Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе. И.А. Крылов. "Осёл и Соловей".»
Произведения русских писателей XVIII века
Иван Андреевич Крылов.
«Осёл и Соловей».
Автор: Никандрова А.Д., учитель русского языка и литературы
Вопросы
1. Перечислите известных баснописцев.
2. Дайте определение басне.
3. Что такое мораль?
4. Что такое аллегория?
5. Что такое олицетворение?
6. Сколько басен написал Дмитриев?
7. Перечислите известные басни Дмитриева?
8. Назовите героев басни «Муха».
9. Что высмеивает автор в басне «Муха»?
10. В чём особенность басен Дмитриева?
Цели урока:1. активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора;2. осуществление поиска необходимой информации о жизни и творчестве И.А. Крылова;3. формирование умений сравнивать и сопоставлять между собой героев басни «Осёл и Соловей»; находить мораль басни и объяснять её смысл;4. формирование умений выразительно читать басню.
Иван Андреевич
Крылов
годы жизни
(1769-1844)
Актуальна ли басня Ивана Андреевича Крылова «Осёл и Соловей» в наши дни?
Прочитайте статью о Крылове.
Стр. 31-33 . Ответьте на вопросы.
Как учился И.А. Крылов и какую роль сыграла мать в его образовании и воспитании?
Какие качества привила баснописцу мать и как они отразились на самообразовании Крылова?
Дом, где родился Крылов
Мария Алексеевна Крылова - мать писателя
Андрей Прохорович Крылов – отец писателя
Памятник Крылову в Петербурге
Памятник Крылову в Москве
Осёл и Соловей
Осел увидел СоловьяИ говорит ему: «Послушай-ка, дружище!Ты, сказывают, петь великий мастерище:Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,Велико ль подлинно твое уменье?»Тут Соловей являть свое искусство стал:Защёлкал, засвисталНа тысячу ладов, тянул, переливался;То нежно он ослабевалИ томной вдалеке свирелью отдавался,То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало всё тогдаЛюбимцу и певцу Авроры;Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,И прилегли стада.Чуть-чуть дыша, пастух им любовалсяИ только иногда,Внимая Соловью, пастушке улыбался.Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,«Изрядно», говорит: «сказать неложно,Тебя без скуки слушать можно;А жаль, что незнакомТы с нашим петухом:Еще б ты боле навострился,Когда бы у него немножко поучился».Услыша суд такой, мой бедный СоловейВспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
1811 год
О чём говорится в басне?
В басне говорится о том, как Осел, выслушав чудесное пение Соловья, посетовал на то, что Соловей незнаком с Петухом, у которого, по мнению Осла, Соловей мог бы поучиться мастерству пения.
1 группа. Докажите, что произведение «Осёл и Соловей» является басней.
2 группа. Крылов- мастер слова. Благодаря каким приёмам баснописец передаёт изумительное пение Соловья?
Характерные черты басни
Героями басни обычно являютсяживотные.
Часто басня построена какдиалог.
Басню отличаетэзопов язык(речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла).
Для басни характерны такие составные части:зачин, мораль, часто встречаются повторы.
Среди изобразительно-выразительных приемов– аллегория, олицетворение, постоянные эпитеты.
1 группа. Докажите, что произведение «Осёл и Соловей» является басней.
мораль
аллегория
олицетворение
«Осёл и Соловей» – это краткий аллегорический рассказ в стихах, высмеивающий такие человеческие пороки как глупость, критиканство, невежество .
2 группа. Крылов- мастер слова. Благодаря каким приёмам баснописец передаёт изумительное пение Соловья?
Преувеличение: «затихли ветерки, замолкли птичек хоры, и прилегли стада».
«Внимало все тогда любимцу и певцу Авроры».
Как вы понимаете выражение « любимцу и певцу Авроры»?
Любимцу и певцу Авроры–это перифраз, илиперифраза, - троп, выражающий одно понятие с помощью нескольких; описательное выражение, замена однословного понятия многословным.Аврора– в римской мифологии богиня утренней зари.
Охарактеризуйте героев басни.
Какой Осёл?
Какой Соловей?
Прочитайте статью учебника стр. 35 – 37. Ответьте на вопрос.
Какой случай лёг в основу сюжета басни «Осёл и Соловей»?
«Осёл и Соловей». Художник А. Лаптев. 1944 г.
Басня появилась на свет благодаря одной истории, произошедшей с Крыловым. Иван Андреевич прекрасно осознавал свою силу в жанре басни. Один вельможа решил лично познакомиться с баснописцем. Он вызвал его к себе и просил прочитать две-три басни. Крылов артистически прочитал несколько басен и между ними одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа благосклонно выслушал басни и глубокомысленно спросил, почему Крылов не переводит басни, как Иван Дмитриев? Уязвленный Крылов ответил, что не умеет, но по возвращении домой, он, задетый за живое, написал басню «Осел и Соловей», в которой излил ту желчь, что осталась от посещения вельможи.
В каких строках заключается мораль басни? В чём главный смысл басни?
Избави, бог, и нас от этаких судей.
Об искусстве часто берутся судить Ослы-невежды, и тогда истинным и даровитым художникам – Соловьям приходится туго.Так происходит не только в искусстве, но и в любом деле и вообще в жизни.Неправомерна ситуация, когданевежда начинает судить о делах, в которых он не разбирается, не является специалистом. Критиковать может только специалист в этой теме.
Какие человеческие недостатки высмеивает Крылов в этой басне?
Расскажите о случае из вашей жизни, который подходит под мораль басни «Осёл и Соловей»?
Актуальна ли басня Ивана Андреевича Крылова «Осёл и Соловей» в наши дни?
Придумайте своё название басне.
«Невежда»
«Глупый осёл»
«Глупый судья»
Прослушайте басню «Осёл и Соловей». Как чтец характеризует Осла? Какими средствами выразительного чтения он этого достигает? Какие чувства переживает чтец, когда говорит о Соловье, услышавшем суд Осла?
Басня «Осёл и Соловей».
Чтение по ролям.
Осел увидел СоловьяИ говорит ему:«Послушай-ка, дружище!Ты, сказывают, петь великий мастерище:Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,Велико ль подлинно твое уменье?»Тут Соловей являть свое искусство стал:Защёлкал, засвисталНа тысячу ладов, тянул, переливался;То нежно он ослабевалИ томной вдалеке свирелью отдавался,То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало всё тогдаЛюбимцу и певцу Авроры;Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,И прилегли стада.Чуть-чуть дыша, пастух им любовалсяИ только иногда,Внимая Соловью, пастушке улыбался.Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,«Изрядно»,говорит:«сказать неложно,Тебя без скуки слушать можно;А жаль, что незнакомТы с нашим петухом:Еще б ты боле навострился,Когда бы у него немножко поучился».Услыша суд такой, мой бедный СоловейВспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
Вопросы
1. Дайте определение басне.
2. Какие качества привила баснописцу мать и как они отразились на самообразовании Крылова?
3. В чём смысл басни «Осёл и Соловей»?
Какая была сегодня тема урока?
О творчестве какого писателя мы сегодня говорили?
Какую басню мы сегодня проанализировали?
Что высмеивает автор в басне?
Домашнее задание
Выучите записи в тетради.
«3» – подготовьте выразительное чтение басни «Осёл и Соловей».
«4» - подготовьте выразительное чтение басни «Осёл и Соловей», создайте иллюстрацию к басне.