kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Тема коллективизации в советской литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на парном (2 академических часа) бинарном или интегрированном уроке по произведениям М. Шолохова, посвященным теме коллективизации. Также можно использовать для уроков внеклассного чтения по произведениям: поэма Наума Коржавина "Танька" и повесть Антонова "Васька". Материал этой презентации можно использовать и на уроках истории, так как она содержит фактический и публицистический материал периода коллективизации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Тема коллективизации в советской литературе" »

Урок подготовлен Саломатиной Г.П.  МОУ «СОШ № 94» г.Саратов, Тема коллективизации в советской литературе Проблема личности в свете исторических фактов… Роман М. Шолохова “Поднятая целина”

Урок подготовлен Саломатиной Г.П.

МОУ «СОШ № 94» г.Саратов,

Тема коллективизации в советской литературе

Проблема личности в свете исторических фактов…

Роман М. Шолохова “Поднятая целина”

“ Ценны лишь кооперативные товарищества, которые осуществлены самими крестьянами, по их свободному почину, в выгоде которых они непосредственно убедятся… Надо учится у крестьян способам перехода к лучшему строю и не сметь командовать” (Ленин, ПСС, т. 38, стр. 201)

“ Ценны лишь кооперативные товарищества, которые осуществлены самими крестьянами, по их свободному почину, в выгоде которых они непосредственно убедятся… Надо учится у крестьян способам перехода к лучшему строю и не сметь командовать” (Ленин, ПСС, т. 38, стр. 201)

“ Наличие материальной базы для того, чтобы заменить кулацкое производство, послужило основой поворота в нашей политике в деревне… Мы перешли в последнее время от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса” (И. Сталин, “Год великого перелома” * , “Правда”, №259, 1929) * эта статья признана большинством историков отправной точкой “сплошной коллективизации”

“ Наличие материальной базы для того, чтобы заменить кулацкое производство, послужило основой поворота в нашей политике в деревне… Мы перешли в последнее время от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса” (И. Сталин, “Год великого перелома” * , “Правда”, №259, 1929)

* эта статья признана большинством историков отправной точкой “сплошной коллективизации”

Этапы коллективизации  1930 (январь/февраль) – обложены сельхозналогом наиболее зажиточные крестьяне по разорительным индивидуальным справкам 1930 (май) – постановление о признаках кулацких хозяйств 1930 (июнь) – местным Советам дается право конфисковывать за неуплату налогов имущество зажиточных семей с передачей четверти его бедноте.

Этапы коллективизации

1930 (январь/февраль) – обложены сельхозналогом наиболее зажиточные крестьяне по разорительным индивидуальным справкам

1930 (май) – постановление о признаках кулацких хозяйств

1930 (июнь) – местным Советам дается право конфисковывать за неуплату налогов имущество зажиточных семей с передачей четверти его бедноте.

Всего за 1930—1931 годы, как указано в справке Отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ, было отправлено на спецпоселение 381 026 семей общей численностью 1 803 392 человека. За 1932—1940 гг. в спецпоселения прибыло еще 489 822 раскулаченных...

Всего за 1930—1931 годы, как указано в справке Отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ, было отправлено на спецпоселение 381 026 семей общей численностью 1 803 392 человека. За 1932—1940 гг. в спецпоселения прибыло еще 489 822 раскулаченных...

Двадцатипятитысячники  В ноябре 1929 пленум ЦК ВКП(б) принял постановление о направлении в деревню на работу в колхозы и МТС 25 тыс. рабочих с достаточным организационно-политическим опытом. В итоге по СССР было отобрано и послано на работу в колхозы 27 519 добровольцев.   Для подготовки 25-тысячников к работе в деревне были созданы специальные курсы; часть рабочих была послана на 2-3-месячную практику в совхозы.

Двадцатипятитысячники

В ноябре 1929 пленум ЦК ВКП(б) принял постановление о направлении в деревню на работу в колхозы и МТС 25 тыс. рабочих с достаточным организационно-политическим опытом. В итоге по СССР было отобрано и послано на работу в колхозы 27 519 добровольцев.

Для подготовки 25-тысячников к работе в деревне были созданы специальные курсы; часть рабочих была послана на 2-3-месячную практику в совхозы.

Нагульнов, Разметнов, Давыдов – кто они?

Нагульнов, Разметнов, Давыдов – кто они?

Работа с текстом (глава 4. “Собрание гремяченского актива и бедноты” )

Работа с текстом

(глава 4. “Собрание гремяченского актива и бедноты” )

  • На сколько этапов делится это собрание?
  • Соответственно сколько целей преследуется?
  • Определите цель первого этапа
  • Определите цель второго этапа
  • Почему исчезает единодушие?
  • Как реагируют власть имущие на “отщепенца”
  • Тимофея Борщева? (стр.32)
  • Почему Борщев все же проголосовал “за”? Его убедили?
  • Какой драматический эпизод следует дальше?
  • Зачитайте авторские ремарки
  • Реакция Давыдова не рассказ Нагульнова? (стр. 34)
  • Трагические итоги этого решения? (гл. 6, 8)
  • Можно уже догадаться, каков дальнейший путь Титка?
Работа с текстом (глава 7. “Раскулачивание…” ) Каков центральный эпизод? Главный вопрос, волнующий действующие лица? Итог раскулачивания? (глава 9. “Спор…” )  Прочитайте спор Разметнова, Давыдова, Нагульнова Кто, по-вашему, прав и почему? Можно ли оправдать насилие? Почему никто из них не задумывается о судьбе раскулаченных? “ Общее собрание”

Работа с текстом

(глава 7. “Раскулачивание…” )

  • Каков центральный эпизод?
  • Главный вопрос, волнующий действующие лица?
  • Итог раскулачивания?

(глава 9. “Спор…” )

Прочитайте спор Разметнова, Давыдова, Нагульнова

  • Кто, по-вашему, прав и почему?
  • Можно ли оправдать насилие?
  • Почему никто из них не задумывается о судьбе раскулаченных?

Общее собрание”

  • Центральный вопрос?
  • В каких условиях казакам приходится делать выбор?
  • Выделите несколько взглядов на формирование колхозов
  • Каков итог?
Вопросы на выявление восприятия (главы 12, 13, 22, 24, 25 )

Вопросы на выявление восприятия

(главы 12, 13, 22, 24, 25 )

  • Почему нарастает степень насилия над казаками? (читаем начало гл. 12, стр. 83, 84)
  • Почему середняк, на которого так надеялся Давыдов, не идет в колхоз? Как думает сам Давыдов? (гл. 13, стр. 100)
  • Почему Давыдов начинает изъятие хлеба у середняков?
  • (гл. 22)
  • Какие меры принимаются по созданию семфонда?
  • Как реагируют крестьяне на насилие?
“… Успехи нашей колхозной политики объясняются между прочим тем, что она, эта политика, опирается на добровольность колхозного движения и учет разнообразия условий в различных районах СССР. Нельзя насаждать колхозы силой . Это было бы глупо и реакционно. Колхозное движение должно опираться на активную поддержку со стороны основных масс крестьянства…” (И. Сталин, “Головокружение от успехов”, “Труд”, №60, 1930)

“… Успехи нашей колхозной политики объясняются между прочим тем, что она, эта политика, опирается на добровольность колхозного движения и учет разнообразия условий в различных районах СССР. Нельзя насаждать колхозы силой . Это было бы глупо и реакционно. Колхозное движение должно опираться на активную поддержку со стороны основных масс крестьянства…” (И. Сталин, “Головокружение от успехов”, “Труд”, №60, 1930)

Вопросы на выявление восприятия (главы 28, 29, 34, 35)  Реакция людей на статью? (гл. 28) Отношение Давыдова (стр. 218, 222) и Нагульнова (стр. 219-222) к ней? Итог статьи? (начало гл. 29, стр. 225) Кто пострадал?

Вопросы на выявление восприятия

(главы 28, 29, 34, 35)

  • Реакция людей на статью? (гл. 28)
  • Отношение Давыдова (стр. 218, 222) и Нагульнова (стр. 219-222) к ней?
  • Итог статьи? (начало гл. 29, стр. 225)
  • Кто пострадал?

Коллективизация была завершена к середине 30-х годов: в 1935г. в колхозах было 62% хозяйств, в1937г.- 93%. Последствия коллективизации -сокращение валового производства зерна, поголовья скота; -рост экспорта хлеба; -массовый голод 1932 - 1933 гг., от которого умерло свыше 5 млн. человек ; -ослабление экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства; -отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда.

Коллективизация была завершена к середине 30-х годов:

в 1935г. в колхозах было 62% хозяйств, в1937г.- 93%.

Последствия коллективизации

-сокращение валового производства зерна, поголовья скота;

-рост экспорта хлеба;

-массовый голод 1932 - 1933 гг., от которого умерло свыше 5 млн. человек ;

-ослабление экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства;

-отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Презентация "Тема коллективизации в советской литературе"

Автор: Саломатина Галина Петровна

Дата: 27.08.2015

Номер свидетельства: 227226

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Тема коллективизации в советской литературе по роману М. Шолохова "Поднятая целина" "
    ["seo_title"] => string(92) "tiema-kolliektivizatsii-v-sovietskoi-litieraturie-po-romanu-m-sholokhova-podniataia-tsielina"
    ["file_id"] => string(6) "227225"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440662724"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Индустриализация и коллективизация в СССР "
    ["seo_title"] => string(46) "industrializatsiia-i-kolliektivizatsiia-v-sssr"
    ["file_id"] => string(6) "146423"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419173162"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "план-конспект урока:"Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг.""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_sovietskoie_obshchiestvo_kontsa_1950_kh_nachala_1960_kh_ghg"
    ["file_id"] => string(6) "355360"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478278627"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства