Презентация может быть использована перед изучение повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Она содержит богатый иллюстративный материал и теоретические сведения по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
фр.sentiment –чувство) – литературное направление второй половины XVIII – начала XIX в., в отличие от классицизма признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. Возник как реакцияна жесткие рамки классицизма
Основное свойство –стремление представить человеческую личность в движении души, мыслях, чувствах, стремлениях
Основная идея –мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляетсядеревня(средоточие естественной жизни, нравственной чистоты)городу(символу зла, неестественной жизни, суеты)
Новые герои–«поселяне» и «поселянки».
Особое внимание уделяется пейзажу.
Пейзажидиллический, сентиментальный:
речка, журчащие ручейки, лужок –
созвучен личному переживанию
Идейная основа –протест против
испорченности аристократического
общества
Основные жанры: сентиментальная повесть,
путешествие, в лирике –
идиллия, или
пастораль, эпистолярный (дневники, письма)
В основе эстетики-«подражание природе» (как и в классицизме);
элегические и пасторальные настроения; идеализация
патриархального быта
Основная тематика– любовная
Задача автора– заставить сопереживать, вызвать сострадание, слёзы умиления у читателя
Основные черты
сентиментализма
уход от прямолинейности классицизма
в обрисовке характеров и их оценке
подчёркнутая субъективность
отношения к миру
культ чувства
культ природы
культ врождённой нравственной
чистоты, неиспорченности
утверждение богатого духовного
мира представителей
низших сословий
Особенности русского сентиментализма
сильная дидактическая установка
выраженный просветительский характер
активное совершенствование литературного языка
посредством введения в него разговорных форм
Н. Карамзин. «Бедная Лиза»
1.Каков жанр произведения?
2.От какого лица идёт повествование?
3.Как автор добивается эффекта достоверности рассказываемого?
4.Какой мы видим главную героиню
в родительской семье? Чему смогли научить её отец с матерью?
5.Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню?
6.Что читатель узнаёт об Эрасте до встречи с Лизой?
7.Как понимать слова героя: «Натура призывает меня в свои объятья…»
8.Как относится автор к самоубийству героини?
9.Выдерживает ли испытание любовью Эраст?
10.Каков финал повести?
11.Можно ли сказать, что возрождение души произошло? Что открывают нам знаменательные слова в конце повести: «Теперь, может быть, они уже примирились?»
12.Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста её можно выразить?
13.Насколько способствует пониманию
эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
Прославляя и возвышая человеческую индивидуальность и частную жизнь, сентиментализм разрушал идеологию всеобщего подчинения центральной власти, ставил под сомнение официальные ценности – службу, карьеру, гражданские и военные чины и награды. Русский сентиментализм сделал литературу делом частным, по внешности аполитичным, а по сути оппозиционным государственному строю.