kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Мир нуждается в милосердии» Урок по повести В. Железникова «Чучело»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель школьного литературного образования - «становление духовного мира человека». Это серьёзная и трудная задача, потому что экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, наступление наркомании и насилия, жестокости, поставивших саму ценность человеческой жизни под сомнение, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения. Нам, учителям, необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки всему тому, с чем они сталкиваются вне стен школы, к миру настоящих нравственных ценностей. И, пожалуй, школьный урок сегодня – это единственное место, где дети в коллективе сверстников размышляют о добре и зле, о жестокости и милосердии, о достоинстве и чести. Очень важно об этом говорить не тогда, когда сформировался характер и какие-то жизненные принципы, а намного раньше, чтобы предостеречь ребят от возможных бед и ошибок. Обращение к чувствам и эмоциям детей, не принимающих Зло и стоящих на стороне Добра, лучше всего вести через разговор о произведении близком им, повести об их сверстниках, проблемы которых могут быть живо восприняты детьми. Цель деятельности педагога – подвести ребят к пониманию того, что с бездуховностью окружающего нас мира, с жестокостью, с бессердечием, с равнодушием можем бороться только мы сами. Но для этого каждый из нас должен научиться сочувствовать, сострадать, стремиться прийти на помощь, когда кто-то в этом нуждается. В любой ситуации надо оставаться человеком. Ребята должны понять, если человек бездушен и жесток, если он несёт окружающим людям боль, страдания – он неприятен, отвратителен. Задачи урока: Образовательная: 1. Познакомиться с писателем, с произведением. 2. Вырабатывать навыки анализа художественного произведения; 3. Формировать умение рассуждать, выражать своё отношение к поступкам героев. Развивающая: 1. Развивать познавательный интерес к предмету «Литература». 2. Развивать творческое воображение, логическое мышление, совершенствовать навыки свободного речевого высказывания. Воспитательная: 1. Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек. 2. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать чужое мнение, способствовать воспитанию взаимоотношения подростков. 3. Подвести к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде. 4. Учить ребят защищать чувство человеческого достоинства. ТИП УРОКА – постановка и решение учебных задач ВИД УРОКА – урок внеклассного чтения ТЕХНОЛОГИЯ проблемного обучения Планируемые результаты: Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации; формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию. Метапредметные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока); высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач; находить нужную информацию в тексте произведения; сравнивать и делать выводы; владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению. Предметные: • познавательная сфера: владеть знаниями о повести В. Железникова «Чучело», уметь работать с текстом, самостоятельно отбирать материал по интересующему вопросу; видеть своеобразие изображения цельных характеров героев; анализировать произведение в единстве содержания и формы; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; давать характеристику героям повести и нравственную оценку их поступкам; • ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к нравственным проблемам повести В. Железникова, к характерам героев; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; • коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, строить доказательный ответ на проблемный вопрос по прочитанному произведению; ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийная аппаратура, презентация PowerPoint с материалами по теме урока, текст повести «Чучело», кадры из художественного фильма «Чучело», пятиминутный отрывок из фильма. ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рецептивная (чтение эпизодов, восприятие художественного текста), репродуктивная (осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов, ответы на вопросы), продуктивная (написание домашнего сочинения), поисковая (комментированное чтение), исследовательская (анализ художественного произведения). ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: показ слайдов с материалами по теме урока, фрагмент фильма, лексическая работа, аналитическая беседа, рефлексия (оценочные высказывания). МЕТОДЫ: аналитическая беседа, эвристическая беседа, проблемная ситуация, дискуссия. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: милосердный, милосердие, сострадание, личность. Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность. Оно направлено на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный творческий познавательный процесс. Проблемная ситуация на данном уроке создается с учётом возраста ребят, построена с опорой на событийную основу произведения и направлена на развитие определённых качеств личности читателя: воссоздающего воображения, точности осознания авторского голоса в произведении, способности к сопереживанию и всего того, о чём было сказано выше. Вопрос, ведущий к созданию проблемной ситуации, находится в области читательских впечатлений, прямо связан с эмоциональной оценкой текста. Роль учителя в разрешении проблемной ситуации весьма активна, так как нужно не только уточнить выводы, но и продолжить русло разговора, предлагая классу вопросы, помогая сформулировать точку зрения, прийти к общему истолкованию художественного текста. Только тогда урок окажет значительное влияние на формирование духовного мира и положительных нравственных качеств личности учащихся: обе этих перспективы имеют сегодня как никогда большое значение в образовании и в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по повести В. Железникова Чучело»


Урок внеклассного чтения по повести В. Железникова «Чучело»

«Мир нуждается в милосердии»

(6-й класс)

(Пояснительная записка)


Цель школьного литературного образования - «становление духовного мира человека». Это серьёзная и трудная задача, потому что экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, наступление наркомании и насилия, жестокости, поставивших саму ценность человеческой жизни под сомнение, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения.

Нам, учителям, необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки всему тому, с чем они сталкиваются вне стен школы, к миру настоящих нравственных ценностей. И, пожалуй, школьный урок сегодня – это единственное место, где дети в коллективе сверстников размышляют о добре и зле, о жестокости и милосердии, о достоинстве и чести. Очень важно об этом говорить не тогда, когда сформировался характер и какие-то жизненные принципы, а намного раньше, чтобы предостеречь ребят от возможных бед и ошибок. Обращение к чувствам и эмоциям детей, не принимающих Зло и стоящих на стороне Добра, лучше всего вести через разговор о произведении близком им, повести об их сверстниках, проблемы которых могут быть живо восприняты детьми.

Цель деятельности педагога – подвести ребят к пониманию того, что с бездуховностью окружающего нас мира, с жестокостью, с бессердечием, с равнодушием можем бороться только мы сами. Но для этого каждый из нас должен научиться сочувствовать, сострадать, стремиться прийти на помощь, когда кто-то в этом нуждается. В любой ситуации надо оставаться человеком. Ребята должны понять, если человек бездушен и жесток, если он несёт окружающим людям боль, страдания – он неприятен, отвратителен.


Задачи урока:

Образовательная:

  1. Познакомиться с писателем, с произведением.

  2. Вырабатывать навыки анализа художественного произведения;

3. Формировать умение рассуждать, выражать своё отношение к поступкам героев.

Развивающая:

  1. Развивать познавательный интерес к предмету «Литература».

  2. Развивать творческое воображение, логическое мышление, совершенствовать навыки свободного речевого высказывания.

Воспитательная:

  1. Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек.

  2. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать чужое мнение, способствовать воспитанию взаимоотношения подростков.

  3. Подвести к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде.

  4. Учить ребят защищать чувство человеческого достоинства.


ТИП УРОКА – постановка и решение учебных задач

ВИД УРОКА – урок внеклассного чтения

ТЕХНОЛОГИЯ проблемного обучения


Планируемые результаты:

Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации;  формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные: принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока);  высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;  оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,  вносить соответствующие коррективы;  целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и  решении познавательных задач; находить нужную информацию в тексте произведения; сравнивать и делать выводы; владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Предметные:

  • познавательная сфера: владеть знаниями о повести В. Железникова «Чучело», уметь работать с текстом, самостоятельно отбирать материал по интересующему вопросу; видеть своеобразие изображения цельных характеров героев; анализировать произведение в единстве содержания и формы; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; давать характеристику героям повести и нравственную оценку их поступкам;

  • ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к нравственным проблемам повести В. Железникова, к характерам героев; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

  • коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, строить доказательный ответ на проблемный вопрос по прочитанному произведению;


ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийная аппаратура, презентация PowerPoint с материалами по теме урока, текст повести «Чучело», кадры из художественного фильма «Чучело», пятиминутный отрывок из фильма.


ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рецептивная (чтение эпизодов, восприятие художественного текста), репродуктивная (осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов, ответы на вопросы), продуктивная (написание домашнего сочинения), поисковая (комментированное чтение), исследовательская (анализ художественного произведения).


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: показ слайдов с материалами по теме урока, фрагмент фильма, лексическая работа, аналитическая беседа, рефлексия (оценочные высказывания).


МЕТОДЫ: аналитическая беседа, эвристическая беседа, проблемная ситуация, дискуссия.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: милосердный, милосердие, сострадание, личность.


Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность. Оно направлено на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный творческий познавательный процесс.

Проблемная ситуация на данном уроке создается с учётом возраста ребят, построена с опорой на событийную основу произведения и направлена на развитие определённых качеств личности читателя: воссоздающего воображения, точности осознания авторского голоса в произведении, способности к сопереживанию и всего того, о чём было сказано выше. Вопрос, ведущий к созданию проблемной ситуации, находится в области читательских впечатлений, прямо связан с эмоциональной оценкой текста. Роль учителя в разрешении проблемной ситуации весьма активна, так как нужно не только уточнить выводы, но и продолжить русло разговора, предлагая классу вопросы, помогая сформулировать точку зрения, прийти к общему истолкованию художественного текста. Только тогда урок окажет значительное влияние на формирование духовного мира и положительных нравственных качеств личности учащихся: обе этих перспективы имеют сегодня как никогда большое значение в образовании и в жизни.


Урок по повести В. Железникова «Чучело»

«Мир нуждается в милосердии»

Лексическая работа:

Милосердный – проявляющий милосердие;

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия;

Личность – человек, имеющий своё лицо, взгляды на жизнь.


Учитель

Ученик

Слайд 1


Слайд 2












Слайд 3




















Слайд 4






Слайд 5












































Слайд 6








































































































Слайд 7 (кадр из фильма и просмотр фрагмента фильма с диска)

























Слайд 8















Слайд 9
















Слайд 10





















































Слайд 11











Слайд 12





















































Слайд 13










Слайд 14






Слайд 15













































































Слайд 16




-Ребята, вы познакомились с повестью Владимира Карповича Железникова «Чучело», которая была написана в 1981году. Книга была воспринята читателями и критиками неоднозначно. О ней спорили, принимали, с ней не соглашались, её отвергали, наверное, боялись увидеть в повести самих себя. Повесть была экранизирована. В кинофильме роль Лены Бессольцевой сыграла Кристина Орбакайте, тогда 12-летняя девочка, роль дедушки сыграл Юрий Никулин

Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться в содержании повести и извлечь из неё важные и нужные каждому из нас нравственные уроки. Но прежде, чем начать разговор, мне хотелось бы, чтобы вы послушали стихотворение Андрея Дементьева (читает ученик)



-Поработайте в группах и скажите, что объединяет стихотворение Дементьева с повестью В. Железникова?




-Что же будет сегодня темой нашего разговора? Как назовём сегодняшний наш урок?




-Не раз вы произнесли слово «милосердие», значение его нам знакомо, давайте вспомним его.




-А теперь обратимся к эпиграфам нашего урока.

Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно.

Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие.

Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.

В.Железников.

Помни, ты не один на свете, кроме тебя есть другие люди; они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи.

Л.Кассиль.



-Опираясь на ключевые слова, посоветуйтесь в группах и попробуйте сформулировать ЦЕЛЬ нашего урока.







-О чем же сегодня пойдет речь на нашем уроке?



- Приступая к разговору, мы попытаемся уяснить, почему автор считает поступки главной героини достойнейшими.

-Попробуйте ответить на этот вопрос: «Почему поступки главной героини достойнейшие?» Сформулируйте своё предположение одним предложением. Итак, каковы ваши версии? (На доске записываю версии (гипотезы) учащихся).




- Для того чтобы проверить ваши версии, понять насколько вы правы, обратимся к произведению. Откроем первую страницу. О чём мы узнаём из первой главы? работа с текстом




- Мы с начальных страниц повести, напряжённо следим за развитием действия, пытаясь, как и Ленка, найти ответ на отчаянный вопрос «За что?!»

-Что необычного в повествовании повести?



-Кто рассказывает эту историю?








-Что даёт автору такой приём?







- Расскажите, что мы узнаём о Лене? Как состоялось первое знакомство Лены с классом?













-Почему же всё-таки прозвище «чучело» за Леной закрепилось? Почему ребята не приняли её?




-Почему Дима для Лены был героем, рыцарем из книги, как ей тогда казалось?








-Когда впервые Ленка стала сомневаться в Димке?




-Что послужило основой конфликта между Ленкой и одноклассниками?









-Почему Ленка не сказала ребятам о поступке Димы, а взяла вину на себя?





-Одобряете ли вы Лену, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдёт ли это на пользу человеку, во имя которого приносится жертва?



-О чём заставляет нас задуматься конфликт, который произошёл между Ленкой и одноклассниками? Какие важные проблемы жизни поднимает автор?











-Какое из действий ребят, унижавших Лену, было самым страшным?






- Давайте посмотрим фрагмент фильма с этим эпизодом из книги (см. фрагмент фильма)



- Что чувствует Лена Бессольцева? Что можно сказать о Димке после просмотра этого эпизода?

















- Ребята, обратите внимание на слайд с цитатой: «Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он жжёт, печёт и кусает, хотя до меня доходили только волны его тепла». Почему автор употребляет глаголы-синонимы ЖЖЁТ, ПЕЧЁТ, КУСАЕТ?

- Какой это приём?



-Как вы думаете, только ли за вымышленное предательство Лена стала объектом жестокой травли со стороны сверстников или есть другая причина?



- Обратите внимание на слайд. «Дедушка, знаешь, я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим».

-Каким человеком Лена встала с земли? Почему?



-Как вы думаете, зачем Лена остриглась?




-Давайте вспомним эпизод, когда Лена пришла на День рождения к Димке работа с текстом


Заявившись остриженной на день рождения к Димке, она говорит своим одноклассникам напоследок такие горькие слова: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди»

- Права ли Лена?



-Что значат в устах Лены эти слова, о чём свидетельствуют, о каком её качестве?






- В разговоре с дедом Лена называет себя предательницей. Почему?




-Как вы думаете, она действительно предательница?














-А что можно сказать по этому поводу о Диме?



-Кого из одноклассников можно назвать самыми жестокими?




-Узнают ли одноклассники, кто прав, кто виноват? Восторжествует ли правда?







-Диме объявят бойкот, а как отнесётся Лена? Почему? Обратимся к произведению.


- Обратите внимание на слайд: «Я была на костре… И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никого не буду травить. Хоть убейте. (Возможно, учащиеся сами зачитают эти слова Лены в тексте).


Обратите внимание на слайд, поработайте в группах и ответьте на вопросы

-Права ли Лена, отказываясь от бойкота? Известный мыслитель философ Цицерон сказал: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность».

- А можно ли оставлять безнаказанным предательство?



-Итак, все узнали правду. Почему же Лена всё-таки уезжает из города, означает ли это, что она потерпела поражение в столкновении со злом?











-Послужила ли эта история уроком для Маргариты Ивановны?





-Кто помог Лене выстоять и не сломаться?




-О каком поступке дедушки мы узнаём на последних страницах?



-А Лена как отнеслась к этому?







- Прочитаем последние строчки произведения.







- О чём свидетельствуют эти строчки?




- Лена с дедушкой уезжают из города, оставив картину с изображением девочки, прапрабабушки Лены. Самое удивительное, что Лена и девочка, изображённая на полотне поразительно похожи. О чём будет эта картина напоминать ребятам из класса?



- Вернёмся к эпиграфу к словам Л.Кассиля «Помни – ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи»

- О ком из героев произведения Железникова можно сказать этими словами? (слайд с эпиграфом слов Железникова).




- Прав ли автор, когда говорит, что Лена безошибочно выбирала путь? Понятно нам, почему поступки Лены достойнейшие? (На доске написаны версии ребят, ставлю плюсики при верных ответах, делаем выводы.)





- Если бы Лена приехала сейчас, после того, как ребята всё пережили, как бы они отнеслись к ней, как вы думаете?


-Ребята первоначально произведение называлось «Всего-то несколько дней», какое из названий наиболее удачное, почему? Посоветуйтесь в группах и ответьте на вопрос


-Чему же учит нас книга?





- Книга учит нас защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда, ведь это грозит гибелью личности.

- что значит личность?








-Что хотел автор сказать своим произведением, в чём убедить нас?


- Возвращаюсь к формулировке темы урока. Ребята назвали его «МИР нуждается в милосердии».



Продолжите предложение:

Этот урок научил меня…

Этот урок заставил меня задуматься…

Мне захотелось…


- Закончить урок мне хочется пожеланием:


Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Ещё печально мир простужен,

Исподтишка разит беда,

Ты должен быть кому-то нужен –

Всегда – как хлеб или вода…


Известная русская писательница Мария Прилежаева как-то заметила: «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети».

Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым сердцем помочь.



Д.з. дать письменный ответ на вопрос: «Какое чувство во мне оставила повесть «Чучело» - оптимизма или пессимизма? Почему?

Или

Как бы я поступил в ситуации, которая произошла с Леной.














Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.


- Стихотворение Дементьева с повестью В. Железникова объединяют поднятые авторами проблемы, а самая важная - проблема милосердия


варианты названий: «Жизнь нуждается в милосердии», «Надо быть милосердным», «МИР нуждается в милосердии»



(Лексическая работа)

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердный – проявляющий милосердие.


















- Воспитывать в себе милосердие, работать над собой, задуматься над тем, что такое добро и зло, милосердие и сострадание, каким должен быть человек, какие поступки можно назвать достойнейшими, какой путь выбрать в жизни.



- Речь пойдёт о Лене и о том, что с ней произошло.



Гипотезы учащихся: она никого не предаёт;

Она видит свои ошибки, она умеет прощать; главная героиня своими поступками смогла изменить ребят в классе; она не озлобилась, не опустилась до уровня ребят, не ожесточилась; она сохранила в себе личность; Лена милосердная.



работа с текстом

- Ленка Бессольцева в отчаянии, в её жизни произошло нечто страшное, она хочет уехать из этого города.






- Повествование возвращает читателя назад, постепенно день за днём рассказывая историю Ленкиной жизни, знакомя нас с участниками тех страшных событий.



- Рассказывает эту историю рассказчик, который знакомит нас с семьёй Бессольцевых и сама Лена. Всё, что произошло с Ленкой, рассказывает сама Лена.



- Повествование от первого лица позволяет автору ввести читателя в сложный внутренний мир героя, составить собственное представление о его характере.




Привёл её в класс по просьбе классного руководителя Рыжий, давился от смеха… (глава 5) работа с текстом Одноклассники смеялись над Ленкой «…выкаблучиваясь каждый на свой лад»… « А Ленка, открытая душа, решила. Что они просто веселились, что они смеялись над её словами, над её шуткой, а не над нею самою». Уже тогда Рыжий обозвал её чучелом. Но среди ребят был особенный мальчик, он заступился за Лену: «Сам ты чучело, и не огородное, а обыкновенно-рыжее»


-Из-за абсолютной искренности в поведении, из-за открытости характера, Лена не такая, как все.




- Он совершал добрые поступки. Заступался за Лену, отдал носки. Можно вспомнить историю с Валькой Живодёром. Принимал серьёзные решения, например, по поводу заработка для поездки в Москву. Она думала, что он надёжный товарищ.



- Ленка стала сомневаться в Димке,

когда произошёл конфликт между Ленкой и одноклассниками.



- Однажды 6 «б» класс зашёл в кабинет физики, на доске была записка от М. И. Ребята стёрли записку и отправились в кино. Дима вспомнил, что забыл копилку в классе, вернулся и столкнулся с учительницей и под её нажимом всё рассказал. А все подумали, что их предала Ленка.



- Хотела помочь.






(предполагается небольшая дискуссия)





- Конфликт, изменивший судьбу Ленки, заставляет нас задуматься над очень многими важными проблемами, прежде всего человеческой чести и справедливости. Ленка оказалась в немилости у одноклассников. Они без всяких на то оснований обвинили девочку в предательстве, объявили бойкот и даже грозились избить, всячески унижая её достоинство.





- Эпизод с чучелом на костре, именно тогда Лена была унижена и окончательно разочаровалась в Диме.










- Если раньше Димка метался, хотел сохранить отношения и с одноклассниками, и с Леной, боялся признаться одноклассникам в своём поступке, то теперь мы видим, что Димка совершил ещё более грязное предательство – переметнулся на сторону одноклассников.

А для Ленки дружеское плечо сейчас было необходимо, но после содеянного он перестал быть для неё героем. («Когда никого нет – он храбрец, как появились ребята – самый последний трус»). Но Ленка боялась в это верить и мысленно хотела его остановить. Если он подожжёт, то любовь её, душа умрёт.



- приём градации, наверное, автор употребляет глаголы-синонимы ЖЖЁТ, ПЕЧЁТ, КУСАЕТ, чтобы показать страшную душевную боль.







- Лена была не такая как все, а людям это не нравится.





- До этого случая Лена была открытой, доверчивой, а теперь она разочаровалась, стала суровой, замкнутой, она почти перестала верить в людей.




- Возможно, так она утверждала себя, так она показала своё отношение к прозвищу.


работа с текстом




- Да, конечно, права. Они, действительно, бедны, у них пустое времяпровождение, отсутствие интересов, примитивные развлечения. Они недобрые, нечуткие, грубые люди.



Несмотря на разочарования, на боль от утраты иллюзий, Лена не ожесточается, она проникается жалостью к утратившим человеческое лицо одноклассникам.



Лена называет себя предательницей, потому что стыдилась заплат на пальто деда.



работа с текстом

Да, по отношению к дедушке её можно назвать предательницей. Но важно, что она поняла это, теперь ей стыдно за себя. Главное, она не боится в этом признаться. «А я ещё думала, что я милосердная. А какая я милосердная, если тебя стыдилась? – И произнесла, словно открыла для себя страшную истину: - Значит, если бы ты был нищим оборванным и голодным, то я бы тогда просто убежала от тебя»



- Он не только предатель, но и трус.




- Самыми жестокими можно назвать Шмакову и Попова, они знали правду, но мучили Ленку.



- Да. Ими будет высказано презрение Диме за его душевную трусость. Правда восторжествует, но поздно. Боль, нанесённая человеческой жестокостью, не затихнет в сердце девочки.



Лена была против бойкота.


работа с текстом









Предполагается небольшая дискуссия.








- Она победила. Она сохранила в себе личность, не позволила растоптать своё человеческое достоинство, ребята в классе изменились, они по-другому стали смотреть на мир (можно вспомнить монолог Рыжего о себе «Я всегда был как все...»). А уезжает, наверное, потому, что боль, нанесённая человеческой несправедливостью и жестокостью, не затихла в сердце девочки.



Маргарита Ивановна поняла, что думала только о себе, что не заметила проблем во взаимоотношениях ребят, теперь, наверное, она будет внимательнее к учащимся.


Конечно, дедушка, который всегда был рядом.



Дарит дом с картинами городу, удивляет всех своим поступком.



- Удивилась, потому что знала, что благодаря этим картинам дедушка жил. В них заключался смысл его жизни.




«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил».



- Лена с дедом перевернули, что-то в душе ребят.



Возможно, учащиеся зачитают: Есть на свете люди, которые «никогда никого не будут гонять… И никогда никого не будут травить»












- О Лене.




- Лена никому не сделала ничего плохого, она хотела помочь, после всего, что с ней произошло, она не озлобилась, не опустилась до уровня ребят, не ожесточилась. Отказалась от бойкота, жалеет ребят, не боится признаться в своих ошибках. Она знает, что значит быть милосердным.



- Они отнеслись бы к Лене иначе, потому что получили хороший урок.



Предполагается небольшая дискуссия.





- Книга учит нас не быть жестокими. В любой ситуации надо оставаться человеком, не унижать достоинство другого человека, не идти на поводу у толпы.

Книга учит разбираться в людях. Ценить ум и опыт наших близких. Быть милосердным.


Личность – человек, имеющий своё лицо, взгляды на жизнь.







- Мы должны быть добрыми. МИР нуждается в милосердии.




























Просмотр содержимого презентации
«Урок внеклассного чтения по повести Чучело»

Кристина Орбакайте в фильме «Чучело» в роли Лены Бессольцевой

Кристина Орбакайте в фильме «Чучело» в роли Лены Бессольцевой

Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны, Кто-то злобствует, кто-то сердится, Кто-то снова в тисках беды. Жизнь нуждается в сострадании. Наши души как топоры… Слишком многих мы словом раним, Позабыв, что слова остры.

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.  Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он  ЖЖЁТ, ПЕЧЁТ и КУСАЕТ,  хотя до меня доходили только волны его тепла.

Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он

ЖЖЁТ, ПЕЧЁТ и КУСАЕТ,

хотя до меня доходили только волны его тепла.

«Дедушка, знаешь, я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим».

«Дедушка, знаешь,

я пришла на костёр

одним человеком,

а встала с земли

навстречу Димке

совсем другим».

«Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди».

«Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди».

«Я была на костре… И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никого не буду травить. Хоть убейте».

«Я была на костре… И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никого не буду травить. Хоть убейте».

«Величайшее поощрение преступления – безнаказанность».  Цицерон

«Величайшее поощрение преступления – безнаказанность».

Цицерон

Есть на свете люди, которые «никогда никого не будут гонять… И никогда никого не будут травить».

Есть на свете люди, которые «никогда никого не будут гонять… И никогда никого не будут травить».

Какое чувство во мне оставила повесть «Чучело» – оптимизма или пессимизма? Почему?  Как бы я поступил в ситуации, которая произошла с Леной.

Какое чувство во мне оставила повесть «Чучело» – оптимизма или пессимизма? Почему?

Как бы я поступил в ситуации, которая произошла с Леной.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Мир нуждается в милосердии» Урок по повести В. Железникова «Чучело»

Автор: Беляева Ольга Жораевна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187641


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства