kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по литературе на тему: В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учащихся 6 класса. Она знакомит с творчеством В. П. Астафьева.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: В.П. Астафьева "Васюткино озеро"»

Презентация по литературе  на тему: В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

Презентация по литературе на тему: В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

  • Подготовил учитель литературы МБОУ «Новоромановская СОШ»
  • Бондаренко Владимир Александрович
Родился в крестьянской семье в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска   В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему

Родился в крестьянской семье в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска

В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Мальчик попадает в детдом-интернат .

"Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", - напишет впоследствии В. П. Астафьев.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее.

  • Собрав денег на билет, Виктор уезжает в Красноярск. Окончив учебу, он работает составителем поездов.
  • Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт . Осенью 1945 года демобилизуется из армии и вместе с женой приезжает па ее родину -- город Чусовой на западном Урале .
  • По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.
  • В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов - "До будущей весны", а в 1955 году вторая - "Огоньки". Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман "Тают снега", издает еще две книги для детей: "Васюткино озеро" (1956) и "Дядя Кузя, куры, лиса и кот" (1957)
  • В 1959 году его направляют в Москву на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького.
  • В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия , а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда.
  • В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.
Васюткино озеро  Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте... Рано потерявший мать — она утонула в Енисее весной 1932 г., я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери — земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой.  Астафьев Природа и человек— эта тема многих произведений Астафьева

Васюткино озеро

Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте... Рано потерявший мать — она утонула в Енисее весной 1932 г., я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери — земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой.

Астафьев

Природа и человек— эта тема

многих произведений Астафьева

В основе сюжета…  Однажды, еще учась в пятом классе, в сочинении Витя Астафьев описал, как летом заблудился в заполярной тайге, смертельно испугался, но сумел взять себя в руки и на 4-й день всё-таки вышел к Енисею. Он назвал сочинение “Жив!”. Учитель прочитал сочинение в классе и благословил паренька редкой и потому дорогой похвалой: “Молодец!”)

В основе сюжета…

Однажды, еще учась в пятом классе, в сочинении Витя Астафьев описал, как летом заблудился в заполярной тайге, смертельно испугался, но сумел взять себя в руки и на 4-й день всё-таки вышел к Енисею. Он назвал сочинение “Жив!”. Учитель прочитал сочинение в классе и благословил паренька редкой и потому дорогой похвалой: “Молодец!”)

Герои рассказа

Герои рассказа

  • Васютка – мальчик, 13 лет;
  • мать Анна ;
  • отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады;
  • дедушка Афанасий ;
  • дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.
1.Зачем Васютка отправился в тайгу? (Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.) 2.Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова? (Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”. “Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”) 3. Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Следил за пометками на деревьях). 4. С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется? (Кедровка. “Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”. Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра).

1.Зачем Васютка отправился в тайгу?

(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.)

2.Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?

(Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”. “Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”)

3. Почему Васютка спокойно шёл по тайге?

(Следил за пометками на деревьях).

4. С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется?

(Кедровка. “Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”. Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра).

5.С какого момента в Васютке открылся охотничий азарт? (Увидел глухаря) 6. Как вы думаете, страшно ли было Васютке? (Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход). 7. Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился? ( “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”). Итак, надо “взять себя в руки”. развести огонь; собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки; запастись на ночь дровами; хоть хочется плакать, но надо приготовить еду; поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали. 8. Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?

5.С какого момента в Васютке открылся охотничий азарт?

(Увидел глухаря)

6. Как вы думаете, страшно ли было Васютке?

(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход).

7. Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?

( “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”).

  • Итак, надо “взять себя в руки”.
  • развести огонь;
  • собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
  • запастись на ночь дровами;
  • хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
  • поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.

8. Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?

  • пробираться через сухой валежник;
  • “ почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”;
  • ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.
9. Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? (Чувство радости, восторга. Докажите словами текста). 10. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.) 11. Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

9. Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?

(Чувство радости, восторга. Докажите словами текста).

10. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?

(Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

11. Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

  • наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;
  • умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;
  • умение ориентироваться.
О чем говорится? неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая небольшое, унылое, подёрнутое ряской молочный, клейкий, неподвижный далёкие, таинственные, мерцающие раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая лес тайга озеро туман звезды река

О чем говорится?

  • неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый
  • молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая
  • небольшое, унылое, подёрнутое ряской
  • молочный, клейкий, неподвижный
  • далёкие, таинственные, мерцающие
  • раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

лес

тайга

озеро

туман

звезды

река

Найдите сравнения

Найдите сравнения

  • в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;
  • густая, как смоль, темень начала редеть”;
  • с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;
  • голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;
  • на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”;
  • показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;
  • будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;
  • середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”.
Почему же так назван рассказ? Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”? Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Почему же так назван рассказ?

  • Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

  • Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.

Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

  • Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор. Астафьев учит мудрости, взаимопониманию, всепрощению.
Какой Васютка? смелый добрый славный разумный заботливый выносливый смышленый пытливый Знаток тайги разговорчивый ловкий откровенный рассудительный внимательный терпеливый

Какой Васютка?

смелый

добрый

славный

разумный

заботливый

выносливый

смышленый

пытливый

Знаток тайги

разговорчивый

ловкий

откровенный

рассудительный

внимательный

терпеливый


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Презентация по литературе на тему: В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Автор: Бондаренко Владимир Александрович

Дата: 28.10.2020

Номер свидетельства: 561633

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "План урока по теме: "В.Астафьев "Васюткино озеро". Автобиографичность произведения.Черты характера героя и его проведение в лесу"."
    ["seo_title"] => string(145) "plan-uroka-po-tiemie-v-astaf-iev-vasiutkino-oziero-avtobioghrafichnost-proizviedieniia-chierty-kharaktiera-ghieroia-i-iegho-proviedieniie-v-liesu"
    ["file_id"] => string(6) "274219"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452347503"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Конспект урока на тему "В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу" "
    ["seo_title"] => string(133) "konspiekt-uroka-na-tiemu-v-p-astaf-iev-slovo-o-pisatielie-vasiutkino-oziero-chierty-kharaktiera-ghieroia-i-iegho-poviedieniie-v-liesu"
    ["file_id"] => string(6) "153147"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420977734"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация к исследовательской работе "Васютка в зеркале природы" "
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia-k-issliedovatiel-skoi-rabotie-vasiutka-v-zierkalie-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "238306"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444549180"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Разработка класного часа на тему: "В.П. Астафьев" "
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka-klasnogho-chasa-na-tiemu-v-p-astaf-iev"
    ["file_id"] => string(6) "115633"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412055895"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Конспект урока по литературному чтению, 3 класс.Тема урока: Наблюдение за жизнью животных В.П.Астафьев «Капалуха»."
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiu3klasstiemaurokanabliudieniiezazhizniuzhivotnykhvpastafievkapalukha"
    ["file_id"] => string(6) "319330"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460803110"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства