kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Русский национальный характер в произведении Н.С. Лескова «Очарованный странник»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на тему "Русский национальный характер в произведении Н.С. Лескова "Очарованный странник"" помогает изучить характер русского народа (напримере героя повести "Очарованный странник").  Н. И. Пруцков пишет :«Вся его жизнь проходит в разнообразных очарованиях, в артистических, бескорыстных увлечениях. Над Иваном Северьянычем властвуют чары  любви к жизни, к людям, к природе и родине. Подобные натуры способны стать одержимыми, они впадают в иллюзии, в самозабвение, в грезы, в восторженно – поэтическое состояние, ещё не пробудившись для сознательной, организованной исторической жизни». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Русский национальный характер в произведении Н.С. Лескова «Очарованный странник»» »

Исследовательская работа на тему «Русский национальный характер в произведении Н.С. Лескова «Очарованный странник»» Работу выполнил: учитель русского языка и литературы МКОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа городского округа город Михайловка Волгоградской области» Клочкова Ирина Васильевна

Исследовательская работа

на тему

«Русский национальный характер в произведении

Н.С. Лескова «Очарованный странник»»

Работу выполнил:

учитель русского языка и литературы МКОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа городского округа город Михайловка Волгоградской области»

Клочкова Ирина Васильевна

Лесков – самобытный писатель русский… Читая его книги, лучше чувствуешь Русь со всем её дурным и хорошим…     М.Горький «Н.С. Лесков». 1923

Лесков – самобытный писатель русский…

Читая его книги, лучше чувствуешь Русь

со всем её дурным и хорошим…

М.Горький «Н.С. Лесков». 1923

Цели:  Показать, каким изображён русский национальный характер в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Цели:

Показать, каким изображён русский национальный характер в произведении

Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Задачи:  1. Изучить характер русского народа в произведениях Н. С. Лескова. 2. Изучить язык Н.С. Лескова.

Задачи:

1. Изучить характер русского народа в произведениях Н. С. Лескова.

2. Изучить язык Н.С. Лескова.

ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ Н.С.ЛЕСКОВА

ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ Н.С.ЛЕСКОВА

«Очарованный странник».    Уже в названии произведения – «Очарованный странник» –  зашифрован определённый смысл. Н.А.Бердяев считал  странничество важным элементом русского национального  самосознания. Для русской почвенной культуры характерно  ощущение безграничного пространства. От него идёт  стремление освоить эти просторы, пройти по ним. Калики  перехожие, старцы без пострига, бродячие проповедники,  святители русской земли – все они пускались в странствие  по Руси, чтобы, подобно «русскому Христу», «исходить её,  благословляя». Освоение мира проходит через  странничество. При этом странник  не имеет на земле своего дома, так как ходит в поисках Царства Божия и проповедует его пришествие. Поиски Царства Божия – это вечное странничество в поисках смысла жизни, ибо, как считал С.Л. Франк, «единственное человеческое дело только  в том и состоит, чтобы вне всяких частных, земных дел искать и найти смысл жизни».

«Очарованный странник».

Уже в названии произведения – «Очарованный странник» –

зашифрован определённый смысл. Н.А.Бердяев считал

странничество важным элементом русского национального

самосознания. Для русской почвенной культуры характерно

ощущение безграничного пространства. От него идёт

стремление освоить эти просторы, пройти по ним. Калики

перехожие, старцы без пострига, бродячие проповедники,

святители русской земли – все они пускались в странствие

по Руси, чтобы, подобно «русскому Христу», «исходить её,

благословляя». Освоение мира проходит через

странничество. При этом странник

не имеет на земле своего дома,

так как ходит в поисках Царства Божия и проповедует

его пришествие. Поиски Царства Божия – это вечное

странничество в поисках смысла жизни, ибо, как считал

С.Л. Франк, «единственное человеческое дело только

в том и состоит, чтобы вне всяких частных, земных дел

искать и найти смысл жизни».

Иван Северьяныч  Флягин «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому сопутнику … по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят, но он был в полном смысле богатырь, и притом типический. Простодушный. Добрый русский богатырь, напоминающий дедушку  Илью Муромца в прекрасной  картине Верещагина и в поэме  графа А.К.Толстого»

Иван Северьяныч Флягин

«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому сопутнику … по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят, но он был в полном смысле богатырь, и притом типический. Простодушный. Добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого»

« Очарованный – это значит «околдованный», находящийся во власти мифологических сил.  «Околдованность» составляет вторую сторону образа героя, которая соотносится с его национальным характером, как соотносятся в самой повести два её начала – национальное и мифологическое.

« Очарованный – это значит «околдованный», находящийся во власти мифологических сил.

«Околдованность» составляет вторую сторону образа героя, которая соотносится с его национальным характером, как соотносятся в самой повести два её начала – национальное и мифологическое.

Иван Флягин «много повидал на своем веку» и, выдержав все выпавшие на его долю трудности, сумел сохранить душевную доброту, жизнелюбие, любовь к людям, чувство участия и сострадания ко всему народу. Герой Лескова наделен особой интуицией, восприимчивостью и артистизмом. Как и многие другие былинные герои, он постоянно в дороге, постоянно в поисках своей личной судьбы, своей истины. Проходя через огромные реальные пространства и жизненные испытания, он вместе с тем проходит сложный путь духовного возрождения.

Иван Флягин «много повидал на своем веку» и, выдержав все выпавшие на его долю трудности, сумел сохранить душевную доброту, жизнелюбие, любовь к людям, чувство участия и сострадания ко всему народу. Герой Лескова наделен особой интуицией, восприимчивостью и артистизмом. Как и многие другие былинные герои, он постоянно в дороге, постоянно в поисках своей личной судьбы, своей истины. Проходя через огромные реальные пространства и жизненные испытания, он вместе с тем проходит сложный путь духовного возрождения.

Пережив с гибелью цыганки глубокое нравственное потрясение, Иван Северьяныч проникается  совершенно новым для него нравственным влечением

Пережив с гибелью цыганки глубокое нравственное потрясение, Иван Северьяныч проникается совершенно новым для него нравственным влечением "постраждовать". Если раньше долгие годы своей жизни он сам ощущал себя вольным сыном природы, то теперь он впервые преисполняется чувством долга перед другим человеком. По его собственному признанию, смерть Груши всего его "зачеркнула". Думает он "только одно, что Грушина душа теперь погибшая" и его обязанность — "за нее отстрадать и ее из ада выручить".

Русский национальный характер в повести Лескова . № Глава 1 2 2 Название эпизода О герое, цитаты 3 Форейское озорство, спасение графа История с кошкой «молитвенный сын» Голован-форейтор монаха «жизни решил»и спас графскую семью от неминуемой гибели (воз оказался на краю пропасти). «Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало». В благодарность «выпросил» у графа гармонию и «пошёл от одной стражбы к другой, всё более и более претерпевая» Особенности языка Вывод «Вражеский немец» осудил графского спасителя «за кошкин хвост целую гору камня перемусорить», но «цыган спас меня», тогда «заплакал» Иван и «пошёл в разбойники». Разговорная лексика Озорство, беспечность, откровенность, бесстрашие. Разговорная лексика Обида, месть

Русский национальный характер в повести Лескова .

Глава

1

2

2

Название эпизода

О герое, цитаты

3

Форейское озорство, спасение графа

История с кошкой

«молитвенный сын» Голован-форейтор монаха «жизни решил»и спас графскую семью от неминуемой гибели (воз оказался на краю пропасти). «Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало». В благодарность «выпросил» у графа гармонию и «пошёл от одной стражбы к другой, всё более и более претерпевая»

Особенности языка

Вывод

«Вражеский немец» осудил графского спасителя «за кошкин хвост целую гору камня перемусорить», но «цыган спас меня», тогда «заплакал» Иван и «пошёл в разбойники».

Разговорная лексика

Озорство,

беспечность, откровенность, бесстрашие.

Разговорная лексика

Обида, месть

№ Глава 3 Название эпизода 4 4 О герое, цитаты 5,6 Нянька барского дитяти. Особенности языка «Стал на торжок, чтобы наниматься». « Русский человек со всем справится». Не взял ассигнации от офицера. «Отдал барыньке дитя», с ними уехал. Бой с киргизом Савакиреем. Вывод Устаревшие слова «Сечётся нагайками» за коня. Убивает противника. «Диво, - говорю, какая лошадь!». Умеет управлять лошадьми, усмирять их нрав. Попадает в плен к татарам. У них за лекаря был. Его женят, рождаются некрещёные дети.«Всё я нигде места под собой не согрею» «То дитя любил». Неподкупность, доброта. Состязание напоминает былинный поединок русского богатыря с бусурманином.  Умеет переносить боль: «…я в рот грош взял, чтобы боли не чувствовать».Присуще чувство прекрасного. Безответствен-ность по отношению к детям.

Глава

3

Название эпизода

4

4

О герое, цитаты

5,6

Нянька барского дитяти.

Особенности языка

«Стал на торжок, чтобы наниматься». « Русский человек со всем справится». Не взял ассигнации от офицера. «Отдал барыньке дитя», с ними уехал.

Бой с киргизом

Савакиреем.

Вывод

Устаревшие слова

«Сечётся нагайками» за коня. Убивает противника. «Диво, - говорю, какая лошадь!». Умеет управлять лошадьми, усмирять их нрав. Попадает в плен к татарам. У них за лекаря был. Его женят, рождаются некрещёные дети.«Всё я нигде места под собой не согрею»

«То дитя любил». Неподкупность, доброта.

Состязание напоминает былинный поединок русского богатыря с бусурманином.

Умеет переносить боль: «…я в рот грош взял, чтобы боли не чувствовать».Присуще чувство прекрасного. Безответствен-ность по отношению к детям.

№ Глава 5 Название эпизода 9 6 10 О герое, цитаты 7 Побег от татар Особенности языка 8 13 Жизнь у князя. «Самый большой фейверк пустил и ушёл», «очутился в остроге, оттуда по пересылке в свою губернию послали, высекли в полиции и в своё имение доставили». Вывод 18 Конэсер у князя. «Жил три года не как раб, а больше как друг и помощник» Разговорный стиль Встреча с Грушей Оказывается сильнее враждебных обстоятельств Устаревшие слова. «Вот она, где настоящая красота!» «Она меня красотой и талантом уязвила». История «погибели Груши». Открылось «природное дарование». Восклицательные предложения «Пожалей меня, родимый мой, ударь меня раз ножом против сердца». «Колоть её не стал, а взял да так с крутизны в реку спихнул». Умеет ценить прекрасное Диалогическая речь. Чувствует вину, грех за содеянное. Новое странствие во имя искуп-ление греха.

Глава

5

Название эпизода

9

6

10

О герое, цитаты

7

Побег от татар

Особенности языка

8

13

Жизнь у князя.

«Самый большой фейверк пустил и ушёл», «очутился в остроге, оттуда по пересылке в свою губернию послали, высекли в полиции и в своё имение доставили».

Вывод

18

Конэсер у князя. «Жил три года не как раб, а больше как друг и помощник»

Разговорный стиль

Встреча с Грушей

Оказывается сильнее враждебных обстоятельств

Устаревшие слова.

«Вот она, где настоящая красота!» «Она меня красотой и талантом уязвила».

История «погибели Груши».

Открылось «природное дарование».

Восклицательные предложения

«Пожалей меня, родимый мой, ударь меня раз ножом против сердца». «Колоть её не стал, а взял да так с крутизны в реку спихнул».

Умеет ценить прекрасное

Диалогическая речь.

Чувствует вину, грех за содеянное. Новое странствие во имя искуп-ление греха.

№ Глава 9 19 10 Название эпизода 20 Скитания О герое, цитаты Уходит в солдаты на многолетнюю службу вместо молодого крестьянского парня – сына старых, немощных родителей. «Пробыл на Кавказе более 15 лет» Назывался Пётр Сердюков. Вызывается исполнить смертельный приказ (протянуть канат через реку). Особенности языка Жизнь Флягина в монастыре Повествование от 1-го лица позволило автору показать внутренний мир героя Монастырь – последнее из описанных в повести мест его обитания. Искушение праведника бесом. В пустом погребе пророчествовал.  Вывод Добрый, готов пожертвовать собой ради другого. Смелый. «Полюбил монастырскую жизнь». Сближают повесть с житиями пророческие сны и видения, комическое снижение образа. Пророчество, повиновение, покой и послушание. Ему это нравится, в монастыре ему хорошо.

Глава

9

19

10

Название эпизода

20

Скитания

О герое, цитаты

Уходит в солдаты на многолетнюю службу вместо молодого крестьянского парня – сына старых, немощных родителей. «Пробыл на Кавказе более 15 лет» Назывался Пётр Сердюков. Вызывается исполнить смертельный приказ (протянуть канат через реку).

Особенности языка

Жизнь Флягина в монастыре

Повествование от 1-го лица позволило автору показать внутренний мир героя

Монастырь – последнее из описанных в повести мест его обитания. Искушение праведника бесом. В пустом погребе пророчествовал.

Вывод

Добрый, готов пожертвовать собой ради другого. Смелый. «Полюбил монастырскую жизнь».

Сближают повесть с житиями пророческие сны и видения, комическое снижение образа.

Пророчество, повиновение, покой и послушание. Ему это нравится, в монастыре ему хорошо.

Противоречивость характера Ивана Северьяныча Флягина: - добрый - чёрствый - по-детски наивен - неумён - откровенный - замкнутый - бесстрашный - жестокий - гармония с окружающим миром - нет покоя в душе - чувство собственного достоинства - покорность судьбе - напоминает былинного богатыря - похож на героя авантюрного романа

Противоречивость характера

Ивана Северьяныча Флягина:

- добрый

- чёрствый

- по-детски наивен

- неумён

- откровенный

- замкнутый

- бесстрашный

- жестокий

- гармония с окружающим миром

- нет покоя в душе

- чувство собственного достоинства

- покорность судьбе

- напоминает былинного богатыря

- похож на героя авантюрного романа

Герой повести, - считает М.Л.Чередникова - «невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места. Он «очарован», околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяныча, способного испытать очарование жизни, красоты и любви». Н. И. Пруцков пишет :«Вся его жизнь проходит в разнообразных очаро-ваниях, в артистических, бескорыстных увлечениях. Над Иваном Северьянычем властвуют чары любви к жизни, к людям, к природе и родине. Подобные натуры способны стать одержимыми, они впадают в иллюзии, в самозабвение, в грезы, в восторженно – поэтическое состояние, ещё не пробудившись для сознательной, организованной исто-рической жизни».

Герой повести, - считает М.Л.Чередникова - «невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места. Он «очарован», околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяныча, способного испытать очарование жизни, красоты и любви».

Н. И. Пруцков пишет :«Вся его жизнь проходит в разнообразных очаро-ваниях, в артистических, бескорыстных увлечениях. Над Иваном Северьянычем властвуют чары любви к жизни, к людям, к природе и родине. Подобные натуры способны стать одержимыми, они впадают в иллюзии, в самозабвение, в грезы, в восторженно – поэтическое состояние, ещё не пробудившись для сознательной, организованной исто-рической жизни».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Русский национальный характер в произведении Н.С. Лескова «Очарованный странник»»

Автор: Клочкова Ирина Васильевна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 189034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "урок по произведению Лескова Очарованный странник "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-proizviedieniiu-lieskova-ocharovannyi-strannik"
    ["file_id"] => string(6) "161472"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422236291"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова "Очарованный странник "
    ["seo_title"] => string(85) "idieino-khudozhiestviennoie-svoieobraziie-poviesti-n-s-lieskova-ocharovannyi-strannik"
    ["file_id"] => string(6) "120514"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413729669"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "урок литературы в 10 классе "Странствия очарованной души ( по повести Н.С. Лескова  « Очарованный странник»). "
    ["seo_title"] => string(107) "urok-litieratury-v-10-klassie-stranstviia-ocharovannoi-dushi-po-poviesti-n-s-lieskova-ocharovannyi-strannik"
    ["file_id"] => string(6) "127731"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415367335"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект урока по литературе в 11 классе: "Тема праведничества (по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"). "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-11-klassie-tiema-praviednichiestva-po-rasskazu-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor"
    ["file_id"] => string(6) "224217"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438601630"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства