Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Мотивация к деятельности. Настрой на восприятие Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне | Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи песни «Дорогою добра») Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас! Начнем наш урок. | Подготовка класса к уроку | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний Цель: актуализация знаний учащихся, выявление самостоятельного круга чтения , необходимого для « открытия нового знания» | 1.Сегодня мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни. Слово о А.П.Платонове. Автор сказки-были - Андрей Платонович Платонов, писатель, критик. Он умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье». 2.Посмотрите на портрет писателя. Фронтальный опрос: - Что вы скажете об этом человеке? -Какие черты лица наиболее выразительны? -Где родился писатель и что мы узнаём о его семье? (сообщение обучающегося)* - Каково значение слова псевдоним? Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел, Занимательность, Поучительность) - Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный». (Неведомый, незнакомый) - Какие цветы мы называем неизвестными? - А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием? | Отвечают на вопросы | Принцип деятельности Использование различных источников информации (Л) Подбор аргументов для подтверждения собственной позиции (М) |
3. Постановка учебной задачи. Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы. | Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. На протяжении веков люди сделали множество важных открытий. Континенты, острова, древние цивилизации, звёзды, законы природы, новые виды растений и многое – многое другое – столько всего уже открыто на земле. Любой человек, всматривающийся в окружающий мир, пытающийся разобраться в самом себе, способен что-то открывать. --Делали ли вы когда-нибудь открытия? Расскажите о них. Сегодня на уроке мы познакомимся с вами со сказкой - былью А. А.Платонова «Неизвестный цветок», подумаем, о каком открытии идёт в ней речь. Рассказ, над которым мы будем работать, - это нравственная заповедь, точнее заповеди, обращенные к нам , потомкам А. Платонова. наша цель – попытаться понять эти заповеди, основываясь на осмысленном чтении рассказа.
| Учащиеся высказывают свои предположения Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, работают с текстом | Целеполагание ( Р) Постановка вопросов ( К) Самостоятельное формулирование цели (П –общеучебные) |
4.Работа с текстом | Чтение сказки учителем. Беседа по вопросам. - О чем эта сказка? - Какое чувство вызывает у вас описание одинокого цветка? - Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно? - Меняется ли настроение повествователя к концу сказки? - О каком открытии идёт речь в произведении А. Платонова? - Кого бы вы назвали главным героем сказки? - На какие части вы бы разделили текст? Как их можно озаглавить? | Учащиеся самостоятельно делают выводы | Извлечение информации . осуществление мыслительных операций анализа и синтеза (П) Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла (М) |
«Осмысление содержания» | Работа по группам №1 Составление плана. ( -История жизни цветка до знакомства с Дашей. -Разговор с девочкой. -Новая жизнь пустыря. -Год спустя.) Индивидуальное задание № 1 Автор этого произведения сам определил его жанр - сказка-быль. - Как вы понимаете значение слова «быль»? - Что в описании цветка - от были, а что - сказочное? Работа по группам №2 - Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы. Работа в паре №1 - Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение рассказчика к цветку. Работа в паре № 2 -Попробуем отгадать небольшие кроссворды, в них вы найдёте характерные для рассказов Платонова слова: Семечко п - - - - - - - - - Цветок ж - - т - - - - - - - р - - н - - - - - - - - - с - - - - - - - в - - - - - - с - - - - - - т - - - - - - - р - - - - - - - - Слова для справок : приютился, томиться, напитаться, впилось, жил, рос, собирал, сторожил, трудился, радовался. Работа по группам №3 Познакомимся с высказываниями известных людей. Подумаем, с какими эпизодами или частями сказки А. Платонова их можно было бы соотнести? Почему? « Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой –нибудь победой над собой или приобретённым знанием.» ( Джон Рескин, английский теоретик искусства, публицист) «Люди, у которых своё горе, умеют утешать других.» (Марк Твен, американский писатель.) «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несём ответственности, и не предотвратить их.» (Альберт Швейцер, немецко-французский мыслитель, врач, музыковед.) Индивидуальное творческое задание №2 Нарисуйте девочку и цветок. | Работают в группах, парах , индивидуально по заданиям . Делают выводы. Озвучивают результат. Работа с цитатами Проявляют творческий потенциал. | Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ( П - моделирование) Сотрудничество в поиске и выборе информации(К) Работают в группе. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие(К) Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Применяют методы информацион- го поиска (П) |
5.Физкультминутка | Физминутка «На лугу» Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте) Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны) Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни) Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни) Вот ромашка, василек, Медуница, кашка — клевер. Растилается ковер И направо, и налево. (Повороты вправо — влево) Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед) Наклоняйтесь до носочков. Раз цветок, два - цветок, А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой) Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте) А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны) Отдохнуть пора дружок Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места). | Повторяют движения за учителем. | |
6.Закрепление: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции | Организация деятельности учащихся по первичному закреплению . Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Вот две первые фразы : «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле». В них звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. И вот появляется в сказке девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить. - Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка? Перечитаем строки : « Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери». Девочка особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что и она была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору. - Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке? - Как помогли дети цветку? Вдумаемся в смысл фразы : «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нету». - Только ли о потомках цветка идёт здесь речь? | Обсуждают проблемные вопросы, связанный с темой урока. Учащиеся высказывают свои предположения | Оценка (самооценка, взаимооценива- ние) (Р) Оценивают достигнутый результат. Определяют последователь- ность промежуточных целей с учетом конечного результата (Р). Коррекция (Р) |
5. Рефлексия деятельности | Организует рефлексию: Сегодня на уроке мы… На уроке я работал… Материал урока был… На уроке я узнал… Меня удивило… Мне захотелось… Своей работой я… | Оценивают урок, свою работу , работу одноклассников, составляют ромашку , подводя итоги . | Умение структурировать знания (П –общеучебные) Управление поведением (К) Умение выражать свои мысли (К) Контроль (Р) Оценка (самооценка, взаимооценива-ние) (Р) |
6. Домашнее задание | Задание на выбор: 1.Сочувствие, сопереживание, сострадание могут проявляться по - разному. В чём проявилось сострадание Даши? Напишите те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь. 2.Развернутый письменный ответ на вопрос: - Что добавило произведение А. Платонова к пониманию вами смысла словосочетания «уважение достоинства»? 3.Нарисовать мир героев Платонова таким, каким его себе представляете. | Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Умение выражать свои мысли ( К) Рефлексия ( П) Смыслообразова- ние( Л) |