Просмотр содержимого документа
«Презентация "Родная природа в стихах русских поэтов 19 века"»
Родная природа
в стихах русских поэтов
19 века
Федор Иванович Тютчев
Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит — Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась…
Душа, душа, спала и ты… Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь… Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?..
Лирика -
Вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.
Лирический герой -
условный образ рассказчика, наделенный автором определенными личностными чертами, выступающий от первого лица в лирических произведениях.
Лирический герой будто сливается с природой, олицетворяет себя с какой-то ее частью, которая способна более зримо передать его чувства, переживания.
Пейзажная лирика –
это описание поэтическими языковыми средствами окружающего мира и его видения автором. Пейзажная лирика отражает внутренний мир автора и его взгляд на те или иные процессы, его обожествление природы.
И.Левитан «Озеро».
О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. (С. Есенин)
Особенности пейзажной лирики
Одной из главных особенностей пейзажной лирики является особое отношение к природе, вплоть до ее обожествления. Простое описание пейзажа уподобляется фотографии. Задача настоящего поэта состоит в том, чтобы вложить душу в окружающую природу.
А.Саврасов «Грачи прилетели».
Еще не утихли метели. Еще не проснулись ручьи. Но в город грачи прилетели. – Грачи прилетели! Грачи!
А.Усачев
В пейзажной лирике распространенным литературным приемом является олицетворение. Природные явления, растения, птицы и животные наделяются человеческими чертами, а их поведение сравнивается с деятельностью человека.
И.Шишкин «Утро в сосновом лесу».
Солнце нижет лучами в отвес,
И дрожат испарений струи
У окраины ярких небес;
Распахни мне объятья твои,
Густолистый, развесистый лес! И.Бунин
Сравнение природных явлений с чувствами и переживаниями человека привело к возникновению особого жанра - философской пейзажной лирики. Природа может не только служить объектом восторженного созерцания, но и способна по-своему объяснить поведение человека.
И.Левитан «Вечерний звон».
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой…
И.Бунин
Стихотворения, написанные в этом жанре, становятся блестящими лирическими произведениями, нацеливающими душу читателя на постижение красоты.
В первозданной и чистой природе нет места для человеческой грубости и насилия.
Полевые цветы на зеленом лугу… Безучастно на них я глядеть не могу. Умилителен вид этой нежной красы В блеске знойного дня иль сквозь слезы росы…
А.Жемчужников
Традиционным мотивом пейзажной лирики является описание отдельных времен года, чаще всего, весны. Мотив пробуждения природы от зимней спячки символизирует расцвет и начало новой жизни.
Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый, Последний снежок…
А.Майков
Каждое время года имеет свой ассоциативный ряд:
весна (утро, рождение и молодость)
лето (день, юность)
осень (вечер, зрелость и старость)
зима (ночь и смерть).
Евгений Баратынский
Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист.
Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней!
Зачем так радует ее И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она?
Что нужды! счастлив, кто на нем Забвенье мысли пьет, Кого далёко от нее Он, дивный, унесет!
С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения?
Какие образы возникают в стихотворении ?
Краски
Звуки
Запахи
Эпитеты
Олицетворения
Метафоры
Изобразительно-выразительные средства
Эпитет – это образное определение, с помощью которого автор передает свое настроение.(Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы…).
Метафора - это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. (В саду горит костер рябины красной…)
Олицетворение - это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. (Лазурь небесная смеётся, Ночной омытая грозой…)
С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения?
Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг. Эмоциональное состояние приподнятости, душевного подъёма передаётся обилием восклицательных интонаций.
Какие слова и выражения создают картину весны? Какие приметы весны особенно приятны лирическому “я”? Почему вы так думаете?
Поэт создаёт лёгкую, радостную картину весны: ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жавронок.
Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня создаётся словами чист, ясен, ласкаясь, летают, блестят, взвился, торжествующий, заздравный и др.
Краски: ясен небосклон, лазурию, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине.
Звуки: шумят ручьи, взревев, река несёт… поднятый ею лёд, лист… шумен, жавронок поёт заздравный гимн, душа… журчит.
Запахи: воздух чист, лист… душист и др
Самые выразительные эпитеты стихотворения — это “лазурию живой ” , “на торжествующем хребте”, “в яркой вышине”, “ незримый жавронок”, “ заздравный гимн”. Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует.
Олицетворения: “летают облака”, “взревев, река несёт”, “она (душа)… журчит… летает”; метафоры: “на крыльях ветерка”, “река несёт… на хребте”, а также гиперболы: “слепит… очи”, “ласкаясь к солнечным лучам”, “под солнце самое взвился… жавронок” изображают весну живым и сильным существом, которому ни в чём нет преград.
Каково пространство стихотворения? Определите его “границы”. Что нам помогает понять исследование “пространственных” слов и выражений?
Слова и выражения, обозначающие “высоту”: воздух,небосклон, высоко, крылья, летают, на хребте, под солнце… взвился, незримый жавронок — помогают читателю ощутить бескрайность, широту и могущество весны, необъятность весеннего дня, свет которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца.
Какой смысл придаёт стихотворению последняя строфа? Можно ли её считать ключом к пониманию всего стихотворения?
Последняя строфа — главная во всём стихотворении. В ней разгадка, объясняющая чувства лирического героя, который восхищён весной. Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического “я” и у читателя стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу.