kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит урок и презентаци по рассказу И.С.тургенева "Муму".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«муму»

Урок литературы

в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

«Славный он был мужик»

Цели урока:

образовательные:
1) закончить работу над рассказом «Муму»;
2) подвести итог работы над образом Герасима;

3) проследить, какими средствами автор рисует этого героя.

развивающие:
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы;
3) формировать представление о герое произведения на основе сравнения, изображения пейзажа и интерьера;
4) учить сжато излагать повествовательный текст;
5) развивать коммуникативные навыки. Обогащать словарный запас;
6) продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

воспитательные:
1) воспитание общечеловеческих ценностей
2) умение работать в микрогруппе (паре): уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.

Словарная работа: сравнение, пейзаж, интерьер, неистомный, степенный.

Оборудование: компьютер и медиапроектор, на столах текст рассказа и словарь.

Ход урока:
1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам на урок с открытой душой. Я искренне надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится, что вы сумеете многое понять и взять что-то для себя. Будьте внимательны, и у нас все получится.

2. Цели урока.

Слайд 1

Наша с вами задача сегодня, ребята, закончить работу над рассказом «Муму», подвести итог работы над образом Герасима, проследить, какими средствами автор рисует этого героя, по другому посмотреть на окружающих вас одноклассников.

3. Сообщение темы урока.

Слайд 2.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Славный он был мужик»
4. Работа по теме урока.

А) Введение в тему урока.

- Ребята, как вы думаете, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? (о Герасиме)

-Правильно. Работая над образом Герасима, мы составим своеобразную цепочку черт, качеств героя. Начало цепочки у нас записано на доске: «Герасим – это…». А какой он, мы будем выяснять вместе с вами, работая с текстом. Вы в тетради тоже все это будете записывать.

- И.С.Тургенев в самом начале рассказа пишет: «Из всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим».

-И уже с первых строк мы узнаем, что Герасим был несчастлив с детства. Что послужило причиной несчастья? (был глухонемой).

-И мы сразу это напишем в нашу цепочку о Герасиме - 1) глухонемой.

-И еще об одной черте говорит автор. Это касается его родственных связей. Что об этом можно сказать? (одинокий)

-Запишем: 2) одинокий.

Б) Работа с текстом.

Поскольку Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о нем будет складываться из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Давайте проследим это по тексту. Откройте страницу 223. (обладал необычайной силой, работал за 4-ых, его работа «неистомная»)

- А какой смысл вкладывает автор в понятие «неистомная» работа? (неутомимый, не знающий усталости)

- Где он так работает? (в поле пашет землю, косит траву)

-Что мы запишем в нашу цепочку? 3) сильный 4) неутомимый или не знающий усталости

-- Как нарушается привычный уклад его жизни? (забирают из деревни).

- Кто забирает его из деревни? (барыня)

- Чем стал для Герасима переезд в Москву с точки зрения барыни? (повышение по службе).

В) Работа с художественно – выразительными средствами.

- Нам трудно судить, что думал по этому поводу сам Герасим, поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый ряд сравнений, позволяющих почувствовать состояние глухонемого.

- Напомните мне, что такое сравнение? (Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов).

Слайд 3

- Давайте найдем и прочитаем эти сравнения. Продолжаем работать на странице 223, последний абзац.

1) «немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле…» Слайд 3, выбегает строчка

- Что дает такое сравнение с деревом? (могучий и немой)

- Что было для Герасима плодородной почвой? (деревенский быт)

- Что мы допишем в нашу цепочку? 5) могучий

- Ищем следующее сравнение. Стр 223-224

2) «как недоумевает молодой и здоровый бык» Слайд 3, выбегает строчка

- Что хотел подчеркнуть автор, сравнивая его с молодым и здоровым быком? (силу, выносливость)

- Что мы запишем? 6) выносливый

- Следующее сравнение на этой же странице. (стр. 224)

3) «лежал…неподвижно, как пойманный зверь?» Слайд 3, выбегает строчка

– А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).

- Кто его поймал? (барыня)

- Что было клеткой? (барский дом, городская жизнь)

- Почему не может вырваться из клетки? (потому что он несвободный человек, крепостной)

- Скажите, страдает ли Герасим?

- Что мы можем дописать? 7) зависимый (крепостной), страдающий

Следующее сравнение на стр. 225

4) «смахивал на степенного гусака» Слайд 3, выбегает строчка

– Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение).

- Что значит «степенный»? (рассудительно-серьезный, важный, уверенный)

Запишем в тетрадь: 8) степенный (важный, уверенный, рассудительно-серьёзный)

-Как проявляется эта черта Герасима? (к работе относился серьезно, даже в отношении Татьяны он серьезен. Все делал хорошо).

- Еще одно сравнение дает нам автор, но уже в конце рассказа, на стр. 253. Какое именно?

5) «как лев выступал сильно и бодро» Слайд 3, выбегает строчка

- Чем объясняется перемена? Почему перед нами уже не пойманный зверь, а свободный лев? (он понял, что он – человек, хотя поздно прозрел).

Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

- Что мы можем дописать? 9) прозревший

5. Физкультминутка.

-Мы неплохо потрудились, но настала пора необходимого отдыха.

А сейчас мы все немного отдохнем

И работать с новой силою начнем.

Из-за парты встанем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Мы глаза слегка прикроем,

Душу-сердце приоткроем,

Раз - глубокий вдох, все вместе,

Два - покружимся на месте.

Три – всем классом мы присели,

Как на детской карусели.

Счет – четыре, наклоняйся,

Ничему не удивляйся,

Потому что на счет пять, будем делать вдох опять.

Шесть – попрыгаем на ножке,

Правой, левой понемножку.

Семь – улыбка на лице,

Очень красит вас. В конце

Нашей маленькой зарядки

Посгибайте по порядку

Пальцы правой, левой рук,

Не коснулся чтоб недуг

Никаких суставов ваших

Ни у Кати, ни у Наташи.

На счет восемь – потянулись,

В пояснице все прогнулись.

Девять – в окна посмотрели,

Десять – тихо, дружно сели.

6. Продолжение работы.

- Отдохнули? Продолжим работу?

- Итак, перед нами цепочка качеств Герасима, которые мы смогли определить, наблюдая за героем со стороны. Прочитайте цепочку. (Глухонемой, одинокий, сильный, не знающий усталости, могучий, выносливый, зависимый, степенный, прозревший).

-Но не только сравнения помогают нам полнее представить Герасима.

Я предлагаю вам сейчас поработать в парах. Я раздаю вам карточки с заданиями. На каждой карточке по два вопроса: теория и практика. Подумайте вместе и дайте ответы на заданные вопросы.

1 карточка:

1. Что такое пейзаж?

2. Как картины природы помогают понять характер Герасима? (стр. 252-254)

2 карточка:

1.Что такое интерьер?

2. Как интерьер помогает полнее представить образ Герасима? (стр. 225)

- (ответы детей, работающих в парах).

—Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание? Читаем по тексту.

Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.

Слайд 4 (Пейзаж) дописать в цепочку догадливый Слайд 5 (интерьер) дописать в цепочку надёжный, богатырь

- Что еще мы можем добавить в нашу цепочку? 10) надежный, 11) догадливый.

-Итак, используя сравнения, описание природы и интерьера, автор рисует нам своего главного героя.

- И еще один момент мы не можем пропустить. Герасим в силу своего несчастья не может нам ничего рассказать, но мы знаем, что он думает, размышляет. Попробуем передать его мысли в тот момент, когда он был счастлив, в тот момент, когда он обретает друга. (пересказ встречи Герасима и Муму). Стр. 236. Слайд 6

- Каким здесь мы видим Герасима? 13) искренний, честный.

- Как мы видим, много всего произошло с Герасимом. А кто виноват во всём случившемся с ним? (барыня)

-Перед вами на столах карточки. Работая в парах, выберите те слова, которыми мы можем охарактеризовать барыню.

- Что же вы выбрали?

(равнодушие, безразличие, грубость, жестокость). Именно так мы и можем характеризовать барыню. Слайд 7

- Мне бы хотелось, чтобы эти качества, которые, к сожалению, тоже присущи людям, как можно реже встречались на вашем пути.

- А как вы думаете, ребята, простил ли Герасим барыню?

(ответы уч-ся)

_ Важно ли такое качество, как умение прощать?

(ответы уч-ся).

- Я хочу предложить вам сейчас послушать небольшую притчу. Послушайте и скажите, почему важно простить человека? Слайд 8

7. Инсценировка.

Состарился один человек, и пришла пора ему раздать свое имение трем сыновьям. А у себя он оставил одно заветное кольцо.

-Тот из вас получит это кольцо, - сказал отец, -кто совершит лучший поступок. Отправляйтесь сейчас же в путь и возвращайтесь ровно через год. Тогда и расскажите мне, кто и что за это время сделал.

Прошел год, вернулись сыновья и докладывают отцу. Начинает первый сын:

-Один богач дал мне без расписки мешок с золотом, и никто кроме нас двоих об этом не знал. А когда богач умер, я отдал все деньги его вдове.

- Ты, сын, поступил с ним очень честно! – похвалил его отец.

_ А я, когда проходил мимо водяной мельницы, - рассказывает второй сын, - вижу, что упал в воду игравший на плотине ребенок. Я бросился в омут и спас его.

- Ты, сын, поступил самоотверженно – для спасения ближнего подверг свою жизнь серьезной опасности.

- А я ехал лесом, - сказал третий сын, - вижу, что двое разбойников грабят человека. А человек этот – давно был моим злейшим врагом. Кинулся я к нему на помощь, и мы вдвоем расправились с негодяями.

- Дорогой сын, - взволнованно проговорил отец, - обними меня! И вот тебе заветное кольцо! Ты великодушно простил врага и верно ему послужил. А это самое трудное для человека, и потому прощение врага своего – высшая ценность.

- Сакжите, почему же важно простить человека?

- (ответы учащихся).

- У вас остались еще карточки, прочитайте их.

(Сострадание, взаимопонимание, великодушие, сопричастность, сочувствие, радость, умение прощать).

-Сейчас вам предстоит, по моему мнению, интересная и не совсем обычная работа, и эти слова вам понадобятся.

- Посмотрите еще раз на лежащие перед вами положительные качества, подумайте и выберите то качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним. Подарите выбранный листок с частичкой вашей души кому – то из своих друзей. (передают листы).

-Прислушайтесь к себе и скажите, какое чувство вы испытываете, когда вам удается поделиться самым дорогим.

(ответы уч-ся).

- Я очень рада, что я не ошиблась в вас, что вы горды тем, что можете отдать частичку своей души другу.

8. Итог урока

- Вернемся к началу урока, к теме урока, которая звучит «Славный он был мужик». Проследив за характером Герасима, скажите, пожалуйста, чем славен Герасим?

(ответы учеников).

- С момента создания рассказа И. С. Тургенева «Муму» прошло 155 лет. Но до сих пор его читают, и он оставляет глубокий след в душе каждого читающего, заставляет нас становится лучше, чище, уметь сопереживать. Я очень надеюсь, что вы тоже будете стремиться к совершенству.


Я уверен, что люди, подобные Герасиму, способны сделать жизнь вокруг себя лучше и счастливее, потому что обладают такими замечательными качествами, как сильная воля, трудолюбие и огромная любовь к жизни.

-Большое спасибо вам, ребята, за урок. Вы потрудились не только умом, но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.

9. Домашнее задание.

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Я предлагаю составить связный рассказ о Герасиме, используя цепочку черт, качеств.

10. Выставление и комментарий оценок.

Прозвенел наш дружок,
Голосистый наш звонок,
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.


Просмотр содержимого презентации
«Тургенев Муму»

Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

Цели  урока :

Цели урока :

  • закончить работу над рассказом «Муму»;
  • подвести итог работы над образом Герасима;
  • проследить, какими средствами автор рисует этого героя;
  • по-другому посмотреть на окружающих вас одноклассников.
Тема урока:  «Славный он был мужик»

Тема урока:

«Славный он был мужик»

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов.

  • «немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле»
  • «как недоумевает молодой и здоровый бык»
  • «лежал … неподвижно, как пойманный зверь»
  • «смахивал на степенного гусака»
  • «как лев выступал сильно и бодро»
Пейзаж-  «Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла … перепела гремели кругом … Герасим не мог их слышать … но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи … чувствовал, как ветер ласково ударял его в лицо … видел в небе несчетные звезды»

Пейзаж-

«Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла … перепела гремели кругом … Герасим не мог их слышать … но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи … чувствовал, как ветер ласково ударял его в лицо … видел в небе несчетные звезды»

Интерьер – это внутреннее пространство здания. «… каморку он устроил себе сам, по своему вкусу, соорудил кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, - истинно богатырскую кровать; под кроватью находился дюжий сундук; в углу стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках…прочный, приземистый…»

Интерьер – это внутреннее пространство здания.

«… каморку он устроил себе сам, по своему вкусу, соорудил кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, - истинно богатырскую кровать; под кроватью находился дюжий сундук; в углу стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках…прочный, приземистый…»

Герасим и Муму.    Герасим подхватил «несчастную собачонку», «сунул её к себе за пазуху», а дома уложил на свою кровать, принес из кухни чашечку молока. «Бедной собачонке было всего недели три, она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял её легонько двумя пальцами за голову и принагнул её мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал её, обтирал и заснул, наконец, сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.  Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

Герасим и Муму.

Герасим подхватил «несчастную собачонку», «сунул её к себе за пазуху», а дома уложил на свою кровать, принес из кухни чашечку молока. «Бедной собачонке было всего недели три, она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял её легонько двумя пальцами за голову и принагнул её мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал её, обтирал и заснул, наконец, сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

Барыня равнодушие  безразличие  грубость  жестокость

Барыня

равнодушие

безразличие

грубость

жестокость

Почему важно простить человека?

Почему важно простить человека?

«Славный он был мужик»

«Славный он был мужик»

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • составить связный рассказ о Герасиме, опираясь на цепочку качеств;
  • сделать тест на стр.257


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Автор: Зуева Инна Витальевна

Дата: 17.08.2017

Номер свидетельства: 425556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства