kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку по теме "Край родной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Край родной, навек любимый"

1           Цели урока:

1.показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике поэтов-дальневосточников.

2.определить способы создания образов родной природы.

3.помочь понять настроения, чувства поэтов

4.воспитывать чувство любви к природе родного края, бережного отношения к окружающему миру.

2           Оборудование:

1.портреты поэтов.

2.репродукции картин – пейзажей русских художников.

3.рисунки – пейзажи учеников.

4.стихи поэтов-дальневосточников.

3           Словарная работа:

                  Метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.

4   Ход урока:

I.Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

          II.Беседа с учащимися.

1.Слово учителя:

 На Дальнем Востоке немало талантливых поэтов, с произведениями некоторых из них вы уже знакомы. Вспомните, стихотворения каких поэтов-дальневосточников мы уже читали. Чье имя стало самым известным?

Ответы учащихся: Петр Комаров, Степан Смоляков, Борис Копалыгин.

2.Петр Степанович Комаров – это имя известно вам с начальной школы. На Дальнем Востоке Петр Комаров жил с 1918 года, тогда ему было семь лет. Вся его поэзия посвящена людям и природе Дальневосточного края. Первый сборник стихов «У берегов Амура» вышел в 1940 году. Затем выходят книги «Время бесстрашных» (1941), «Как прусак попал впросак» (1942), «С востока на запад» (1943) и другие.  В 1950 году цикл стихов «Маньчжурская тетрадь», «Новый перегон» и  «Зеленый пояс» удостоены Государственной премии СССР.

Петр Комаров руководил Хабаровским отделением Союза советских писателей, работал в журнале «Дальний Восток». Много ездил по краю, неоднократно бывал в Комсомольске. Умер в 1949году. ( сообщение о поэте на усмотрение учителя).

3.Выразительное чтение стихотворения Петра Комарова «Приамурье», работа с текстом.

- Какое настроение вы почувствовали при прослушивании стихотворения?

- Какой образ создает автор в своем стихотворении?

- Используя какие художественные средства, автор передает образ и настроение в своем произведении?

- Вспомните, что такое эпитет. Как этот прием использован в стихотворении?

- Какой еще прием использует Комаров при передаче образа природы?

Ответ: олицетворение «весна над равниною из цветов вышивает узор, вереницу следит журавлиную голубыми глазами озер».  

- Какие иллюстрации можно было бы нарисовать к этому стихотворению?

4.Вывод (слово учителя): Петра Комарова называют певцом Дальнего Востока. Прикоснувшись к негромким, но чистым и волнующим стихам поэта, вы почувствовали большую любовь к родной дальневосточной земле. Стихи Петра Комарова настолько живописны, что мы воспринимаем их как картину, которая оживает под рукой поэта со всеми оттенками красок и звуков. Не случайно такие стихи были однажды названы автором «гравюрами».                                                                                                  

III. Дифференцированная работа. Нахождение средств художественной выразительности.

1 группа: работа со стихотворением  Евгения Кохана «Шла вьюга – ой, какая колкая!».

2 группа: стихотворение Евгения Кохана «Снег засыпал склоны, тропки…»

3 группа: устное словесное рисование. Задание: описать картинку, возникающую при чтении стихотворений.

          IV.   Выразительное чтение стихотворений Виктора Суходольского «Март» и Натальи Капустюк «Я зачерпнула синевы в лукошко…»  и беседа по вопросам.

                   - Какие образы передают авторы в своих стихотворениях?

                   - В чем отличие изображенных образов в этих стихотворениях?

                   - Какое настроение и отношение к окружающему миру передают авторы в своих стихах? Какие художественно-изобразительные средства помогают им в этом?

          V.   Выразительное чтение стихотворений Виталия Нефедьева и беседа по вопросам.

                   - Какой пейзаж изображен Нефедьевым?

                   - Что объединяет стихотворения Нефедьева с остальными, прочитанными на уроке и дома?

                   - Каким настроением пронизано каждое из этих стихотворений?

           VI.  Работа с репродукциями картин и рисунками учащихся.

               Посмотрим на репродукции картин художников-пейзажистов, на ваши рисунки.

                   - Какие картины, рисунки и стихотворения могли бы дополнить друг друга?

                   - Как вы думаете, что еще, помимо красоты родной природы, хотели нам сказать и показать авторы стихов и картин?

           VII. Итоги урока. Слово учителя.

               Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе.     Мир человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.

              Читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.

            VIII. Домашнее задание. Выучить наизусть одно из стихотворений.     

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Край родной" »

г. Комсомольск-на Амуре « Край родной,  навек любимый …»  ( родная природа в произведениях поэтов-дальневосточников)   Урок по литературе. 6 класс Учитель: Щербань Вера Викторовна

г. Комсомольск-на Амуре

« Край родной, навек любимый …» ( родная природа в произведениях поэтов-дальневосточников)

Урок по литературе. 6 класс

Учитель: Щербань Вера Викторовна

Образы родной природы в лирике поэтов-дальневосточников Цели урока:

Образы родной природы в лирике поэтов-дальневосточников

Цели урока:

  • показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике поэтов-дальневосточников,
  • помочь понять настроения, чувства поэтов,
  • определить способы создания образов,
  • воспитывать чувство любви к природе родного края, бережного отношения к окружающему миру.
Петр Степанович  Комаров На Дальнем Востоке Петр Комаров жил с 1918 года, тогда ему было семь лет. Вся его поэзия посвящена людям и природе Дальневосточного края. Первый сборник стихов «У берегов Амура» вышел в 1940 году. В 1950 году цикл стихов «Маньчжурская тетрадь», «Новый перегон» и Зеленый пояс» удостоены Государственной премии СССР.  Петр Комаров руководил Хабаровским отделением Союза писателей, работал в журнале «Дальний Восток». Много ездил по краю, неоднократно бывал в Комсомольске.

Петр Степанович Комаров

  • На Дальнем Востоке Петр Комаров жил с 1918 года, тогда ему было семь лет. Вся его поэзия посвящена людям и природе Дальневосточного края. Первый сборник стихов «У берегов Амура» вышел в 1940 году. В 1950 году цикл стихов «Маньчжурская тетрадь», «Новый перегон» и Зеленый пояс» удостоены Государственной премии СССР.

Петр Комаров руководил Хабаровским отделением Союза писателей, работал в журнале «Дальний Восток». Много ездил по краю, неоднократно бывал в Комсомольске.

Край далекий – с лесами да сопками,

С поздней жалобой птиц, это ты

Разбудил голосами высокими

Сыновей золотые мечты.

Много стран в эти годы видали мы,

По дорогам солдатским пыля,

Только нам и за дальними далями

Снилась наша родная земля:

Небеса с колдовскими закатами,

И тайги вековечный покой,

И Амур с берегами покатыми,

И весенний туман над рекой.

Выйдешь в поле – весна над равниною

Из цветов вышивает узор,

Вереницу следит журавлиную

Голубыми глазами озер.

И любая березка знакома нам.

Только крикнешь – на все голоса

Птичьим щебетом, свистом и гомоном

В тот же миг отзовутся леса.

Лось идет ли по склону отлогому,

Головой раздвигая кусты,

Или рысь возвращается к логову –

В каждом шорохе слышишься ты.

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,

Я бы выпил ручьи до глотка,

Я тропинку бы выходил каждую,

Да моя сторона велика.

Как посмотришь – не хватит и месяца

Обойти и объехать ее.

Только в песне да в сказке уместится

Приамурье мое!

«ПРИАМУРЬЕ»

Какой образ создает автор в своем стихотворении?

Какое настроение вы почувствовали при чтении?

Какими приемами создается мелодия этого стихотворения?

Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии. Как вы думаете, рассвет или закат изображен здесь?  Опишите свои впечатления.

Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии.

Как вы думаете, рассвет или закат изображен здесь?

Опишите свои впечатления.

Найдите в данном стихотворении олицетворение Снег засыпал склоны, тропки, И далёко-далеко Вижу я, как будто сопки Держат в блюдцах молоко. Выйдешь в поле утром ранним, Так и ахнешь – чудеса: На снегу чистописаньем Занимается лиса.  Е. Кохан

Найдите в данном стихотворении олицетворение

Снег засыпал склоны, тропки,

И далёко-далеко

Вижу я, как будто сопки

Держат в блюдцах молоко.

Выйдешь в поле утром ранним,

Так и ахнешь – чудеса:

На снегу чистописаньем

Занимается лиса.

Е. Кохан

Шла вьюга – ой, какая колкая! Позванивая в бубенцы, Мела и ставила под елками Большие снежные дворцы. Потом присела и заплакала: Ну как же тут не затужить? Уже весна капелью капала, А ей еще хотелось жить.  Е.Кохан. Какие художественно-изобразительные средства  использует автор для передачи образа ?

Шла вьюга – ой, какая колкая!

Позванивая в бубенцы,

Мела и ставила под елками

Большие снежные дворцы.

Потом присела и заплакала:

Ну как же тут не затужить?

Уже весна капелью капала,

А ей еще хотелось жить.

Е.Кохан.

Какие художественно-изобразительные средства

использует автор для передачи образа ?

Еще зима пугнет метелью, Мороз в ночи прижмет не раз, Но дни заполнены капелью, И оседает темный наст. Все чаще нам за ворот льется Утрами робкое тепло, И с гор вприпрыжку скачет солнце В мое сугробное село. Качнув разбуженные тени, От снега отряхнулся сад. И снегири в кустах сирени Как ошалелые свистят . Какое время года изобразил Виктор Суходольский в своем стихотворении? Почему? Как бы вы назвали это стихотворение?

Еще зима пугнет метелью,

Мороз в ночи прижмет не раз,

Но дни заполнены капелью,

И оседает темный наст.

Все чаще нам за ворот льется

Утрами робкое тепло,

И с гор вприпрыжку скачет солнце

В мое сугробное село.

Качнув разбуженные тени,

От снега отряхнулся сад.

И снегири в кустах сирени

Как ошалелые свистят .

Какое время года изобразил Виктор Суходольский в своем стихотворении? Почему?

Как бы вы назвали это стихотворение?

Я зачерпнула синевы в лукошко, Когда спускалась тропкой с вышины. Там набралось всего в нем понемножку: Пахучих трав, корений, тишины. Есть даже солнце. (Ласковым опенком Оно сияло только что у пня.) Сейчас лежит, лукавое, на донце, Поглядывает снизу на меня. А вот волнушки розовое ухо, Сейчас светилось только что в руке… Брожу с утра, а лес наполнен слухом, Что ходит осень. Здесь. Невдалеке!  Н. Капустюк . Какое настроение и отношение к окружающему миру передает автор? Какие художественно-изобразительные средства использует?

Я зачерпнула синевы в лукошко,

Когда спускалась тропкой с вышины.

Там набралось всего в нем понемножку:

Пахучих трав, корений, тишины.

Есть даже солнце. (Ласковым опенком

Оно сияло только что у пня.)

Сейчас лежит, лукавое, на донце,

Поглядывает снизу на меня.

А вот волнушки розовое ухо,

Сейчас светилось только что в руке…

Брожу с утра, а лес наполнен слухом,

Что ходит осень.

Здесь.

Невдалеке!

Н. Капустюк .

Какое настроение и отношение к окружающему миру передает автор?

Какие художественно-изобразительные средства использует?

Тайга пылала. Корчились лесины. От жара с треском лопались стволы. И накатил огонь на след лосиный Подобьем набегающей волны. Трещал огонь. Вскипали в руслах реки. И паром восходили до небес. Быть может, вспомнил лось о человеке – К деревне шел он сквозь горящий лес. И запах гари зверю резал ноздри, И ветер дул, воздушный вал гоня. Инстинктом чуя, что еще не поздно, Лось уходил все дальше от гоня. Лось уходил. И, словно в доброй сказке, К околице он вышел наконец. И тут, когда стоял он без опаски, В подгрудье и толкнул его свинец… Я верю – наш союз с природой вечен, И на века он, а не на года. Был браконьер в обличье человечьем, Но Человеком не был НИКОГДА.  Виктор Соломатов С помощью какой лексики достигает автор трагического ощущения огненной стихии? Почему в горящем лесу лось вспомнил о человеке? Можно ли назвать «доброй сказкой» то, что случилось с лосем у околицы села? Как ты относишься к поступку браконьера? Найди в стихотворении авторскую позицию по отношению к союзу человека с природой. А ты веришь в вечность этого союза?

Тайга пылала. Корчились лесины.

От жара с треском лопались стволы.

И накатил огонь на след лосиный

Подобьем набегающей волны.

Трещал огонь. Вскипали в руслах реки.

И паром восходили до небес.

Быть может, вспомнил лось о человеке –

К деревне шел он сквозь горящий лес.

И запах гари зверю резал ноздри,

И ветер дул, воздушный вал гоня.

Инстинктом чуя, что еще не поздно,

Лось уходил все дальше от гоня.

Лось уходил. И, словно в доброй сказке,

К околице он вышел наконец.

И тут, когда стоял он без опаски,

В подгрудье и толкнул его свинец…

Я верю – наш союз с природой вечен,

И на века он, а не на года.

Был браконьер в обличье человечьем,

Но Человеком не был НИКОГДА.

Виктор Соломатов

С помощью какой лексики достигает автор трагического ощущения огненной стихии?

Почему в горящем лесу лось вспомнил о человеке?

Можно ли назвать «доброй сказкой» то, что случилось с лосем у околицы села? Как ты относишься к поступку браконьера?

Найди в стихотворении авторскую позицию по отношению к союзу человека с природой. А ты веришь в вечность этого союза?

Выучить наизусть одно из стихотворений.

Выучить наизусть одно из стихотворений.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Презентация к уроку по теме "Край родной"

Автор: Щербань Вера Викторовна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по истокам на тему "Мой родной город" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-istokam-na-tiemu-moi-rodnoi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "126459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415182189"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "План-конспект урока английского языка по теме "Мой родной город" в 9 классе с презентацией "
    ["seo_title"] => string(100) "plan-konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-po-tiemie-moi-rodnoi-ghorod-v-9-klassie-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "113429"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410185629"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Презентация к уроку литературы "Край ты мой, родимый край" "
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-krai-ty-moi-rodimyi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "206302"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430147733"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Презентация на тему "Мой город ". "
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiia-na-tiemu-moi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "234314"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443420898"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок по окружающему миру "Достопримечательности городов России""
    ["seo_title"] => string(64) "urokpookruzhaiushchiemumirudostoprimiechatielnostighorodovrossii"
    ["file_id"] => string(6) "338616"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1470304355"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства