ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» ФКУ ИК-8
СИМВОЛ – ОКНО В ВЕЧНОСТЬ
Ф. Сологуб
Выполнила учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Станкевич Л.И.
г. Благовещенск 2015
Символизм – от греч. symbolon - знак, примета.
Символизм – литературно-художест-
венное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Зародился во Франции в 60-70 годы XIX века. В России стал модернистским направлением. Одновременно с появлением символизма начинается Серебряный век русской литературы. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисто-
рические события средневековья, античная мифология.
Картина М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890) – пример символистского начала в искусстве России
В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа.
Д. Мережковский
Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ – это эхо, намёк, указание, он передает сокровенный смысл. Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это «звонко-звучная тишина» у В. Брюсова,
«И светлых глаз темна мятежность» у Вячеслава Иванова, «сухие пустыни позора» у А. Белого и у него же: «День – жемчуг матовый – слеза – течёт с восхода до заката».
Символисты Серебряного века
Старшие - «декаденты» : Д. Мережковский, З. Гиппиус,
В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Сумели отразить в своём творчестве черты общеевропейского панэстетизма.
Д. Мережковский
З. Гиппиус
К. Бальмонт
В. Брюсов
Ф. Сологуб
Младшие символисты
А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов, И. Анненский в своём творчестве воплощали эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.
А. Блок
А. Белый
Вячеслав Иванов
И. Анненский
Русских символистов объединяло недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посред-
ством аллегорий и символов.
«Мысль изречённая – есть ложь».
Ф. Тютчев. Эта цитата поэта – предшественница русского символизма.
«Природа создаёт недоделанных уродцев, - чародеи совершенству-
ют Природу и дают жизни краси-
вый лик. К. Бальмонт
Первый уровень понятия символизма в искусстве раскрывается в том, что опреде-
лённые представления о художественном ( концептуальном ) пространстве и времени являются выражением духовного состояния мира в определенный историчес-
кий момент. Поэтому в истории культуры
искусство и религия тесно взаимосвязаны.
Человек от рождения имеет потребность выражать своё духовное состояние, преобра-
зуя материальные формы, наделяя их психологическим значением, отчего они приобретают символический смысл. Символы, в отличие от искусственно уста-
навливаемых знаков, возникают спонтанно, непреднамеренно.
Символизм в живописи
Живoпиcный cимвoлизм в Poccии пpeдcтaвлeн имeнaми М. Врубеля и
В. Борисова-Мусатова, а также xyдoж-
никaми oбъeдинeний «Мир искусства» и «Голубая роза». Эcтeтикa cимвoлизмa чacтo лoжилacь в ocнoвy cтиля мoдерн, пpeoблaдaвшeгo в eвpoпeйcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe вeкoв.
М.А. Врубель
В. Борисов-Мусатов
Художники объединения «Голубая роза»
Художники объединения «Мир искусства»
Подлинным символистом в русской живописи периода Модерна является М.А. Вру-
бель. «Невозможная анатомия» изображаемых им фигур, непо-
мерно удлинённые тела, изло-
манные руки, небывало расши-
ренные, мерцающие «нездеш-
ним блеском» глаза рассказы-
вают не об идеальном, запре-
дельном, не о небесной гармо-
нии, а о вполне земной скорби и душевной боли.
«Царевна Лебедь»
«Демон сидящий»
В 1912 г. художник К. С. Петров-Водкин написал картину "Купание красного коня», которая является символом целой эпохи российской истории. Образ-
ность картины заключается не в симво-
лических атрибутах, а в мощном звуча-
нии красного цвета, какой был на древ-
нерусских фресках Андрея Рублева и Дионисия, рельефах фриза Парфенона
Афинского Акрополя. В 1914 г., когда разразилась первая мировая война, многие увидели в картине Петрова-Водкина «символизм русской нацио-
нальности, исконного лика России».
«Купание красного коня»
Гештальтпсихологи выводят возникновение искусства скульптуры из « обиталища духа », изображённой в ветхозаветной аллегории «Лестницы Иакова» .
Искусство архитектуры также начинается с расстановки камней. Французский историк искусств Луи Откёр ( 1884—1973 ) разработал оригинальную теорию символизма
архитектуры, изложенную им в книге « Мистика и архитектура ». Согласно его теории, формы круга
и купола в древности имели хтони- ческое ( подземное ) значение. Затем те же формы стали выражать небес-
ные знамения и, в конце концов, торжество христианской идеи.
«Лестница Иакова»
Одилон Редон (1840-1916) увлекался творчеством Гойи и рассказами Э. По. В 1890 г. он создал иллюстрации к сборнику стихов Бодлера «Цветы зла». Под воздействием поэтического образа женщины-цветка из поэзии Малларме художник писал собственные фантастические цветы. Его творчество считают началом сюрреализма. Известно, что художник страдал психическим расстройством и свои кошмары воплощал на полотне.
«Мне пришла мысль о создании новых существ... меня называли визионером, но для меня это реальность... я это вижу. Это у меня в глазах... бессознательное — это, быть может, единственная реальность».
О. Редон
Весьма точно техника символиз- ма раскрыта в стихотворении
3. Гиппиус «Швея».
На всех явлениях лежит печать. Одно с другим как будто слито. Приняв одно – стараюсь угадать За ним другое, – то, что скрыто.
Анна Ахматова
Сжала руки под тёмной вуалью... «Отчего ты сегодня бледна?» - От того, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдёшь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».
Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха.
И два глубокие бокала Из тонко-звонкого стекла Ты к светлой чаше подставляла И пену сладкую лила, Лила, лила, лила, качала Два тёмно-алые стекла. Белей, лилей, алее дала Бела была ты и ала...
Фёдор Сологуб
Владимир Соловьёв
Бескрылый дух, землёю полонённый, Себя забывший и забытый бог... Один лишь сон – и снова, окрылённый, Ты мчишься ввысь от суетных тревог.
Неясный луч знакомого блистанья, Чуть слышный отзвук песни неземной, И прежний мир в немеркнущем сияньи Встаёт опять пред чуткою душой.
Один лишь сон – и в тяжком пробужденьи Ты будешь ждать с томительной тоской Вновь отблеска нездешнего виденья, Вновь отзвука гармонии святой.
1883
Валерий Брюсов
Мы встретились с нею случайно, И робко мечтал я об ней, Но долго заветная тайна Таилась в печали моей.
Но раз в золотое мгновенье Я высказал тайну свою; Я видел румянец смущенья, Услышал в ответ я «люблю».
И вспыхнули трепетно взоры, И губы слилися в одно. Вот старая сказка, которой Быть юной всегда суждено.
27 апреля 1893