kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по творчеству А.Т. Твардовского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: ознакомить учеников с вехами жизненного и творческого пути Твардовского.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по творчеству А.Т. Твардовского»

ГЛИНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГЛИНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ознакомить учеников с вехами жизненного и творческого пути Твардовского; создать эмоциональный фон для восприятия поэмы; показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны; выявить определяющие качества Василия Тёркина; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.
  • ознакомить учеников с вехами жизненного и творческого пути Твардовского;
  • создать эмоциональный фон для восприятия поэмы;
  • показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны;
  • выявить определяющие качества Василия Тёркина;
  • развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.
Родился в 1910 году в Смоленской губернии в деревне Загорье в семье деревенского кузнеца.

Родился в 1910 году в Смоленской губернии в деревне Загорье в семье деревенского кузнеца.

Мать  - Мария Митрофановна родом из обедневшей дворянской семьи. Отец  - Трифон Гордеевич человек начитанный, по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Некрасова и др.

Мать - Мария Митрофановна родом из обедневшей дворянской семьи.

Отец - Трифон Гордеевич человек начитанный, по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Некрасова и др.

Первое стихотворение, написанное в детстве, было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнезд.     В 14 лет стал писать свои стихотворения.

Первое стихотворение, написанное в детстве, было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнезд.

В 14 лет стал писать свои стихотворения.

Учился в Смоленском пединституте.  1939 г. – окончил Московский институт философии, литературы и истории.

Учился в Смоленском пединституте.

1939 г. – окончил Московский институт философии, литературы и истории.

Трагически переживал многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и сосланным на уральский лесоповал.   Остается загадкой, по каким истинным причинам семья была репрессирована.

Трагически переживал многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и сосланным на уральский лесоповал.

Остается загадкой, по каким истинным причинам семья была репрессирована.

1936г. – пишет поэму “ Страна Муравия ” , за которую наградили орденом Ленина.   Произведения Твардовского – стихотворения, поэмы- народны, потому что они являются поэтическими свидетельствами истории народа. В них отражены все важнейшие события страны, происходившие на глазах поэта.   Творчество Твардовского опиралось на народную традицию, его стихи просты, демократичны, понятны читателю. Главный герой лирики поэта – человек из народа.

1936г. – пишет поэму “ Страна Муравия ” , за которую наградили орденом Ленина.

Произведения Твардовского – стихотворения, поэмы- народны, потому что они являются поэтическими свидетельствами истории народа. В них отражены все важнейшие события страны, происходившие на глазах поэта.

Творчество Твардовского опиралось на народную традицию, его стихи просты, демократичны, понятны читателю. Главный герой лирики поэта – человек из народа.

1941-1942гг. – работал в Воронеже в редакции газеты «Красная Армия»     1941,1946,1947- лауреат Сталинской премии.

1941-1942гг. – работал в Воронеже в редакции газеты «Красная Армия»

1941,1946,1947- лауреат Сталинской премии.

За годы фашисткой оккупации в 1941-1943 гг. разрушения в Починковском районе были столь велики, что сам Твардовский, вернувшийся в родные места в рядах солдат-освободителей в сентябре 1943 года, не смог узнать даже пепелище отцовского дома. Известная фотография, сделанная фронтовым корреспондентом в тот момент, когда поэт стоит на месте родного дома, не отражает того, что эти места разрушила война. Но… Это фото стало еще одним вкладом в пропаганду борьбы с фашизмом, так что не будем придирчивы к фактам. Суть в том, что Александр Твардовский освобождал от фашистов Смоленщину и родные края. Ничем сторона не богата, А мне уже тем хороша, Что там наудачу когда-то Моя народилась душа…

За годы фашисткой оккупации в 1941-1943 гг. разрушения в Починковском районе были столь велики, что сам Твардовский, вернувшийся в родные места в рядах солдат-освободителей в сентябре 1943 года, не смог узнать даже пепелище отцовского дома. Известная фотография, сделанная фронтовым корреспондентом в тот момент, когда поэт стоит на месте родного дома, не отражает того, что эти места разрушила война. Но… Это фото стало еще одним вкладом в пропаганду борьбы с фашизмом, так что не будем придирчивы к фактам. Суть в том, что Александр Твардовский освобождал от фашистов Смоленщину и родные края.

Ничем сторона не богата,

А мне уже тем хороша,

Что там наудачу когда-то

Моя народилась душа…

Написано в 1945-46 гг. Первоначально имело другое название-«Завещание воина».    В основу этого стихотворения легли два запомнившихся Твардовскому эпизода: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 г. и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт .

Написано в 1945-46 гг. Первоначально имело другое название-«Завещание воина».

В основу этого стихотворения легли два запомнившихся Твардовскому эпизода: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 г. и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт .

1946г. – поэма «Дом у дороги»  1950-1960гг. – поэма  «За далью даль»     В данных поэмах А.Твардовский во многом по-новому, все глубже и разносторонне осмысливает исторические судьбы народа, «…мир большой и трудный…».

1946г. – поэма «Дом у дороги»

1950-1960гг. – поэма

«За далью даль»

В данных поэмах А.Твардовский во многом по-новому, все глубже и разносторонне осмысливает исторические судьбы народа, «…мир большой и трудный…».

Философское осмысление жизни, восприятие природы как единого и вечного мира, частица которого человек, обращение к большим и малым событиям истории страны – таков диапазон поздних стихотворений Твардовского, собранных в книге «Из лирики этих лет»(1967) Что нужно, чтобы жить с умом? Понять свою планиду…..

Философское осмысление жизни, восприятие природы как единого и вечного мира, частица которого человек, обращение к большим и малым событиям истории страны – таков диапазон поздних стихотворений Твардовского, собранных в книге «Из лирики этих лет»(1967)

Что нужно, чтобы жить с умом?

Понять свою планиду…..

1966-1969гг. – работает над поэмой «По праву памяти», опубликованной в наши дни.     Поэма рассказывает о горьких, трагических уроках нашей истории, связанных с периодом культа личности Сталина, о трагедии тех, на кого тяжким грузом легло клеймо «сын врага народа».

1966-1969гг. – работает над поэмой «По праву памяти», опубликованной в наши дни.

Поэма рассказывает о горьких, трагических уроках нашей истории, связанных с периодом культа личности Сталина, о трагедии тех, на кого тяжким грузом легло клеймо «сын врага народа».

1950-1954 и 1958-1970гг. –главный редактор журнала «Новый мир».    Своей организационно-редакторской деятельностью, примером собственного творчества Твардовский достойно продолжал лучшие традиции русской советской литературы. Его помощь и поддержка ощутимо сказались в творчестве многих писателей.     1971г. – лауреат Государственной премии.

1950-1954 и 1958-1970гг. –главный редактор журнала «Новый мир».

Своей организационно-редакторской деятельностью, примером собственного творчества Твардовский достойно продолжал лучшие традиции русской советской литературы. Его помощь и поддержка ощутимо сказались в творчестве многих писателей.

1971г. – лауреат Государственной премии.

В 1971году поэт заболел и умер.   Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.   Во многих городах его именем названы улицы.

В 1971году поэт заболел и умер.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Во многих городах его именем названы улицы.

Долгие годы простояло Загорье в заброшенном состоянии. Лишь в сентябре 1986 года началась реконструкция хутора. Неоценимую помощь оказали родные братья и сестра Твардовского. Руками Ивана Трифоновича сделана мебель в избе, Константин Трифонович и Анна Трифоновна, как могли, содействовали воссозданию именно той обстановки, в которой проходило детство и юность поэта.

Долгие годы простояло Загорье в заброшенном состоянии. Лишь в сентябре 1986 года началась реконструкция хутора. Неоценимую помощь оказали родные братья и сестра Твардовского. Руками Ивана Трифоновича сделана мебель в избе, Константин Трифонович и Анна Трифоновна, как могли, содействовали воссозданию именно той обстановки, в которой проходило детство и юность поэта.

Истинных любителей творчества А.Т.Твардовского музей приглашает ежегодно на литературный праздник в июле. Вокруг памятного камня собираются поклонники поэта, съезжаются из других районов Смоленщины народные коллективы, проходят концерты и разыгрываются сценки с участием главного героя – бойца Василия Тёркина.   И все же, посещаемость данного хутора низкая, Загорье не избито, не исхожено, не изъезжено ….

Истинных любителей творчества А.Т.Твардовского музей приглашает ежегодно на литературный праздник в июле. Вокруг памятного камня собираются поклонники поэта, съезжаются из других районов Смоленщины народные коллективы, проходят концерты и разыгрываются сценки с участием главного героя – бойца Василия Тёркина. И все же, посещаемость данного хутора низкая, Загорье не избито, не исхожено, не изъезжено ….

"Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!" - так писал И.А.Бунин о поэме Александра Твардовского

«Василий Тёркин» - это лучшее из всего написанного о войне на войне» К. Симонов.

«Василий Тёркин» - это лучшее из всего написанного о войне на войне»

К. Симонов.

Такой подзаголовок дал автор своей поэме    1939г. – началась советско-финская война, в которой А.Т.Твардовский принимал участие как военный корреспондент газеты «На страже Родины». В газете велся коллективный еженедельник фельетонов со стихами и картинками. Литераторы газеты выбрали персонажа, который должен был выступать в сериях занятных картинок Так родился литературный герой – боец Вася Теркин.

Такой подзаголовок дал автор

своей поэме

1939г. – началась советско-финская война, в которой А.Т.Твардовский принимал участие как военный корреспондент газеты «На страже Родины». В газете велся коллективный еженедельник фельетонов со стихами и картинками. Литераторы газеты выбрали персонажа, который должен был выступать в сериях занятных картинок Так родился литературный герой – боец Вася Теркин.

Публикация первых глав началась в 1942 году после тяжёлого летнего отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Поэма была оперативной, реагировала на военные события.»Свободный» сюжет позволял печатать её по главам, которые обладают относительной самостоятельностью, и в то же время поэма – целостное произведение: «Это книга про бойца Без начала и конца…»-  так характеризует своё произведение Твардовский.   Три части поэмы соответствуют трём этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Сталинградом, победное наступление 1944-1945 годов и полный разгром врага на его территории. Закончил Твардовский поэму синхронно с окончанием войны.

Публикация первых глав началась в 1942 году после тяжёлого летнего отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Поэма была оперативной, реагировала на военные события.»Свободный» сюжет позволял печатать её по главам, которые обладают относительной самостоятельностью, и в то же время поэма – целостное произведение:

«Это книга про бойца

Без начала и конца…»-

так характеризует своё произведение Твардовский.

Три части поэмы соответствуют трём этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Сталинградом, победное наступление 1944-1945 годов и полный разгром врага на его территории. Закончил Твардовский поэму синхронно с окончанием войны.

Первая глава – «На привале»- начинается с шутливого монолога героя, насыщенного шутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, поднять настроение окружающим в трудную минуту. Затем Тёркин рисуется в деле: главы «Перед боем», «Переправа», «О войне», «Тёркин ранен» и т.д.

Первая глава – «На привале»- начинается с шутливого монолога героя, насыщенного шутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, поднять настроение окружающим в трудную минуту. Затем Тёркин рисуется в деле: главы «Перед боем», «Переправа», «О войне», «Тёркин ранен» и т.д.

Жизнь сама подсказывала темы «беседы» автора с фронтовым читателем. Так рождается структурный принцип внутренней завершённости каждой главы: фронтовой читатель не мог знать предшествующей главы или не дождаться последующей, погибнув или получив ранение в ближайшем бою, перед которым и попала ему в руки фронтовая многотиражка с очередной главой. Но представление о рассказанном он всё равно получал. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав.

Жизнь сама подсказывала темы «беседы» автора с фронтовым читателем. Так рождается структурный принцип внутренней завершённости каждой главы: фронтовой читатель не мог знать предшествующей главы или не дождаться последующей, погибнув или получив ранение в ближайшем бою, перед которым и попала ему в руки фронтовая многотиражка с очередной главой. Но представление о рассказанном он всё равно получал. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав.

Каков он, Василий Тёркин, что мы узнаём о нём от автора? Найдите строки в поэме.  Тёркин – кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Каков он, Василий Тёркин, что мы узнаём о нём от автора? Найдите строки в поэме.

Тёркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Василий – боец умелый, храбрый, умеющий подбодрить своих товарищей в трудный час хорошей шуткой, но понимающий, что война – тяжкий труд, гибель и страдания людей.

Василий – боец умелый, храбрый, умеющий подбодрить своих товарищей в трудный час хорошей шуткой, но понимающий, что война – тяжкий труд, гибель и страдания людей.

Образ Тёркина обобщён. Тёркин «большой охотник жить лет до девяноста», гражданский, мирный человек, «из запаса рядовой», солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной, и война для него – не подвиг, а работа, страда, продолжение обычной жизни. И вся поэма о войне пронизана мечтой о мирной  жизни .

Образ Тёркина обобщён. Тёркин «большой охотник жить лет до девяноста», гражданский, мирный человек, «из запаса рядовой», солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной, и война для него – не подвиг, а работа, страда, продолжение обычной жизни. И вся поэма о войне пронизана мечтой о мирной жизни .

Тёркин – пехотинец. «В нём пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти»,-писал Твардовский. Это обобщённый образ русского солдата.

Тёркин – пехотинец. «В нём пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти»,-писал Твардовский. Это обобщённый образ русского солдата.

отважный боец  хороший товарищ  мастер на все руки  патриот  прекрасный рассказчик балагур ответственный скромный смелый
  • отважный боец
  • хороший товарищ
  • мастер на все руки
  • патриот
  • прекрасный рассказчик
  • балагур
  • ответственный
  • скромный
  • смелый

Подберите эпизоды из текста, в которых раскрываются эти качества героя.

« Тёркин»- значит тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка – «тёртый калач». «Жизнью тёртый человек» – определял его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.

« Тёркин»- значит тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка – «тёртый калач». «Жизнью тёртый человек» – определял его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.

  • Найдите в главах развитие характера героя.
  • Почему автор не изображает подвиги Тёркина, боевые действия показывает скупо, основное внимание уделяет сценкам и разговорам?
  • Подумайте: какова роль автора в поэме? Каковы отношения автора и его героя?
Можно сказать, что автор и его герой прошагали дорогами войны рядом. Автор буквально сроднился со своим героем. Не случайно он подчёркивает в заключительной главе поэмы:   С первых дней годины горькой,  В тяжкий час земли родной,  Не шутя, Василий Тёркин,  Подружились мы с тобой.

Можно сказать, что автор и его герой прошагали дорогами войны рядом. Автор буквально сроднился со своим героем. Не случайно он подчёркивает в заключительной главе поэмы: С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Тёркин,

Подружились мы с тобой.

Голоса поэта и его героя постоянно пересекаются, они вместе говорят нам солдатскую правду.  Твардовский понял внутренний мир простого советского солдата. Тёркин заявляет: Я большой охотник жить  Лет до девяноста. А война – про всё забудь И пенять не вправе. Грянул год, пришёл черёд. Ныне мы в ответе За Россию, за народ И за всё на свете.

Голоса поэта и его героя постоянно пересекаются, они вместе говорят нам солдатскую правду. Твардовский понял внутренний мир простого советского солдата. Тёркин заявляет:

Я большой охотник жить

Лет до девяноста.

А война – про всё забудь

И пенять не вправе.

Грянул год, пришёл черёд.

Ныне мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете.

В поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин»  Великая Отечественная война увидена глазами её рядового участника, простого солдата. Тёркин – выразитель народного мировоззрения. Тёркин не один , его сила – в единстве с родной страной, и в этой общности судеб отдельной личности и народа – источник победы.   Герой сознаёт себя частью народа, одним из миллионов живых и мёртвых защитников Отечества. Один из тех, « кому память, кому слава, кому славная вода»,тех, за кем нравственная правота в невероятно тяжёлой войне.

В поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин» Великая Отечественная война увидена глазами её рядового участника, простого солдата. Тёркин – выразитель народного мировоззрения. Тёркин не один , его сила – в единстве с родной страной, и в этой общности судеб отдельной личности и народа – источник победы.

Герой сознаёт себя частью народа, одним из миллионов живых и мёртвых защитников Отечества. Один из тех, « кому память, кому слава, кому славная вода»,тех, за кем нравственная правота в невероятно тяжёлой войне.

«Василий Тёркин» является моей лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю…»

«Василий Тёркин» является моей лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю…»

1. Н.В.Егорова. Универсальные разработки по литературе. Москва 2008год. 2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв.Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия. (часть 2).Москва «Просвещение» 2009год. 3. http://www.tbq-brand.ru/nobe/85605 4. p://www.smolensklib.ru/tvardov/fotoarhiv/fotoarhiv.htm 5. http://www.photosight.ru/photos/2661772 6. http://images.yandex.ru/yandsearch

1. Н.В.Егорова. Универсальные разработки по литературе. Москва 2008год.

2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв.Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия. (часть 2).Москва «Просвещение» 2009год.

3. http://www.tbq-brand.ru/nobe/85605

4. p://www.smolensklib.ru/tvardov/fotoarhiv/fotoarhiv.htm

5. http://www.photosight.ru/photos/2661772

6. http://images.yandex.ru/yandsearch


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок литературы по творчеству А.Т. Твардовского

Автор: Ковалёва Наталья Николаевна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133412

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Урок литературы. Тема урока: Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество писателя."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_literatury_tema_uroka_aleksandr_trifonovich_tvardovskii_zhizn_i_tvorchestvo"
    ["file_id"] => string(6) "505944"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554311385"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока по литературе Строки опаленные войной. "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-stroki-opaliennyie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "168032"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423159750"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Интересные факты об А.Т. Твардовском"
    ["seo_title"] => string(38) "intieriesnyie-fakty-ob-a-t-tvardovskom"
    ["file_id"] => string(6) "319045"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460721310"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация к уроку литературы "Их судьбы рифмовались с войной" "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-ikh-sud-by-rifmovalis-s-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "202275"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429202974"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Тест по литературе 20 века (творчество А.Твардовского, А. Солженицына, Б. Пастернака)"
    ["seo_title"] => string(90) "tiest-po-litieraturie-20-vieka-tvorchiestvo-a-tvardovskogho-a-solzhienitsyna-b-pastiernaka"
    ["file_id"] => string(6) "310880"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1459107126"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства