kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сентиментализм как литературное направление. Знакомство с личностью Н.М. Карамзина, его литературной и общественной деятельностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление о литературном направлении «сентиментализм»; познакомить учащихся с личностью Н. М. Карамзина, его основными произведениями.

Задачи:

Образовательные:

- Учащиеся должны осмыслить суть и основные черты сентиментализма;

- Познакомиться с литературной деятельностью Н.М. Карамзина; с реформой писателя в области русского литературного языка; с его художественными произведениями.

Развивающие:

- Способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, умения правильно обобщать данные и делать выводы;

- Способствовать умению конспектировать лекционную часть урока;

- Продолжить работу над формированием самооценки и самоконтроля.

Воспитательные:

- Создать условия для воспитания уважения к человеку, к его мастерству;

- Воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

- Воспитывать аккуратность, дисциплинированность и усидчивость у учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сентиментализм как литературное направление. Знакомство с личностью Н.М. Карамзина, его литературной и общественной деятельностью »

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка

Учебный предмет: Литература

Образовательная программа:

Класс: 9 класс

Тема: «Сентиментализм как литературное направление. Знакомство с личностью Н.М. Карамзина, его литературной и общественной деятельностью»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и УУД.

Цель: сформировать представление о литературном направлении «сентиментализм»; познакомить учащихся с личностью Н. М. Карамзина, его основными произведениями.

Задачи:

Образовательные:

- Учащиеся должны осмыслить суть и основные черты сентиментализма;

- Познакомиться с литературной деятельностью Н.М. Карамзина; с реформой писателя в области русского литературного языка; с его художественными произведениями.

Развивающие:

- Способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, умения правильно обобщать данные и делать выводы;

- Способствовать умению конспектировать лекционную часть урока;

- Продолжить работу над формированием самооценки и самоконтроля.

Воспитательные:

- Создать условия для воспитания уважения к человеку, к его мастерству;

- Воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

- Воспитывать аккуратность, дисциплинированность и усидчивость у учащихся.

Методы и методические приемы: беседа, слово учителя

Форма урока: фронтальный опрос, лекция

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, П/К.

Ход урока:

Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Организационный

этап









Актуализация знаний. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока





















Постановка цели урока.

Озвучивание общей темы











Основной этап. Введение литературоведческого термина.

Рассказ учителя



























Рассказ биографии Н.М.Карамзина.

Слово учителя


































Реформа Н.М. Карамзина русского литературного языка





















Закрепление полученных знаний. Подведение итогов урока























Постановка домашнего задания



Здравствуйте, ребята. Садитесь.


Кто сегодня дежурный в классе? Скажите, кто отсутствует на сегодняшнем уроке.

(Выяснить причину отсутствия)



Спасибо. Вы можете занять свои места.



Прежде чем начать новую тему, давайте вспомним, с представителями какого направления вы знакомились на прошлых уроках.


Что такое «классицизм»? Назовите основные черты этого направления.


















Какое произведение является ярким примером классицистического направления?


Всё верно, спасибо. Сегодня мы переходим к изучению следующего направления – сентиментализма. А также нам предстоит начать знакомство с одним из самых ярких представителей этой школы – Николаем Михайловичем Карамзиным. Запишите, пожалуйста, общую тему, объединяющую несколько следующих уроков – «Сентиментализм как литературное направление». Ваша задача – конспектировать основные моменты моего сообщения.


Сентиментализм – это литературное направление, где на смену культа рационализма, разума приходит культ чувственности, чувства. Сентиментализм возникает в Англии в 30-е годы 18 века в поэзии как поиск новых форм, идей в искусстве. Наибольшего расцвета сентиментализм достигает в Англии (романы Ричардсона) и в других европейских странах в 60-е годы 18 века.

Сентиментализму, как и всем другим направлениям, присущи характерные особенности:

  1. Изображение природы

  2. Внимание к внутреннему миру человека (психологизм)

  3. Важнейшая тема сентименталистов – тема смерти

  4. Утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий

  5. Основные жанры сентиментализма: элегия, психологическая драма, психологический роман, психологическая повесть, дневник, путешествие.

В Россию сентиментализм проник в 1780 – начале 1790-х годов благодаря переводам романа И.В.Гёте «Вертер», романов С.Ричардсона и Ж.Ж.Руссо.


Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин. Запишите ещё одну тему урока.

Н.М. Карамзин (1766 – 1826)((60 лет)) родился в родовитой, но небогатой дворянской семье Симбирской губернии. В 13 лет отец повез своего сына в Москву и определил его в пансион профессора Московского университета, где мальчик получил светское воспитание, выучил языки. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин определился в Преображенский полк в Петербурге, к которому был приписан с детства. Началась военная служба будущего писателя. В 1784 году Карамзин выходит в отставку, возвращается на Родину, где ведет рассеянный образ жизни, начинает увлекаться литературой. Позже Карамзин отправится в путешествие по Западной Европе, результатом которого станет первое серьезное произведение – «Письма русского путешественника», которые писатель опубликует в «Московском журнале», издававшийся под редакцией Карамзина с 1791 года в течение двух лет. В последующий период Карамзин пишет ряд произведений: повесть «Бедная Лиза», «Марфа-Посадница», «Наталья, боярская дочь» и др. в 1803 году Карамзин приступает к созданию главного труда своей жизни – «Истории государства Российского».

Н.М. Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г., работая над 12-м томом «Истории государства Российского».


Поэзия и проза Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Но были противники новаторских идей круга Карамзина. Карамзин и его сторонники (новаторы – «карамзинисты») работали над словарным составом русского языка, стремясь сделать его наиболее благозвучным языком повседневного общения: вводят прямые заимствования из европейских языков (цивилизация, эпоха, момент, серьезный), занимаются словообразованием, изобретают слова-неологизмы (промышленность, общеполезный). В свою очередь Шишков и его сторонники (архаисты – «шишковисты») считали, что русский язык должен быть ближе к церковно-славянскому, и выступали против любых нововведений в языке. Разгорается дискуссия, которая со временем расставляет всё на свои места.

Сделайте, пожалуйста, вывод о результатах реформы Карамзина и его сторонников.




Итак, подошло время подвести итоги сегодняшнего урока и проверить, насколько вы были внимательны. Скажите, пожалуйста, с каким направлением вы познакомились сегодня, обозначьте время возникновения этого направления в мировой и русской литературе.







Кто явился самым ярким и одним из первых представителей русского сентиментализма?


Какое произведение Карамзина первым появилось в печати, а именно на страницах «Московского журнала»?


Назовите основные произведения Карамзина.


Над каким произведением писатель работал последние годы жизни?



Возникли ли у вас вопросы относительно материала урока? Что ж, тогда подготовить домашнее задание вам не составит труда. Пожалуйста, откройте дневники и запишите домашнее задание.

Дома вам предлагается подготовить рассказ о новом для вас направлении литературы – сентиментализме, а также рассказ об общественной и литературной деятельности Н.М. Карамзина, о вкладе писателя в развитие русской литературного языка. К следующему уроку я попрошу вас прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза». Обязательно наличие текстов повести.


На этом наш урок подошёл к концу. С большим удовольствием могу отметить ответы некоторых из вас отличной оценкой.

(Выставление оценок в журнал и дневники). До свидания!

Учащиеся приветствуют учителя стоя.



Дежурные докладывают об отсутствующих на уроке.



Учащиеся садятся за парты.





С представителями классицизма и их произведениями.


Классицизм – литературное направление 17 – начала 19 веков, основанное на подражании античным образам. К основным чертам русского классицизма относятся такие:

- обращение к образам и формам античного искусства;

- четкое разделение героев на положительных и отрицательных;

- частое построение сюжета на линии любовного треугольника;

- в конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует;

- принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.



Комедия Фонвизина «Недоросль»











Учащиеся записывают тему в тетрадях. Конспектируют сообщение.
































Учащиеся записывают тему урока в тетрадях. Конспектируют сообщение. (Учитель по ходу лекции отвечает на возникающие у учащихся вопросы)





















































Реформа Н.М. Карамзина способствует развитию русского литературного языка, делает его более понятным и богатым.







Сегодня мы познакомились с сентиментализмом. Он возник в Англии в 30-е годы 18 века. В Россию сентиментализм пришел в последние десятилетия 18 века благодаря переводам романов английских писателей.



Николай Михайлович Карамзин.




«Письма русского путешественника»


«Бедная Лиза», «Марфа-Посадница», «Наталья, боярская дочь».


«История государства Российского». Карамзин не закончил 12-й том этого произведения.




Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Климова Ксения Игоревна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Урок литературы в 9 -м классе с использованием ИКТ. Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме 12.11.2015г."
    ["seo_title"] => string(123) "urok-litieratury-v-9-m-klassie-s-ispol-zovaniiem-ikt-n-m-karamzin-biednaia-liza-poniatiie-o-sientimientalizmie-12-11-2015gh"
    ["file_id"] => string(6) "252298"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447350767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства