Тема урока: "Край родной, навек любимый"
1 Цели урока:
1.показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике поэтов-дальневосточников.
2.определить способы создания образов родной природы.
3.помочь понять настроения, чувства поэтов
4.воспитывать чувство любви к природе родного края, бережного отношения к окружающему миру.
2 Оборудование:
1.портреты поэтов.
2.репродукции картин – пейзажей русских художников.
3.рисунки – пейзажи учеников.
4.стихи поэтов-дальневосточников.
3 Словарная работа:
Метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.
4 Ход урока:
I.Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
II.Беседа с учащимися.
1.Слово учителя:
На Дальнем Востоке немало талантливых поэтов, с произведениями некоторых из них вы уже знакомы. Вспомните, стихотворения каких поэтов-дальневосточников мы уже читали. Чье имя стало самым известным?
Ответы учащихся: Петр Комаров, Степан Смоляков, Борис Копалыгин.
2.Петр Степанович Комаров – это имя известно вам с начальной школы. На Дальнем Востоке Петр Комаров жил с 1918 года, тогда ему было семь лет. Вся его поэзия посвящена людям и природе Дальневосточного края. Первый сборник стихов «У берегов Амура» вышел в 1940 году. Затем выходят книги «Время бесстрашных» (1941), «Как прусак попал впросак» (1942), «С востока на запад» (1943) и другие. В 1950 году цикл стихов «Маньчжурская тетрадь», «Новый перегон» и «Зеленый пояс» удостоены Государственной премии СССР.
Петр Комаров руководил Хабаровским отделением Союза советских писателей, работал в журнале «Дальний Восток». Много ездил по краю, неоднократно бывал в Комсомольске. Умер в 1949году. ( сообщение о поэте на усмотрение учителя).
3.Выразительное чтение стихотворения Петра Комарова «Приамурье», работа с текстом.
- Какое настроение вы почувствовали при прослушивании стихотворения?
- Какой образ создает автор в своем стихотворении?
- Используя какие художественные средства, автор передает образ и настроение в своем произведении?
- Вспомните, что такое эпитет. Как этот прием использован в стихотворении?
- Какой еще прием использует Комаров при передаче образа природы?
Ответ: олицетворение «…весна над равниною из цветов вышивает узор, вереницу следит журавлиную голубыми глазами озер».
- Какие иллюстрации можно было бы нарисовать к этому стихотворению?
4.Вывод (слово учителя): Петра Комарова называют певцом Дальнего Востока. Прикоснувшись к негромким, но чистым и волнующим стихам поэта, вы почувствовали большую любовь к родной дальневосточной земле. Стихи Петра Комарова настолько живописны, что мы воспринимаем их как картину, которая оживает под рукой поэта со всеми оттенками красок и звуков. Не случайно такие стихи были однажды названы автором «гравюрами».
III. Дифференцированная работа. Нахождение средств художественной выразительности.
1 группа: работа со стихотворением Евгения Кохана «Шла вьюга – ой, какая колкая!».
2 группа: стихотворение Евгения Кохана «Снег засыпал склоны, тропки…»
3 группа: устное словесное рисование. Задание: описать картинку, возникающую при чтении стихотворений.
IV. Выразительное чтение стихотворений Виктора Суходольского «Март» и Натальи Капустюк «Я зачерпнула синевы в лукошко…» и беседа по вопросам.
- Какие образы передают авторы в своих стихотворениях?
- В чем отличие изображенных образов в этих стихотворениях?
- Какое настроение и отношение к окружающему миру передают авторы в своих стихах? Какие художественно-изобразительные средства помогают им в этом?
V. Выразительное чтение стихотворений Виталия Нефедьева и беседа по вопросам.
- Какой пейзаж изображен Нефедьевым?
- Что объединяет стихотворения Нефедьева с остальными, прочитанными на уроке и дома?
- Каким настроением пронизано каждое из этих стихотворений?
VI. Работа с репродукциями картин и рисунками учащихся.
Посмотрим на репродукции картин художников-пейзажистов, на ваши рисунки.
- Какие картины, рисунки и стихотворения могли бы дополнить друг друга?
- Как вы думаете, что еще, помимо красоты родной природы, хотели нам сказать и показать авторы стихов и картин?
VII. Итоги урока. Слово учителя.
Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.
Читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.
VIII. Домашнее задание. Выучить наизусть одно из стихотворений.