Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 (кадр из фильма и просмотр фрагмента фильма с диска) Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 | -Ребята, вы познакомились с повестью Владимира Карповича Железникова «Чучело», которая была написана в 1981году. Книга была воспринята читателями и критиками неоднозначно. О ней спорили, принимали, с ней не соглашались, её отвергали, наверное, боялись увидеть в повести самих себя. Повесть была экранизирована. В кинофильме роль Лены Бессольцевой сыграла Кристина Орбакайте, тогда 12-летняя девочка, роль дедушки сыграл Юрий Никулин Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться в содержании повести и извлечь из неё важные и нужные каждому из нас нравственные уроки. Но прежде, чем начать разговор, мне хотелось бы, чтобы вы послушали стихотворение Андрея Дементьева (читает ученик) -Поработайте в группах и скажите, что объединяет стихотворение Дементьева с повестью В. Железникова? -Что же будет сегодня темой нашего разговора? Как назовём сегодняшний наш урок? -Не раз вы произнесли слово «милосердие», значение его нам знакомо, давайте вспомним его. -А теперь обратимся к эпиграфам нашего урока. Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно. Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным. В.Железников. Помни, ты не один на свете, кроме тебя есть другие люди; они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи. Л.Кассиль. -Опираясь на ключевые слова, посоветуйтесь в группах и попробуйте сформулировать ЦЕЛЬ нашего урока. -О чем же сегодня пойдет речь на нашем уроке? - Приступая к разговору, мы попытаемся уяснить, почему автор считает поступки главной героини достойнейшими. -Попробуйте ответить на этот вопрос: «Почему поступки главной героини достойнейшие?» Сформулируйте своё предположение одним предложением. Итак, каковы ваши версии? (На доске записываю версии (гипотезы) учащихся). - Для того чтобы проверить ваши версии, понять насколько вы правы, обратимся к произведению. Откроем первую страницу. О чём мы узнаём из первой главы? работа с текстом - Мы с начальных страниц повести, напряжённо следим за развитием действия, пытаясь, как и Ленка, найти ответ на отчаянный вопрос «За что?!» -Что необычного в повествовании повести? -Кто рассказывает эту историю? -Что даёт автору такой приём? - Расскажите, что мы узнаём о Лене? Как состоялось первое знакомство Лены с классом? -Почему же всё-таки прозвище «чучело» за Леной закрепилось? Почему ребята не приняли её? -Почему Дима для Лены был героем, рыцарем из книги, как ей тогда казалось? -Когда впервые Ленка стала сомневаться в Димке? -Что послужило основой конфликта между Ленкой и одноклассниками? -Почему Ленка не сказала ребятам о поступке Димы, а взяла вину на себя? -Одобряете ли вы Лену, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдёт ли это на пользу человеку, во имя которого приносится жертва? -О чём заставляет нас задуматься конфликт, который произошёл между Ленкой и одноклассниками? Какие важные проблемы жизни поднимает автор? -Какое из действий ребят, унижавших Лену, было самым страшным? - Давайте посмотрим фрагмент фильма с этим эпизодом из книги (см. фрагмент фильма) - Что чувствует Лена Бессольцева? Что можно сказать о Димке после просмотра этого эпизода? - Ребята, обратите внимание на слайд с цитатой: «Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он жжёт, печёт и кусает, хотя до меня доходили только волны его тепла». Почему автор употребляет глаголы-синонимы ЖЖЁТ, ПЕЧЁТ, КУСАЕТ? - Какой это приём? -Как вы думаете, только ли за вымышленное предательство Лена стала объектом жестокой травли со стороны сверстников или есть другая причина? - Обратите внимание на слайд. «Дедушка, знаешь, я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим». -Каким человеком Лена встала с земли? Почему? -Как вы думаете, зачем Лена остриглась? -Давайте вспомним эпизод, когда Лена пришла на День рождения к Димке работа с текстом Заявившись остриженной на день рождения к Димке, она говорит своим одноклассникам напоследок такие горькие слова: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди» - Права ли Лена? -Что значат в устах Лены эти слова, о чём свидетельствуют, о каком её качестве? - В разговоре с дедом Лена называет себя предательницей. Почему? -Как вы думаете, она действительно предательница? -А что можно сказать по этому поводу о Диме? -Кого из одноклассников можно назвать самыми жестокими? -Узнают ли одноклассники, кто прав, кто виноват? Восторжествует ли правда? -Диме объявят бойкот, а как отнесётся Лена? Почему? Обратимся к произведению. - Обратите внимание на слайд: «Я была на костре… И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никого не буду травить. Хоть убейте. (Возможно, учащиеся сами зачитают эти слова Лены в тексте). Обратите внимание на слайд, поработайте в группах и ответьте на вопросы -Права ли Лена, отказываясь от бойкота? Известный мыслитель философ Цицерон сказал: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность». - А можно ли оставлять безнаказанным предательство? -Итак, все узнали правду. Почему же Лена всё-таки уезжает из города, означает ли это, что она потерпела поражение в столкновении со злом? -Послужила ли эта история уроком для Маргариты Ивановны? -Кто помог Лене выстоять и не сломаться? -О каком поступке дедушки мы узнаём на последних страницах? -А Лена как отнеслась к этому? - Прочитаем последние строчки произведения. - О чём свидетельствуют эти строчки? - Лена с дедушкой уезжают из города, оставив картину с изображением девочки, прапрабабушки Лены. Самое удивительное, что Лена и девочка, изображённая на полотне поразительно похожи. О чём будет эта картина напоминать ребятам из класса? - Вернёмся к эпиграфу к словам Л.Кассиля «Помни – ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи» - О ком из героев произведения Железникова можно сказать этими словами? (слайд с эпиграфом слов Железникова). - Прав ли автор, когда говорит, что Лена безошибочно выбирала путь? Понятно нам, почему поступки Лены достойнейшие? (На доске написаны версии ребят, ставлю плюсики при верных ответах, делаем выводы.) - Если бы Лена приехала сейчас, после того, как ребята всё пережили, как бы они отнеслись к ней, как вы думаете? -Ребята первоначально произведение называлось «Всего-то несколько дней», какое из названий наиболее удачное, почему? Посоветуйтесь в группах и ответьте на вопрос -Чему же учит нас книга? - Книга учит нас защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда, ведь это грозит гибелью личности. - что значит личность? -Что хотел автор сказать своим произведением, в чём убедить нас? - Возвращаюсь к формулировке темы урока. Ребята назвали его «МИР нуждается в милосердии». Продолжите предложение: Этот урок научил меня… Этот урок заставил меня задуматься… Мне захотелось… - Закончить урок мне хочется пожеланием: Сумей преодолеть преграды, И боль, и призрачный успех. Живи, не требуя награды За свой поступок ради всех. Ещё печально мир простужен, Исподтишка разит беда, Ты должен быть кому-то нужен – Всегда – как хлеб или вода… Известная русская писательница Мария Прилежаева как-то заметила: «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети». Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым сердцем помочь. Д.з. дать письменный ответ на вопрос: «Какое чувство во мне оставила повесть «Чучело» - оптимизма или пессимизма? Почему? Или Как бы я поступил в ситуации, которая произошла с Леной. | Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны, Кто-то злобствует, кто-то сердится, Кто-то снова в тисках беды. Жизнь нуждается в сострадании. Наши души как топоры… Слишком многих мы словом раним, Позабыв, что слова остры. - Стихотворение Дементьева с повестью В. Железникова объединяют поднятые авторами проблемы, а самая важная - проблема милосердия варианты названий: «Жизнь нуждается в милосердии», «Надо быть милосердным», «МИР нуждается в милосердии» (Лексическая работа) Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Милосердный – проявляющий милосердие. - Воспитывать в себе милосердие, работать над собой, задуматься над тем, что такое добро и зло, милосердие и сострадание, каким должен быть человек, какие поступки можно назвать достойнейшими, какой путь выбрать в жизни. - Речь пойдёт о Лене и о том, что с ней произошло. Гипотезы учащихся: она никого не предаёт; Она видит свои ошибки, она умеет прощать; главная героиня своими поступками смогла изменить ребят в классе; она не озлобилась, не опустилась до уровня ребят, не ожесточилась; она сохранила в себе личность; Лена милосердная. работа с текстом - Ленка Бессольцева в отчаянии, в её жизни произошло нечто страшное, она хочет уехать из этого города. - Повествование возвращает читателя назад, постепенно день за днём рассказывая историю Ленкиной жизни, знакомя нас с участниками тех страшных событий. - Рассказывает эту историю рассказчик, который знакомит нас с семьёй Бессольцевых и сама Лена. Всё, что произошло с Ленкой, рассказывает сама Лена. - Повествование от первого лица позволяет автору ввести читателя в сложный внутренний мир героя, составить собственное представление о его характере. Привёл её в класс по просьбе классного руководителя Рыжий, давился от смеха… (глава 5) работа с текстом Одноклассники смеялись над Ленкой «…выкаблучиваясь каждый на свой лад»… « А Ленка, открытая душа, решила. Что они просто веселились, что они смеялись над её словами, над её шуткой, а не над нею самою». Уже тогда Рыжий обозвал её чучелом. Но среди ребят был особенный мальчик, он заступился за Лену: «Сам ты чучело, и не огородное, а обыкновенно-рыжее» -Из-за абсолютной искренности в поведении, из-за открытости характера, Лена не такая, как все. - Он совершал добрые поступки. Заступался за Лену, отдал носки. Можно вспомнить историю с Валькой Живодёром. Принимал серьёзные решения, например, по поводу заработка для поездки в Москву. Она думала, что он надёжный товарищ. - Ленка стала сомневаться в Димке, когда произошёл конфликт между Ленкой и одноклассниками. - Однажды 6 «б» класс зашёл в кабинет физики, на доске была записка от М. И. Ребята стёрли записку и отправились в кино. Дима вспомнил, что забыл копилку в классе, вернулся и столкнулся с учительницей и под её нажимом всё рассказал. А все подумали, что их предала Ленка. - Хотела помочь. (предполагается небольшая дискуссия) - Конфликт, изменивший судьбу Ленки, заставляет нас задуматься над очень многими важными проблемами, прежде всего человеческой чести и справедливости. Ленка оказалась в немилости у одноклассников. Они без всяких на то оснований обвинили девочку в предательстве, объявили бойкот и даже грозились избить, всячески унижая её достоинство. - Эпизод с чучелом на костре, именно тогда Лена была унижена и окончательно разочаровалась в Диме. - Если раньше Димка метался, хотел сохранить отношения и с одноклассниками, и с Леной, боялся признаться одноклассникам в своём поступке, то теперь мы видим, что Димка совершил ещё более грязное предательство – переметнулся на сторону одноклассников. А для Ленки дружеское плечо сейчас было необходимо, но после содеянного он перестал быть для неё героем. («Когда никого нет – он храбрец, как появились ребята – самый последний трус»). Но Ленка боялась в это верить и мысленно хотела его остановить. Если он подожжёт, то любовь её, душа умрёт. - приём градации, наверное, автор употребляет глаголы-синонимы ЖЖЁТ, ПЕЧЁТ, КУСАЕТ, чтобы показать страшную душевную боль. - Лена была не такая как все, а людям это не нравится. - До этого случая Лена была открытой, доверчивой, а теперь она разочаровалась, стала суровой, замкнутой, она почти перестала верить в людей. - Возможно, так она утверждала себя, так она показала своё отношение к прозвищу. работа с текстом - Да, конечно, права. Они, действительно, бедны, у них пустое времяпровождение, отсутствие интересов, примитивные развлечения. Они недобрые, нечуткие, грубые люди. Несмотря на разочарования, на боль от утраты иллюзий, Лена не ожесточается, она проникается жалостью к утратившим человеческое лицо одноклассникам. Лена называет себя предательницей, потому что стыдилась заплат на пальто деда. работа с текстом Да, по отношению к дедушке её можно назвать предательницей. Но важно, что она поняла это, теперь ей стыдно за себя. Главное, она не боится в этом признаться. «А я ещё думала, что я милосердная. А какая я милосердная, если тебя стыдилась? – И произнесла, словно открыла для себя страшную истину: - Значит, если бы ты был нищим оборванным и голодным, то я бы тогда просто убежала от тебя» - Он не только предатель, но и трус. - Самыми жестокими можно назвать Шмакову и Попова, они знали правду, но мучили Ленку. - Да. Ими будет высказано презрение Диме за его душевную трусость. Правда восторжествует, но поздно. Боль, нанесённая человеческой жестокостью, не затихнет в сердце девочки. Лена была против бойкота. работа с текстом Предполагается небольшая дискуссия. - Она победила. Она сохранила в себе личность, не позволила растоптать своё человеческое достоинство, ребята в классе изменились, они по-другому стали смотреть на мир (можно вспомнить монолог Рыжего о себе «Я всегда был как все...»). А уезжает, наверное, потому, что боль, нанесённая человеческой несправедливостью и жестокостью, не затихла в сердце девочки. Маргарита Ивановна поняла, что думала только о себе, что не заметила проблем во взаимоотношениях ребят, теперь, наверное, она будет внимательнее к учащимся. Конечно, дедушка, который всегда был рядом. Дарит дом с картинами городу, удивляет всех своим поступком. - Удивилась, потому что знала, что благодаря этим картинам дедушка жил. В них заключался смысл его жизни. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил». - Лена с дедом перевернули, что-то в душе ребят. Возможно, учащиеся зачитают: Есть на свете люди, которые «никогда никого не будут гонять… И никогда никого не будут травить» - О Лене. - Лена никому не сделала ничего плохого, она хотела помочь, после всего, что с ней произошло, она не озлобилась, не опустилась до уровня ребят, не ожесточилась. Отказалась от бойкота, жалеет ребят, не боится признаться в своих ошибках. Она знает, что значит быть милосердным. - Они отнеслись бы к Лене иначе, потому что получили хороший урок. Предполагается небольшая дискуссия. - Книга учит нас не быть жестокими. В любой ситуации надо оставаться человеком, не унижать достоинство другого человека, не идти на поводу у толпы. Книга учит разбираться в людях. Ценить ум и опыт наших близких. Быть милосердным. Личность – человек, имеющий своё лицо, взгляды на жизнь. - Мы должны быть добрыми. МИР нуждается в милосердии. |