные запахи, духота, вонь из распивочных, пестрая толпа. Здесь можно задохнуться.

    Эпитеты несут значение неприятия действительности.

    - В каком эпизоде автор использует контрастное описание?

    - Почему Достоевский показывает великолепие Петербурга в момент унижения и оскорбления героя?

    - Какую стилистическую фигуру художественной речи использует автор, говоря о величии города и унижении героя?

    Роль пейзажа в романе  -Какую художественную нагрузку несет пейзаж? -Является ли он только фоном, на котором развертываются события? Делаем вывод о психологическом пейзаже.

    Роль пейзажа в романе

    -Какую художественную нагрузку несет пейзаж?

    -Является ли он только фоном, на котором развертываются события?

    Делаем вывод о психологическом пейзаже.

    Обобщение результатов групповой работы 2 группа:   сжато пересказывают уличные сцены, которые произвели наиболее сильное впечатление, записывают выводы в форме тезисов «Пьяный в телеге». «Удар бича и подаяние». «Шарманщик и толпа женщин у трактира». «Сцена на Николаевском мосту. Утопленница». «Смерть Мармеладова».  « Пьяная девушка».  Эти страшные сцены уличных несчастий показывают, что Петербург – город униженных и оскорбленных, это город, которому не чуждо насилие над слабыми. Жизнь, полная безысходности. Здесь живут люди страдающие или теряющие человеческий облик. Они озлоблены, безразличны или враждебны друг к другу; многие утратили доброту и милосердие. «Звериное» любопытство, «звериная» насмешка.

    Обобщение результатов групповой работы

    2 группа:

    сжато пересказывают уличные сцены, которые произвели наиболее сильное впечатление, записывают выводы в форме тезисов

    • «Пьяный в телеге».
    • «Удар бича и подаяние».
    • «Шарманщик и толпа женщин у трактира».
    • «Сцена на Николаевском мосту. Утопленница».
    • «Смерть Мармеладова».
    • « Пьяная девушка».

    Эти страшные сцены уличных несчастий показывают, что Петербург – город униженных и оскорбленных, это город, которому не чуждо насилие над слабыми. Жизнь, полная безысходности.

    Здесь живут люди страдающие или теряющие человеческий облик. Они озлоблены, безразличны или враждебны друг к другу; многие утратили доброту и милосердие. «Звериное» любопытство, «звериная» насмешка.

    Обобщение результатов групповой работы (3 группа)   Составление ОК Предполагаемый вариант ОК: «…низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят…»  Социальный тупик  Каморка, гроб, шкаф. Сарай. Проходной угол. Маленький размер, низкие потолки,  нищенское убранство, съёмное жильё.

    Обобщение результатов групповой работы (3 группа)

    Составление ОК

    Предполагаемый вариант ОК:

    «…низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят…»

    Социальный тупик

    Каморка, гроб, шкаф.

    Сарай.

    Проходной угол.

    Маленький размер, низкие потолки,

    нищенское убранство, съёмное жильё.

    Вывод по итогам групповой работы

    Вывод по итогам групповой работы

    • - Что окружает героя на улицах города, в котором он живёт?
    • - Как чувствует человек, живущий в таком пространстве? ·
    • -Какой лейтмотив присутствует?
    Индивидуальное домашнее задание исследовательского характера  «Цветовая деталь в романе» Красный цвет и его оттенки – «красное лицо», «красные глаза», «три красных камешка на колечке», «красные пятна на щеках» и цвет крови (опасность)  Черный цвет – «черные лестницы», «темные квартиры», «темные глаза» (мрак, неизвестность)

    Индивидуальное домашнее задание исследовательского характера «Цветовая деталь в романе»

    • Красный цвет и его оттенки – «красное лицо», «красные глаза», «три красных камешка на колечке», «красные пятна на щеках» и цвет крови (опасность)

    • Черный цвет – «черные лестницы», «темные квартиры», «темные глаза» (мрак, неизвестность)

    • Белый цвет – «светлая, прохладная лестница», «белокурые волосы», «белое тюлевое платье на девочке» (чистота)
    Цвета

    Цвета

    • Серый цвет – «серая одежда», «серый человек»(скованность)
    • Синий, голубой цвет – «голубые глаза», «синенькая скатерть», «чудесная голубая вода»(мудрость, спокойствие)
    • Зеленый цвет – «зеленый купол церкви», «зелень деревьев, травы», «зеленый платок», «зеленый зонтик» ( защита, покров)
    • Желтый цвет – « желтые обои», «желтые рамки», «желтый диван», «темно-желтое лицо», «желчное лицо», «желтый билет», «желтая мебель» (нездоровье, болезненность, нищета, безысходность).
    Какие художественные средства использует автор при описании Петербурга?

    Какие художественные средства использует автор при описании Петербурга?

    • Антитеза
    • Гиперболизация
    • Символ
    • Эпитет
    • Сравнение
    • Градация
    5 этап    Подведение итогов урока   Задача учителя : выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над образом Петербурга в романе.   - Какое впечатление произвел на вас город, в котором живут герои Достоевского? Попытайтесь выразить свои впечатления в форме синквейна.

    5 этап

    Подведение итогов урока Задача учителя : выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над образом Петербурга в романе.

    - Какое впечатление произвел на вас город, в котором живут герои Достоевского?

    Попытайтесь выразить свои впечатления в форме синквейна.

    Правила составления синквейна Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения  одно слово , обычно существительное, отражающее главную идею; два слова , прилагательные, описывающие основную мысль; три слова , глаголы, описывающие действия в рамках темы; фраза из нескольких слов , показывающая отношение к теме; слово или несколько слов , связанные с первым, отражающие сущность темы

    Правила составления синквейна

    Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения

    одно слово , обычно существительное, отражающее главную идею;

    два слова , прилагательные, описывающие основную мысль;

    три слова , глаголы, описывающие действия в рамках темы;

    фраза из нескольких слов , показывающая отношение к теме;

    слово или несколько слов , связанные с первым, отражающие сущность темы

    Обобщение результатов коллективной работы  город резких контрастов,  город, где нечем дышать,  город равнодушия и бесчеловечности,  город-убийца, город-призрак, город-тупик.  Стихия города враждебна человеку.  Безумный город порождает безумные идеи и людей – преступников. Человек страдает в этом городе. Человек так жить не должен. Завершение таблицы, заполнение графы «Петербург Достоевского»      

    Обобщение результатов коллективной работы

    • город резких контрастов,
    • город, где нечем дышать,
    • город равнодушия и бесчеловечности,
    • город-убийца, город-призрак, город-тупик.
    • Стихия города враждебна человеку.
    • Безумный город порождает безумные идеи и людей – преступников.
    • Человек страдает в этом городе.
    • Человек так жить не должен.
    • Завершение таблицы, заполнение графы «Петербург Достоевского»   

      

    Фронтальная беседа  Работа с третьим эпиграфом:   « Люблю тебя, Петра творенье…Виноват, не люблю…»   -Почему же писатель-гуманист не любит «великое творение Петра»? - На чьи традиции опирался Достоевский, создавая художественный образ Петербурга?

    Фронтальная беседа Работа с третьим эпиграфом: « Люблю тебя, Петра творенье…Виноват, не люблю…» -Почему же писатель-гуманист не любит «великое творение Петра»?

    - На чьи традиции опирался Достоевский, создавая художественный образ Петербурга?

    • Чем необычен Петербург Достоевского?
    • Почему антиномия является главной чертой традиционного образа Петербурга?
    • Какие проблемы вскрыл Достоевский при описании города и актуальны ли они сейчас?
    6 этап. Рефлексия:  диагностический лист  деятельности учащихся

    6 этап. Рефлексия: диагностический лист деятельности учащихся

    • Достигнуты ли цели урока?
    • Какие проблемы решали, изучая тему?
    • Какие выводы сделали?
    • Активно ли работал класс?
    • Назови особенно активных.
    • Как звучали ответы? (правильность, полнота, последовательность, речь)
    • Успели ли рассмотреть запланированный материал? В чем причина?
    • Какие новые проблемы ставит изученная тема?
    • Оценка работы класса на уроке.
    Оценочный лист № Ф.И. самооценка оценка группы

    Оценочный лист

    Ф.И.

    самооценка

    оценка группы

    Лист достижений

    Лист достижений

    • Тема урока
    • На уроке мне особенно понравилось …
    • Я узнал(а) …
    • Для меня было трудным …
    • У меня лучше всего получилось …
    • Моя оценка за урок …
    6  этап.  Домашнее задание и комментарий к его выполнению Задача учителя:  мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей. Прочитать часть 3, познакомиться со статьей учебника «Идея против жизни» и постараться ответить на вопрос: Причины индивидуалистического «бунта» Родиона Раскольникова, его осуществление, поведение героя после преступления. Но все же в романе есть эпизод, в котором мы видим совсем другой Петербург. С этим эпизодом будет связано индивидуальное домашнее задание для группы учеников. перечитать ч.1. гл.6 – мечта о счастливом городе и письменно ответить на вопрос «Какова роль  этих размышлений в произведении?» Индивидуальное задание для группы учеников:  Найти иллюстрации художников к роману и ответить на вопрос «Кому из художников-иллюстраторов удалось точнее передать атмосферу Петербурга Достоевского и какими средствами живописи удалось этого эффекта добиться?»

    6 этап.  Домашнее задание и комментарий к его выполнению

    Задача учителя:  мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.

    Прочитать часть 3, познакомиться со статьей учебника «Идея против жизни» и постараться ответить на вопрос:

    Причины индивидуалистического «бунта» Родиона Раскольникова, его осуществление, поведение героя после преступления.

    Но все же в романе есть эпизод, в котором мы видим совсем другой Петербург. С этим эпизодом будет связано индивидуальное домашнее задание для группы учеников.

    перечитать ч.1. гл.6 – мечта о счастливом городе и письменно ответить на вопрос «Какова роль  этих размышлений в произведении?»

    Индивидуальное задание для группы учеников:

    Найти иллюстрации художников к роману и ответить на вопрос «Кому из художников-иллюстраторов удалось точнее передать атмосферу Петербурга Достоевского и какими средствами живописи удалось этого эффекта добиться?»

    Сравнительная диагностика результатов учебной деятельности учащихся по разделу «Творчество Ф.М.Достоевского» ??? ??? Page 1 Page 1

    Сравнительная диагностика результатов учебной деятельности учащихся по разделу «Творчество Ф.М.Достоевского»

    ???

    ???

    Page 1

    Page 1

    Библиография

    Библиография

    • Румянцева Э.М. Ф.М. Достоевский. – Л., 1971 г.
    • Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. – Л.,1980 г.
    • Басина М.Я. Сквозь сумрак белых ночей. -Л., 1979 г.
    • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Меркина Г.С. - М., 2008г.
    • Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. - М.,2006 г.
    • Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. - М., 1964 г.


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Литература

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 10 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Уроки литературы в 10 классе по теме "Творчество Ф.М. Достоевского"

    Автор: Бычкова Лариса Валентиновна

    Дата: 25.01.2015

    Номер свидетельства: 161053

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(30) "Урок литературы "
        ["seo_title"] => string(16) "urok-litieratury"
        ["file_id"] => string(6) "119455"
        ["category_seo"] => string(10) "literatura"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1413436411"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(144) "Униженные и оскарбленные в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"! "
        ["seo_title"] => string(87) "unizhiennyie-i-oskarbliennyie-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie"
        ["file_id"] => string(6) "119456"
        ["category_seo"] => string(10) "literatura"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1413436926"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(143) "Униженные и оскорблённые в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "
        ["seo_title"] => string(87) "unizhiennyie-i-oskorblionnyie-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie"
        ["file_id"] => string(6) "119462"
        ["category_seo"] => string(10) "literatura"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1413437619"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(160) "Русская литература в оценке В.В.Розанова (теория к урокам литературы в старших классах) "
        ["seo_title"] => string(96) "russkaia-litieratura-v-otsienkie-v-v-rozanova-tieoriia-k-urokam-litieratury-v-starshikh-klassakh"
        ["file_id"] => string(6) "163307"
        ["category_seo"] => string(10) "literatura"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1422462986"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(220) "Конспект урока литературы в 11 классе по теме "«Ф.М Достоевский. Жизнь и судьба писателя. Идейные и эстетические взгляды»."
        ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_literatury_v_11_klasse_po_teme_f_m_dostoevskii_zhizn_i_sudba_pisa"
        ["file_id"] => string(6) "589246"
        ["category_seo"] => string(10) "literatura"
        ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
        ["date"] => string(10) "1634882804"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства