kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока:"Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Общие цели урока:

·  Определить основные тенденции развития СССР 1950-х - начала 1960-х гг, охарактеризовать экономические реформы Хрущева, их особенности;

·  развивать способности учащихся, осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа;

·  формировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления истории;

·  воспитывать интерес к исторической науке.

Оборудование: учебник Загладина Н. В. «История Отечества. XX – начало XXI вв».11 класс, слайды, презентация.

Основные понятия: субъективизм, волюнтаризм,

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, целей урока, постановка проблемного задания.

Слово учителя

Эпиграф урока: 

Разглядеть, что истинно, что ложно,

Может только беспристрастный суд.

Осторожно с прошлым, осторожно,

Не разбейте глиняный сосуд.

В. Высоцкий.

«Жить стало лучше!?»

Вступительное слово учителя.

            Хрущев и его время. Один из важнейших и непростых периодов нашей истории. Важных - потому, что непосредственно перекликается с идущими в стране переменами.

Непростых - потому, что касается десятилетия, которое поначалу назвали «славным», а затем периодом волюнтаризма и субъективизма.

Годы, когда он находился у власти, было принято при нем называть в печати «великим десятилетием». Сейчас годы хрущевского правления оценивают неоднозначно. Участие в репрессиях 30-х и 40-х годов, подавление венгерского восстания, расстрел в Новочеркасске и послесталинская "оттепель", освобождение узников ГУЛАГа, реабилитация репрессированных народов, паспорта и пенсии для колхозников, прежде живших, по сути, на положении государственных крепостных.

Формулировка проблемного задания: дать объективную оценку этому периоду и личности Хрущева.

III.Изучение нового материала.

План.

1.Борьба за власть в конце 1950х гг.

2.Экономика и политика в конце 1950-х - начале 1960-х гг.

3.Административные реформы.

Слово учителя.

            Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним основные события, происходившие в стране после смерти Сталина.

Работа по датам: 5 марта 1953г, сентябрь 1953г, 1954г, февраль 1956г, 1962г.

1.Борьба за власть в конце 1950х гг.

После XX съезда партии во внутренней политике СССР наблюдались противоречивые тенденции. Продолжалась реабилитация жертв репрессий, в тоже время намечается ужесточение политики. Какой характер носил процесс десталинизации?

Работа по документу. Прочитать высказывание публициста Н. Носова и ответить на вопросы.

Из высказывания публициста Н. Носова.

« С вершины бюрократической пирамиды был сброшен ее творец, в замшелых стенах абсолютистского сооружения пробили отдушину, впустили живительный воздух. Но сама-то пирамида осталась со всеми своими иерархическими этажами и даже пустующим самодержавным креслом на макушке. А пока кресло не убрано, всегда будет соблазн взобраться на него и примериться так, что бы все, что было предпринято, можно было назвать лишь послаблением, а не демократией. У нас ведь как, ежели за воротник не хватают - уже и демократия. А на самом деле демократия – это не когда тебе что-то разрешают, а когда ты сам себе разрешаешь».

Слово учителя.

            Согласны ли вы с утверждением, что процесс десталинизации в годы, когда во главе руководства страной находился Н. С.Хрущев, носил крайне ограниченный характер? Если согласны, то чем вы это объясните?

Хрущев пытался реформировать систему, повернуть ее лицом к людям, пересмотреть дела жертв сталинских репрессий. Выступление Хрущева на съезде - мужественный поступок человека, который впервые сказал правду стране о Сталине,

Но - хрущевская десталинизация носила ограниченный характер. Хрущев критиковал не сталинизм, а лично Сталина. Некоторые проблемы были совсем не затронуты (незаконные массовые репрессии против крестьянства в годы коллективизации). Хрущев был убежденным сталинистом. Его преобразования не имели целью изменить систему, а только придать ей большую устойчивость, несколько модифицировав ее.)

После XX съезда консервативные силы открыто выступали против демократизации страны, пытались сместить Хрущева.

Сообщение о борьбе за власть в конце 50-х г.

Задание: прослушать сообщение и ответить на вопросы:

-Почему Хрущев отправил в отставку маршала Жукова, который активно его поддерживал и в 1953г. и в 1957г.?

Жукова обвиняли в том, что тот решил поставить армию выше правящей партии. Хрущев опасался Жукова, который имел большой авторитет.

-Какую роль сыграл Жуков, укрепляя власть Хрущева?

По его инициативе в Москву на реактивных самолетах доставили отсутствующих в Москве и поддержавших Хрущева членов партии.

2.Экономика и политика в конце 1950-х - начале 1960-х гг.

            1956г. Визит Хрущева в Англию. Он встретился в советском посольстве с Черчиллем. Старый британский лев сказал: «Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотел бы только посоветовать Вам…»

Вопрос: Какой совет дал Черчилль Хрущеву? Как вы думаете, о чем хотел предупредить Черчилль Н. С.Хрущева?

«Хотел бы посоветовать Вам не слишком торопиться. Можно преодолеть пропасть в два прыжка, а можно упасть в неё».

Слово учителя.

Какие реформы были проведены в 1953-64г.

·  приоритетное развитие сельского хозяйства и предприятий группы «А»;

·  продолжение экстенсивного развития экономики;

·  усиление внимания к развитию науки и техники, освоению космоса;

·  освоение целины.

Задание учащимся: по ходу изучения данного вопроса заполнить таблицу:

«Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Хрущева».

Достижения

Просчеты

 Слово учителя.

 Назовите достижения и просчеты социально-экономического развития страны в годы правления Хрущева.

Сообщение. 1964г. - отставка Хрущева.

-Почему был отстранен Хрущев?

             Партийно-государственная номенклатура была недовольна  непредсказуемостью Хрущева.

Причем постоянно приходилось руководству дипломатического ведомства сглаживать экстравагантные заявления лидера. Генералитет недоволен сокращением армии и односторонними уступками Западу. Активную роль сыграли и органы госбезопасности, хорошо помнившие о разгроме карательной системы.

Хрущев не сыскал особой симпатии в основных слоях общества рабочие - недовольны перебоями в снабжении, крестьяне - новым завинчиванием гаек в деревне, интеллигенция - разгромными посещениями выставок, гонениями на литературу.

Страна устала от постоянных экспериментов. Авторитет лидера падал вместе с уровнем жизни населения.

IV. Закрепление изученного материала. Обмен мнениями.

Слово учителя.

-Известно, что скульптор Э. Неизвестный, создавая памятник на могиле Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве, использовал сочетание белого и черного мрамора. Что, на ваш взгляд он этим выразил?

Знаменитый памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище изваян наполовину из черного, наполовину - из белого мрамора. Это глубоко символично, как и то, что память бывшего лидера увековечил скульптор Эрнст Неизвестный, бывший при Хрущеве в немилости.

Слово учителя.

-Дайте объективную оценку этому периоду времени и главе государства Н. С.Хрущеву.

V. Итог урока

Домашнее задание п.32, таблица «Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Хрущева» в тетрадях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока:"Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг."»

Тема: Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Общие цели урока:

·  Определить основные тенденции развития СССР 1950-х - начала 1960-х гг, охарактеризовать экономические реформы Хрущева, их особенности;

·  развивать способности учащихся, осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа;

·  формировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления истории;

·  воспитывать интерес к исторической науке.

Оборудование: учебник Загладина Н. В. «История Отечества. XX – начало XXI вв».11 класс, слайды, презентация.

Основные понятия: субъективизм, волюнтаризм,

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, целей урока, постановка проблемного задания.

Слово учителя

Эпиграф урока: 

Разглядеть, что истинно, что ложно,

Может только беспристрастный суд.

Осторожно с прошлым, осторожно,

Не разбейте глиняный сосуд.

В. Высоцкий.

«Жить стало лучше!?»

Вступительное слово учителя.

Хрущев и его время. Один из важнейших и непростых периодов нашей истории. Важных - потому, что непосредственно перекликается с идущими в стране переменами.

Непростых - потому, что касается десятилетия, которое поначалу назвали «славным», а затем периодом волюнтаризма и субъективизма.

Годы, когда он находился у власти, было принято при нем называть в печати «великим десятилетием». Сейчас годы хрущевского правления оценивают неоднозначно. Участие в репрессиях 30-х и 40-х годов, подавление венгерского восстания, расстрел в Новочеркасске и послесталинская "оттепель", освобождение узников ГУЛАГа, реабилитация репрессированных народов, паспорта и пенсии для колхозников, прежде живших, по сути, на положении государственных крепостных.

Формулировка проблемного задания: дать объективную оценку этому периоду и личности Хрущева.

III .Изучение нового материала.

План.

1.Борьба за власть в конце 1950х гг.

2.Экономика и политика в конце 1950-х - начале 1960-х гг.

3.Административные реформы.

Слово учителя.

Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним основные события, происходившие в стране после смерти Сталина.

Работа по датам: 5 марта 1953г, сентябрь 1953г, 1954г, февраль 1956г, 1962г.

1.Борьба за власть в конце 1950х гг.

После XX съезда партии во внутренней политике СССР наблюдались противоречивые тенденции. Продолжалась реабилитация жертв репрессий, в тоже время намечается ужесточение политики. Какой характер носил процесс десталинизации?

Работа по документу. Прочитать высказывание публициста Н. Носова и ответить на вопросы.

Из высказывания публициста Н. Носова.

« С вершины бюрократической пирамиды был сброшен ее творец, в замшелых стенах абсолютистского сооружения пробили отдушину, впустили живительный воздух. Но сама-то пирамида осталась со всеми своими иерархическими этажами и даже пустующим самодержавным креслом на макушке. А пока кресло не убрано, всегда будет соблазн взобраться на него и примериться так, что бы все, что было предпринято, можно было назвать лишь послаблением, а не демократией. У нас ведь как, ежели за воротник не хватают - уже и демократия. А на самом деле демократия – это не когда тебе что-то разрешают, а когда ты сам себе разрешаешь».

Слово учителя.

Согласны ли вы с утверждением, что процесс десталинизации в годы, когда во главе руководства страной находился Н. С.Хрущев, носил крайне ограниченный характер? Если согласны, то чем вы это объясните?

Хрущев пытался реформировать систему, повернуть ее лицом к людям, пересмотреть дела жертв сталинских репрессий. Выступление Хрущева на съезде - мужественный поступок человека, который впервые сказал правду стране о Сталине,

Но - хрущевская десталинизация носила ограниченный характер. Хрущев критиковал не сталинизм, а лично Сталина. Некоторые проблемы были совсем не затронуты (незаконные массовые репрессии против крестьянства в годы коллективизации). Хрущев был убежденным сталинистом. Его преобразования не имели целью изменить систему, а только придать ей большую устойчивость, несколько модифицировав ее.)

После XX съезда консервативные силы открыто выступали против демократизации страны, пытались сместить Хрущева.

Сообщение о борьбе за власть в конце 50-х г.

Задание: прослушать сообщение и ответить на вопросы:

-Почему Хрущев отправил в отставку маршала Жукова, который активно его поддерживал и в 1953г. и в 1957г.?

Жукова обвиняли в том, что тот решил поставить армию выше правящей партии. Хрущев опасался Жукова, который имел большой авторитет.

-Какую роль сыграл Жуков, укрепляя власть Хрущева?

По его инициативе в Москву на реактивных самолетах доставили отсутствующих в Москве и поддержавших Хрущева членов партии.

2.Экономика и политика в конце 1950-х - начале 1960-х гг.

1956г. Визит Хрущева в Англию. Он встретился в советском посольстве с Черчиллем. Старый британский лев сказал: «Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотел бы только посоветовать Вам…»

Вопрос: Какой совет дал Черчилль Хрущеву? Как вы думаете, о чем хотел предупредить Черчилль Н. С.Хрущева?

«Хотел бы посоветовать Вам не слишком торопиться. Можно преодолеть пропасть в два прыжка, а можно упасть в неё».

Слово учителя.

Какие реформы были проведены в 1953-64г.

·  приоритетное развитие сельского хозяйства и предприятий группы «А»;

·  продолжение экстенсивного развития экономики;

·  усиление внимания к развитию науки и техники, освоению космоса;

·  освоение целины.

Задание учащимся: по ходу изучения данного вопроса заполнить таблицу:


«Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Хрущева».


Достижения

Просчеты





Слово учителя.

Назовите достижения и просчеты социально-экономического развития страны в годы правления Хрущева.

Сообщение. 1964г. - отставка Хрущева.

-Почему был отстранен Хрущев?

Партийно-государственная номенклатура была недовольна непредсказуемостью Хрущева.

Причем постоянно приходилось руководству дипломатического ведомства сглаживать экстравагантные заявления лидера. Генералитет недоволен сокращением армии и односторонними уступками Западу. Активную роль сыграли и органы госбезопасности, хорошо помнившие о разгроме карательной системы.

Хрущев не сыскал особой симпатии в основных слоях общества рабочие - недовольны перебоями в снабжении, крестьяне - новым завинчиванием гаек в деревне, интеллигенция - разгромными посещениями выставок, гонениями на литературу.

Страна устала от постоянных экспериментов. Авторитет лидера падал вместе с уровнем жизни населения.

IV. Закрепление изученного материала. Обмен мнениями.

Слово учителя.

-Известно, что скульптор Э. Неизвестный, создавая памятник на могиле Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве, использовал сочетание белого и черного мрамора. Что, на ваш взгляд он этим выразил?

Знаменитый памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище изваян наполовину из черного, наполовину - из белого мрамора. Это глубоко символично, как и то, что память бывшего лидера увековечил скульптор Эрнст Неизвестный, бывший при Хрущеве в немилости.

Слово учителя.

-Дайте объективную оценку этому периоду времени и главе государства Н. С.Хрущеву.

V. Итог урока

Домашнее задание п.32, таблица «Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Хрущева» в тетрадях.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
план-конспект урока:"Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг."

Автор: Арзиманова Наталья Ивановна

Дата: 04.11.2016

Номер свидетельства: 355360


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства