kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация урока литературы на тему "Россия рубежа 19 - 20 веков. Русская литература на рубеже веков" 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная  презентация  позволяет  продемонстрировать  взаимосвязь  и  взаимовлияние  литературы  и общественной  мысли  конца  19 - начала 20 веков  с  историческими  процессами  в  стране  и  в мире.

??Даёт  представление  о  тенденциях  русской  литературы  конца 19 - начала 20 веков,  толкование понятиям  «серебряный век»,  «модернизм»,  «декаданс». Содержит  богатый  иллюстративный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока литературы на тему "Россия рубежа 19 - 20 веков. Русская литература на рубеже веков" 11 класс »

Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №56 г. Курска» Костина Лилия Сергеевна.

Презентацию подготовила:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №56 г. Курска»

Костина Лилия Сергеевна.

Вводный урок. 11 класс. Россия рубежа  19-20 веков.  Историко-культурная ситуация.  Русская литература на рубеже веков.

Вводный урок. 11 класс.

Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков.

Цель урока:

Цель урока:

  • показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца 19 - начала 20 веков с историческими процессами в стране и в мире;
  • дать представление о тенденциях русской литературы конца 19 - начала 20 веков; дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс».
Историко-культурная ситуация.

Историко-культурная ситуация.

  • На рубеже 19-20 веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.
Вопрос: Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?

Вопрос:

Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?

Важнейшие исторические события начала 20 века.

Важнейшие исторические события начала 20 века.

  • Россия пережила 3 революции:
  • -революция 1905 года;
  • -Февральская революция;
  • -Октябрьская революция 1917 года.
  • Войны:
  • -Русско-японская война 1904-1905 г.г.;
  • -Первая мировая война 1914-1918г.г.;
  • -Гражданская война.
Внутриполитическая обстановка в России.

Внутриполитическая обстановка в России.

  • Очевидна была необходимость перемен. В России противоборствовали три основные политические силы:
  • -защитники монархизма,
  • -сторонники буржуазных реформ,
  • -идеологи пролетарской революции.
Выдвигались различные варианты программ перестройки:

Выдвигались различные варианты программ перестройки:

  • «снизу», путем «ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией» (В.И.Ленин).
  • Теоретическая подготовка революции и террор.
  • «сверху», средствами «самых исключительных законов», приводящих «к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей, какого еще не видела история» (П.А.Столыпин).
  • Манифест 17 октября 1905 года, учреждение Думы.
Задание: Сопоставьте время, в которое живем мы, со временем рубежа  19-20 веков.

Задание:

Сопоставьте время, в которое живем мы, со временем рубежа 19-20 веков.

Научные открытия в области естествознания.

Научные открытия в области естествознания.

  • -открытие рентгеновских лучей,
  • -определение массы электрона,
  • -исследование радиации,
  • -создание квантовой теории,
  • -теория относительности,
  • -изобретение беспроволочной связи.
Научные открытия в области естествознания.

Научные открытия в области естествознания.

  • Естествознание 19 века постигло, казалось, почти все тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы(вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).
  • Научные открытия рубежа 19-20 веков перевернули представления о познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания выразились формулой «Материя исчезла». Это привело к поиску иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.
Философские идеи.

Философские идеи.

  • Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании.
  • Как считал философ Вл. Соловьев , вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев; «конец истории сошелся с ее началом».
Философские идеи.

Философские идеи.

  • Философ Н.Бердяев так охарактеризовал это время русского культурного ренессанса:
  • «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания интереса к мистике и оккультизму…соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».
Философские идеи.

Философские идеи.

  • Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути идеям Ф.Ницше с его обличениями христианства как помехи на пути личности к ее сверхчеловеческому состоянию, с «переоценкой ценностей», с его учением о «воле и свободе», с отказом от морали, от Бога( «Бог умер!»). То есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо Бога-человека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует «старая» мораль: «а нищих надо бы совсем уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни».
  • Восприняв идеи Ницше, русские мыслители не пошли за ним до конца. Для русской религиозной мысли ницшеанство – это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа.
Философские идеи.

Философские идеи.

  • «Богоискательство» (религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции ) не принимало капиталистический путь как путь бездуховного прагматизма, не принимало и идеи социализма, в котором виделись закономерное продолжение капитализма, снижение уровня культуры, отсутствие свободы и творчества. В революционном движении богоискатели видели лишь «русский бунт против культуры» (Н.Бердяев).
  • Культуре же придавалось особое значение. Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература должна была стать способом установления мировой гармонии, способом постижения истины.
Русская литература на рубеже веков.

Русская литература на рубеже веков.

  • Вспомним!
  • Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века .
  • Это определение введено в 1933 г. Н.А.Оцупом .
  • Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. 19 столетие он назвал отечественным «золотым веком» , а последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» – «серебряным веком».
Русская литература на рубеже веков.

Русская литература на рубеже веков.

  • Первоначально понятие «серебряный век» характеризовало вершинные явления поэтической культуры – творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся поэтов.
  • Определение «серебряный век» относили и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов.
  • Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков».
  • Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой.
Русская литература на рубеже веков.

Русская литература на рубеже веков.

  • Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале 20 века продолжались и развивались традиции реалистической литературы.
  • Еще жили и творили Л.Н.Толстой и А.П.Чехов – их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы.
Русская литература на рубеже веков.

Русская литература на рубеже веков.

  • Реалистическая литература преодолевала свой кризис.
  • Новая реалистическая литература отказалась от героя-носителя представлений автора . Авторский взгляд обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.
  • Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на сотворчество, звали к диалогу.
  • Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику , прежде всего на творческое наследие Пушкина.
  • В это время создавали свои произведения такие писатели-реалисты, как: В.Г.Короленко, В.В.Вересаев, М.Горький, А.И.Куприн, И.А.Бунин, Л.Н.Андреев.
Русская литература на рубеже веков.

Русская литература на рубеже веков.

  • В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. «Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям.
Русская литература на рубеже веков.

Русская литература на рубеже веков.

  • Понятие «серебряный век» связано прежде всего с модернистскими течениями.
  • Модернизм (от франц. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
  • Особая роль отводилась автору, художнику – роль пророка , способного постичь средствами искусства мировую гармонию.
  • Модернизм объединил целый ряд направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм.
  • Модернизм охватил все сферы искусства.
Русская литература на рубеже веков.

Русская литература на рубеже веков.

  • В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. «упадок»). Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний. Примером выражения таких настроений могут служить строки К.Бальмонта :
  • Я ненавижу человечество,
  • Я от него бегу спеша,
  • Мое единое отечество –
  • Моя пустынная душа.
  • Серебряный век не был «оборван» в 1917 году, а жил и после него в поэзии А.Ахматовой, М.Цветаевой, в творчестве Б.Пастернака, в литературе русской эмиграции.
Острая полемика, эстетическая борьба между двумя литературными направлениями- реализмом и модернизмом – характерна для литературной жизни рубежа веков.

Острая полемика, эстетическая борьба между двумя литературными направлениями- реализмом и модернизмом – характерна для литературной жизни рубежа веков.

  • Но споры о роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение.
  • «Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное».
  • В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин вводит принцип «партийной литературы» в противовес «литературному индивидуализму». Каждый писатель , литератор рассматривается лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов. Литература понимается как форма агитации и пропаганды.
Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей литературы советской, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны.

Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей литературы советской, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны.

Русская литература на рубеже веков. Реалисты: Символисты: Акмеисты («Цех поэтов»): Футуристы, Имажинисты («Мезонин поэзии»): Писатели, не входившие в литературные группировки:

Русская литература на рубеже веков.

Реалисты:

Символисты:

Акмеисты («Цех поэтов»):

Футуристы,

Имажинисты («Мезонин поэзии»):

Писатели, не входившие в литературные группировки:

Тест.

Тест.

  • 1. какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже 19-20в. ?
  • 2. Как повлияло развитие науки на умонастроения общества?
  • 3. Дайте характеристику основных политических сил в России в н.20в.
  • 4. Как вы понимаете высказывание Ф. Ницше: «Бог умер!»?
  • 5. В чем суть богоискательства?
  • 6. Кто ввел определение «Серебряный век»: Н.Бердяев, Н.Оцупа, А.Блок, В.Соловьев?
  • 7.Назовите имена писателей-реалистов, работавших в н.20в.
  • 8. Дайте определение понятия «Серебряный век».
  • 9. Какие тенденции отразились в эстетике модернизма?
  • 10. Что подразумевается под выражением «партийная литература»?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Костина Лилия Сергеевна

Дата: 11.06.2015

Номер свидетельства: 219115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Мастер - класс "Приёмы исследовательской деятельности  как средство развития критического мышления обучающихся" "
    ["seo_title"] => string(128) "mastier-klass-priiomy-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "102537"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402512668"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Интегрированный урок истории и литературы в 7 классе "Пётр Первый: реформатор или антихрист?""
    ["seo_title"] => string(85) "intieghrirovannyiurokistoriiilitieraturyv7klassiepiotrpiervyirieformatoriliantikhrist"
    ["file_id"] => string(6) "303372"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457514861"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "урок внеклассного чтения " Горька судьба поэтов...""
    ["seo_title"] => string(43) "urokvnieklassnoghochtieniiagorkasudbapoetov"
    ["file_id"] => string(6) "288914"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454690746"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Решение задач. Определение массовой доли растворенного вещества. "
    ["seo_title"] => string(78) "rieshieniie-zadach-opriedielieniie-massovoi-doli-rastvoriennogho-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "120038"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413574759"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства