kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок" (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"(ФГОС) разработан для 6 класса.
Тип урока: внеклассное чтение
Форма урока: урок мудрости
Метод: комбинированный.

Цель урока : ввести в круг чтения произведений А.П. Платонова (настоящая фамилия Клементов)
 Задачи урока:
1.    Образовательные:
?    учить выделять в тексте и различать реальные и вымышленные события;
?    закрепить представления о жанрах;
?    отрабатывать основные виды чтения( изучающее, ознакомительное, поисковое);
?    формировать у учащихся деятельное отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом;
?    воспитание читательского вкуса.
2.    Развивающие:
?    осуществление системно-деятельностного подхода;
?    развитие критического мышления;
?    развитие внимания;
?    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
o    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
o    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o    развивать умение применять новые знания;
o    развитие творческих, речевых способностей учащихся;
o    формирование логических умений;
o    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
o    развитие умения формулировать проблему;
o    развитие умения групповой и парной работы.
3.    Воспитательные:
?    воспитание интереса и уважения к родному языку;
?    воспитание ценностного отношения к слову;
?    развитие коммуникативных УУД:
o    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
o    взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
?    ПК;
?    мультимедийный проектор;
?    мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
1)    Организационный этап.
2)    Актуализация знаний.
3)    Постановка учебной задачи.
4)    Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
5)    Физ. минутка.
6)    Закрепление изученного материала.
7)    Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
8)    Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

                                                                     

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС»

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

«Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры…»

по рассказу А.П.Платонова «Неизвестный цветок» (6 класс)

Ф.И.О. Сатурова Наталья Ивановна

Предмет: литература

Класс : 6

Тип урока: внеклассное чтение

Форма урока:

Метод: комбинированный

Модель обучения: базовая (6 класс – 3 часа в неделю).

Реализуемая программа:

УМК:


Цель урока : ввести в круг чтения произведений А.П. Платонова (настоящая фамилия Клементов)

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • учить выделять в тексте и различать реальные и вымышленные события;

  • закрепить представления о жанрах;

  • отрабатывать основные виды чтения( изучающее, ознакомительное, поисковое);

  • формировать у учащихся деятельное отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом;

  • воспитание читательского вкуса.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Технологическая карта урока



Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

  1. Мотивация к деятельности.

Настрой на восприятие

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне


Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи песни «Дорогою добра»)



Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Начнем наш урок.


Подготовка класса к уроку


Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

Цель: актуализация знаний учащихся, выявление самостоятельного круга чтения , необходимого для

« открытия нового знания»

1.Сегодня мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.

Слово о А.П.Платонове.

Автор сказки-были - Андрей Платонович Платонов, писатель, критик. Он умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье».

2.Посмотрите на портрет писателя.

Фронтальный опрос:

- Что вы скажете об этом человеке?

-Какие черты лица наиболее выразительны?

-Где родился писатель и что мы узнаём о его семье? (сообщение обучающегося)*

- Каково значение слова псевдоним?

Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел, Занимательность, Поучительность)

- Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный». (Неведомый, незнакомый)

- Какие цветы мы называем неизвестными?

- А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?


Отвечают на вопросы

Принцип деятельности


Использование различных источников информации (Л)


Подбор аргументов для подтверждения собственной позиции (М)

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.


Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

На протяжении веков люди сделали множество важных открытий. Континенты, острова, древние цивилизации, звёзды, законы природы, новые виды растений и многое – многое другое – столько всего уже открыто на земле.

Любой человек, всматривающийся в окружающий мир, пытающийся разобраться в самом себе, способен что-то открывать.

--Делали ли вы когда-нибудь открытия? Расскажите о них.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами со сказкой - былью А. А.Платонова «Неизвестный цветок», подумаем, о каком открытии идёт в ней речь.

Рассказ, над которым мы будем работать, - это нравственная заповедь, точнее заповеди, обращенные к нам , потомкам А. Платонова. наша цель – попытаться понять эти заповеди, основываясь на осмысленном чтении рассказа.





Учащиеся высказывают свои предположения













Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, работают с текстом



Целеполагание

( Р)



Постановка вопросов ( К)







Самостоятельное формулирование цели

(П –общеучебные)


4.Работа с текстом


Чтение сказки учителем.

Беседа по вопросам.

- О чем эта сказка?

- Какое чувство вызывает у вас описание одинокого цветка?

- Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?

- Меняется ли настроение повествователя к концу сказки?

- О каком открытии идёт речь в произведении А. Платонова?

- Кого бы вы назвали главным героем сказки?

- На какие части вы бы разделили текст? Как их можно озаглавить?


Учащиеся самостоятельно делают выводы

Извлечение информации . осуществление мыслительных операций анализа и синтеза (П)


Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла (М)


«Осмысление содержания»


Работа по группам №1

Составление плана.

( -История жизни цветка до знакомства с Дашей. 

-Разговор с девочкой. 

-Новая жизнь пустыря. 

-Год спустя.)

Индивидуальное задание № 1

Автор этого произведения сам определил его жанр - сказка-быль.

- Как вы понимаете значение слова «быль»?

- Что в описании цветка - от были, а что - сказочное?

Работа по группам №2

- Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.

Работа в паре №1

- Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение рассказчика к цветку.

Работа в паре № 2

-Попробуем отгадать небольшие кроссворды, в них вы найдёте характерные для рассказов Платонова слова:

Семечко п - - - - - - - - - Цветок ж - -

т - - - - - - - р - -

н - - - - - - - - - с - - - - - - -

в - - - - - - с - - - - - -

т - - - - - - -

р - - - - - - - -

Слова для справок : приютился, томиться, напитаться, впилось, жил, рос, собирал, сторожил, трудился, радовался.

Работа по группам №3

Познакомимся с высказываниями известных людей. Подумаем, с какими эпизодами или частями сказки А. Платонова их можно было бы соотнести? Почему?

« Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой –нибудь победой над собой или приобретённым знанием.»

( Джон Рескин, английский теоретик искусства, публицист)

«Люди, у которых своё горе, умеют утешать других.»

(Марк Твен, американский писатель.)

«Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несём ответственности, и не предотвратить их.»

(Альберт Швейцер, немецко-французский мыслитель, врач, музыковед.)

Индивидуальное творческое задание №2

Нарисуйте девочку и цветок.








Работают в группах, парах , индивидуально по заданиям .

Делают выводы. Озвучивают результат.
























Работа с цитатами


















Проявляют творческий потенциал.
















Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе информации(К)


Работают в группе. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие(К)




Осуществляют

поиск и

выделение

необходимой

информации.

Применяют

методы

информацион-

го поиска (П)

5.Физкультминутка


Физминутка «На лугу»

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Растилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).


Повторяют движения за учителем.


6.Закрепление:

выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции


Организация деятельности учащихся по первичному закреплению .

Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Вот две первые фразы : «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле». В них звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле.

И вот появляется в сказке девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить.

- Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка?

Перечитаем строки : « Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери».

Девочка особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что и она была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору.

- Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке?

- Как помогли дети цветку?

Вдумаемся в смысл фразы : «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нету».

- Только ли о потомках цветка идёт здесь речь?



Обсуждают проблемные вопросы, связанный с темой урока.

Учащиеся высказывают свои предположения

Оценка (самооценка, взаимооценива-

ние) (Р)


Оценивают достигнутый результат. Определяют последователь-

ность промежуточных целей с учетом конечного результата (Р).

Коррекция (Р)


5. Рефлексия деятельности


Организует рефлексию:


Сегодня на уроке мы…

На уроке я работал…

Материал урока был…

На уроке я узнал…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Своей работой я…



Оценивают урок, свою работу , работу одноклассников, составляют ромашку , подводя итоги .


Умение структурировать знания (П –общеучебные)

Управление поведением (К)

Умение выражать свои мысли (К)

Контроль (Р)

Оценка (самооценка, взаимооценива-ние) (Р)


6. Домашнее задание

Задание на выбор:

1.Сочувствие, сопереживание, сострадание могут проявляться по - разному. В чём проявилось сострадание Даши? Напишите те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь.

2.Развернутый письменный ответ на вопрос:

- Что добавило произведение А. Платонова к пониманию вами смысла словосочетания «уважение достоинства»?

3.Нарисовать мир героев Платонова таким, каким его себе представляете.


Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразова-

ние( Л)



Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Урок внеклассного чтения  в 6 классе  по рассказу А.П.Платонова «Неизвестный цветок»  Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ № 30» города Курска  Сатурова Наталья Ивановна

Урок внеклассного чтения

в 6 классе

по рассказу А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ « СОШ № 30» города Курска

Сатурова Наталья Ивановна

А.Платонов «Неизвестный цветок» Посмотрите на портрет писателя. -Что вы скажете об этом человеке? -Какие черты лица наиболее выразительны? -Каково значение слова «псевдоним»? -Какими чертами обладает любая сказка?

А.Платонов «Неизвестный цветок»

Посмотрите на портрет писателя.

-Что вы скажете об этом человеке?

-Какие черты лица наиболее выразительны?

-Каково значение слова «псевдоним»?

-Какими чертами обладает любая сказка?

Лексическая работа

Лексическая работа

  • Подберите,пожалуйста,синонимы к слову «неизвестный»
  • Какие цветы мы называем неизвестными?
  • О чём может быть произведение с таким названием?
Постановка темы и целей урока Сегодня на уроке мы познакомимся с Андреем Платоновым, его писательской судьбой и проанализируем его сказку-быль «Неизвестный цветок»

Постановка темы и целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с Андреем Платоновым, его писательской судьбой и проанализируем его сказку-быль «Неизвестный цветок»

  • Делали ли вы когда-нибудь открытия? Расскажите о них.
  • О каком открытии идёт речь в сказке-были?
Тема урока «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры…»

Тема урока

«Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры…»

- О чем эта сказка? - Какое чувство вызывает у вас описание одинокого цветка? - Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно? - Меняется ли настроение повествователя к концу сказки? - О каком открытии идёт речь в произведении А. Платонова? - Кого бы вы назвали главным героем сказки? - На какие части вы бы разделили текст? Как их можно озаглавить ? О чем эта сказка? - Какое чувство вызывает у вас описание одинокого цветка? - Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно? - Меняется ли настроение повествователя к концу сказки? - О каком открытии идёт речь в произведении А. Платонова? - Кого бы вы назвали главным героем сказки? - На какие части вы бы разделили текст? Как их можно озаглавить

- О чем эта сказка?

- Какое чувство вызывает у вас описание одинокого цветка?

- Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?

- Меняется ли настроение повествователя к концу сказки?

- О каком открытии идёт речь в произведении А. Платонова?

- Кого бы вы назвали главным героем сказки?

- На какие части вы бы разделили текст? Как их можно озаглавить ?

О чем эта сказка?

- Какое чувство вызывает у вас описание одинокого цветка?

- Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?

- Меняется ли настроение повествователя к концу сказки?

- О каком открытии идёт речь в произведении А. Платонова?

- Кого бы вы назвали главным героем сказки?

- На какие части вы бы разделили текст? Как их можно озаглавить

Физкультминутка «На лугу» Вместе по лугу идем, ( Ходьба на месте )  Не спешим, не отстаем. ( Потягивания — руки в стороны )  Вот выходим мы на луг ( Наклониться и коснуться левой ступни )  Тысяча цветов вокруг! ( Затем коснуться правой ступни )  Вот ромашка, василек,  Медуница, кашка — клевер.  Растилается ковер  И направо, и налево. ( Повороты вправо — влево )  Чтоб сорвать в лесу цветочки, ( Наклоны вперед )  Наклоняйтесь до носочков.  Раз цветок, два - цветок,  А потом сплетем венок. ( Руки поднять над головой )  Снова мы идем по лесу. ( Ходьба на месте )  А вокруг так интересно! ( Потягивание — руки в стороны )  Отдохнуть пора дружок  Мы присядем на пенек. ( Садятся дети на места ).

Физкультминутка

«На лугу»

Вместе по лугу идем, ( Ходьба на месте ) Не спешим, не отстаем. ( Потягивания — руки в стороны ) Вот выходим мы на луг ( Наклониться и коснуться левой ступни ) Тысяча цветов вокруг! ( Затем коснуться правой ступни ) Вот ромашка, василек, Медуница, кашка — клевер. Растилается ковер И направо, и налево. ( Повороты вправо — влево ) Чтоб сорвать в лесу цветочки, ( Наклоны вперед ) Наклоняйтесь до носочков. Раз цветок, два - цветок, А потом сплетем венок. ( Руки поднять над головой ) Снова мы идем по лесу. ( Ходьба на месте ) А вокруг так интересно! ( Потягивание — руки в стороны ) Отдохнуть пора дружок Мы присядем на пенек. ( Садятся дети на места ).

Подведём итоги Обратимся к началу сказки-были. -Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка? -Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке? -Как помогли дети цветку?  Вдумаемся в смысл фразы: « Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нету». -Только ли о потомках цветка идёт здесь речь?

Подведём итоги

  • Обратимся к началу сказки-были.

-Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка?

-Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке?

-Как помогли дети цветку?

  • Вдумаемся в смысл фразы: « Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нету».

-Только ли о потомках цветка идёт здесь речь?

Рефлексия Сегодня на уроке мы… На уроке я работал… Материал урока был… На уроке я узнал… Меня удивило… Мне захотелось… Своей работой я

Рефлексия

Сегодня на уроке мы…

На уроке я работал…

Материал урока был…

На уроке я узнал…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Своей работой я

Домашнее задание В чём проявилось сострадание Даши? Напишите те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь. Развернутый письменный ответ на вопрос: - Что добавило произведение А. Платонова к пониманию вами смысла словосочетания «уважение достоинства»?

Домашнее задание

  • В чём проявилось сострадание Даши? Напишите те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь.
  • Развернутый письменный ответ на вопрос:

- Что добавило произведение А. Платонова к пониманию вами смысла словосочетания «уважение достоинства»?

  • Нарисовать мир героев Платонова таким, каким его себе представляете.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок" (ФГОС)

Автор: Cатурова Наталья Ивановна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165078

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства