Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы продолжаем работу над рассказом Тургенева «Муму»
Как часто этот рассказ остаётся в памяти читателей историей бессмысленно загубленной собачки, вызывая недоумённый вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с ней в деревню?» Вместе с тем рассказ этот, требующий концентрации внимания на чувствах глухонемого героя, не так уж прост для взрослого читателя. Понимание перемен произошедших с Герасимом, вдумчивое чтение, понимание авторской позиции – главная цель нашего занятия.
3.Чтение эпиграфа к уроку (слайд №2).
4.Реализация домашнего задания (повторение) (слайд №4).
Игра «Блиц-ассоциация»
-О чём вам говорят даты и словосочетания?
1818 - год рождения И.С.Тургенева.
Спасское-Лутовиново – родовое поместье Тургеневых.
Аннибалова клятва – в детстве писатель дал клятву бороться с крепостным правом.
1847 – публикация очерка «Хорь и Калиныч», принесшая писателю известность.
1852 – написан рассказ «Муму».
Немой Андрей – прототип Герасима.
5. Словарная работа (слайд №5).
6. Анализ отдельных эпизодов и сцен рассказа.
- Сцена «На лестнице». Работа по опорной схеме.
Действующие лица сцены.
(Вторая часть схемы заполняется по ходу работы.)
- Почему в схеме одно действующее лицо взято в скобки? (В сцене участия не принимает, но с неё всё началось. Подтверждаем текстом)
-Сравните, как изображён Герасим и как остальные(дополните опорную схему характеристиками героев).
-почему такой богатырь, Герасим, вынужден подчиниться барыне?
-почему он принимает решение самому «уничтожить собаку?»
(ослушаться барыню он не может, но он понимает, что «людишки» не пощадят собаки. В его силах оградить её от мучений)
- Эпизод «Гибель Муму»
Предваряющие восприятие сцены вопросы:
- почему Герасим надел праздничный кафтан?
- почему он зашёл в трактир и накормил собаку?
- почему он так долго грёб против течения?
- до какого момента он полностью подчинён воле барыни?
Выразительное чтение сцены гибели Муму учителем.
- Работа с иллюстрациями
– какие черты внешности и характера изобразил на иллюстрации художник(слайд №6)
- перескажите эпизод, изображенный на иллюстрации (слайд №12)
- найдите в тексте слова, соответствующие изображенному (слайд №13)
-как поза героя помогает понять его внутреннее состояние? (слайд №14)
- какие чувства испытывает Герасим в момент прощания с Муму? Как выражено авторское отношение? ( слайд №15)
- Когда к Герасиму пришло решение уйти от барыни?
Найдите описание Герасима, когда он идёт в деревню
- чем не похож здесь на себя главный герой? Что изменилось в Герасиме? С кем сравнивает его Тургенев?
- на фоне какого пейзажа изображён герой?
- каково ваше отношение к финалу рассказа?
7. Подведение итогов.
- выступления учащихся;
- слово учителя:
Герасиму суждено подняться до высот прозрения, недоступных тем, кто утратил искренность чувств и ясность мысли, растворив их в чужих желаниях и безжалостно обокрав себя.
Этот момент и отразит завершающее звено нашей цепочки: Герасим – глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий, трудолюбивый, честный, надежный, искренний, догадливый – сумевший понять то, о чем предстоит задуматься читателю.
8.Домашнее задание.
Домашнее сочинение-рассуждение «Почему И.С. Тургенев назвал Герасима «лицом самым замечательным» среди дворовых?»