kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема коллективизации в советской литературе по роману М. Шолохова "Поднятая целина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована при проведении интегрированного или бинарного урока на тему "Роль коллективизации в советской литературе" (роль личности в истории). Урок желательно иллюстрировать презентацией, основанной на исторических документах и литературном материале и периодике тех лет. Форма проведения урока - мозговой штурм, работа в группах (историки, биографы, литераторы)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема коллективизации в советской литературе по роману М. Шолохова "Поднятая целина" »

Тема коллективизации в советской литературе.

Проблема личности в свете исторических фактов

Роман М. Шолохова “Поднятая целина” (11 класс).


На доске: “Ценны лишь кооперативные товарищества, которые осуществлены самими крестьянами, по их свободному почину, в выгоде которых они непосредственно убедятся… Надо учится у крестьян способам перехода к лучшему строю и не сметь командовать” (Ленин, ПСС, т. 38, стр. 201)


Ход урока


  1. Слово учителя

В течение полувека роман “Поднятая целина” был единственным источником, из которого мы черпали знания о коллективизации. А что же говорит об этом история? Л.Д. Троцкий настаивал на постепенной коллективизации сельского хозяйства по мере того, как промышленность сможет поставлять технику для эффективной работы крупных колхозов. Сталин решил провозгласить “сплошную коллективизацию”.

  1. Группа учащихся, подготовленных учителем истории; рассказ об этапах коллективизации (историческая справка)

1930 (январь/февраль) – обложены сельхозналогом наиболее зажиточные крестьяне по разорительным индивидуальным справкам

1930 (май) – постановление о признаках кулацких хозяйств:

  • годовой доход 300 рублей на человека, 1500 на семью;

  • систематическоеприменениенаемноготруда;

  • владение мельницей, крупорушкой, маслобойкой

1930 (июнь) – местным Советам дается право конфисковывать за неуплату налогов имущество зажиточных семей с передачей четверти его бедноте.

Все это порождает волну доносов. Сельсоветы или собрания бедноты диктуют “кулакам”, сколько сеять и сколько сдавать хлеба государству.

Зажиточных крестьян с семьями “выдирали” из родной деревни, бросали в вагоны для скота и отправляли в лагеря для спецпереселенцев.


  1. Слово учителя

Ключевыми фигурантами эпохи коллективизации в романе были Давыдов, Нагульнов, Разметнов. Их сформировало это время, и они выразили собой свое время.

  1. Ученики дают “биографические справки: Разметнов, Нагульнов.

  2. Историческая справка (ученики-историки).

Движение 25-тысячников”.

Это и сейчас трудно объяснить, зачем городских рабочих направлять в деревню для создания колхозов. Решение о них принято на пленуме ЦК ВКП(б) в ноябре 1929 года. Там же говорилось о небывалых темпах коллективизации, превосходивших самые оптимистические программы и прогнозы, о необыкновенной тяге! бедняков и середняков к коллективизации.

  • Зачем же лишать фабрики и заводы квалифицированных рабочих со стажем, доводить 25 тысяч до 60 тысяч? Где логика?

  1. Биографическая справка”: С. Давыдов.

  2. Беседа на выявление восприятия.

  • Прочитайте слова Ленина, записанные на доске.

  • Что предусматривали ленинские принципы кооперирования?

Крестьяне пошли за большевиками в дни революции, Гражданской войны, и в кооперации мужик бы не сплоховал. Ему это было бы (1) выгодно; 2) добровольность; 3) техническая поддержка государства.

  • Зачем тогда был нужен Семен Давыдов, человек со стороны, в Гремячем Логу?

  • Не лучше ли доверить коллективизацию коренным жителям?

Вывод:Давыдов – художественное открытие Шолохова, т.к. он живет в реальных условиях своего времени, заметно отличающихся от тех условий, что имел в виду Ленин. Ему ни к чему секреты выращивания хлеба, особенности и обычаи деревенской жизни. Достаточно знать линию и неотступно ее проводить. Он настолько уверен в безошибочности своего знания, что еще до встречи с мужиками, до приезда в Гремячий Лог, “вправляет” мозги секретарю райкома, втолковывает насчет раскулачивания. Секретарь пытается урезонить Давыдова, а тот подозревает его в хромоте на “правую ножку”.


По ленинскому кооперативному плану Давыдов не нужен! Но по сталинскому плану коллективизации Давыдовы нужны!


  1. Работа с текстом (глава 4. “Собрание гремяченского актива и бедноты”).

  • На сколько этапов делится это собрание? (два)

  • Соответственно сколько целей преследуется? (две)

  • Определите цель первого этапа

  1. выяснить отношение к кулакам беднейшей части хутора (текст стр. 31)

  2. настроение - полное единодушие!

  • Определите цель второго этапа

  1. оглашение списка гремяченских кулаков и судьба каждого кандидата – на выселение

  2. единодушие исчезает!

  • Почему исчезает единодушие? (Столкнулись классовый подход к человеку и чисто человеческий!)

  • Как реагируют власть имущие на “отщепенца” Тимофея Борщева? (текст стр.32)

  • Почему Борщев все же проголосовал “за”? Его убедили?? (текст!)

  • Какой драматический эпизод следует дальше?

  • Зачитайте авторские ремарки (тягостная тишина, смущение, неловкость, растерянность, недоумение…; раскулачиваемый свой, друг, красный партизан…)

  • Реакция Давыдова не рассказ Нагульнова? (текст стр. 34)

(Он нажал своей властью на общественное мнение, и решение было принято)

  • Трагические итоги этого решения? (гл. 6, 8)

(угрозы, действия…)

  • Можно уже догадаться, каков дальнейший путь Титка?

IX) Работа с текстом гл. 7 (“Раскулачивание…”)

  • Каков центральный эпизод? (опись имущества)

  • Главный вопрос, волнующий действующие лица? (законностьконфискации и выселения)

У каждого свой резон: у Фрола – стр. 55

у Разметнова – стр. 55, 57.

Историческая справка (ученик-“историк”): Постановление ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г. предписывало конфискацию у кулаков дома, рабочего скота, средств производства.

  • Что происходит на самом деле?

  • Итог раскулачивания? (конеч гл. 7)

(Последние “мазки” кладет автор – стр. 59!)

X) Работа с текстом гл. 9 (“Спор…”)

- Прочитайте спор Разметнова, Давыдова, Нагульнова

- Кто, по-вашему, прав и почему?

- Можно ли оправдать насилие?

- Почему никто из них не задумывается о судьбе раскулаченных?

Сцена общего собрания:

  • Центральный вопрос? (Запись в колхоз)

  • В каких условиях казакам приходится делать выбор?

  • Выделите несколько взглядов на формирование колхозов:

  1. середняк крепкий (стр. 66, 67)

  2. маломощный середняк Николай Люшня (стр. 68)

  3. Ахваткин (стр. 69)

  4. Кондрат Майданников (стр. 70, 74)

  • Каков итог? (Из 217 записалось 67)


XI) Вопросы на выявление восприятия (гл. 12, 13; гл. 22, 24, 25)

  • Почему нарастает степень насилия над казаками? (читаем начало гл. 12, стр. 83, 84)

  • Почему середняк, на которого так надеялся Давыдов, не идет в колхоз? Как думает сам Давыдов? (гл. 13, стр. 100)

Вывод:он не видит “вглубь”: люди для него – детали сложного механизма, незнакомого.

  • Почему Давыдов начинает изъятие хлеба у середняков?

(Происходит разговор Давыдова с секретарём райкома, который пеняет ем на его увлечение раскулачиванием, несоздание колхоза, отсутствие семфонда… гл. 22)

  • Какие меры принимаются по созданию семфонда? (Нагульнов выколачивает хлеб у Банника. Даже Разметнов усомнился в том, стоит ли уговаривать, если силой! можно сделать все!)

  • Как реагируют крестьяне на насилие? (Титок готов убить, Тимофей Рваный вредит, убой скота, не идут в колхоз…)

XII) Историческая справка (ученик-“историк”)

Правительственная мера: 2 марта 1930 года опубликована статья Сталина “Головокружение от успехов. В ней решительно осуждались принудительные меры к крестьянам, вступившим в колхоз. В этот же день был опубликован новый примерный Устав сельскохозяйственной артели. Он исходил из сочетания общественных интересов колхоза и личных интересов колхозников. На первое место выдвигались общественные интересы. 14 марта 1930 г. ЦК ВКП(б) приняло постановление О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении”.

  • Реакция людей на статью? (гл. 28)

  • Отношение Давыдова и Нагульнова к ней?

(Давыдов – стр. 218, 222; Нагульнов – стр. 219-222)

  • Итог статьи? (начало гл. 29, стр. 225)

Середняк выходит из колхоза.

  • Кто пострадал? (Нагульнов – верный член партии; вышло 23 середняка; бабий бунт – гл. 34, 35)

Давыдов решается “смягчить” линию партии, поведения после событий, происшедших в Гремячем Логу. (Председатель произносит речь – гл. 35 (конец), стр. 298).

XIII) Выводы, итоговые вопросы

Позади была Гражданская война с ее продотрядами, выскребавшими хлеб, мобилизациями. Но в 19-ом, 20-ом годах отнимали хлеб, оставляя нетронутым хозяйственный механизм. На этот отъем деревня отвечала кровавыми восстаниями (которые и породили НЭП). В 30-ом – ломали все хозяйство, всю систему отношений, отнимали жизни, а деревня не восстает. Почему?!

(Против кого? Ведь они сами свою родную советскую власть утверждали в кровавых боях Гражданской! – Исторический тупик!)

- Каковы последствия коллективизации? У Шолохова об этом сказано?


XIV) Историческая справка (ученик-“историк”)

Следствием массовой коллективизации был голод, охвативший былую житницу Европы Украину, а позже Кубань, Поволжье и т.д. Запад назвал это “организованным голодом”:

  1. появились тысячи бездомных детей, чьи родители расстреляны, сосланы, умерли от голода;

  2. паспортный режим;

  3. сеть закрытых распределителей.

  • Почему автор “заставил” своих героев погибнуть?

  • Почему Нагульнов погибает первым?

(Скорее всего, есть закономерность: судьба первых репрессированных партийцев…)

  • Почему Давыдов погибает не сразу, мучается?

(Человек со стороны рано или поздно неизбежно превращается в бюрократа. А бюрократия и демократия – вещи несовместимые. Такие, как Давыдов, погибнут позже, в лагерях…)

  • Почему Разметнова “оставил жить”?

(Люди с портфелем живучи, не пропадут).

XV) Слово учителя

Это роман о том, как деревня теряла свою самостоятельность. Шолохов, конечно, смелый человек, сумевший показать правду коллективизации, но ничего не сказавший о ее последствиях. А главное, ничего он нам не рассказал о судьбе тех крестьян, над чьими сундуками обмирала жена Демки Ушакова.

Читайте: повесть С. Антонова “Васька”

поэму Н. Коржавина “Танька”

поэму А. Твардовского “По праву памяти”.


Использован 2-х томник М.А.Шолохова «Поднятая целина», изд. «Советская Россия», Москва, 1960 год.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема коллективизации в советской литературе по роману М. Шолохова "Поднятая целина"

Автор: Саломатина Галина Петровна

Дата: 27.08.2015

Номер свидетельства: 227225


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства