Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: В.П. Астафьева "Васюткино озеро"»
Презентация по литературе на тему: В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
Подготовил учитель литературы МБОУ «Новоромановская СОШ»
Бондаренко Владимир Александрович
Родился в крестьянской семье в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска
В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Мальчик попадает в детдом-интернат .
"Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", - напишет впоследствии В. П. Астафьев.
Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее.
Собрав денег на билет, Виктор уезжает в Красноярск. Окончив учебу, он работает составителем поездов.
Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт . Осенью 1945 года демобилизуется из армии и вместе с женой приезжает па ее родину -- город Чусовой на западном Урале .
По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.
В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов - "До будущей весны", а в 1955 году вторая - "Огоньки". Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман "Тают снега", издает еще две книги для детей: "Васюткино озеро" (1956) и "Дядя Кузя, куры, лиса и кот" (1957)
В 1959 году его направляют в Москву на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького.
В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия , а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда.
В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.
Васюткино озеро
Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте... Рано потерявший мать — она утонула в Енисее весной 1932 г., я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери — земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой.
Астафьев
Природа и человек— эта тема
многих произведений Астафьева
В основе сюжета…
Однажды, еще учась в пятом классе, в сочинении Витя Астафьев описал, как летом заблудился в заполярной тайге, смертельно испугался, но сумел взять себя в руки и на 4-й день всё-таки вышел к Енисею. Он назвал сочинение “Жив!”. Учитель прочитал сочинение в классе и благословил паренька редкой и потому дорогой похвалой: “Молодец!”)
Герои рассказа
Васютка – мальчик, 13 лет;
мать Анна ;
отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады;
дедушка Афанасий ;
дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.
1.Зачем Васютка отправился в тайгу?
(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.)
2.Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?
(Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”. “Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”)
3. Почему Васютка спокойно шёл по тайге?
(Следил за пометками на деревьях).
4. С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется?
(Кедровка. “Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”. Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра).
5.С какого момента в Васютке открылся охотничий азарт?
(Увидел глухаря)
6. Как вы думаете, страшно ли было Васютке?
(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход).
7. Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?
( “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”).
Итак, надо “взять себя в руки”.
развести огонь;
собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
запастись на ночь дровами;
хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.
8. Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?
пробираться через сухой валежник;
“ почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”;
ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.
9. Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?
(Чувство радости, восторга. Докажите словами текста).
10. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?
(Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)
11. Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;
умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;
раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая
лес
тайга
озеро
туман
звезды
река
Найдите сравнения
“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;
“густая, как смоль, темень начала редеть”;
“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;
“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;
“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”;
“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;
“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;
“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”.
Почему же так назван рассказ?
Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.
Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?
Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.
Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?
Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор. Астафьев учит мудрости, взаимопониманию, всепрощению.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(218) "Конспект урока на тему "В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу" "
["seo_title"] => string(133) "konspiekt-uroka-na-tiemu-v-p-astaf-iev-slovo-o-pisatielie-vasiutkino-oziero-chierty-kharaktiera-ghieroia-i-iegho-poviedieniie-v-liesu"
["file_id"] => string(6) "153147"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420977734"
}
}