kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по литературе. И.А. Крылов. "Осёл и Соловей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит теоретический и практический материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе. И.А. Крылов. "Осёл и Соловей".»

Произведения русских писателей XVIII века Иван Андреевич Крылов. «Осёл и Соловей». Автор: Никандрова А.Д., учитель русского языка и литературы

Произведения русских писателей XVIII века

Иван Андреевич Крылов.

«Осёл и Соловей».

Автор: Никандрова А.Д., учитель русского языка и литературы

Вопросы 1. Перечислите известных баснописцев. 2. Дайте определение басне. 3. Что такое мораль? 4. Что такое аллегория? 5. Что такое олицетворение? 6. Сколько басен написал Дмитриев? 7. Перечислите известные басни Дмитриева? 8. Назовите героев басни «Муха». 9. Что высмеивает автор в басне «Муха»? 10. В чём особенность басен Дмитриева?

Вопросы

1. Перечислите известных баснописцев.

2. Дайте определение басне.

3. Что такое мораль?

4. Что такое аллегория?

5. Что такое олицетворение?

6. Сколько басен написал Дмитриев?

7. Перечислите известные басни Дмитриева?

8. Назовите героев басни «Муха».

9. Что высмеивает автор в басне «Муха»?

10. В чём особенность басен Дмитриева?

Цели урока:  1. активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора;  2. осуществление поиска необходимой информации о жизни и творчестве И.А. Крылова;  3. формирование умений сравнивать и сопоставлять между собой героев басни «Осёл и Соловей»; находить мораль басни и объяснять её смысл;  4. формирование умений выразительно читать басню.

Цели урока: 1. активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора; 2. осуществление поиска необходимой информации о жизни и творчестве И.А. Крылова; 3. формирование умений сравнивать и сопоставлять между собой героев басни «Осёл и Соловей»; находить мораль басни и объяснять её смысл; 4. формирование умений выразительно читать басню.

Иван Андреевич  Крылов годы жизни  (1769-1844)

Иван Андреевич

Крылов

годы жизни

(1769-1844)

Актуальна ли басня Ивана Андреевича Крылова «Осёл и Соловей» в наши дни?

Актуальна ли басня Ивана Андреевича Крылова «Осёл и Соловей» в наши дни?

Прочитайте статью о Крылове.  Стр. 31-33 . Ответьте на вопросы.

Прочитайте статью о Крылове.

Стр. 31-33 . Ответьте на вопросы.

  • Как учился И.А. Крылов и какую роль сыграла мать в его образовании и воспитании?
  • Какие качества привила баснописцу мать и как они отразились на самообразовании Крылова?
Дом, где родился Крылов

Дом, где родился Крылов

Мария Алексеевна Крылова - мать писателя

Мария Алексеевна Крылова - мать писателя

Андрей Прохорович Крылов – отец писателя

Андрей Прохорович Крылов – отец писателя

Памятник Крылову в Петербурге

Памятник Крылову в Петербурге

Памятник Крылову в Москве

Памятник Крылову в Москве

Осёл и Соловей Осел увидел Соловья  И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!  Ты, сказывают, петь великий мастерище:  Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье,  Велико ль подлинно твое уменье?»  Тут Соловей являть свое искусство стал:  Защёлкал, засвистал  На тысячу ладов, тянул, переливался;  То нежно он ослабевал  И томной вдалеке свирелью отдавался,  То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.   Внимало всё тогда  Любимцу и певцу Авроры;  Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,  И прилегли стада.  Чуть-чуть дыша, пастух им любовался  И только иногда,  Внимая Соловью, пастушке улыбался.  Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,  «Изрядно», говорит: «сказать неложно,  Тебя без скуки слушать можно;  А жаль, что незнаком  Ты с нашим петухом:  Еще б ты боле навострился,  Когда бы у него немножко поучился».  Услыша суд такой, мой бедный Соловей  Вспорхнул и — полетел за тридевять полей. Избави, бог, и нас от этаких судей. 1811 год

Осёл и Соловей

Осел увидел Соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище: Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?» Тут Соловей являть свое искусство стал: Защёлкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало всё тогда Любимцу и певцу Авроры; Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом, «Изрядно», говорит: «сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом: Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился». Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави, бог, и нас от этаких судей.

1811 год

О чём говорится в басне? В басне говорится о том, как Осел, выслушав чудесное пение Соловья, посетовал на то, что Соловей незнаком с Петухом, у которого, по мнению Осла, Соловей мог бы поучиться мастерству пения.

О чём говорится в басне?

В басне говорится о том, как Осел, выслушав чудесное пение Соловья, посетовал на то, что Соловей незнаком с Петухом, у которого, по мнению Осла, Соловей мог бы поучиться мастерству пения.

1 группа. Докажите, что произведение «Осёл и Соловей» является басней. 2 группа. Крылов- мастер слова. Благодаря каким приёмам баснописец передаёт изумительное пение Соловья?

1 группа. Докажите, что произведение «Осёл и Соловей» является басней.

2 группа. Крылов- мастер слова. Благодаря каким приёмам баснописец передаёт изумительное пение Соловья?

Характерные черты басни

Характерные черты басни

  • Героями басни обычно являются животные.
  • Часто басня построена как диалог.
  • Басню отличает эзопов язык ( речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла).
  • Для басни характерны такие составные части: зачин, мораль, часто встречаются повторы.
  • Среди изобразительно-выразительных приемов – аллегория, олицетворение, постоянные эпитеты.
1 группа. Докажите, что произведение «Осёл и Соловей» является басней. мораль аллегория олицетворение «Осёл и Соловей» – это краткий аллегорический рассказ в стихах, высмеивающий такие человеческие пороки как глупость, критиканство, невежество .

1 группа. Докажите, что произведение «Осёл и Соловей» является басней.

мораль

аллегория

олицетворение

«Осёл и Соловей» – это краткий аллегорический рассказ в стихах, высмеивающий такие человеческие пороки как глупость, критиканство, невежество .

2 группа. Крылов- мастер слова. Благодаря каким приёмам баснописец передаёт изумительное пение Соловья?

2 группа. Крылов- мастер слова. Благодаря каким приёмам баснописец передаёт изумительное пение Соловья?

  • Живописное и выразительное описание.
  • Изобретательное сочетание разнообразных глаголов, изображающих мелодические голосовые формы.
  • Преувеличение: «затихли ветерки, замолкли птичек хоры, и прилегли стада».
  • «Внимало все тогда любимцу и певцу Авроры».
Как вы понимаете выражение « любимцу и певцу Авроры»?
  • Как вы понимаете выражение « любимцу и певцу Авроры»?
Любимцу и певцу Авроры – это перифраз, или перифраза
  • Любимцу и певцу Авроры это перифраз, или перифраза , - троп, выражающий одно понятие с помощью нескольких; описательное выражение, замена однословного понятия многословным. Аврора – в римской мифологии богиня утренней зари.
Охарактеризуйте героев басни. Какой Осёл? Какой Соловей?

Охарактеризуйте героев басни.

Какой Осёл?

Какой Соловей?

Прочитайте статью учебника стр. 35 – 37. Ответьте на вопрос. Какой случай лёг в основу сюжета басни «Осёл и Соловей»?  «Осёл и Соловей». Художник А. Лаптев. 1944 г.

Прочитайте статью учебника стр. 35 – 37. Ответьте на вопрос.

Какой случай лёг в основу сюжета басни «Осёл и Соловей»?

«Осёл и Соловей». Художник А. Лаптев. 1944 г.

Басня появилась на свет благодаря одной истории, произошедшей с Крыловым. Иван Андреевич прекрасно осознавал свою силу в жанре басни. Один вельможа решил лично познакомиться с баснописцем. Он вызвал его к себе и просил прочитать две-три басни. Крылов артистически прочитал несколько басен и между ними одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа благосклонно выслушал басни и глубокомысленно спросил, почему Крылов не переводит басни, как Иван Дмитриев? Уязвленный Крылов ответил, что не умеет, но по возвращении домой, он, задетый за живое, написал басню «Осел и Соловей», в которой излил ту желчь, что осталась от посещения вельможи.

Басня появилась на свет благодаря одной истории, произошедшей с Крыловым. Иван Андреевич прекрасно осознавал свою силу в жанре басни. Один вельможа решил лично познакомиться с баснописцем. Он вызвал его к себе и просил прочитать две-три басни. Крылов артистически прочитал несколько басен и между ними одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа благосклонно выслушал басни и глубокомысленно спросил, почему Крылов не переводит басни, как Иван Дмитриев? Уязвленный Крылов ответил, что не умеет, но по возвращении домой, он, задетый за живое, написал басню «Осел и Соловей», в которой излил ту желчь, что осталась от посещения вельможи.

В каких строках заключается мораль басни? В чём главный смысл басни? Избави, бог, и нас от этаких судей. Об искусстве часто берутся судить Ослы-невежды, и тогда истинным и даровитым художникам – Соловьям приходится туго. Так происходит не только в искусстве, но и в любом деле и вообще в жизни.  Неправомерна ситуация, когда невежда начинает судить о делах, в которых он не разбирается , не является специалистом. Критиковать может только специалист в этой теме.

В каких строках заключается мораль басни? В чём главный смысл басни?

Избави, бог, и нас от этаких судей.

Об искусстве часто берутся судить Ослы-невежды, и тогда истинным и даровитым художникам – Соловьям приходится туго. Так происходит не только в искусстве, но и в любом деле и вообще в жизни. Неправомерна ситуация, когда невежда начинает судить о делах, в которых он не разбирается , не является специалистом. Критиковать может только специалист в этой теме.

Какие человеческие недостатки высмеивает Крылов в этой басне? Критиканство (придирчивая критика), некомпетентность, невежество, неспособность быть объективным, глупость, необъективное поучительство.

Какие человеческие недостатки высмеивает Крылов в этой басне?

Критиканство (придирчивая критика), некомпетентность, невежество, неспособность быть объективным, глупость, необъективное поучительство.

Не путайте! Кто такой невежда? Неве́жда – это малообразованный человек. Кто такой невежа? Неве́жа – это невоспитанный, грубый человек.

Не путайте!

Кто такой невежда?

Неве́жда – это малообразованный человек.

Кто такой невежа?

Неве́жа – это невоспитанный, грубый человек.

Расскажите о случае из вашей жизни, который подходит под мораль басни «Осёл и Соловей»?

Расскажите о случае из вашей жизни, который подходит под мораль басни «Осёл и Соловей»?

Актуальна ли басня Ивана Андреевича Крылова «Осёл и Соловей» в наши дни?

Актуальна ли басня Ивана Андреевича Крылова «Осёл и Соловей» в наши дни?

Придумайте своё название басне. «Невежда» «Глупый осёл» «Глупый судья»

Придумайте своё название басне.

«Невежда»

«Глупый осёл»

«Глупый судья»

Прослушайте басню «Осёл и Соловей». Как чтец характеризует Осла? Какими средствами выразительного чтения он этого достигает? Какие чувства переживает чтец, когда говорит о Соловье, услышавшем суд Осла?

Прослушайте басню «Осёл и Соловей». Как чтец характеризует Осла? Какими средствами выразительного чтения он этого достигает? Какие чувства переживает чтец, когда говорит о Соловье, услышавшем суд Осла?

Басня «Осёл и Соловей». Чтение по ролям. Осел увидел Соловья  И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!  Ты, сказывают, петь великий мастерище:  Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье,  Велико ль подлинно твое уменье?»  Тут Соловей являть свое искусство стал:  Защёлкал, засвистал  На тысячу ладов, тянул, переливался;  То нежно он ослабевал  И томной вдалеке свирелью отдавался,  То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.   Внимало всё тогда  Любимцу и певцу Авроры;  Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,  И прилегли стада.  Чуть-чуть дыша, пастух им любовался  И только иногда,  Внимая Соловью, пастушке улыбался.  Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом ,  «Изрядно», говорит: «сказать неложно,  Тебя без скуки слушать можно;  А жаль, что незнаком  Ты с нашим петухом:  Еще б ты боле навострился,  Когда бы у него немножко поучился».  Услыша суд такой, мой бедный Соловей  Вспорхнул и — полетел за тридевять полей. Избави, бог, и нас от этаких судей.

Басня «Осёл и Соловей».

Чтение по ролям.

Осел увидел Соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище: Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?» Тут Соловей являть свое искусство стал: Защёлкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало всё тогда Любимцу и певцу Авроры; Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом , «Изрядно», говорит: «сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом: Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился». Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави, бог, и нас от этаких судей.

Вопросы 1. Дайте определение басне. 2. Какие качества привила баснописцу мать и как они отразились на самообразовании Крылова? 3. В чём смысл басни «Осёл и Соловей»?

Вопросы

1. Дайте определение басне.

2. Какие качества привила баснописцу мать и как они отразились на самообразовании Крылова?

3. В чём смысл басни «Осёл и Соловей»?

Какая была сегодня тема урока? О творчестве какого писателя мы сегодня говорили? Какую басню мы сегодня проанализировали? Что высмеивает автор в басне?

Какая была сегодня тема урока?

О творчестве какого писателя мы сегодня говорили?

Какую басню мы сегодня проанализировали?

Что высмеивает автор в басне?

Домашнее задание Выучите записи в тетради. «3» – подготовьте выразительное чтение басни «Осёл и Соловей». «4» - подготовьте выразительное чтение басни «Осёл и Соловей», создайте иллюстрацию к басне. «5» – выучите наизусть басню «Осёл и Соловей».

Домашнее задание

Выучите записи в тетради.

«3» – подготовьте выразительное чтение басни «Осёл и Соловей».

«4» - подготовьте выразительное чтение басни «Осёл и Соловей», создайте иллюстрацию к басне.

«5» – выучите наизусть басню «Осёл и Соловей».

Рефле́ксия На уроке я работал(а) активно Своей работой на уроке я пассивно доволен/ Урок показался мне довольна недоволен/ За урок я коротким недовольна длинным не устал(а) Моё настроение устал(а) стало лучше Материал урока для меня был стало хуже понятен интересен непонятен полезен неинтересен бесполезен

Рефле́ксия

На уроке я работал(а)

активно

Своей работой на уроке я

пассивно

доволен/

Урок показался мне

довольна

недоволен/

За урок я

коротким

недовольна

длинным

не устал(а)

Моё настроение

устал(а)

стало лучше

Материал урока для меня был

стало хуже

понятен

интересен

непонятен

полезен

неинтересен

бесполезен


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация по литературе. И.А. Крылов. "Осёл и Соловей".

Автор: Никандрова Анастасия Дмитриевна

Дата: 04.09.2017

Номер свидетельства: 427218

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Козлик в русской поэзии "
    ["seo_title"] => string(23) "kozlik-v-russkoi-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "127224"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415283227"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Урок на тему "Басня И.А.Крылова "Листы и корни"""
    ["seo_title"] => string(45) "urok_na_temu_basnia_i_a_krylova_listy_i_korni"
    ["file_id"] => string(6) "619378"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1670340888"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Открытый урок в 5 классе"Роль музыки в баснях" "
    ["seo_title"] => string(47) "otkrytyi-urok-v-5-klassie-rol-muzyki-v-basniakh"
    ["file_id"] => string(6) "198981"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428496025"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства