kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стихотворение Н.А. Некрасова "Железная дорога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет объяснить роль композиции и стилистических деталей в создании образов и в выражении авторских чувсв и мыслей.

Просмотр содержимого документа
«Стихотворение Н.А. Некрасова "Железная дорога"»

Н.А. Некрасов  «Железная дорога» Н.Г. Иорданишвили МБОУ Гимназия №21 г. Батайск

Н.А. Некрасов «Железная дорога»

Н.Г. Иорданишвили

МБОУ Гимназия №21

г. Батайск

- Что значит выражения «дорога жизни», «исторический путь»?  - Кто идёт по этой дороге, по этому пути?  - Что обозначает выражение «железная дорога» в контексте этой метафоры?  - О какой железной дороге идёт речь в произведении? Что известно было русским читателям о строительстве этой дороги?

- Что значит выражения «дорога жизни», «исторический путь»?

- Кто идёт по этой дороге, по этому пути?

- Что обозначает выражение «железная дорога» в контексте этой метафоры?

- О какой железной дороге идёт речь в произведении? Что известно было русским читателям о строительстве этой дороги?

- Из скольких частей состоит произведение?  - Как их можно озаглавить?  - Какие события образуют скрытый сюжет произведения?  Читаем эпиграф. Армяк – широкое долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат… Армяки часто носили ямщики, надевая их поверх полушубков.

- Из скольких частей состоит произведение?

- Как их можно озаглавить?

- Какие события образуют скрытый сюжет произведения?

Читаем эпиграф.

Армяк – широкое долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат… Армяки часто носили ямщики, надевая их поверх полушубков.

- Вопрос 1 в учебнике (стр. 192 – 193) о речевой традиции.  Читаем 1-ю часть.  - Почему поэт видит лёд на реке, жёлтые листья и одновременно лунную ночь? Какое состояние испытывает лирический герой?  - Как соотносятся 1-я и 2-я части – они просто связаны одна с другой или противопоставлены?

- Вопрос 1 в учебнике (стр. 192 – 193) о речевой традиции.

Читаем 1-ю часть.

- Почему поэт видит лёд на реке, жёлтые листья и одновременно лунную ночь? Какое состояние испытывает лирический герой?

- Как соотносятся 1-я и 2-я части – они просто связаны одна с другой или противопоставлены?

Читаем 2-ю часть до « Чу! Восклицанья послышались грозные! »  - Почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги с рассказа о царе-голоде? Найдём гиперболы, которые использует поэт.  Читаем эпизод «Видения мертвецов».  - Почему поэт сравнивает строительство железной дороги с возделыванием земли: люди умерли, «к жизни воззвав эти дебри бесплодные»? Чего бы хотелось «божиим ратникам»? - Почему дорога рождает представление о пространстве, усеянном костями: «А по бокам-то всё косточки русские…»?

Читаем 2-ю часть до « Чу! Восклицанья послышались грозные! »

- Почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги с рассказа о царе-голоде? Найдём гиперболы, которые использует поэт.

Читаем эпизод «Видения мертвецов».

- Почему поэт сравнивает строительство железной дороги с возделыванием земли: люди умерли, «к жизни воззвав эти дебри бесплодные»? Чего бы хотелось «божиим ратникам»?

- Почему дорога рождает представление о пространстве, усеянном костями: «А по бокам-то всё косточки русские…»?

- Почему ожившие мертвецы называют себя «мирные дети труда», а поэт слышит «восклицания грозные»? Почему восклицания мертвецов производит такое впечатление?  Читаем описание больного белоруса.  - Почему поэт советует Ване присмотреться к больному белорусу? Почему тот не разогнулся «и теперь ещё»? Почему белорус «тупо молчит», «механически» долбит землю, а поэт называет его действия «привычкой к труду благородной»?

- Почему ожившие мертвецы называют себя «мирные дети труда», а поэт слышит «восклицания грозные»? Почему восклицания мертвецов производит такое впечатление?

Читаем описание больного белоруса.

- Почему поэт советует Ване присмотреться к больному белорусу? Почему тот не разогнулся «и теперь ещё»? Почему белорус «тупо молчит», «механически» долбит землю, а поэт называет его действия «привычкой к труду благородной»?

Дочитываем 2-ю часть до конца.  -Чему, по мнению поэта, Ване нужно научиться у русского народа? Чему он должен научиться сам? Почему ему не нужно «робеть за отчизну»? Поэт в стихотворении называет строителей железной дороги мужиками. Дома по словарю В.И. Даля и по другим толковым словарям вы определили значение этого слова и сделали вывод о том, какие оттенки значения были важны поэту.

Дочитываем 2-ю часть до конца.

-Чему, по мнению поэта, Ване нужно научиться у русского народа? Чему он должен научиться сам? Почему ему не нужно «робеть за отчизну»?

Поэт в стихотворении называет строителей железной дороги мужиками. Дома по словарю В.И. Даля и по другим толковым словарям вы определили значение этого слова и сделали вывод о том, какие оттенки значения были важны поэту.

Слово «мужик» по словарю В.И. Даля произошло от слова «муж», что значит «человек рода в полных годах, возмужалый». Мужа характеризовали социальное положение и нравственно-психологические качества. Это свободный, самостоятельный человек, часто «достаточный, праведный, благочестивый, богатый».

Слово «мужик» по словарю В.И. Даля произошло от слова «муж», что значит «человек рода в полных годах, возмужалый».

Мужа характеризовали социальное положение и нравственно-психологические качества. Это свободный, самостоятельный человек, часто «достаточный, праведный, благочестивый, богатый».

Мужик в буквальном смысле слова – маленький муж. По отношению к крестьянину слово «мужик» стали использовать в силу низкого социального положения землепашцев, но изначальный смысл – зрелый, ответственный человек – в нём сохранился.  - Когда Некрасов говорит: «Всё это братья твои, мужики!», что он хочет сказать Ване?

Мужик в буквальном смысле слова – маленький муж. По отношению к крестьянину слово «мужик» стали использовать в силу низкого социального положения землепашцев, но изначальный смысл – зрелый, ответственный человек – в нём сохранился.

- Когда Некрасов говорит: «Всё это братья твои, мужики!», что он хочет сказать Ване?

- Как Некрасов относится к народу?  - Как связаны мертвецы – строители железной дороги, мальчик Ваня и будущее России?

- Как Некрасов относится к народу?

- Как связаны мертвецы – строители железной дороги, мальчик Ваня и будущее России?

  • В чём единство 1-ой и 2-ой частей произведения?
  • Чему посвящены 3-я и 4-я части? Как их надо прочитать?
  • Почему генерал, отец Вани, не считает, что Колизей в Риме и собор Святого Стефана в Вене «сотворил» народ? В чём он прав и в чём ошибается?
Ватикан

Ватикан

Ватикан

Ватикан

Колизей

Колизей

Колизей

Колизей

Собор Святого Стефана в Вене

Собор Святого Стефана в Вене

Аполлон Бельведерский

Аполлон

Бельведерский

- Почему генерал требует от поэта показать светлую сторону жизни?  Читаем 4-ю часть.  - Почему поэт называет картину окончания строительных работ отрадной?  - Почему автор выделяет в тексте слова подрядчика: «Недоимку дарю»?  - Сделаем вывод: что же сказал герою генерал и что ответил ему герой?  - Каково значение образа железной дороги в стихотворении Н.А. Некрасова? Что сказал поэт о судьбе русского народа, о его прошлом, настоящем и будущем, назвав произведение «Железная дорога»?

- Почему генерал требует от поэта показать светлую сторону жизни?

Читаем 4-ю часть.

- Почему поэт называет картину окончания строительных работ отрадной?

- Почему автор выделяет в тексте слова подрядчика: «Недоимку дарю»?

- Сделаем вывод: что же сказал герою генерал и что ответил ему герой?

- Каково значение образа железной дороги в стихотворении Н.А. Некрасова? Что сказал поэт о судьбе русского народа, о его прошлом, настоящем и будущем, назвав произведение «Железная дорога»?

- «Железная дорога» - поэма или лирическое стихотворение? - Задание 1 на стр. 194 Домашнее задание: 1. Выполнить дополнительное задание 2 в учебнике на стр. 194. 2. Прочитать повесть Н.А. Лескова «Левша»

- «Железная дорога» - поэма или лирическое стихотворение?

- Задание 1 на стр. 194

Домашнее задание:

1. Выполнить дополнительное задание 2 в учебнике на стр. 194.

2. Прочитать повесть Н.А. Лескова «Левша»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Стихотворение Н.А. Некрасова "Железная дорога"

Автор: Иорданишвили Натела Георгиевна

Дата: 27.07.2018

Номер свидетельства: 475346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Тест по литературе стихотворение Некрасова "Железная дорога""
    ["seo_title"] => string(64) "tiestpolitieraturiestikhotvorieniieniekrasovazhielieznaiadorogha"
    ["file_id"] => string(6) "280098"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1453314263"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога""
    ["seo_title"] => string(59) "analiz_stikhotvorieniia_n_a_niekrasova_zhielieznaia_dorogha"
    ["file_id"] => string(6) "372771"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482502298"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Годы жизни и творчества Н.А. Некрасова. История создания стихотворения "Железная дорога""
    ["seo_title"] => string(98) "gody-zhizni-i-tvorchiestva-n-a-niekrasova-istoriia-sozdaniia-stikhotvorieniia-zhielieznaia-dorogha"
    ["file_id"] => string(6) "274485"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452412878"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "ВИКТОРИНА «ОТ  А  до Я»   ПО ЛИТЕРАТУРЕ  В 6 КЛАССЕ "
    ["seo_title"] => string(48) "viktorina-ot-a-do-ia-po-litieraturie-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "245620"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446151186"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Литературная викторина "В мире  литературы""
    ["seo_title"] => string(44) "litieraturnaia-viktorina-v-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "269046"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1450728654"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства