kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Символ - окно в вечность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слова Фёдора Сологуба, яркого представителя русского символизма, очень точно определяют суть развития русского символизма в конце 19 - начале 20 века. В 2015 году отмечаются такие знаменательные литературные даты, как 130-летие со дня рождения  Велимира Хлебникова, 135-летие представителям Серебряного века русской поэзии Андрею Белому, Александру Блоку и сатирическому поэту Саше Чёрному.  В данной презентации рассматриваются истоки символизма не только в поэзии, но и в живописи на примере произведений Одилона Редона русского художника Врубеля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Символ-окно в вечность»

ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» ФКУ ИК-8 СИМВОЛ – ОКНО В ВЕЧНОСТЬ  Ф. Сологуб Выполнила учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Станкевич Л.И. г. Благовещенск 2015

ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» ФКУ ИК-8

СИМВОЛ – ОКНО В ВЕЧНОСТЬ

Ф. Сологуб

Выполнила учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Станкевич Л.И.

г. Благовещенск 2015

Символизм – от греч. symbolon - знак, примета. Символизм – литературно-художест- венное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Зародился во Франции в 60-70 годы XIX века. В России стал модернистским направлением. Одновременно с появлением символизма начинается Серебряный век русской литературы.  Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисто- рические события средневековья, античная мифология. Картина М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890) – пример символистского начала в искусстве России

Символизм – от греч. symbolon - знак, примета.

Символизм – литературно-художест-

венное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Зародился во Франции в 60-70 годы XIX века. В России стал модернистским направлением. Одновременно с появлением символизма начинается Серебряный век русской литературы. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисто-

рические события средневековья, античная мифология.

Картина М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890) – пример символистского начала в искусстве России

В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа.  Д. Мережковский Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ – это эхо, намёк, указание, он передает сокровенный смысл. Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это «звонко-звучная тишина» у В. Брюсова, «И светлых глаз темна мятежность» у Вячеслава Иванова, «сухие пустыни позора» у А. Белого и у него же: «День – жемчуг матовый – слеза – течёт с восхода до заката».

В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа.

Д. Мережковский

Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ – это эхо, намёк, указание, он передает сокровенный смысл. Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это «звонко-звучная тишина» у В. Брюсова,

«И светлых глаз темна мятежность» у Вячеслава Иванова, «сухие пустыни позора» у А. Белого и у него же: «День – жемчуг матовый – слеза – течёт с восхода до заката».

Символисты Серебряного века Старшие - «декаденты» : Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Сумели отразить в своём творчестве черты общеевропейского панэстетизма.    Д. Мережковский З. Гиппиус К. Бальмонт В. Брюсов Ф. Сологуб

Символисты Серебряного века

Старшие - «декаденты» : Д. Мережковский, З. Гиппиус,

В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Сумели отразить в своём творчестве черты общеевропейского панэстетизма.

Д. Мережковский

З. Гиппиус

К. Бальмонт

В. Брюсов

Ф. Сологуб

Младшие символисты  А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов, И. Анненский в своём творчестве воплощали эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности. А. Блок А. Белый Вячеслав Иванов И. Анненский

Младшие символисты

А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов, И. Анненский в своём творчестве воплощали эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.

А. Блок

А. Белый

Вячеслав Иванов

И. Анненский

Русских символистов объединяло недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посред- ством аллегорий и символов. «Мысль изречённая – есть ложь». Ф. Тютчев. Эта цитата поэта – предшественница русского символизма. «Природа создаёт недоделанных уродцев, - чародеи совершенству- ют Природу и дают жизни краси- вый лик. К. Бальмонт

Русских символистов объединяло недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посред-

ством аллегорий и символов.

«Мысль изречённая – есть ложь».

Ф. Тютчев. Эта цитата поэта – предшественница русского символизма.

«Природа создаёт недоделанных уродцев, - чародеи совершенству-

ют Природу и дают жизни краси-

вый лик. К. Бальмонт

Первый уровень понятия символизма в искусстве раскрывается в том, что опреде- лённые представления о художественном ( концептуальном ) пространстве и времени являются выражением духовного состояния мира в определенный историчес- кий момент. Поэтому в истории культуры искусство и религия тесно взаимосвязаны. Человек от рождения имеет потребность выражать своё духовное состояние, преобра- зуя материальные формы, наделяя их психологическим значением, отчего они приобретают символический смысл. Символы, в отличие от искусственно уста- навливаемых знаков, возникают спонтанно, непреднамеренно.

Первый уровень понятия символизма в искусстве раскрывается в том, что опреде-

лённые представления о художественном ( концептуальном ) пространстве и времени являются выражением духовного состояния мира в определенный историчес-

кий момент. Поэтому в истории культуры

искусство и религия тесно взаимосвязаны.

Человек от рождения имеет потребность выражать своё духовное состояние, преобра-

зуя материальные формы, наделяя их психологическим значением, отчего они приобретают символический смысл. Символы, в отличие от искусственно уста-

навливаемых знаков, возникают спонтанно, непреднамеренно.

Символизм в живописи Живoпиcный cимвoлизм в Poccии пpeдcтaвлeн имeнaми  М. Врубеля и В. Борисова-Мусатова, а также  xyдoж- никaми oбъeдинeний «Мир искусства» и «Голубая роза».  Эcтeтикa cимвoлизмa чacтo лoжилacь в ocнoвy cтиля мoдерн, пpeoблaдaвшeгo в eвpoпeйcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe вeкoв. М.А. Врубель В. Борисов-Мусатов Художники объединения «Голубая роза» Художники объединения «Мир искусства»

Символизм в живописи

Живoпиcный cимвoлизм в Poccии пpeдcтaвлeн имeнaми  М. Врубеля и

В. Борисова-Мусатова, а также xyдoж-

никaми oбъeдинeний «Мир искусства» и «Голубая роза». Эcтeтикa cимвoлизмa чacтo лoжилacь в ocнoвy cтиля мoдерн, пpeoблaдaвшeгo в eвpoпeйcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe вeкoв.

М.А. Врубель

В. Борисов-Мусатов

Художники объединения «Голубая роза»

Художники объединения «Мир искусства»

Подлинным символистом в русской  живописи периода Модерна является М.А. Вру- бель. «Невозможная анатомия» изображаемых им фигур, непо- мерно удлинённые тела, изло- манные руки, небывало расши- ренные, мерцающие «нездеш- ним блеском» глаза рассказы- вают не об идеальном, запре- дельном, не о небесной гармо- нии, а о вполне земной скорби и душевной боли. «Царевна Лебедь» «Демон сидящий»

Подлинным символистом в русской  живописи периода Модерна является М.А. Вру-

бель. «Невозможная анатомия» изображаемых им фигур, непо-

мерно удлинённые тела, изло-

манные руки, небывало расши-

ренные, мерцающие «нездеш-

ним блеском» глаза рассказы-

вают не об идеальном, запре-

дельном, не о небесной гармо-

нии, а о вполне земной скорби и душевной боли.

«Царевна Лебедь»

«Демон сидящий»

В 1912 г. художник К. С. Петров-Водкин написал картину

В 1912 г. художник К. С. Петров-Водкин написал картину "Купание красного коня», которая является символом целой эпохи российской истории. Образ-

ность картины заключается не в симво-

лических атрибутах, а в мощном звуча-

нии красного цвета, какой был на древ-

нерусских фресках Андрея Рублева и Дионисия,  рельефах фриза Парфенона

Афинского Акрополя. В 1914 г., когда разразилась первая мировая война, многие увидели в картине Петрова-Водкина «символизм русской нацио-

нальности, исконного лика России».

«Купание красного коня»

Гештальтпсихологи выводят возникновение искусства скульптуры из « обиталища духа », изображённой в ветхозаветной аллегории «Лестницы Иакова» . Искусство архитектуры также начинается с расстановки камней. Французский историк искусств  Луи Откёр ( 1884—1973 ) разработал оригинальную теорию символизма архитектуры, изложенную им в книге « Мистика и архитектура ». Согласно его теории, формы круга и купола в древности имели хтони- ческое ( подземное ) значение. Затем те же формы стали выражать небес- ные знамения и, в конце концов, торжество христианской идеи. «Лестница Иакова»

Гештальтпсихологи выводят возникновение искусства скульптуры из « обиталища духа », изображённой в ветхозаветной аллегории «Лестницы Иакова» .

Искусство архитектуры также начинается с расстановки камней. Французский историк искусств Луи Откёр ( 1884—1973 ) разработал оригинальную теорию символизма

архитектуры, изложенную им в книге « Мистика и архитектура ». Согласно его теории, формы круга

и купола в древности имели хтони- ческое ( подземное ) значение. Затем те же формы стали выражать небес-

ные знамения и, в конце концов, торжество христианской идеи.

«Лестница Иакова»

Одилон Редон (1840-1916) увлекался творчеством Гойи и рассказами Э. По. В 1890 г. он создал иллюстрации к сборнику стихов Бодлера «Цветы зла». Под воздействием поэтического образа женщины-цветка из поэзии Малларме художник писал собственные фантастические цветы. Его творчество считают началом сюрреализма. Известно, что художник страдал психическим расстройством и свои кошмары воплощал на полотне. «Мне пришла мысль о создании новых существ... меня называли визионером, но для меня это реальность... я это вижу. Это у меня в глазах... бессознательное — это, быть может, единственная реальность».  О. Редон

Одилон Редон (1840-1916) увлекался творчеством Гойи и рассказами Э. По. В 1890 г. он создал иллюстрации к сборнику стихов Бодлера «Цветы зла». Под воздействием поэтического образа женщины-цветка из поэзии Малларме художник писал собственные фантастические цветы. Его творчество считают началом сюрреализма. Известно, что художник страдал психическим расстройством и свои кошмары воплощал на полотне.

«Мне пришла мысль о создании новых существ... меня называли визионером, но для меня это реальность... я это вижу. Это у меня в глазах... бессознательное — это, быть может, единственная реальность».

О. Редон

Весьма точно техника символиз- ма раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус «Швея». На всех явлениях лежит печать.  Одно с другим как будто слито.  Приняв одно – стараюсь угадать  За ним другое, – то, что скрыто.

Весьма точно техника символиз- ма раскрыта в стихотворении

3. Гиппиус «Швея».

На всех явлениях лежит печать. Одно с другим как будто слито. Приняв одно – стараюсь угадать За ним другое, – то, что скрыто.

Анна Ахматова Сжала руки под тёмной вуалью...   «Отчего ты сегодня бледна?» -  От того, что я терпкой печалью   Напоила его допьяна.    Как забуду? Он вышел, шатаясь,   Искривился мучительно рот...   Я сбежала, перил не касаясь,   Я бежала за ним до ворот.    Задыхаясь, я крикнула: «Шутка   Всё, что было. Уйдёшь, я умру».   Улыбнулся спокойно и жутко   И сказал мне: «Не стой на ветру».

Анна Ахматова

Сжала руки под тёмной вуалью...  «Отчего ты сегодня бледна?» - От того, что я терпкой печалью  Напоила его допьяна.  Как забуду? Он вышел, шатаясь,  Искривился мучительно рот...  Я сбежала, перил не касаясь,  Я бежала за ним до ворот.  Задыхаясь, я крикнула: «Шутка  Всё, что было. Уйдёшь, я умру».  Улыбнулся спокойно и жутко  И сказал мне: «Не стой на ветру».

Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха. И два глубокие бокала  Из тонко-звонкого стекла  Ты к светлой чаше подставляла  И пену сладкую лила,  Лила, лила, лила, качала  Два тёмно-алые стекла.  Белей, лилей, алее дала  Бела была ты и ала...  Фёдор Сологуб

Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха.

И два глубокие бокала Из тонко-звонкого стекла Ты к светлой чаше подставляла И пену сладкую лила, Лила, лила, лила, качала Два тёмно-алые стекла. Белей, лилей, алее дала Бела была ты и ала...

Фёдор Сологуб

Владимир Соловьёв  Бескрылый дух, землёю полонённый,  Себя забывший и забытый бог...  Один лишь сон – и снова, окрылённый,  Ты мчишься ввысь от суетных тревог. Неясный луч знакомого блистанья,  Чуть слышный отзвук песни неземной,  И прежний мир в немеркнущем сияньи  Встаёт опять пред чуткою душой. Один лишь сон – и в тяжком пробужденьи  Ты будешь ждать с томительной тоской  Вновь отблеска нездешнего виденья,  Вновь отзвука гармонии святой. 1883

Владимир Соловьёв

Бескрылый дух, землёю полонённый, Себя забывший и забытый бог... Один лишь сон – и снова, окрылённый, Ты мчишься ввысь от суетных тревог.

Неясный луч знакомого блистанья, Чуть слышный отзвук песни неземной, И прежний мир в немеркнущем сияньи Встаёт опять пред чуткою душой.

Один лишь сон – и в тяжком пробужденьи Ты будешь ждать с томительной тоской Вновь отблеска нездешнего виденья, Вновь отзвука гармонии святой.

1883

Валерий Брюсов  Мы встретились с нею случайно,  И робко мечтал я об ней,  Но долго заветная тайна  Таилась в печали моей. Но раз в золотое мгновенье  Я высказал тайну свою;  Я видел румянец смущенья,  Услышал в ответ я «люблю». И вспыхнули трепетно взоры,  И губы слилися в одно.  Вот старая сказка, которой  Быть юной всегда суждено. 27 апреля 1893

Валерий Брюсов

Мы встретились с нею случайно, И робко мечтал я об ней, Но долго заветная тайна Таилась в печали моей.

Но раз в золотое мгновенье Я высказал тайну свою; Я видел румянец смущенья, Услышал в ответ я «люблю».

И вспыхнули трепетно взоры, И губы слилися в одно. Вот старая сказка, которой Быть юной всегда суждено.

27 апреля 1893


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
презентация "Символ - окно в вечность"

Автор: Станкевич Людмила Ивановна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250742

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Занятие во 2 младшей группе " Путешествие в страну Независимости""
    ["seo_title"] => string(73) "zaniatiie_vo_2_mladshiei_ghruppie_putieshiestviie_v_stranu_niezavisimosti"
    ["file_id"] => string(6) "389794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1486635826"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация к уроку музыки 6 класс "Под музыку Вивальди..." "
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-k-uroku-muzyki-6-klass-pod-muzyku-vival-di"
    ["file_id"] => string(6) "101423"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402417019"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Конспект классного часа""
    ["seo_title"] => string(28) "konspiekt-klassnogho-chasa-1"
    ["file_id"] => string(6) "253201"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447533209"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Классный час «Моя малая родина - Башкортостан» "
    ["seo_title"] => string(46) "klassnyi-chas-moia-malaia-rodina-bashkortostan"
    ["file_id"] => string(6) "152699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420896371"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Классный час по теме «Моя малая родина - Башкортостан». "
    ["seo_title"] => string(56) "klassnyi-chas-po-tiemie-moia-malaia-rodina-bashkortostan"
    ["file_id"] => string(6) "153174"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420979371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства