kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы в 11 классе. "А.А. Ахматова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация может быть использована в качестве наглядности на уроках литературы 11 классе............................................................................................................................................................................................................................................................................
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку литературы в 11 классе. "А.А. Ахматова" »

Анна Андреевна Ахматова (Горенко)  1889 - 1966 От странной лирики, Где каждый шаг – секрет, Где пропасти налево и направо, Где под ногой, как лист увядший, слава, По-видимому, мне спасенья нет.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) 1889 - 1966

От странной лирики,

Где каждый шаг – секрет,

Где пропасти налево и направо,

Где под ногой, как лист увядший, слава,

По-видимому, мне спасенья нет.

Творчество Ахматовой – это не просто высший образец «женской» поэзии. Оно представляет собой небывалый синтез женственности, тонкого чувства, мудрости, эмоциональной выразительности и мужской мужественности, глубокой мысли, редкой для лирики изобразительности, ставший возможным только в ХХ веке.
  • Творчество Ахматовой – это не просто высший образец «женской» поэзии. Оно представляет собой небывалый синтез женственности, тонкого чувства, мудрости, эмоциональной выразительности и мужской мужественности, глубокой мысли, редкой для лирики изобразительности, ставший возможным только в ХХ веке.
Портрет Анны Ахматовой.  Художник Н.Альтман. Ахматова – литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, её бабушка вела своё происхождение от татарского хана Ахмата: Татарское, дремучее, Пришло из никуда. К любой беде липучее, Само оно беда…

Портрет Анны Ахматовой. Художник Н.Альтман.

Ахматова – литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, её бабушка вела своё происхождение от татарского хана Ахмата:

Татарское, дремучее,

Пришло из никуда.

К любой беде липучее,

Само оно беда…

А́нна Андре́евна Ахма́това  (фамилия при рождении — Го́ренко) ; Русский поэт, писатель, переводчик; одна из известнейших русских поэтесс ХХ века.
  • А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении — Го́ренко) ;
  • Русский поэт, писатель, переводчик; одна из известнейших русских поэтесс ХХ века.
Кресты,  вид с Невы.

Кресты, вид с Невы.

  • Кроме художественного творчества, Ахматова известна своей трагической судьбой. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей (её муж Н.Гумилёв расстрелян в 1921 году, Николай Пунин - спутник её жизни в 1930 годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году.
Единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930-1940-х и в 1940—50-х гг. более 10 лет). Опыт жены и матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
  • Единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930-1940-х и в 1940—50-х гг. более 10 лет). Опыт жены и матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» Постановление ЦК ВКП
  • Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» Постановление ЦК ВКП (б) не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии, как в СССР, так и в эмиграции.
Родилась в Одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко , ставшего (после переезда в столицу)коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля. ]
  • Родилась в Одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко , ставшего (после переезда в столицу)коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля. ] Её мать, Инна Эразмовна Стогова, состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной, считающейся первой русской поэтессой.
В 1990 семья Горенко переехала в Царское Село, здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето ездила отдыхать в Севастополь.
  • В 1990 семья Горенко переехала в Царское Село, здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето ездила отдыхать в Севастополь.
Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи, в которой жил Пушкин»; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками».
  • Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи, в которой жил Пушкин»; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками».
1910 — в апреле вышла замуж за Н. Гумилёва . 1910—1912 — дважды побывала в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже несомненно оказали большое влияние на творчество поэтессы. 1911 год
  • 1910 — в апреле вышла замуж за Н. Гумилёва .
  • 1910—1912 — дважды побывала в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже несомненно оказали большое влияние на творчество поэтессы.
  • 1911 год — первые публикации под именем «Анна Ахматова» (ранее, в 1907, за подписью «Анна Г.»
Своё первое стихотворение она опубликовала в 1911 году. В молодости примыкала к (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий ХХ века, сопряжённое с личными переживаниями.
  • Своё первое стихотворение она опубликовала в 1911 году. В молодости примыкала к (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий ХХ века, сопряжённое с личными переживаниями.
В апреле 1921 года в вышел сборник «Подорожник» тиражом 1000 экземпляров. Летом этого года — рассталась с В. К. Шилейко. В ночь с 3 на 4 августа арестован, а затем, через три недели, расстрелян Николай Гумилёв.
  • В апреле 1921 года в вышел сборник «Подорожник» тиражом 1000 экземпляров.
  • Летом этого года — рассталась с В. К. Шилейко.
  • В ночь с 3 на 4 августа арестован, а затем, через три недели, расстрелян Николай Гумилёв.
В 1922 году — фактически стала женой искусствоведа Н. Н. Пунина. 22 октября  1935 — арестованы, а через неделю освобождены Н. Н. Пунин и Л. Н. Гумилёв. 1938
  • В 1922 году — фактически стала женой искусствоведа Н. Н. Пунина.
  • 22 октября 1935 — арестованы, а через неделю освобождены
  • Н. Н. Пунин и Л. Н. Гумилёв.
  • 1938 — арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей сын — Л. Н. Гумилёв.
В 1943 — кончился срок отбытия наказания Льва Гумилёва в Норильсклаге . Началась его ссылка в Заполярье. В конце 1944 года
  • В 1943 — кончился срок отбытия наказания Льва Гумилёва в Норильсклаге . Началась его ссылка в Заполярье. В конце 1944 года он ушёл добровольцем на фронт, дошёл до Берлина, после войны вернулся в Ленинград и защитил диссертацию.
Автобиографическая поэма «Реквием » (1935-40); опубликована (1987) — одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов.
  • Автобиографическая поэма «Реквием » (1935-40); опубликована (1987) — одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов.
В 1949 — 26 августа арестован Н. Н. Пунин. 6 ноября арестован Л. Н. Гумилёв. Приговор — 10 лет лагерей
  • В 1949 — 26 августа арестован Н. Н. Пунин. 6 ноября арестован Л. Н. Гумилёв. Приговор — 10 лет лагерей
В 1958 - вышел сборник
  • В 1958 - вышел сборник "Стихотворения"
  • В 1962 — Анна Андреевна номинирована на Нобелевскую премию по литературе.
  • В 1964 — в Италии получила премию «Этна-Таормина».
  • В 1965 - диплом почётного доктора Оксфордского университета.
Похороны Анны Ахматовой, рядом Иосиф Бродский

Похороны Анны Ахматовой, рядом Иосиф Бродский

  • 5 марта 1966 года — умерла в санатории в Домодедове (Подмосковье).
  • 7 марта— в 22:00 по Всесоюзному радио передали сообщение о смерти выдающейся поэтессы Анны Ахматовой. Похоронена на кладбище в Комарове под Ленинградом.
Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой.  Такова Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой . Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это — поэзия десяти тысяч дворянской России, обречённых … (Из выступления Члена Политбюро Андрея Жданова)
  • Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. Такова Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой . Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это — поэзия десяти тысяч дворянской России, обречённых … (Из выступления Члена Политбюро Андрея Жданова)
Песни на стихи Анны Ахматовой

Песни на стихи Анны Ахматовой

  • «Бьётся сердце моё», стихотворение «Вижу, вижу лунный лук» (музыка — Владимир Евзеров исполнитель — Азиза)
  • «Виновник», стихотворение
  • «А в августе зацвёл жасмин» (музыка — Владимир Евзеров, исполнитель — Валерий Леонтьев)
  • «Путник милый», стихотворение «Путник милый, ты далече» (исполнитель — «Сурганова и Оркестр»)
«Сероглазый король» (музыка — Александр Вертинский, исполнитель — Александр Вертинский) «Смятение» (музыка — Давид Тухманов, исполнитель — Ирина Аллегрова) «Я сошла с ума, о мальчик странный» (музыка — Владимир Давыденко, исполнитель  — Карина Габриэль,
  • «Сероглазый король» (музыка — Александр Вертинский, исполнитель — Александр Вертинский)
  • «Смятение» (музыка — Давид Тухманов, исполнитель — Ирина Аллегрова)
  • «Я сошла с ума, о мальчик странный» (музыка — Владимир Давыденко, исполнитель  — Карина Габриэль, песня из телесериала «Капитанские дети»)
  • «В ту ночь» (муз. В.Евзерова
  • исп. Валерий Леонтьев)
Трагические интонации любовной лирики

Трагические интонации любовной лирики

  • Любовная тематика занимает одно из главных мест в творчестве Ахматовой, которую называли русская Сапфо. Обычно поэтесса предпочитала зашифровывать адресатов и героев своих стихов.
« Сжала руки под тёмной вуалью…»

« Сжала руки под тёмной вуалью…»

  • С жала руки под тёмной вуалью..
  • «Отчего ты сегодня бледна?...»
  • - Оттого, что я терпкой печалью
  • Напоила его допьяна.
  • Я сбежала, перил не касаясь,
  • Я бежала за ним до ворот.
  • Как забуду? Он вышел, шатаясь,
  • Искривился мучительно рот,
  • Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
  • Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
  • Улыбнулся спокойно и жутко
  • И сказал мне: «Не стой на ветру».
О чём стихотворение? О любви? Но какой? Счастливой и несчастной одновременно, одухотворяющей жизнь и заставляющей страдать. Обычно, её стихи – это начало любовной драмы или её кульминация, но чаще – трагическая развязка.
  • О чём стихотворение? О любви? Но какой? Счастливой и несчастной одновременно, одухотворяющей жизнь и заставляющей страдать. Обычно, её стихи – это начало любовной драмы или её кульминация, но чаще – трагическая развязка.
Начиная с 1922 года книги Анны Ахматовой подвергались жёсткой цензурной правке. Все сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922 по 1966
  • Начиная с 1922 года книги Анны Ахматовой подвергались жёсткой цензурной правке. Все сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922 по 1966 гг., нельзя назвать в полной мере авторскими. До 1964 года была "невыездной".
«Небывалая осень построила купол высокий»

«Небывалая осень построила купол высокий»

  • В этом стихотворении фигура героя также не обозначена, но литературоведы предположили, что оно связано со вторым мужем Ахматовой В.Шилейко
Встреча мужчины  и женщины

Встреча мужчины и женщины

  • Перед нами воспоминания героини о её первой встрече со своим возлюбленным: «Вот когда подошёл ты, спокойный, к крыльцу моему».
  • Природа в стихотворении не просто фон, а участник событий. Весь мир подаёт героине знак, как воспринимать встречу.
  • А смысл стихотворения – в разгадывании этих знаков.
Добрые знаки

Добрые знаки

  • Всё стихотворение пронизано ощущением необычности: «небывалая осень», задержавшееся тепло, сияющее небо. Эти строки вроде бы предупреждают о чуде, о добрых переменах в судьбе.
Тревожные знаки

Тревожные знаки

  • Уже во второй строфе появляются тревожные нотки, меняется природа: «изумрудною стала вода», «крапива запахла, как розы» - меняет свою суть. Вода надела маску драгоценного камня (а должна быть мутной), сорняк прикинулся розой – что-то неладное в природе.
  • БЕСОВСКОЕ.
РАЗГАДКА

РАЗГАДКА

  • Всё это - обман. И об этом напоминает оксюморон «весенняя осень»:
  • Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
  • И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
  • Что казалось, сейчас забелеет прозрачный подснежник…
  • Глагол «ласкалась» даёт знак, что пришла вовсе не любовь, а страсть. И в последней строфе герой развенчивается.
«Песня последней встречи»

«Песня последней встречи»

  • Так беспомощно грудь холодела,
  • Но шаги мои были легки
  • Я на правую руку надела
  • Перчатку с левой руки.
  • Показалось, что много ступеней,
  • А я знала – их только три!
  • Между клёнов шёпот осенний
  • Попросил: «Со мною умри!
  • Я обманут своей унылой,
  • Переменчивой, злой судьбой».
  • Я ответила: «милый, милый!
  • И я тоже. Умру с тобой…»
  • Это песня последней встречи
  • Я взглянула на тёмный дом.
  • Только в спальне горели свечи
  • Равнодушно-жёлтым огнём.
  • 1911
Стихотворение названо песней, но больше напоминает новеллу. Место действия – город. Время действия – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность.
  • Стихотворение названо песней, но больше напоминает новеллу. Место действия – город.
  • Время действия – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность.
Настроение меняется, постепенно нарастая от беспомощности, безнадёжности, равнодушия любимого – до порыва к бесчувствию физическому. Равнодушное молчание живых людей – и диалог с миром природы. Отсюда и цветовая гамма равнодушного оттенка – шёпот осенний, горящие в доме свечи.

Настроение меняется, постепенно нарастая от беспомощности, безнадёжности, равнодушия любимого – до порыва к бесчувствию физическому. Равнодушное молчание живых людей – и диалог с миром природы. Отсюда и цветовая гамма равнодушного оттенка – шёпот осенний, горящие в доме свечи.

« Память о солнце в сердце слабеет…»

« Память о солнце в сердце слабеет…»

  • Память о солнце в сердце слабеет.
  • Желтей трава.
  • Ветер снежинками ранними веет.
  • Едва-едва.
  • В узких каналах уже не струится -
  • Стынет вода.
  • Здесь никогда ничего не случится -
  • О, никогда!
  • Ива на небе пустом распластала
  • Веер сквозной.
  • Может быть, лучше, что я не стала
  • Вашей женой.
  • Память о солнце в сердце слабеет.
  • Что это? Тьма?
  • Может быть! За ночь пройти успеет
  • Зима.
  • 1911
Пожухлая трава, первые снежинки, застывшая вода в канале, голые ветви ивы… Осень – конец любви, зима – конец жизни. Всё в прошлом. Природа передаёт состояние души человеческой.
  • Пожухлая трава, первые снежинки, застывшая вода в канале, голые ветви ивы…
  • Осень – конец любви, зима – конец жизни. Всё в прошлом. Природа передаёт состояние души человеческой.
Чередование длинных и коротких строк – авторский художественный приём, с помощью которого подчёркивается безысходность. Создаётся впечатление рыдания: вечная трагедия разлуки, одиночества.

Чередование длинных и коротких строк – авторский художественный приём, с помощью которого подчёркивается безысходность. Создаётся впечатление рыдания: вечная трагедия разлуки, одиночества.

О поэте  и поэзии «Творчество» (1936-1960)

О поэте и поэзии

«Творчество» (1936-1960)

Это первое по счёту стихотворение в цикле «Тайные ремёсла», посвящённого творчеству и природе стиха. Ахматова, следуя традициям Державина, Пушкина, Некрасова, Блока, Гумилёва, Маяковского и многих других, отказывается от пафоса.
  • Это первое по счёту стихотворение в цикле «Тайные ремёсла», посвящённого творчеству и природе стиха. Ахматова, следуя традициям Державина, Пушкина, Некрасова, Блока, Гумилёва, Маяковского и многих других, отказывается от пафоса.
Для неё процесс сочинения стихов не окутан романтическим ореолом – это болезнь («истома», пульсирующая в ушах кровь – «бой часов»): Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда….
  • Для неё процесс сочинения стихов не окутан романтическим ореолом – это болезнь («истома», пульсирующая в ушах кровь – «бой часов»):
  • Когда б вы знали, из какого сора
  • Растут стихи, не ведая стыда,
  • Как жёлтый одуванчик у забора,
  • Как лопухи и лебеда….
Часто стихосложение ассоциируется с трудом подбора рифм. Но для Ахматовой – это самое простое («лёгких рифм сигнальные звоночки»). Она считает, что главная задача поэта – написать своё сочинение под диктовку Музы.
  • Часто стихосложение ассоциируется с трудом подбора рифм. Но для Ахматовой – это самое простое («лёгких рифм сигнальные звоночки»). Она считает, что главная задача поэта –
  • написать своё сочинение под диктовку Музы.
Петербург, Никольский собор, Памятник  Ахматова на смертном Одре. А.А.Ахматовой  в Петербурге

Петербург, Никольский собор, Памятник Ахматова на смертном Одре. А.А.Ахматовой в Петербурге

«Мы не умеем прощаться…»

«Мы не умеем прощаться…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
презентация к уроку литературы в 11 классе. "А.А. Ахматова"

Автор: ИСКАЗИЕВА НАТАЛЬЯ КОНСТАНТИНОВНА

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232309

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Презентация по литературе "Анна Ахматова" "
    ["seo_title"] => string(46) "priezientatsiia-po-litieraturie-anna-akhmatova"
    ["file_id"] => string(6) "127097"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415271871"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "126234"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415127509"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Презентация для урока "Поэма А.Ахматовой "Реквием""
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia_dlia_uroka_poema_a_akhmatovoi_riekviiem"
    ["file_id"] => string(6) "402402"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490188616"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика."
    ["seo_title"] => string(50) "a_a_akhmatova_ochierk_zhizni_i_tvorchiestva_lirika"
    ["file_id"] => string(6) "443545"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512977895"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок " А.Ахматова. Основные темы творчества" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-a-akhmatova-osnovnyie-tiemy-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "137122"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417272953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства