kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к исследовательской работе "Васютка в зеркале природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к исследовательской работе  Павловой Светланы  по рассказу В.П. Астафьева

 «Васюткино озеро». Содержит хороший иллюстративный материал к заявленной теме.

Автор разработки презентации Юзефович Л.Ф., учитель русского языка и литературы МКОУ Тамтачетской СОШ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе "Васютка в зеркале природы" »

Васютка в зеркале природы Презентация к исследовательской работе Лужновой Светы по рассказу В.П. Астафьева  «Васюткино озеро»   Выполнила Юзефович Л.Ф .

Васютка в зеркале природы

Презентация к

исследовательской работе

Лужновой Светы

по рассказу В.П. Астафьева

«Васюткино озеро»

Выполнила Юзефович Л.Ф .

Знакомьтесь:  Виктор Петрович Астафьев (1924-2001г.г.) Является одним из талантливых писателей наших дней.  Он - лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991г.), трех Государственных премий РФ (1975, 1995, 2003Г.г.), Герой Социалистического Труда. В общей сложности он создал 373 произведения.  Стал классиком еще при жизни. « Детство не проходит. Где-то там, в укромных уголках «взрослого сознания», оно продолжает жить».

Знакомьтесь: Виктор Петрович Астафьев (1924-2001г.г.)

  • Является одним из талантливых писателей наших дней.
  • Он - лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991г.),
  • трех Государственных премий РФ (1975, 1995, 2003Г.г.),
  • Герой Социалистического Труда. В общей сложности он создал 373 произведения.
  • Стал классиком еще при жизни.

« Детство не проходит. Где-то там, в укромных уголках «взрослого сознания», оно продолжает жить».

«Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь себя всю жизнь не лишать этой радости», - писал В.П. Астафьев

«Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь себя всю жизнь не лишать этой радости», - писал В.П. Астафьев

  • По словам В.П. Астафьева, его далекое деревенское детство, проведенное в Сибири, несмотря на раннюю смерть матери, было светлой и счастливой порой.
  • Описание этого периода жизни стало основным содержанием произведений автора, созданных для детей.
Основная тема многих рассказов для детей – тема взросления. Писатель показывает, как один случай может повлиять на человека, сделать его старше, мудрее , изменить его.

Основная тема многих рассказов для детей – тема взросления. Писатель показывает, как один случай может повлиять на человека, сделать его старше, мудрее , изменить его.

«Васюткино озеро» — один из самых известных и любимых рассказов и детей, и взрослых. Написан он был в 1956 году

«Васюткино озеро» — один из самых известных и любимых рассказов и детей, и взрослых. Написан он был в 1956 году

История создания «Васюткиного озера»   Вот что пишет о истории его создания сам писатель: «В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский. Однажды предложил нам, пятиклассникам, написать о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провел один, и вот об этом обо всем написал. Сочинение было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти.

История создания «Васюткиного озера»

  • Вот что пишет о истории его создания сам писатель: «В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский. Однажды предложил нам, пятиклассникам, написать о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провел один, и вот об этом обо всем написал. Сочинение было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти.

  • «Васюткино озеро»- мой первый рассказ для детей. И хотя рассказ написан еще неуверенной рукою, у меня все же отношение к нему особое, теплое…»,- рассказывал В.П. Астафьев.
Кто такой Васютка?

Кто такой Васютка?

  • Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" - тринадцатилетний мальчишка. Васютка жил в деревне, расположенной возле тайги, учился в школе.  Как-то раз Васютка пошел в лес за кедровыми шишками и заблудился.  
  • Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся Васютке целых пять дней продержаться в неприветливой тайге, добывая себе пропитание охотой, выйти к людям и рассказать рыбакам об обнаруженном им озере, в котором водилось очень много речной рыбы.
Васютка не по годам мудр. Кто был его учителем?

Васютка не по годам мудр. Кто был его учителем?

Астафьев раскрывает образ Васютки через его взаимоотношения с природой. Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять.   Природа – устраивает ловушки  ( эпизод «Паук и его жертва») Природа – собеседник. (эпизоды: дождь, разговор с белкой, глухарем ) Природа дает подсказки (Он не раз слышал от рыбаков, что если в озерах водится белая рыба, значит озера проточные. А если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведет его к Енисею) Природа – это красота и надежда ( «У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! - Енисеюшко! Славный, хороший… - шмыгал Васютка носом

Астафьев раскрывает образ Васютки через его взаимоотношения с природой. Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять.

Природа – устраивает ловушки ( эпизод «Паук и его жертва»)

Природа – собеседник.

(эпизоды: дождь, разговор с белкой, глухарем )

Природа дает подсказки

(Он не раз слышал от рыбаков, что если в озерах водится белая рыба, значит озера проточные. А если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведет его к Енисею)

Природа – это красота и надежда

( «У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река!

- Енисеюшко! Славный, хороший… - шмыгал Васютка носом

Встречи с миром живой природы  .

Встречи с миром живой природы .

Эпизод  «Глухарь-таежная птица»     «Фу ты, черт! Где же затеси?- сердце у Васютки сжалось, на лбу выступила испарина.- Все этот глухарина! Понесся, как леший, теперь вот думай, куда идти-, заговорил Васютка вслух, чтобы отогнать подступающий страх.- Ничего, сейчас найду дорогу. Та-ак… Почти голая сосна у ели - значит, в ту сторону север, а где ветвей больше - юг.    Ладно, не робей. Найдем избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь… Ну вот, все в порядке.

Эпизод  «Глухарь-таежная птица» 

«Фу ты, черт! Где же затеси?- сердце у Васютки сжалось, на лбу выступила испарина.- Все этот глухарина! Понесся, как леший, теперь вот думай, куда идти-, заговорил Васютка вслух, чтобы отогнать подступающий страх.- Ничего, сейчас найду дорогу. Та-ак… Почти голая сосна у ели - значит, в ту сторону север, а где ветвей больше - юг.  Ладно, не робей. Найдем избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь… Ну вот, все в порядке.

Природа устраивает ловушки. Эпизод с пауком.  « Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы, паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет – убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушки бросил. Попалась в него сытая, крупная муха, бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями.  Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!»

Природа устраивает ловушки. Эпизод с пауком.

« Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы, паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет – убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушки бросил. Попалась в него сытая, крупная муха, бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями.

Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!»

Природа наказывает героя за легкомыслие « Тайга… тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем .  Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка и закричал: -Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я!

Природа наказывает героя за легкомыслие

« Тайга… тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем .

Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка и закричал:

-Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я!

Природа –это собеседник   Эпизод «Белка»   Разговор Васютки с белкой.   - А я заблудился. Понесся сдуру за глухарем и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревет… Не понимаешь ты ничего. А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!

Природа –это собеседник Эпизод «Белка»  Разговор Васютки с белкой.

- А я заблудился. Понесся сдуру за глухарем и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревет… Не понимаешь ты ничего. А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!

Природа дает подсказки.   Безымянное озеро-озеро надежды Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы…. Столько рыбы он еще никогда не видел…. Это было удивительнее всего. В озере – белая рыба!» Он не раз слышал от рыбаков, что если в озерах водится белая рыба, значит озера проточные.  А если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведет его к Енисею

Природа дает подсказки. Безымянное озеро-озеро надежды

Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы…. Столько рыбы он еще никогда не видел…. Это было удивительнее всего.

В озере – белая рыба!» Он не раз слышал от рыбаков, что если в озерах водится белая рыба, значит озера проточные.

А если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведет его к Енисею

« У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в нее лицо.  - Енисеюшко! Славный, хороший… - шмыгал Васютка носом и размазывал грязными, пропахшими дымом руками слезы по лицу . Природа- это красота и надежда

« У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в нее лицо. - Енисеюшко! Славный, хороший… - шмыгал Васютка носом и размазывал грязными, пропахшими дымом руками слезы по лицу .

Природа- это красота и надежда

«Природа –это не только источник жизни. Она и воспитатель души». В.П. Астафьев

«Природа –это не только источник жизни. Она и воспитатель души». В.П. Астафьев

И хотя природа, как змей-искуситель, запутывает следы, она в то же время дает подсказки, оставляет следы Васютка смог прочитать « книгу тайги». Природа преподала ему уроки мудрости и доброты, показала свое величие, мощь, силу, красоту и указала выход из тупика

И хотя природа, как змей-искуситель, запутывает следы, она в то же время дает подсказки, оставляет следы

Васютка смог прочитать « книгу тайги». Природа преподала ему уроки мудрости и доброты, показала свое величие, мощь, силу, красоту и указала выход из тупика

  • Васютка смог прочитать « книгу тайги». Природа преподала ему уроки мудрости и доброты, показала свое величие, мощь, силу, красоту и указала выход из тупика
Черты характера Васютки .  Лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка Заботливость. «Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»       Эмоциональность «Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка» «Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»   Рассудительность:   Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление,. «Та-ак...Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

Черты характера Васютки . Лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка

Заботливость.

«Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»

 

 

  Эмоциональность

«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

 

Рассудительность:

 

Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление,.

«Та-ак...Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

        Сообразительность. Смекалка.  Находчивость.     « Болото! Болото чаще бывает у берегов озер. Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх» Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его      Воля   Мужество.  Выносливость. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «...отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.   Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел .    

 

 

 

 

Сообразительность.

Смекалка.

Находчивость.

 

« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер.

Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его

 

 

Воля

Мужество.

Выносливость.

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «...отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

 

Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел .

 

 

Природа ставит Васютку в такие обстоятельства,  которые учат по достоинству оценить мудрость деда  и те навыки, которые передал ему отец,  заботу и любовь матери

Природа ставит Васютку в такие обстоятельства,

которые учат по достоинству оценить мудрость деда

и те навыки, которые передал ему отец,

заботу и любовь матери

Что помогло выжить Васютке в тайге?     Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений . Приобретенные навыки и умения «В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток,и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не удавалось». Умение вспомнить и оценить советы взрослых, знание таежных законов: Владел ружьем Умел разжечь костер даже в дождь Добыть и приготовить дичь Ориентировался по зарубинам и  пометкам на деревьях Умел без компаса определить стороны света Знал особенности эха в лесу Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега Знал приметы погоды Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе Не расходовать зря патроны. Не съедать припасы все сразу Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда: «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил .  

Что помогло выжить Васютке в тайге?

Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений .

Приобретенные навыки и умения

«В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток,и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не удавалось».

Умение вспомнить и оценить советы взрослых, знание таежных законов:

  • Владел ружьем
  • Умел разжечь костер даже в дождь
  • Добыть и приготовить дичь
  • Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях
  • Умел без компаса определить стороны света
  • Знал особенности эха в лесу
  • Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов
  • Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега
  • Знал приметы погоды
  • Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе
  • Не расходовать зря патроны.
  • Не съедать припасы все сразу
  • Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда: «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил .

 

Собственные догадки: «Откуда все же взялась в озере речная рыба?», «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею». Умение оценить знания и наблюдения рыбаков «Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят» Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли внимание людей на рыбосборочном катере. Речная рыба водится только в проточных озерах Знание примет  .   Умел по деревьям определять направления (север-юг,…) «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края». Найти по типу леса реку. Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея. Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)   Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге    

Собственные догадки:

«Откуда все же взялась в озере речная рыба?», «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею».

Умение оценить знания и наблюдения рыбаков

  • «Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят»
  • Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли внимание людей на рыбосборочном катере.
  • Речная рыба водится только в проточных озерах

Знание примет

.

 

  • Умел по деревьям определять направления (север-юг,…) «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края».
  • Найти по типу леса реку.
  • Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея.
  • Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)

 

  • Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге

 

 

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой . Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей , так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, приобретенные знания и любовь - любовь к своим родителям, к природе, к Родине.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой . Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей , так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, приобретенные знания и любовь - любовь к своим родителям, к природе, к Родине.

Что я думаю о Васютке и какие уроки я получила, общаясь с героем   Этот мальчик - мой ровесник, но я совсем не уверена, что сумела бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудилась в лесу.  Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает.   Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика. Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем.     Озеро названо так не только потому, что мальчик Васютка нашёл озеро, а еще и потому, что он преодолел свой страх, преодолел  холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

Что я думаю о Васютке и какие уроки я получила, общаясь с героем

Этот мальчик - мой ровесник, но я совсем не уверена, что сумела бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудилась в лесу.

Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает.

Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика. Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем.  

Озеро названо так не только потому, что мальчик Васютка нашёл озеро, а еще и потому, что он преодолел свой страх, преодолел  холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

Зарубки на сердце и в уме  Читая произведение, мы оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки в сердце и в уме. Какие же зарубки остались в моем сознании?  Оказавшись вместе с героем в трудных обстоятельствах и став свидетелем его поведения, поступков, я почувствовала к нему уважение .  Ему, как и ребятам нашего поколения, свойственна проказливость, легкомысленность. Васютка не очень любил учиться, совершал глупости. Но он был, по-моему мнению, более самостоятелен, чем мы, сегодняшние. Он заботлив .  А самое главное качество Васютки- это выносливость и сила духа.  По- моему, благодаря этим качествам, правильному воспитанию умению оценить знания и принять мудрые советы взрослых людей, Виктор Петрович Астафьев стал достойным человеком и замечательным писателем.

Зарубки на сердце и в уме

Читая произведение, мы оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки в сердце и в уме. Какие же зарубки остались в моем сознании?

Оказавшись вместе с героем в трудных обстоятельствах и став свидетелем его поведения, поступков, я почувствовала к нему уважение .

Ему, как и ребятам нашего поколения, свойственна проказливость, легкомысленность. Васютка не очень любил учиться, совершал глупости. Но он был, по-моему мнению, более самостоятелен, чем мы, сегодняшние. Он заботлив .

А самое главное качество Васютки- это выносливость и сила духа.

По- моему, благодаря этим качествам, правильному воспитанию умению оценить знания и принять мудрые советы взрослых людей, Виктор Петрович Астафьев стал достойным человеком и замечательным писателем.

Детство - это не только счастливая, беззаботная пора, согретая любовью и заботой родных, их бесконечным терпением и заботой.       Детство – является основой жизни, где закладывается характер человека, помогающий строить свою дальнейшую жизнь. Детство –это время познания мира, первых столкновений с жизненными трудностями   В детстве мы узнаем людей, учимся ценить опыт и знания старших.   Детство не проходит. Где-то там, в укромных уголках «взрослого сознания», оно продолжает жить .  Детство -это эмоции: радости и печали, слезы и счастье .

Детство - это не только счастливая, беззаботная пора, согретая любовью и заботой родных, их бесконечным терпением и заботой.

Детство – является основой жизни, где закладывается характер человека, помогающий строить свою дальнейшую жизнь.

Детство –это время познания мира, первых столкновений с жизненными трудностями

В детстве мы узнаем людей, учимся ценить опыт и знания старших.

Детство не проходит. Где-то там, в укромных уголках «взрослого сознания», оно продолжает жить .

Детство -это эмоции: радости и печали, слезы и счастье .

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

С этой птицей Васютка встретился в тайге. Что узнали о её повадках?

С этой птицей Васютка встретился в тайге. Что узнали о её повадках?

Какие эпизоды рассказа  видим на иллюстрациях?

Какие эпизоды рассказа видим на иллюстрациях?

Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается и даже исповедуется.

Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается и даже исповедуется.

Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.  Природа - учитель и друг.

Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути. Природа - учитель и друг.

Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений. 

Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений. 

  • «Деревья, деревья, деревья... Под ногами - мох и жухлая трава, над головой - равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце - холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.» Вот что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», когда заблудился в бескрайней тайге.
Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» - И какой же Васютка увидел тайгу, забравшись на высокое дерево?

Сергей Сюхин.

Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

- И какой же Васютка увидел тайгу, забравшись на высокое дерево?

« Тайга… тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дольше смотрел Васютка, тем они делались гуще.   Долго Васютка отыскивал глазами желтую полоску лиственника среди неподвижного зеленого моря, но кругом темнел сплошной хвойник.   Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким- маленьким почувствовал себя Васютка и закричал:    -Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я!»
  • « Тайга… тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дольше смотрел Васютка, тем они делались гуще. Долго Васютка отыскивал глазами желтую полоску лиственника среди неподвижного зеленого моря, но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким- маленьким почувствовал себя Васютка и закричал:  -Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я!»

Природа - не только источник жизни.

Она и воспитатель души.

В.П. Астафьев

Главный герой- Васютка попадает в ситуацию. Которая требует от человека не только самообладания, силы воли и смелости, но и многих практических знаний и умений

Главный герой- Васютка попадает в ситуацию. Которая требует от человека не только самообладания, силы воли и смелости, но и многих практических знаний и умений

«Васюткино озеро» — один из самых известных и любимых рассказов и детей, и взрослых. Вот история его появления на свет, рассказанная самим писателем.  Он летом заблудился в тайге, преследуя глухаря, и провел один в лесу три дня.  На уроке литературы учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский задал писать сочинение, кто как провел лето. Астафьев написал рассказ под названием «Жив». Учитель похвалил ученика, и рассказ был помещен в школьном рукописном журнале.  «И вот много-много лет спустя я вспомнил об этом и написал на основании этого школьного сочинения рассказ. «Васюткино озеро»- это первый детский рассказ для детей. «И хотя рассказ написан еще неуверенной рукою, у меня к нему все же отношение особое, теплое»,- рассказывал Астафьев.

«Васюткино озеро» — один из самых известных и любимых

рассказов и детей, и взрослых.

Вот история его появления на свет, рассказанная самим писателем.

Он летом заблудился в тайге, преследуя глухаря, и провел один в лесу три дня.

На уроке литературы учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский задал писать сочинение, кто как провел лето. Астафьев написал рассказ под названием «Жив». Учитель похвалил ученика, и рассказ был помещен в школьном рукописном журнале.

«И вот много-много лет спустя я вспомнил об этом и написал на основании этого школьного сочинения рассказ. «Васюткино озеро»- это первый детский рассказ для детей. «И хотя рассказ написан еще неуверенной рукою, у меня к нему все же отношение особое, теплое»,- рассказывал Астафьев.

Основная тема многих рассказов В.П. Астафьева –тема нравственного взросления, становление личности ребенка.  Детство- это не только счастливая, беззаботная пора, согретая любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой .  По мнению писателя, детство является основой жизни, где закладывается характер человека, помогающий строить свою дальнейшую жизнь .

Основная тема многих рассказов В.П. Астафьева –тема нравственного взросления, становление личности ребенка.

Детство- это не только счастливая, беззаботная пора, согретая любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой .

По мнению писателя, детство является основой жизни, где закладывается характер человека, помогающий строить свою дальнейшую жизнь .

Горница в доме бабушки Катерины Петровны и уголок хозяйственного двора. Счастливые мгновения детства писателя прошли в этом доме.

Горница в доме бабушки Катерины Петровны и уголок хозяйственного двора. Счастливые мгновения детства писателя прошли в этом доме.

Известный русский писатель родился он в 1924 году, в крестьянской семье, в маленьком селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска. Детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сердцу краем.
  • Известный русский писатель родился он в 1924 году, в крестьянской семье, в маленьком селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска. Детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сердцу краем.
В 1981 году В.П. Астафьев вернулся на родину в Овсянку. Здесь он жил и работал последние 20 лет своей жизни.

В 1981 году В.П. Астафьев вернулся на родину в Овсянку. Здесь он жил и работал последние 20 лет своей жизни.

Зарубки на сердце   Уроки мужества, уроки доброты  Ты в сердце сохранишь навеки,  И озеро, как символ чистоты,  Тебе откроется пусть на изломе лета.  Увидишь в струях чистого ручья  Природы первозданной отраженье,  И собственная грешная душа  Почувствует истоки очищенья.  Вольется в сердце неба синева,  И звезд на небе тихое мерцание,  И щебет птиц, и росная трава –  Васюткиного озера сияние!

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава –

Васюткиного озера сияние!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Презентация к исследовательской работе "Васютка в зеркале природы"

Автор: Юзефович Людмила Филипповна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238306


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства