презентация к уроку литературы в 11 классе. "А.А. Ахматова"
Презентация к уроку литературы в 11 классе. "А.А. Ахматова"
презентация может быть использована в качестве наглядности на уроках литературы 11 классе............................................................................................................................................................................................................................................................................
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку литературы в 11 классе. "А.А. Ахматова" »
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) 1889 - 1966
От странной лирики,
Где каждый шаг – секрет,
Где пропасти налево и направо,
Где под ногой, как лист увядший, слава,
По-видимому, мне спасенья нет.
Творчество Ахматовой – это не просто высший образец «женской» поэзии. Оно представляет собой небывалый синтез женственности, тонкого чувства, мудрости, эмоциональной выразительности и мужской мужественности, глубокой мысли, редкой для лирики изобразительности, ставший возможным только в ХХ веке.
Портрет Анны Ахматовой. Художник Н.Альтман.
Ахматова – литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, её бабушка вела своё происхождение от татарского хана Ахмата:
Татарское, дремучее,
Пришло из никуда.
К любой беде липучее,
Само оно беда…
А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении — Го́ренко) ;
Русский поэт, писатель, переводчик; одна из известнейших русских поэтесс ХХ века.
Кресты, вид с Невы.
Кроме художественного творчества, Ахматова известна своей трагической судьбой. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей (её муж Н.Гумилёв расстрелян в 1921 году, Николай Пунин - спутник её жизни в 1930 годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году.
Единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930-1940-х и в 1940—50-х гг. более 10 лет). Опыт жены и матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» Постановление ЦК ВКП (б) не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии, как в СССР, так и в эмиграции.
Родилась в Одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко , ставшего (после переезда в столицу)коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля. ] Её мать, Инна Эразмовна Стогова, состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной, считающейся первой русской поэтессой.
В 1990 семья Горенко переехала в Царское Село, здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето ездила отдыхать в Севастополь.
Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи, в которой жил Пушкин»; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками».
1910 — в апреле вышла замуж за Н. Гумилёва .
1910—1912 — дважды побывала в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже несомненно оказали большое влияние на творчество поэтессы.
1911 год — первые публикации под именем «Анна Ахматова» (ранее, в 1907, за подписью «Анна Г.»
Своё первое стихотворение она опубликовала в 1911 году. В молодости примыкала к (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий ХХ века, сопряжённое с личными переживаниями.
В апреле 1921 года в вышел сборник «Подорожник» тиражом 1000 экземпляров.
Летом этого года — рассталась с В. К. Шилейко.
В ночь с 3 на 4 августа арестован, а затем, через три недели, расстрелян Николай Гумилёв.
В 1922 году — фактически стала женой искусствоведа Н. Н. Пунина.
22 октября1935 — арестованы, а через неделю освобождены
Н. Н. Пунин и Л. Н. Гумилёв.
1938 — арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей сын — Л. Н. Гумилёв.
В 1943 — кончился срок отбытия наказания Льва Гумилёва в Норильсклаге . Началась его ссылка в Заполярье. В конце 1944 года он ушёл добровольцем на фронт, дошёл до Берлина, после войны вернулся в Ленинград и защитил диссертацию.
Автобиографическая поэма «Реквием » (1935-40); опубликована (1987) — одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов.
В 1949 — 26 августа арестован Н. Н. Пунин. 6 ноября арестован Л. Н. Гумилёв. Приговор — 10 лет лагерей
В 1958 - вышел сборник "Стихотворения"
В 1962 — Анна Андреевна номинирована на Нобелевскую премию по литературе.
В 1964 — в Италии получила премию «Этна-Таормина».
В 1965 - диплом почётного доктора Оксфордского университета.
Похороны Анны Ахматовой, рядом Иосиф Бродский
5 марта 1966 года — умерла в санатории в Домодедове (Подмосковье).
7 марта— в 22:00 по Всесоюзному радио передали сообщение о смерти выдающейся поэтессы Анны Ахматовой. Похоронена на кладбище в Комарове под Ленинградом.
Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. Такова Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой . Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это — поэзия десяти тысяч дворянской России, обречённых … (Из выступления Члена Политбюро Андрея Жданова)
«А в августе зацвёл жасмин» (музыка — Владимир Евзеров, исполнитель — Валерий Леонтьев)
«Путник милый», стихотворение «Путник милый, ты далече» (исполнитель — «Сурганова и Оркестр»)
«Сероглазый король» (музыка — Александр Вертинский, исполнитель — Александр Вертинский)
«Смятение» (музыка — Давид Тухманов, исполнитель — Ирина Аллегрова)
«Я сошла с ума, о мальчик странный» (музыка — Владимир Давыденко, исполнитель — Карина Габриэль, песня из телесериала «Капитанские дети»)
«В ту ночь» (муз. В.Евзерова
исп. Валерий Леонтьев)
Трагические интонации любовной лирики
Любовная тематика занимает одно из главных мест в творчестве Ахматовой, которую называли русская Сапфо. Обычно поэтесса предпочитала зашифровывать адресатов и героев своих стихов.
« Сжала руки под тёмной вуалью…»
С жала руки под тёмной вуалью..
«Отчего ты сегодня бледна?...»
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот,
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
О чём стихотворение? О любви? Но какой? Счастливой и несчастной одновременно, одухотворяющей жизнь и заставляющей страдать. Обычно, её стихи – это начало любовной драмы или её кульминация, но чаще – трагическая развязка.
Начиная с 1922 года книги Анны Ахматовой подвергались жёсткой цензурной правке. Все сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922 по 1966 гг., нельзя назвать в полной мере авторскими. До 1964 года была "невыездной".
«Небывалая осень построила купол высокий»
В этом стихотворении фигура героя также не обозначена, но литературоведы предположили, что оно связано со вторым мужем Ахматовой В.Шилейко
Встреча мужчины и женщины
Перед нами воспоминания героини о её первой встрече со своим возлюбленным: «Вот когда подошёл ты, спокойный, к крыльцу моему».
Природа в стихотворении не просто фон, а участник событий. Весь мир подаёт героине знак, как воспринимать встречу.
А смысл стихотворения – в разгадывании этих знаков.
Добрые знаки
Всё стихотворение пронизано ощущением необычности: «небывалая осень», задержавшееся тепло, сияющее небо. Эти строки вроде бы предупреждают о чуде, о добрых переменах в судьбе.
Тревожные знаки
Уже во второй строфе появляются тревожные нотки, меняется природа: «изумрудною стала вода», «крапива запахла, как розы» - меняет свою суть. Вода надела маску драгоценного камня (а должна быть мутной), сорняк прикинулся розой – что-то неладное в природе.
БЕСОВСКОЕ.
РАЗГАДКА
Всё это - обман. И об этом напоминает оксюморон «весенняя осень»:
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось, сейчас забелеет прозрачный подснежник…
Глагол «ласкалась» даёт знак, что пришла вовсе не любовь, а страсть. И в последней строфе герой развенчивается.
«Песня последней встречи»
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут своей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.
1911
Стихотворение названо песней, но больше напоминает новеллу. Место действия – город.
Время действия – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность.
Настроение меняется, постепенно нарастая от беспомощности, безнадёжности, равнодушия любимого – до порыва к бесчувствию физическому. Равнодушное молчание живых людей – и диалог с миром природы. Отсюда и цветовая гамма равнодушного оттенка – шёпот осенний, горящие в доме свечи.
« Память о солнце в сердце слабеет…»
Память о солнце в сердце слабеет.
Желтей трава.
Ветер снежинками ранними веет.
Едва-едва.
В узких каналах уже не струится -
Стынет вода.
Здесь никогда ничего не случится -
О, никогда!
Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стала
Вашей женой.
Память о солнце в сердце слабеет.
Что это? Тьма?
Может быть! За ночь пройти успеет
Зима.
1911
Пожухлая трава, первые снежинки, застывшая вода в канале, голые ветви ивы…
Осень – конец любви, зима – конец жизни. Всё в прошлом. Природа передаёт состояние души человеческой.
Чередование длинных и коротких строк – авторский художественный приём, с помощью которого подчёркивается безысходность. Создаётся впечатление рыдания: вечная трагедия разлуки, одиночества.
О поэте и поэзии
«Творчество» (1936-1960)
Это первое по счёту стихотворение в цикле «Тайные ремёсла», посвящённого творчеству и природе стиха. Ахматова, следуя традициям Державина, Пушкина, Некрасова, Блока, Гумилёва, Маяковского и многих других, отказывается от пафоса.
Для неё процесс сочинения стихов не окутан романтическим ореолом – это болезнь («истома», пульсирующая в ушах кровь – «бой часов»):
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда….
Часто стихосложение ассоциируется с трудом подбора рифм. Но для Ахматовой – это самое простое («лёгких рифм сигнальные звоночки»). Она считает, что главная задача поэта –
написать своё сочинение под диктовку Музы.
Петербург, Никольский собор, Памятник Ахматова на смертном Одре. А.А.Ахматовой в Петербурге