kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Родная природа в стихах русских поэтов 19 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к урокам по литературе в 6 классе "Русские писатели 19 века о родной природе"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Родная природа в стихах русских поэтов 19 века"»

Родная природа в стихах русских поэтов 19 века

Родная природа

в стихах русских поэтов

19 века

Федор Иванович Тютчев  Еще земли печален вид,  А воздух уж весною дышит,  И мертвый в поле стебль колышет,  И елей ветви шевелит —  Еще природа не проснулась,  Но сквозь редеющего сна  Весну послышала она  И ей невольно улыбнулась…  Душа, душа, спала и ты…  Но что же вдруг тебя волнует,  Твой сон ласкает и целует  И золотит твои мечты?..  Блестят и тают глыбы снега,  Блестит лазурь, играет кровь…  Или весенняя то нега?..  Или то женская любовь?..

Федор Иванович Тютчев

Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит — Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты… Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь… Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?..

Лирика -  Вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.

Лирика -

Вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.

Лирический герой -  условный образ рассказчика, наделенный автором определенными личностными чертами, выступающий от первого лица в лирических произведениях.  Лирический герой будто сливается с природой, олицетворяет себя с какой-то ее частью, которая способна более зримо передать его чувства, переживания.

Лирический герой -

условный образ рассказчика, наделенный автором определенными личностными чертами, выступающий от первого лица в лирических произведениях.

Лирический герой будто сливается с природой, олицетворяет себя с какой-то ее частью, которая способна более зримо передать его чувства, переживания.

Пейзажная лирика –  это описание поэтическими языковыми средствами окружающего мира и его видения автором. Пейзажная лирика отражает внутренний мир автора и его взгляд на те или иные процессы, его обожествление природы. И.Левитан «Озеро». О Русь — малиновое поле  И синь, упавшая в реку, —  Люблю до радости и боли  Твою озерную тоску. (С. Есенин)

Пейзажная лирика –

это описание поэтическими языковыми средствами окружающего мира и его видения автором. Пейзажная лирика отражает внутренний мир автора и его взгляд на те или иные процессы, его обожествление природы.

И.Левитан «Озеро».

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. (С. Есенин)

Особенности пейзажной лирики  Одной из главных особенностей пейзажной лирики является особое отношение к природе, вплоть до ее обожествления. Простое описание пейзажа уподобляется фотографии. Задача настоящего поэта состоит в том, чтобы вложить душу в окружающую природу. А.Саврасов «Грачи прилетели». Еще не утихли метели.  Еще не проснулись ручьи.  Но в город грачи прилетели.  – Грачи прилетели! Грачи!  А.Усачев

Особенности пейзажной лирики

Одной из главных особенностей пейзажной лирики является особое отношение к природе, вплоть до ее обожествления. Простое описание пейзажа уподобляется фотографии. Задача настоящего поэта состоит в том, чтобы вложить душу в окружающую природу.

А.Саврасов «Грачи прилетели».

Еще не утихли метели. Еще не проснулись ручьи. Но в город грачи прилетели. – Грачи прилетели! Грачи!

А.Усачев

В пейзажной лирике распространенным литературным приемом является олицетворение. Природные явления, растения, птицы и животные наделяются человеческими чертами, а их поведение сравнивается с деятельностью человека. И.Шишкин «Утро в сосновом лесу». Солнце нижет лучами в отвес, И дрожат испарений струи У окраины ярких небес;  Распахни мне объятья твои, Густолистый, развесистый лес!  И.Бунин

В пейзажной лирике распространенным литературным приемом является олицетворение. Природные явления, растения, птицы и животные наделяются человеческими чертами, а их поведение сравнивается с деятельностью человека.

И.Шишкин «Утро в сосновом лесу».

Солнце нижет лучами в отвес,

И дрожат испарений струи

У окраины ярких небес;

Распахни мне объятья твои,

Густолистый, развесистый лес! И.Бунин

Сравнение природных явлений с чувствами и переживаниями человека привело к возникновению особого жанра - философской пейзажной лирики. Природа может не только служить объектом восторженного созерцания, но и способна по-своему объяснить поведение человека. И.Левитан «Вечерний звон». Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей; Поля просторные, немые Блестят, облитые росой…  И.Бунин

Сравнение природных явлений с чувствами и переживаниями человека привело к возникновению особого жанра - философской пейзажной лирики. Природа может не только служить объектом восторженного созерцания, но и способна по-своему объяснить поведение человека.

И.Левитан «Вечерний звон».

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой…

И.Бунин

Стихотворения, написанные в этом жанре, становятся блестящими лирическими произведениями, нацеливающими душу читателя на постижение красоты.  В первозданной и чистой природе нет места для человеческой грубости и насилия. Полевые цветы на зеленом лугу…  Безучастно на них я глядеть не могу.  Умилителен вид этой нежной красы  В блеске знойного дня иль сквозь слезы росы…  А.Жемчужников

Стихотворения, написанные в этом жанре, становятся блестящими лирическими произведениями, нацеливающими душу читателя на постижение красоты.

В первозданной и чистой природе нет места для человеческой грубости и насилия.

Полевые цветы на зеленом лугу… Безучастно на них я глядеть не могу. Умилителен вид этой нежной красы В блеске знойного дня иль сквозь слезы росы…

А.Жемчужников

Традиционным мотивом пейзажной лирики является описание отдельных времен года, чаще всего, весны. Мотив пробуждения природы от зимней спячки символизирует расцвет и начало новой жизни. Голубенький, чистый  Подснежник-цветок!  А подле сквозистый,  Последний снежок…  А.Майков

Традиционным мотивом пейзажной лирики является описание отдельных времен года, чаще всего, весны. Мотив пробуждения природы от зимней спячки символизирует расцвет и начало новой жизни.

Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый, Последний снежок…

А.Майков

Каждое время года имеет свой ассоциативный ряд: весна (утро, рождение и молодость) лето (день, юность)

Каждое время года имеет свой ассоциативный ряд:

весна (утро, рождение и молодость)

лето (день, юность)

осень (вечер, зрелость и старость)  зима (ночь и смерть).

осень (вечер, зрелость и старость)

зима (ночь и смерть).

Евгений Баратынский

Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист.

Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нем Забвенье мысли пьет, Кого далёко от нее Он, дивный, унесет!

Что такое лирика?

_____________________________________

_____________________________________

Каковы особенности пейзажной лирики?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения?

Какие образы возникают в стихотворении ?

Краски

Звуки

Запахи

Эпитеты

Олицетворения

Метафоры

Изобразительно-выразительные средства

Изобразительно-выразительные средства

  • Эпитет – это образное определение, с помощью которого автор передает свое настроение.(Улыбнулись  сонные  березки, Растрепали  шелковые  косы…).
  • Метафора - это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. (В саду горит костер рябины красной…)
  • Олицетворение - это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. (Лазурь небесная смеётся, Ночной омытая грозой…)
  С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения?

  С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения?

  • Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг. Эмоциональное состояние приподнятости, душевного подъёма передаётся обилием восклицательных интонаций.
Какие слова и выражения создают картину весны? Какие приметы весны особенно приятны лирическому “я”? Почему вы так думаете?    Поэт создаёт лёгкую, радостную картину весны:  ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жавронок.    Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня создаётся словами  чист, ясен, ласкаясь, летают, блестят, взвился, торжествующий, заздравный  и др.

Какие слова и выражения создают картину весны? Какие приметы весны особенно приятны лирическому “я”? Почему вы так думаете?

Поэт создаёт лёгкую, радостную картину весны:  ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жавронок.  

Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня создаётся словами  чист, ясен, ласкаясь, летают, блестят, взвился, торжествующий, заздравный  и др.

Краски:  ясен небосклон, лазурию, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине. Звуки:  шумят ручьи, взревев, река несёт… поднятый ею лёд, лист… шумен, жавронок поёт заздравный гимн, душа… журчит. Запахи:  воздух чист, лист… душист  и др
  • Краски:  ясен небосклон, лазурию, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине.
  • Звуки:  шумят ручьи, взревев, река несёт… поднятый ею лёд, лист… шумен, жавронок поёт заздравный гимн, душа… журчит.
  • Запахи:  воздух чист, лист… душист  и др
Самые выразительные эпитеты стихотворения — это “лазурию  живой ” ,  “на  торжествующем  хребте”, “в  яркой  вышине”, “ незримый  жавронок”, “ заздравный  гимн”. Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует. Олицетворения:  “летают облака”, “взревев, река несёт”, “она (душа)… журчит… летает”;  метафоры:  “на крыльях ветерка”, “река несёт… на хребте”, а также  гиперболы:  “слепит… очи”, “ласкаясь к солнечным лучам”, “под солнце самое взвился… жавронок” изображают весну живым и сильным существом, которому ни в чём нет преград.
  • Самые выразительные эпитеты стихотворения — это “лазурию  живой “на  торжествующем  хребте”, “в  яркой  вышине”, “ незримый  жавронок”, “ заздравный  гимн”. Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует.
  • Олицетворения:  “летают облака”, “взревев, река несёт”, “она (душа)… журчит… летает”;  метафоры:  “на крыльях ветерка”, “река несёт… на хребте”, а также  гиперболы:  “слепит… очи”, “ласкаясь к солнечным лучам”, “под солнце самое взвился… жавронок” изображают весну живым и сильным существом, которому ни в чём нет преград.
Каково пространство стихотворения? Определите его “границы”. Что нам помогает понять исследование “пространственных” слов и выражений?

Каково пространство стихотворения? Определите его “границы”. Что нам помогает понять исследование “пространственных” слов и выражений?

  • Слова и выражения, обозначающие “высоту”:  воздух,   небосклон, высоко, крылья, летают, на хребте, под солнце… взвился, незримый жавронок  — помогают читателю ощутить бескрайность, широту и могущество весны, необъятность весеннего дня, свет которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца.
Какой смысл придаёт стихотворению последняя строфа? Можно ли её считать ключом к пониманию всего стихотворения?

Какой смысл придаёт стихотворению последняя строфа? Можно ли её считать ключом к пониманию всего стихотворения?

     Последняя строфа — главная во всём стихотворении. В ней разгадка, объясняющая чувства лирического героя, который восхищён весной. Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического “я” и у читателя стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу.

 

Последняя строфа — главная во всём стихотворении. В ней разгадка, объясняющая чувства лирического героя, который восхищён весной. Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического “я” и у читателя стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Презентация "Родная природа в стихах русских поэтов 19 века"

Автор: Идиатуллова Ирина Борисовна

Дата: 15.05.2023

Номер свидетельства: 631502

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика             Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого. "
    ["seo_title"] => string(118) "rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-russkikh-poetov-19-vieka-lirika-ie-a-baratynskogho-ia-p-polonskogho-a-k-tolstogho"
    ["file_id"] => string(6) "140117"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417880174"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "«Родная природа в стихотворениях А.А Блока и С. А. Есенина» "
    ["seo_title"] => string(62) "rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-a-a-bloka-i-s-a-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "238035"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444469955"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация "Быть поэтом - это значит..." С.Есенин"
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-byt-poetom-eto-znachit-s-iesienin"
    ["file_id"] => string(6) "255287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447907774"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Презентация  С.Есенин-120 лет"
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiia-s-iesienin-120-liet"
    ["file_id"] => string(6) "255288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447907851"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Конспект интегрированного урока на тему "В гостях у поэта и композитора" (Литература и музыка, 6 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-v-ghostiakh-u-poeta-i-kompozitora-litieratura-i-muzyka-6-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "254691"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447786582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства