Тема «Годы жизни и творчества Н.А. Некрасова. История создания стихотворения «Железная дорога»»
Тип урока Урок изучения нового материала
Технологии: интеллект-карта, исследование,
Цели:
Образовательные:
1) дать представление о жизни и творчестве Н.А. Некрасова;
Работая над представленным материалом, посвященному жизни и творчеству Н.А. Некрасова, окунуться в эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству.
Развивающие:
1) формировать умение обрабатывать полученный текст
2) умения сравнивать и анализировать
3) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас
4) развивать связную речь учащихся;
Воспитательные:
1) мотивировать интерес к творчеству Н.А. Некрасова
2) умение работать в микрогруппе: планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться с биографией Н.А. Некрасова; привить читательский интерес к его произведениям,
Метапредметные:
1)познавательные: осуществлять поиск нужной информации из различных источников, формировать логические умения, осуществлять межпредметные связи
2)регулятивные УУД:
-выделять и формулировать то, что уже усвоено или нужно усвоит
-планировать свою деятельность, ставить цели, добиваться их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения
3) коммуникативные УУД:
-соблюдать правила речевого поведения
-уметь высказывать свою точку зрения
- представлять результаты своего труда в форме интеллект-карты
Личностные:
- формировать эмоциональный настрой на уроке
-формировать нравственно-эстетические ценности.
Оборудование: «Живой журнал» по биографии Н.А. Некрасова, мультимедийная презентация, экран, проектор.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока»
Технологическая карта урока литературы в 6 классе
Тема «Годы жизни и творчества Н.А. Некрасова. История создания стихотворения «Железная дорога»»
Тип урока Урок изучения нового материала
Технологии: интеллект-карта, исследование,
Цели:
Образовательные:
дать представление о жизни и творчестве Н.А. Некрасова;
Работая над представленным материалом, посвященному жизни и творчеству Н.А. Некрасова, окунуться в эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству.
Развивающие:
1) формировать умение обрабатывать полученный текст
2) умения сравнивать и анализировать
3) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас
4) развивать связную речь учащихся;
Воспитательные:
1) мотивировать интерес к творчеству Н.А. Некрасова
2) умение работать в микрогруппе: планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться с биографией Н.А. Некрасова; привить читательский интерес к его произведениям,
Метапредметные:
1)познавательные: осуществлять поиск нужной информации из различных источников, формировать логические умения, осуществлять межпредметные связи
2)регулятивные УУД:
-выделять и формулировать то, что уже усвоено или нужно усвоит
-планировать свою деятельность, ставить цели, добиваться их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения
3) коммуникативные УУД:
-соблюдать правила речевого поведения
-уметь высказывать свою точку зрения
- представлять результаты своего труда в форме интеллект-карты
Личностные:
- формировать эмоциональный настрой на уроке
-формировать нравственно-эстетические ценности.
Оборудование: «Живой журнал» по биографии Н.А. Некрасова, мультимедийная презентация, экран, проектор.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
Организационный момент 1 мин | Вот книжки на столе, а вот - тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. | | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности |
Мотивация к учебной деятельности. (подготовка учащихся к усвоению нового материала) Разминка | Вспомним, что такое фразеологический оборот, значение фразеологического оборота | Слушают учителя, работают с презентацией | Вспомнить, что такое антонимы. | - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Целеполагание | Портрет Н.А. Некрасова. Что бы вы хотели узнать об этом человеке? А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок? | активно участвовать в диалоге… | Определите ваши цели урока? | |
Осознание недостаточности имеющихся знаний (повторение ранее изученного) | Мы с вами уже работали с интеллект-картами, давайте вспомним этапы работы… (презентация) | Восстановление ранее изученного материала | Создать интеллект-карту по творчеству Н.А. Некрасова | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Коммуникация (поиск новых знаний) (работа в группах) | Биография Н.А. Некрасова: - «Живой журнал» - учебник Литературы - дидактический материал по биографии Н.А. Некрасова | -активная работа в микрогруппах, - обрабатывают полученный материал - выявляют из общего частное - обсуждают полученную информацию | Создание интеллект-карт: 1. «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова» 2. «Железная дорога» | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия) |
Взаимопроверка, взаимоконтроль |
| Итоги работы в группах. Выступление: 1гр: рождение, семья 2гр: характер, творчество 3гр: немного из истории: Правление Николая I 4гр: строительство железной дороги 5гр: история создания ст. «Железная дорога»
| Умение представить свой блок по теме «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова» | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, |
Проблемный вопрос для цикла уроков по данному произведению | | | Что мы узнали о жизни и творчестве Н.А. Некрасова? Что мы можем сказать о создании стихотворения «железная дорога»? | |
Рефлексия | Выполнили ли вы ваши задачи на уроке? | Высказывание по модели: Я сегодня узнал… Мне понравилось на уроке.. Я чувствовал себя на уроке…. | | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция -осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании 1 мин | Оценки за урок Дом. задание: -прочитать стихотворение «Железная дорога» -создать интеллект-карту по главным героям произведения | | | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
Использованная литература:
Учебник «Литература» 6 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Москва «Просвещение» 2012
«Методические советы» Москва «Просвещение» 2004
«Я иду на урок литературы» Москва «Первое сентября» 2001 г.
Просмотр содержимого документа
«материал для изучения»
Немного из истории. Шестидесятые годы XIX века. Некрасов говорил, что это было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1861 году Александр II отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовековой крепостной зависимости невозможно было избавиться моментально. Поэт считал либеральные реформы Александра II обманом и ограблением народа, в целом ряде стихотворений высказывал свое негативное отношение к реформам, эти стихотворения были проникнуты разоблачительным, обличительным пафосом. Таково и стихотворение «Железная дорога». Железную дорогу из Петербурга в Москву прокладывали 10 лет под руководством главного управляющего путями сообщения графа П. А. Клейнмихеля, известного своей жестокостью. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав или будто бы услышав приведенный в эпиграфе разговор отца с сыном, счел или будто бы счел нужным вмешаться в разговор.
Строительство железной дороги
Еще в конце восемнадцатого века братья Фроловы создали для промышленных нужд из одного больших предприятий новый вид транспорта, представлявший собой вагоны, что двигались на рельсовом ходу. Железнодорожный транспорт в современном его понимании появился немного позже - в 1825 году в Англии. Что касается нашей страны, то первая железная дорога в России была построена под руководством австрийского инженера фон Герстнера. Эту идею поддержал лично Николай I, который подписал 15 апреля 1836 года соответствующий указ. Согласно данному документу в стране было начато строительство так называемой Царскосельской железной дороги. Средства на сооружение были предоставлены графом Бобринским, самим фон Герстнером, а также прочими лицами, которые представляли русский, американский и немецкий капитал. Первая железная дорога в России должна была соединить Петербург и Царское село. Следует отметить, что позже ветку продлили на 700 метров до Павловска. В начале 1842 года Николай I издал указ о начале строительства первой железной дороги в России. Она должна была соединить Москву и Петербург. Все работы, которыми руководил главный управляющий путями П. А. Клейнмихель, завершились в рекордно короткие сроки. Уже в 1852 году дорога была запущена. Русский поэт, Некрасов Николай Алексеевич, посвятил этому событию одно из наиболее значимых стихотворений гражданской направленности. Вот только внимание его в большей мере привлекают не столько блага, которые давала дорога, позволившая сократить время пути с одной недели до суток, сколько то, какой ценой она досталась России.
Николай Первый Павлович - император, правивший с 1825 по 1855 год в Российской Империи. Из-за жестоких телесных наказаний, преимущественно в воинской среде, получил прозвище "Николай Палкин", которое впоследствии получило широкую известность из-за одноименного рассказа Л. Н. Толстого.
Из истории создания произведения Стихотворение "Железная дорога" Некрасова было написано в 1864 году и опубликовано в журнале «Современник». К тому времени железная дорога между Москвой и Петербургом была названа Николаевской, а П. А. Клейнмихель, отличавшийся невероятной жестокостью по отношению к подчиненным и компрометировавший власть, отстранен от должности Александром II. Вместе с тем проблема, которую поднимает автор произведения, в 60-е годы XIX века являлась весьма злободневной. В это время развернулось строительство железных дорог в других уголках страны. При этом условия работы и содержания задействованных на работах крестьян мало чем отличались от описанных Некрасовым. Работая над стихотворением, поэт изучил ряд публицистических документов, среди которых статьи Н. Добролюбова и В. Слепцова о жестоком отношении управляющих к подчиненным, опубликованные в 1860-61 годах, что расширяет временные границы произведения. Фамилия же Клейнмихеля в большей мере должна была отвлекать внимание цензуры от актуальности темы. Но даже это не делало его менее обличающим, что позволяет понять детальный анализ. «Железная дорога» Некрасова многими современниками воспринималась как смелое обличение существовавших и при Александре II порядков.
Немного из истории. Шестидесятые годы XIX века. Некрасов говорил, что это было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1861 году Александр II отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовековой крепостной зависимости невозможно было избавиться моментально. Поэт считал либеральные реформы Александра II обманом и ограблением народа, в целом ряде стихотворений высказывал свое негативное отношение к реформам, эти стихотворения были проникнуты разоблачительным, обличительным пафосом. Таково и стихотворение «Железная дорога». Железную дорогу из Петербурга в Москву прокладывали 10 лет под руководством главного управляющего путями сообщения графа П. А. Клейнмихеля, известного своей жестокостью. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав или будто бы услышав приведенный в эпиграфе разговор отца с сыном, счел или будто бы счел нужным вмешаться в разговор.
Строительство железной дороги
Еще в конце восемнадцатого века братья Фроловы создали для промышленных нужд из одного больших предприятий новый вид транспорта, представлявший собой вагоны, что двигались на рельсовом ходу. Железнодорожный транспорт в современном его понимании появился немного позже - в 1825 году в Англии. Что касается нашей страны, то первая железная дорога в России была построена под руководством австрийского инженера фон Герстнера. Эту идею поддержал лично Николай I, который подписал 15 апреля 1836 года соответствующий указ. Согласно данному документу в стране было начато строительство так называемой Царскосельской железной дороги. Средства на сооружение были предоставлены графом Бобринским, самим фон Герстнером, а также прочими лицами, которые представляли русский, американский и немецкий капитал. Первая железная дорога в России должна была соединить Петербург и Царское село. Следует отметить, что позже ветку продлили на 700 метров до Павловска. В начале 1842 года Николай I издал указ о начале строительства первой железной дороги в России. Она должна была соединить Москву и Петербург. Все работы, которыми руководил главный управляющий путями П. А. Клейнмихель, завершились в рекордно короткие сроки. Уже в 1852 году дорога была запущена. Русский поэт, Некрасов Николай Алексеевич, посвятил этому событию одно из наиболее значимых стихотворений гражданской направленности. Вот только внимание его в большей мере привлекают не столько блага, которые давала дорога, позволившая сократить время пути с одной недели до суток, сколько то, какой ценой она досталась России.
Николай Первый Павлович - император, правивший с 1825 по 1855 год в Российской Империи. Из-за жестоких телесных наказаний, преимущественно в воинской среде, получил прозвище "Николай Палкин", которое впоследствии получило широкую известность из-за одноименного рассказа Л. Н. Толстого.
Из истории создания произведения Стихотворение "Железная дорога" Некрасова было написано в 1864 году и опубликовано в журнале «Современник». К тому времени железная дорога между Москвой и Петербургом была названа Николаевской, а П. А. Клейнмихель, отличавшийся невероятной жестокостью по отношению к подчиненным и компрометировавший власть, отстранен от должности Александром II. Вместе с тем проблема, которую поднимает автор произведения, в 60-е годы XIX века являлась весьма злободневной. В это время развернулось строительство железных дорог в других уголках страны. При этом условия работы и содержания задействованных на работах крестьян мало чем отличались от описанных Некрасовым. Работая над стихотворением, поэт изучил ряд публицистических документов, среди которых статьи Н. Добролюбова и В. Слепцова о жестоком отношении управляющих к подчиненным, опубликованные в 1860-61 годах, что расширяет временные границы произведения. Фамилия же Клейнмихеля в большей мере должна была отвлекать внимание цензуры от актуальности темы. Но даже это не делало его менее обличающим, что позволяет понять детальный анализ. «Железная дорога» Некрасова многими современниками воспринималась как смелое обличение существовавших и при Александре II порядков.
Просмотр содержимого презентации
«Годы жизни и творчества Н.А. Некрасова»