kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока литературы по теме "Сентиментализм как литературное направление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для урока литературы достаточно содержательная , разносторонняя, имеет в наличии звуковые файлы. В работе представлены репродукции В.Л. Боровинского, рассказывается о поэтах- сентименталистах, об основных представителях направления в России. Также представлено произведение Н.М. Карамзина "Бедная Лиза", содержащее звуковой файл (отрывок из произведения). Говорится об особенностях данного направления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока литературы по теме "Сентиментализм как литературное направление" »

Разум может ошибаться, чувство – никогда! Жан Жак Руссо

Разум может ошибаться,

чувство – никогда!

Жан Жак Руссо

Сентиментализм –  художественное течение в искусстве и литературе второй половины XVIII – начала XIX веков. Название “сентиментализм” (от франц. sentiment – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Живопись сентиментализма показывала “человека чувствительного”. Человек был примечателен не воинскими подвигами или государственными делами, а богатством души и сердца.

Сентиментализмхудожественное течение в искусстве и литературе второй половины XVIII – начала XIX веков. Название “сентиментализм” (от франц. sentiment – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Живопись сентиментализма показывала “человека чувствительного”. Человек был примечателен не воинскими подвигами или государственными делами, а богатством души и сердца.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

  • Сентиментализм – художественное и литературное течение, отражающее мир с позиции чувства, а не разума. В 18 веке под словом сентиментализм понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека.
  • Живопись сентиментализма показывала “человека чувствительного”. Человек был примечателен не воинскими подвигами или государственными делами, а богатством души и сердца.
  • Воспринимая жизнь человеческую как превратную и скоротечную, мастера слова и живописи славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь.
  • Призвание литераторов-сентименталистов - утешить людей в страданиях, бедах, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.
  • Сентименталисты во многом способствовали сближению литературного языка с разговорным.
  • Они обогатили литературу прозаическими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма; особое место занимало «путешествие», т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора.
Основные черты Классицизм Основной пафос Сентиментализм культ разума Взаимоотношения  личности и государства культ чувства человек-гражданин, интерес к государственным деятелям Изображение героя приоритет личной жизни, интерес к простому человеку внешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера Авторская позиция Ведущие жанры внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера объективность повествования субъективность повествования, неоднозначность авторской позиции ода, трагедия, комедия Роль литературы повесть, дневник, письма, песня, романс поучать, воспитывать Нормированность сострадать, пробуждать лучшие чувства строгие правила нарушение норм; культ природы; элементы психологизма

Основные черты

Классицизм

Основной пафос

Сентиментализм

культ разума

Взаимоотношения  личности и государства

культ чувства

человек-гражданин, интерес к государственным деятелям

Изображение героя

приоритет личной жизни, интерес к простому человеку

внешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера

Авторская позиция

Ведущие жанры

внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера

объективность повествования

субъективность повествования, неоднозначность авторской позиции

ода, трагедия, комедия

Роль литературы

повесть, дневник, письма, песня, романс

поучать, воспитывать

Нормированность

сострадать, пробуждать лучшие чувства

строгие правила

нарушение норм; культ природы; элементы психологизма

В.Л.Боровиковский ( 1757 - 1825г) – гений сентиментализма   Не титла славу нам сплетают,   Не предков наших имена,   Одни достоинства венчают  И честь венчает  нас одна...  М.М.Хераско в

В.Л.Боровиковский ( 1757 - 1825г) – гений сентиментализма

Не титла славу нам сплетают,  Не предков наших имена,  Одни достоинства венчают

И честь венчает

нас одна...

М.М.Хераско в

Русский живописный портрет 18 века Ф.С.РОКОТОВ «ПОРТРЕТ А.П.СТРУЙСКОЙ»  Д.Г.ЛЕВИЦКИЙ «ПОРТРЕТ А.Д.ЛЕВИЦКОЙ» Д.Л.БОРОВИКОВСКИЙ «ПОРТРЕТ Е.Г. ТЁМКИНОЙ»

Русский живописный портрет 18 века

Ф.С.РОКОТОВ

«ПОРТРЕТ А.П.СТРУЙСКОЙ»

Д.Г.ЛЕВИЦКИЙ

«ПОРТРЕТ А.Д.ЛЕВИЦКОЙ»

Д.Л.БОРОВИКОВСКИЙ «ПОРТРЕТ Е.Г. ТЁМКИНОЙ»

В.Л.Боровиковский Екатерина вторая в Царкосельском Лицее В.Л.Боровиковский Портрет великой княжны Александры Павловны В.Л.Боровиковский Портрет Елены Александровны Нарышкиной

В.Л.Боровиковский

Екатерина вторая в Царкосельском Лицее

В.Л.Боровиковский

Портрет великой княжны Александры Павловны

В.Л.Боровиковский

Портрет Елены Александровны Нарышкиной

« ПОРТРЕТ М.И.ЛОПУХИНОЙ» - ШЕДЕВР СЕНТИМЕНТАЛИЗМА  В.Л. Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной

« ПОРТРЕТ М.И.ЛОПУХИНОЙ» - ШЕДЕВР СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

В.Л. Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной

Поэты-сентименталисты Д.Г.Левицкий Портрет Ивана Ивановича Дмитриева ( 1760 - 1837)  Ж. -Л. Монъе. Портрет Муравьева Михаила Никитича ( 1757 - 1807 )  Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий (1752 – 1829)

Поэты-сентименталисты

Д.Г.Левицкий Портрет Ивана Ивановича Дмитриева ( 1760 - 1837)

Ж. -Л. Монъе. Портрет Муравьева Михаила Никитича ( 1757 - 1807 )

Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий (1752 – 1829)

Великие сентименталисты русской литературы  В.Л.Боровиковский Неизвестный художник В.А.Тропинин Портрет Г.Р.Державина Портрет А.Н.Радищева Портрет  Н.М.Карамзина

Великие сентименталисты русской литературы

В.Л.Боровиковский Неизвестный художник В.А.Тропинин

Портрет Г.Р.Державина Портрет А.Н.Радищева Портрет

Н.М.Карамзина

Великие сентименталисты русской литературы

Великие сентименталисты русской литературы

  • Крупнейшим поэтом конца XVIII века был Г.Р. Держáвин, чьей наибольшей заслугой была демократизация поэтического слова. Он смело сочетал “высокий” и “низкий” стили, внёс элементы живой разговорной речи в литературный язык, называя поэзию “говорящей живописью”.
  • Расцвет сентиментализма в литературе связан с творчеством А.Н. Ради́щева («Путешествие из Петербурга в Москву»№) и Н.М. Карамзинá («Бедная Лиза»).
  • Сентименталисты обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Для сентиментализма характерны, как правило, прозаические жанры: повесть, роман (чаще всего эпистолярный) , дневник, «путешествие», т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора.
Н.М.КАРАМЗИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА Карамзин Николай Михайлович (1766-1826 ) – журналист,историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук, создатель « Истории государства Российского »,  издатель первого детского журнала « Детское чтение для сердца и разума». Редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-1803).

Н.М.КАРАМЗИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826 )журналист,историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук, создатель « Истории государства Российского », издатель первого детского журнала « Детское чтение для сердца и разума». Редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-1803).

Н.М.Карамзин – основоположник сентиментализма

Н.М.Карамзин – основоположник сентиментализма

  • По словам В.Г. Белинского, с Карамзина началась новая эпоха русской литературы.
  • Н.М.Карамзин стремился создать человека новой культуры —утонченного, «чувствительного», с тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. Хотел поднять рядового читателя до уровня современной культуры. Мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом достоинстве русского человека.
  • Карамзин считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение и романс облагородят умы и чувства читателей.
  • Психологизм – главное художественное открытие Карамзина. Писатель не представляет своих героев однозначно положительными или отрицательными. В повести нет злодеев, а есть люди, в которых «нельзя забывать человека».
Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты) Появляются новые герои. Это человек – представитель средних и низших слоев общества (поселяне и поселянки, пастухи и пастушки). Особое место в произведениях сентименталистов отводится пейзажу: речка, журчащие ручьи; осень, лунная ночь. Автор – участник событий. Он сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, дневник, жанр письма (эпистолярный жанр), исповедь.
  • Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты)
  • Появляются новые герои. Это человек – представитель средних и низших слоев общества (поселяне и поселянки, пастухи и пастушки).
  • Особое место в произведениях сентименталистов отводится пейзажу: речка, журчащие ручьи; осень, лунная ночь.
  • Автор – участник событий. Он сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.
  • Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, дневник, жанр письма (эпистолярный жанр), исповедь.

6. Основная тематика произведений – любовная лирика и проза.

уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке (у классицистов – «порок» и «добродетель»);  культ чувства;  культ природы;  культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности;  утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий;  стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях;  идеализация патриархального быта.
  • уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке (у классицистов – «порок» и «добродетель»);
  • культ чувства;
  • культ природы;
  • культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности;
  • утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий;
  • стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях;
  • идеализация патриархального быта.
мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.   Цель:  протест против испорченности аристократического общества

мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Цель:

протест против испорченности аристократического общества

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы.

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы.

ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА» Повесть

ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»

  • Повесть "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина (1792) совершила настоящий переворот в русской литературе.
  • Психологизм – главное художественное открытие Карамзина. Автор сознательно создавал ощущение реальности описанного, он прямо обращался к читателю, видел в нем друга. Рассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле.
  • Авторское вступление и заключение настраивали читателя на определенный эмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей.
  • Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность, будит сострадание и благородные чувства у читателей.
  • Образ Лизы – поэтический, нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности.
  • Это первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своему чувству.

Герои , как и живые люди, любят, страдают, совершают ошибки, раскаиваются.

СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ

СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ

  • Повесть имела большой успех у читателей, так как автор точно назвал место действия - Симонов монастырь и пруд, находившийся неподалеку, где погибла Лиза.
  • Со стен Симонова монастыря представлена панорама Москвы. Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувствует и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души.
  • Противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шевченко Анастасия Анатольевна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167898

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Урок литературы в 9 -м классе с использованием ИКТ. Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме 12.11.2015г."
    ["seo_title"] => string(123) "urok-litieratury-v-9-m-klassie-s-ispol-zovaniiem-ikt-n-m-karamzin-biednaia-liza-poniatiie-o-sientimientalizmie-12-11-2015gh"
    ["file_id"] => string(6) "252298"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447350767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства