kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри""

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью презентации школьники смогут анализировать сюжет и композицию поэмы. 

Просмотр содержимого документа
«"Сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри""»

Электронные учебные материалы  к уроку литературы в 8 классе  по теме «Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова»

Электронные учебные материалы

к уроку литературы в 8 классе

по теме «Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова»

«Мцыри» - романтическая поэма М.Ю.Лермонтова

«Мцыри» - романтическая поэма М.Ю.Лермонтова

  • 8 класс
Из истории создания поэмы

Из истории создания поэмы

  • Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь…

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь…

Джвари – здесь у Лермонтова родился замысел поэмы
  • Джвари – здесь у Лермонтова родился замысел поэмы
Вспомним фрагменты поэмы

Вспомним фрагменты поэмы

Ответим на вопросы 1. Из каких частей состоит поэма? 2. Что представляет собой сюжет поэмы? Находим ли мы в нем факты жизни главного героя? 3. Какой промежуток времени скитался герой? 4. На чем позволяют сосредоточить внимание читателя особенности сюжета и композиции?

Ответим на вопросы

1. Из каких частей состоит поэма?

2. Что представляет собой сюжет поэмы? Находим ли мы в нем факты жизни главного героя?

3. Какой промежуток времени скитался герой?

4. На чем позволяют сосредоточить внимание читателя особенности сюжета и композиции?

Особенности композиции и сюжета

Особенности композиции и сюжета

  • 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.
  • 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.
  • 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
  • 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.
Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре? Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины. … Я мало жил, и жил в плену… … Она мечты мои звала  От келий душных и молитв… … Я вырос в сумрачных стенах  Душой – дитя, судьбой – монах…

Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре?

  • Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины.
  • … Я мало жил, и жил в плену…
  • … Она мечты мои звала

От келий душных и молитв…

… Я вырос в сумрачных стенах

Душой – дитя, судьбой – монах…

Как автор описывает характер и мечты Мцыри?

Как автор описывает характер и мечты Мцыри?

  • Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски.
  • И я, как жил, в земле чужой
  • Умру рабом и сиротой…
  • Я знал одной лишь думы власть,
  • Одну – но пламенную страсть…
  • Я эту страсть во тьме ночной
  • Вскормил слезами и тоской…
Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»? Задание: Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами  выписать цитаты  - пышные поля  - холмы и горные хребты  - ущелья, потоки  - растительность

Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»?

  • Задание:
  • Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами

выписать цитаты

- пышные поля

- холмы и горные хребты

- ущелья, потоки

- растительность

Каким мы видим Мцыри на воле?

Каким мы видим Мцыри на воле?

  • Докажите текстом, что Лермонтов изображает мужественного, сильного, бесстрашного и гордого героя.
Как эти качества раскрылись в герое, оказавшемся на свободе?

Как эти качества раскрылись в герое, оказавшемся на свободе?

  • Смел и бесстрашен
  • Презирает смерть
  • Жаждет борьбы
  • Любит родину и мечтает вернуться в родные края
  • Твёрдый и целеустремлённый
  • Выносливый и мужественный
  • Страстная и пламенная натура
  • Выбор цитат
Почему погиб Мцыри?  Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле?

Почему погиб Мцыри? Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле?

  • Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
«Мцыри» - романтическая поэма

«Мцыри» - романтическая поэма

  • 1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности.
  • 2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им.
  • 3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри""

Автор: Васильева Надежда Михайловна

Дата: 05.09.2017

Номер свидетельства: 427370

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства