Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Карамзин – основоположник русского сентиментализма. Своеобразие решения конфликта в повести
Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Карамзин – основоположник русского сентиментализма. Своеобразие решения конфликта в повести
- познакомить учеников с биографией и творчеством Н.М. Карамзина, начать знакомство с его повестью «Бедная Лиза»; дать представление о сентиментализме как литературном направлении;- развивать критическое мышление, память, речь, аналитические способности;- способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения. Учащиеся зачитывают свои ответы на вопрос «Актуален ли «Недоросль» для современного читателя и зрителя?» Проводится дискуссионное обсуждение ответов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Карамзин – основоположник русского сентиментализма. Своеобразие решения конфликта в повести»
Урок 24
Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Карамзин – основоположник русского сентиментализма. Своеобразие решения конфликта в повести
Цель:
- познакомить учеников с биографией и творчеством Н.М. Карамзина, начать знакомство с его повестью «Бедная Лиза»; дать представление о сентиментализме как литературном направлении;
Учащиеся зачитывают свои ответы на вопрос «Актуален ли «Недоросль» для современного читателя и зрителя?»
Проводится дискуссионное обсуждение ответов.
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Слово учителя.
- Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г. Белинского, «началась новая эпоха русской литературы». Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин.
Н.М. Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.
Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.
Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик не только слушал лекции, но и получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, научился читать по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.
Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума».
После смерти отца, в январе 1784 года, Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.
Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с Тургеневым И.П., деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лет начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.
Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать «Московский журнал», выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина – «Письма русского путешественника», повести «Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза». С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.
Начиная с издания «Московского журнала» Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.
Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над «Историей государства Российского», в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С. Пушкин отмечал «остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий» в историческом труде Карамзина.
Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм.
Словарная работа
Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Само название «сентиментализм» (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.
2. Беседа.
- Друг А.С. Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как «изящное изображение основного и повседневного». Как вы понимаете слова: «изящное», «основное и повседневное»?
- Чего вы ждёте от произведений сентиментализма?
Это будут произведения, «красиво написанные», «лёгкие», «спокойные»; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях.
Словарная работа
Найти толкования понятий сентиментальный, чувствительный, эмоциональный, демократичный, прогрессивный и записать их в тетради.
- Сентиментализм возникает, когда классицизм переживает 1-й кризис – в 60-е годы XVIII века. Первые произведения создают Херасков («Слезная драма»), Эмин. Но как направление сентиментализм сложился в 90-е годы XVIII века, когда в литературу приходит Н.М. Карамзин, который утверждает новое направление и становится его главою.
Произведением, в котором отражались все принципы сентиментализма, стала повесть «Бедная Лиза». Давайте познакомимся с основными принципами сентиментализма.
Принципы сентиментализма.
Сентиментализм исходит не из культа разума (как классицизм), а из культа чувства.
Изображение частной жизни частного человека (т.е. любовь, сердечные, душевные переживания).
Объект изображения - простой человек.
Человек понимается как личность. Личностью становится тот, у кого высокие идеальные устремления (а значит, пристальное внимание к внутреннему миру человека).
- Продолжил Карамзин и реформу русского литературного языка, благодаря его творчеству изгоняются старославянизмы, не используются грубые просторечные слова. Главный ориентир - язык культурного общества. Привносится повышенный элемент чувствительности, а для передачи особых чувств нужен особый язык. Так, например, частые восклицания, передающие чувства (Ох! Ах!); слова «пичужка», «хижина» - подходят, «изба» - нет; можно сказать «юноша», но не парень.
- Скажите, а где, в чём, человек может наиболее открыто, доверительно написать о своих чувствах?
В письме, дневнике.
- Верно, вот почему основными жанрами сентиментализма стали дневники, письма, путевые заметки, мемуары, повести и романы, послания.
Для сентиментализма характерно восхищение красотой природы, ее пространные поэтические описания.
- Вы прочитали повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2-3 предложениях его содержание.
- От какого лица ведётся повествование?
- Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор?
- Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?
3. Слово учителя
- Следует сказать, что сюжет повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Автор намекает, что лично знаком с Эрастом («Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле»), и подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе», то есть в неопределенном, абстрактном месте. Этот эффект достоверности привел к тому, что первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы - не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина - массу подражаний.
Однако несмотря на кажущееся правдоподобие, мир, изображённый в повести, идилличен: крестьянка Лиза и её мать обладают утончённостью чувств и восприятия, их речь грамотна, литературна и ничем не отличается от речи дворянина Эраста. Жизнь бедных поселян напоминает пастораль.
Новым был и отказ от счастливого конца повести. Критик В.В. Сиповский писал: «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни».
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Выразительное чтение.
Чтение учащимися эпизода прощания Эраста с Лизой перед его отъездом на войну, описания душевного состояния Лизы после известия об отъезде Эраста на войну:
«Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил её - она упала - стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся - далее - далее - и, наконец, скрылся, - воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
Объяснение интонации. Роль тире в предложении.
2. Работа с учебником.
Прочитать статью учебника на стр. 151-152. Ответить на вопрос «В чем своеобразие конфликта повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?»
V. Этап информации о домашнем задании
1. Прочитать статью учебника на стр. 149-152.
2. Охарактеризовать Эраста и Лизу. Найти портретные зарисовки героев.