kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы в 11 классе " Комплексный анализ стихотворения А.Блока "Скифы" (с элементами ФГОС второго поколения(

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Комплексный анализ стихотворения А.Блока "Скифы" содержит основные элементы требований ФГОС второго поколения.В данной презентации рассмотрен весь комплексфилологического  анализа стихотворного произведения в старших классах : культуроведческий, лексический, коипозиционный и т.д.Работа может быть проведена не только на уроке,но и на факультативных занятиях при углублённом изучении литературы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 11 классе " Комплексный анализ стихотворения А.Блока "Скифы" (с элементами ФГОС второго поколения(»

МОУ Луговская средняя общеобразовательная школа  Кинешемского муниципального района  ивановской области    Комплексный анализ  стихотворения а.блока  «Скифы»  (11 класс) Автор презентации Кудрин В.Д.- учитель МОУ Луговская средняя школа

МОУ Луговская средняя общеобразовательная школа Кинешемского муниципального района ивановской области Комплексный анализ стихотворения а.блока «Скифы» (11 класс)

Автор презентации

Кудрин В.Д.- учитель МОУ Луговская средняя школа

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования     утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.    (Выдержка из ФКГСОО )    СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ЛИТЕРАТУРЕ  БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ  ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,  ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО  ИЗУЧЕНИЯ  Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы .    А.А. Блок  Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также три стихотворения по выбору.   Поэма «Двенадцать».

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования   утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

(Выдержка из ФКГСОО )

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы .

А.А. Блок

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Двенадцать».

Этапы урока    Мотивационно -ориентировочный  1.Организационный момент  2.Совместное целеполагание.  Исполнительский  1.Первоначальное восприятие произведения.  2. Отчет о самостоятельной работе (сообщения) .  3.Анализ стихотворения ( исследовательская работа по тексту ).  Рефлексия  1.Подведение итогов урока. Как реализовалось совместное целеполагание? Что узнали?  2. Взаимооценка . Самооценка.

Этапы урока

Мотивационно -ориентировочный

1.Организационный момент

2.Совместное целеполагание.

Исполнительский

1.Первоначальное восприятие произведения. 2. Отчет о самостоятельной работе (сообщения) .

3.Анализ стихотворения ( исследовательская работа по тексту ).

Рефлексия

1.Подведение итогов урока. Как реализовалось совместное целеполагание? Что узнали?

2. Взаимооценка . Самооценка.

Универсальные учебные действия

Познавательные:

- умение слушат ь и отвечать на вопросы учителя и одноклассников;

умение анализировать с выделением существенных и несущественных признаков;

_ осуществление синтеза ( составление целого из части );

Личностные :

Регулятивные:

- формирование нравственных качеств личности, готовность к саморазвитию, самообразованию;

- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самооценки, самоконтроля в процессе коммуникативной деятельности при работе в группах;

-формирование знаний и умений объективно оценивать события прошлого.

- умение формулировать познавательные цели;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- проявление учебной инициативы в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные : - формулирование собственного мнения и позиции; - понимание позиции одноклассника, в том числе и отличной от своей; - организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - адекватное использование речевых средств для планирования и регуляции своей деятельности;

Планируемые результаы   ПРЕДМЕТНЫЕ 1.Умение анализировать текст художественного произведения, используя алгоритм : история создания , тема , проблемы , система образов , характеристика героев , система художественно-изобразительных средств , композиция , актуальность. 2. Умение строить моновысказывание , вести диалог. 3.Умение читать самостоятельно текст. 4. Понимание позиции автора. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 1.Умение продуктивно взаимодействовать . 2.Владение навыками учебно-исследовательской деятельности. 3.Готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности. ЛИЧНОСТНЫЕ 1.Умение ставить перед собой цель ( мотивация ). 2.Формирование гражданской позиции , патриотизма . 3.Формирование навыков саморазвития и самовоспитания. 6. Умение высказывать свою точку зрения.

Планируемые результаы

ПРЕДМЕТНЫЕ

1.Умение анализировать текст художественного произведения, используя алгоритм : история создания , тема , проблемы , система образов , характеристика героев , система художественно-изобразительных средств , композиция , актуальность.

2. Умение строить моновысказывание , вести диалог.

3.Умение читать самостоятельно текст.

4. Понимание позиции автора.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

1.Умение продуктивно взаимодействовать .

2.Владение навыками учебно-исследовательской деятельности.

3.Готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ

1.Умение ставить перед собой цель ( мотивация ).

2.Формирование гражданской позиции , патриотизма .

3.Формирование навыков саморазвития и самовоспитания.

6. Умение высказывать свою точку зрения.

Слово учителя

Стихотворение было написано в конце января 1918 года . Из газет Блок узнал о заключении Брестского мира и об окончании Первой мировой войны . По результатам переговоров Россия теряла многие свои территории , договор был унизительным для России.Блок негодовал по поводу позиции союзников – Англии и Франции , которые не сказали своего веского слова и позволили так унизить Россию.

.11 января   1918 года   «„Результат“ брестских переговоров (то есть никакого результата ,). Никакого — хорошо-с! Но  позор  надо смыть…Рвань немецкая , подлые буржуи Англия и Франция ! Мы свою историческую миссию выполним . И мы широко откроем ворота на Восток. Мы на вас смотрели глазами арийцев, пока у вас было лицо. А на морду вашу мы взглянем нашим  косящим , лукавым, быстрым взглядом; мы  скинемся азиатами,  и на вас прольется Восток. Опозоривший себя, так изолгавшийся, — уже не ариец . Мы — варвары? Хорошо же. Мы и покажем вам, что такое варвары. И наш жестокий ответ, страшный ответ — будет единственно достойным  человека   (…) Европа (ее тема) — искусство и смерть. Россия — жизнь».

( Из дневника А.Блока )

По мнению Блока , «Запад погряз в грехах и войнах , в изменах». Возродиться он сможет только через Восток , через Россию , на которую возлагается миссия нравственного спасения мира. Через Россию Европа обретёт гармонию общечеловеческого начала : добра , мира , любви…Блок призывает «Старый мир» опомниться , по-иному строить отношения с Россией : не смотреть на нас как на дикарей и варваров , а уважать нашу культуру и историю. Ведь мы сильны и можем или принять Европу , или дать ей сокрушительный отпор !

Целевая установка   Совместное целеполагание.   Инрерактивный  метод работы на уроке    Интерактивный (inter-взаимный, to akt – действовать (англ.)), т.е.  действовать вместе, сообща, на равных, взаимно необходимо .    Дома было прочитано произведение .   - В чём его актуальность для своего времени ?   - Как проявляется умение автора раскрыть тему и донести до читателя основную мысль ?   - Актуально ли стихотворение сегодня ?

Целевая установка

Совместное целеполагание.

Инрерактивный метод работы на уроке Интерактивный (inter-взаимный, to aktдействовать (англ.)), т.е. действовать вместе, сообща, на равных, взаимно необходимо .

Дома было прочитано произведение .

  • - В чём его актуальность для своего времени ?

  • - Как проявляется умение автора раскрыть тему и донести до читателя основную мысль ?

  • - Актуально ли стихотворение сегодня ?

Главная проблема урока , которую необходимо решить совместно  В чём сила  художественного произведения ? За счёт чего она достигается?

Главная проблема урока , которую необходимо решить совместно

В чём сила

художественного произведения ?

За счёт чего она достигается?

Анализ стихотворения. Исследовательская работа с текстом. Педагогика сотрудничества 1.Совместное целеполагание. 2.Совместное определение основной проблемы текста ( мозговой штурм ). 3.Историческая справка : кто такие скифы (сообщение учащихся ). 4.Творческая лаборатория ( работа в группах со справочным материалом ) : исторические , географические и мифологические термины ( выступления модераторов ). 5.Эвристическая работа в парах ( Это мы можем ! Это мы сумели сами !) :  - роль художественно-изобразительных средств в создании образов;  - лексическая работа (подбор нейтральных синонимов к эмоционально окрашенным лексическим единицам );  - размер стиха (ямб) и его роль в произведении;  - композиция и её роль в произведении. 6.Рефлексия ( как реализовано совместное целеполагание ).

Анализ стихотворения. Исследовательская работа с текстом.

Педагогика сотрудничества

1.Совместное целеполагание.

2.Совместное определение основной проблемы текста ( мозговой штурм ).

3.Историческая справка : кто такие скифы (сообщение учащихся ).

4.Творческая лаборатория ( работа в группах со справочным материалом ) : исторические , географические и мифологические термины ( выступления модераторов ).

5.Эвристическая работа в парах ( Это мы можем ! Это мы сумели сами !) :

- роль художественно-изобразительных средств в создании образов;

- лексическая работа (подбор нейтральных синонимов к эмоционально окрашенным лексическим единицам );

- размер стиха (ямб) и его роль в произведении;

- композиция и её роль в произведении.

6.Рефлексия ( как реализовано совместное целеполагание ).

Да, скифы - мы ! Да , азиаты - мы !  С раскосыми и жадными очами!  Кто такие скифы ?

Да, скифы - мы ! Да , азиаты - мы ! С раскосыми и жадными очами!

Кто такие скифы ?

  • Скифы - это кочевные племена , жившие на территории современной Украины ,Молдовы , юга России , Казахстана и Южной Сибири . Византийские источники называют скифами восточных славян , хазар и печенегов.
И дикой сказкой был для вас провал И лиссабона , и мессии Почему это «дикая сказка» для европы ? Португальская столица и итальянский город , которые были разрушены мощными землетрясениями

И дикой сказкой был для вас провал

И лиссабона , и мессии

Почему это «дикая сказка» для европы ?

Португальская столица и итальянский город , которые были разрушены мощными землетрясениями

Вот срок настал , Крылами бьёт беда , И каждый день обиды множит… Что часто символизирует образ птицы в русском фольклоре? Вспомните «слово о полку игореве» : какую эмоционально-смысловую нагрузку несёт образ птицы ?

Вот срок настал , Крылами бьёт беда ,

И каждый день обиды множит…

Что часто символизирует образ птицы в русском фольклоре?

Вспомните «слово о полку игореве» : какую эмоционально-смысловую нагрузку несёт образ птицы ?

И день придёт - не будет и следа  от ваших пестумов , быть может! Что символизируют здесь развалины Пестума ? Пестум (ранее Посейдония) – древнегреческий город ,прославившийся обилием роз ,позднее разрушенный . Сохранились храмы геры , афины и Аполлона .

И день придёт - не будет и следа от ваших пестумов , быть может!

  • Что символизируют здесь развалины Пестума ?

Пестум (ранее Посейдония) – древнегреческий город ,прославившийся обилием роз ,позднее разрушенный . Сохранились храмы геры , афины и Аполлона .

Остановись , Премудрый , как Эдип Пред сфинксом с древнею загадкой Эдип-царь фив .  сфинкс – мифическое существо . В древнегреческой мифологии говорится о том , Как эдип смог разгадать загадки сфинкса. Автор призывает старый европейский мир стать мудрым , как эдип .

Остановись , Премудрый , как Эдип

Пред сфинксом с древнею загадкой

Эдип-царь фив .

сфинкс – мифическое существо .

В древнегреческой мифологии говорится о том , Как эдип смог разгадать загадки сфинкса.

Автор призывает старый европейский мир стать мудрым , как эдип .

Нам внятно всё – и острый галльский смысл , И сумрачный германский гений галлы – европейские племена воинов и охотников , живших на территории современной Франции и бельгии . Воевали с римом . Приём контраста , расширения (принцип «от и до»).  С какой целью применяет автор этот приём ?

Нам внятно всё – и острый галльский смысл ,

И сумрачный германский гений

галлы – европейские племена воинов и охотников , живших на территории современной Франции и бельгии . Воевали с римом .

Приём контраста , расширения (принцип «от и до»). С какой целью применяет автор этот приём ?

Мы помним всё – парижских улиц ад . И венецьянские прохлады , Лимонных рощ далёкий аромат И кёльна дымные громады… Как антитеза «работает» на создание образа ?

Мы помним всё – парижских улиц ад .

И венецьянские прохлады ,

Лимонных рощ далёкий аромат

И кёльна дымные громады…

Как антитеза «работает» на создание образа ?

Привыкли мы , хватая под уздцы Играющих коней ретивых , Ломать коням тяжёлые крестцы  и усмирять рабынь строптивых… Какова роль эпитетов в характеристике скифов ?

Привыкли мы , хватая под уздцы

Играющих коней ретивых ,

Ломать коням тяжёлые крестцы

и усмирять рабынь строптивых…

Какова роль эпитетов в характеристике скифов ?

Какие два эпитета положены в основу антитезы ? Мы широко по дебрям и лесам Перед европою пригожей Расступимся ! Мы обернёмся к ней Своею азиатской рожей ! На полотнах европейских художников («похищение европы») мифологическая богиня изображена девушкой с прекрасными чертами

Какие два эпитета положены в основу антитезы ?

Мы широко по дебрям и лесам

Перед европою пригожей

Расступимся ! Мы обернёмся к ней

Своею азиатской рожей !

На полотнах европейских художников («похищение европы») мифологическая богиня изображена девушкой с прекрасными чертами

… мы Очищаем место бою Стальных машин , где дышит интеграл , С монгольской дикою ордою ! Найдите антитезу , олицетворение и эпитет Татаро-монгольское иго на руси продолжалось около 300 лет

мы Очищаем место бою

Стальных машин , где дышит интеграл ,

С монгольской дикою ордою !

Найдите антитезу , олицетворение и эпитет

Татаро-монгольское иго на руси продолжалось около 300 лет

Не сдвинемся , когда свирепый гунн В карманах трупов будет шарить Жечь города , и в церковь гнать табун , И мясо белых братьев жарить ! Замените метафоричные выражения нейтральными синонимами Гунны – кочевники , жившие во 2-4 веках на территории урала и поволжья

Не сдвинемся , когда свирепый гунн

В карманах трупов будет шарить

Жечь города , и в церковь гнать табун ,

И мясо белых братьев жарить !

Замените метафоричные выражения нейтральными синонимами

Гунны – кочевники , жившие во 2-4 веках на территории урала и поволжья

Художественно-изобразительные средства Эпитеты :  мукой сладкой , чёрной кровью , холодных чисел , божественных видений , острый смысл ,сумрачный гений ,Европою пригожей , дикою ордою , смертный бой , свирепый гунн , братский пир , светлый пир , варварская лира. Олицетворения :  Россия …глядит в тебя , любит наша кровь , бой стальных машин , сзывает варварская лира … Антитеза :  мильоны вас – нас тьмы , и тьмы , и тьмы ; для вас века – для нас единый час ; парижских улиц ад и венецьянские прохлады… Метафоры :  бой кипит , наставить пушек жерла , старый мир , Россия-Сфинкс , хрустнет ваш скелет , варварская лира … Сравнения :  мы , как послушные холопы ; премудрый , как Эдип ; так любить , как любит наша кровь … Гиперболы :  нас тьмы , и тьмы , и тьмы…;  заглушал грома лавины ;

Художественно-изобразительные средства

Эпитеты :

мукой сладкой , чёрной кровью , холодных чисел , божественных видений , острый смысл ,сумрачный гений ,Европою пригожей , дикою ордою , смертный бой , свирепый гунн , братский пир , светлый пир , варварская лира.

Олицетворения :

Россия …глядит в тебя , любит наша кровь , бой стальных машин , сзывает варварская лира …

Антитеза :

мильоны вас – нас тьмы , и тьмы , и тьмы ; для вас века – для нас единый час ; парижских улиц ад и венецьянские прохлады…

Метафоры :

бой кипит , наставить пушек жерла , старый мир , Россия-Сфинкс , хрустнет ваш скелет , варварская лира …

Сравнения :

мы , как послушные холопы ; премудрый , как Эдип ; так любить , как любит наша кровь …

Гиперболы :

нас тьмы , и тьмы , и тьмы…;

заглушал грома лавины ;

Лексическая работа Толкование , Историзмы , архаизмы , эмоциональная лексика  нейтральные синонимы Тьма Холопы Горн ковал Перлы Жерла Крестцы Уздцы Вероломство Дебри Интеграл Лира - множество - зависимые , послушные люди - создавал -жемчуг (здесь - богатства) - стволы - здесь – спины - часть конской упряжи , удила - коварство - непроходимые заросли - здесь – наука - здесь - поэзия

Лексическая работа

Толкование ,

Историзмы , архаизмы , эмоциональная лексика

нейтральные синонимы

  • Тьма
  • Холопы
  • Горн ковал
  • Перлы
  • Жерла
  • Крестцы
  • Уздцы
  • Вероломство
  • Дебри
  • Интеграл
  • Лира

- множество

- зависимые , послушные люди

- создавал

-жемчуг (здесь - богатства)

- стволы

- здесь – спины

- часть конской упряжи , удила

- коварство

- непроходимые заросли

- здесь – наука

- здесь - поэзия

Стихотворный размер Стихотворение «Скифы» неписано ямбом  ( двусложная стопа с ударением на второй слог). Прид и те к н а м от у жас о в войн ы , Прид и те в м и рны е объ я тья… Но с а ми м ы отн ы не в а м не щ и т , Отн ы не в б о й не вст у пим с а ми…  Ямб – это стихотворный размер , по своей ритмике близкий к русской разговорной речи . В «Скифах» Блок как бы беседует с оппонентом : речь автора спокойна , рассудительна , местами эмоциональна . Этому способствует ямб .  Сравните с разговорной русской прозой : «Мы пр е длаг а ем в а м друж и ть …» или «Под у майт е над н а шим и слов а ми» . Это же тоже ямб !

Стихотворный размер

Стихотворение «Скифы» неписано ямбом

( двусложная стопа с ударением на второй слог).

Прид и те к н а м от у жас о в войн ы ,

Прид и те в м и рны е объ я тья…

Но с а ми м ы отн ы не в а м не щ и т ,

Отн ы не в б о й не вст у пим с а ми…

Ямб – это стихотворный размер , по своей ритмике близкий к русской разговорной речи . В «Скифах» Блок как бы беседует с оппонентом : речь автора спокойна , рассудительна , местами эмоциональна . Этому способствует ямб .

Сравните с разговорной русской прозой : «Мы пр е длаг а ем в а м друж и ть …» или «Под у майт е над н а шим и слов а ми» . Это же тоже ямб !

Композиция  Стихотворение состоит из 19 четырёхстиший. Деление на части отсутствует. Но смысловое деление угадывается : текст условно можно разделить на 7 частей.  1. «Мильоны - вас . Нас –тьмы , и тьмы , и тьмы…»  2. «Крылами бьёт беда…»  3. «О, старый мир !Пока ты не погиб ,…остановись !..»  4. «Россия- Сфинкс.»  5. «Пока не поздно – старый меч а ножны .»  6. « Мы – отныне вам не щит …»  7. «На братский пир …сзывает лира».  Композиция помогает раскрытию главной мысли :  нарастание тревоги , предупреждение об опасности , призыв к миру .

Композиция

Стихотворение состоит из 19 четырёхстиший. Деление на части отсутствует. Но смысловое деление угадывается : текст условно можно разделить на 7 частей.

1. «Мильоны - вас . Нас –тьмы , и тьмы , и тьмы…»

2. «Крылами бьёт беда…»

3. «О, старый мир !Пока ты не погиб ,…остановись !..»

4. «Россия- Сфинкс.»

5. «Пока не поздно – старый меч а ножны .»

6. « Мы – отныне вам не щит …»

7. «На братский пир …сзывает лира».

Композиция помогает раскрытию главной мысли :

нарастание тревоги , предупреждение об опасности , призыв к миру .

Актуальность произведения  Сегодня , когда Запад и Восток находятся в состоянии вражды , когда под воздействием Запада свергаются законные правительства в восточных странах , возникают войны и миллионы беженцев разрушают устои «пригожей Европы» своим варварским поведением , Россия готова стать посредником в нормализации отношений. Мы протягиваем руку дружбы Европе , предлагая ей одуматься , проявить мудрость. Выбор за Европой !

Актуальность произведения

Сегодня , когда Запад и Восток находятся в состоянии вражды , когда под воздействием Запада свергаются законные правительства в восточных странах , возникают войны и миллионы беженцев разрушают устои «пригожей Европы» своим варварским поведением , Россия готова стать посредником в нормализации отношений. Мы протягиваем руку дружбы Европе , предлагая ей одуматься , проявить мудрость. Выбор за Европой !

Итоги урока рефлексия Как решена главная проблема урока : в чём сила художественного произведения и за счёт чего она достигается ? Художественное произведение затрагивает человеческие чувства , эмоции , воспитывает наши лучшие качества , ставит перед нами вопросы и помогает найти на них ответы. А достигается это комплексом авторских приёмов , мастерством поэта или писателя.

Итоги урока рефлексия

Как решена главная проблема урока : в чём сила художественного произведения и за счёт чего она достигается ?

Художественное произведение затрагивает человеческие чувства , эмоции , воспитывает наши лучшие качества , ставит перед нами вопросы и помогает найти на них ответы.

А достигается это комплексом авторских приёмов , мастерством поэта или писателя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кудрин Вячеслав Дмитриевич

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302349

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства