Презентация по литературе по теме "Крестьянские дети".
Презентация по литературе по теме "Крестьянские дети".
Презентация по литературе по теме "Крестьянские дети. Презентация по литературе по теме "Крестьянские дети". Презентация по литературе по теме "Крестьянские дети". Презентация по литературе по теме "Крестьянские дети". Презентация по литературе по теме "Крестьянские дети". Презентация по литературе по теме "Крестьянские дети".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе по теме "Крестьянские дети".»
Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»
- Что понравилось в стихотворении, а что – нет?
— Все ли понятно? Чего не поняли?
— Что заставило улыбнуться, а что – задуматься?
— Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите границы частей.
Текст состоит издвухбольших частей:
изображение светлой, «нарядной стороны» жизни (отрывки 1—6)
трудная, тяжелая сторона (отрывки 7—8).
9-й отрывок - кульминационное обращение к детям.
Часть
Содержание
1
Рассказчик
Встреча охотника с крестьянскими детьми
2
3
Слушатели
Охотник
Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом
4(1)
Обращение к крестьянским детям
Журналист, публицист
Друзья, гости
Читатель из дворян, из общества образованных людей
Гражданин, который думает о будущем народа
Встреча охотника с крестьянскими детьми
Крестьянские дети
Охотник
Друзья, гости
— Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито...»?
— Кого автор называет балованными детками?
— Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?
— О какой ситуации говорит нам автор в следующих строчках?
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать.
— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит!
Словарная работа.
Волгожанин-житель города Вологды
Лудильщик- рабочий, который лудит (чинит) посуду.
Портной – мастер по шитью одежды.
Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.
Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки, становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.)
Как вы думаете, почему?
Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?
Многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было лишь из газет, журналов, книг, а неграмотному человеку — только из рассказов путешествующих странников.
Объясните смысл слов и выражений: «Чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела», «Взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.
Грибная пора отойти не успела,
Гляди – уж чернёхоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
ребяческий крик, повторяемый эхом,
А там и малина, брусника, орех!
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит – содом, суматоха!
Посчитайте количество предложений в этом отрывке.
Определите вид этих предложений по интонации. Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?
— Найдите в тексте ответ на вопрос: что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.
— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.
Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.
Навить сено —накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».
Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»?
Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется трудиться.Такой труд - не тягость, не наказание, а радость.
Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей? Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?
Стр.182-183 зачитайте.
Какие мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены в стихотворении «На Волге»?
Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.
Как меняется образ рассказчика в конце стихотворения? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?
Какое вековое наследство призывает хранить поэт?
Вековое наследство— это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование её красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.
Рефлексия учебной деятельности.
— Как вы понимаете слова: «Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и красное детство дано»?
— Попробуйте соотнести их с содержанием стихотворения «Крестьянские дети».