Поиск условий организации эффективной работы с одарёнными детьми
Поиск условий организации эффективной работы с одарёнными детьми
Мастер-класс
«Поиск условий организации эффективной работы с одарёнными детьми»
Наш сегодняшний разговор – это поиск условий организации эффективной работы с одарёнными детьми. Каждой школе дано муниципальное задание, в котором четко определено, каких результатов должна достигнуть школа в том или ином направлении, в том числе и сколько олимпиадников мы дадим и по каким предметам. Поскольку наша школа гуманитарного профиля, поэтому перед нами стоит конкретная задача подготовки олимпиадников по русскому языку и литературе. Для ее решения создана система работы как на уровне школы, так и на уровне учителя-предметника. На уровне школы система выглядит так, как, наверняка, и в ваших школах:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2. О том, кто является родоначальником, основоположником чего-либо.
3. Название служителей культа.
С.И.Ожегов. Словарь русского языка)
ДИТЯ – (род. дитяти) стар. детя или дите (твор. дитей)- младенец, ребенок, малолетний, дитятей наз. до 14 или 16 лет, когда детство переходит в отрочество.
Дитятко ласкательно говорится и взрослому.
Дети мн. сыновья и дочери; в отношении к родителям.
Малые ребята или девочки вообще.
В виде ласки, привета младшему, подчиненному, а от духовного лица всем мирянам.
1.1 Странник: -а.), м. (устар) 1.странствующий человек (обычно бездомный или гонимый).2. Человек, идущий пешком на богомолье,богомолец.
1.2. Странник: Странный, захожий человек с чужбины, проезжий, прохожий; гость, ищущий временного приюта или обрекшийся на тунеядное странничество под предлогом богомолья; скиталец, бездомный проходимец, землепроход.
1.3. Странник: 1. Человек, странствующий пешком. 2. Человек, ходящий на богомолье по т. наз. Святым местам и живущий милостыней. 3.Тот, кто постоянно странствует, передвигается, не находится на месте. 4. То же, что и бегуны ( название одной из старообрядческих сект).
Мне кажется, что лесковский «очарованный странник» - Иван Флягин – это бездомный, гонимый судьбой скиталец, душа которого не находит покоя, «не находится на месте», т.е. он постоянно духовно развивается. Путь Флягина – это путь к Богу, к Богу без церкви ( как у старообрядцев).
2. История слова.
Слово «странный» ( странник) заимствовано из ст.-сл. яз. Суф. Производное от «страна» в значении «чужая страна, народ» в др.-рус. Это значение ещё известно. Первоначально – «чужестранный, чужой», затем – «необыкновенный, непостижимый, странный».
Мне показалось интересным, что слово «странник» как бы противостоит понятию «дом». Странник не имеет дома, а значит, у него нет гармонии в душе, нет четких нравственных ориентиров. Получается, что странник ищет самого себя.
5. Слово как понятие.
«Странствующий рыцарь» - герой романа Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547 – 1616) «славный рыцарь Дон Кихот Ламанчский».
Вера в мечту, идеал свойственны странникам, мне кажется, что их путь не бессмыслен. У Флягина и Дон Кихота много общего: они оба «не от мира сего»,, находятся в поиске, умеют любить преданно и беззаветно.
6. Слово в иностранных языках.
В переводе с французского – 1) блуждающий, непостоянный, причудливый;
2) бродяжничество, витание в облаках.
Французские соответствия русского «странник» показывают новое значение слова. Странник – человек, умеющий подниматься над действительностью, жить в ином мире, в этом его «причудливость».
9. Слово в фольклоре и художественной литературе.
Стал он думать о царстве своем, о потерянном счастье.
Странствие в диких лесах его ужасало:
Ум его помутился. «Что за судьба! - про себя он
Так говорил, - не лучше ль мне смерть,
Чем изгнанье и бедность…»
( Махабхарата. Из древнеиндийского эпоса «Наль и Дамаянти»)
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
( М.Ю.Лермонтов)
« Проговорив это, очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом».
( Н.С.Лесков)
В эпосе странничество связано с изгнанием и бедностью. Тема изгнанничества звучит и в стихотворении Лермонтова. Также в этом стихотворении возникает тема вечности.
Героя повести Лескова «гонит» он сам, его судьба, «наитие вещательного духа». О судьбе говорится и в эпосе. Флягин «очарован» судьбой, его путешествие не изгнанничество, это путь к себе, он вечен.
10. Слово в изобразительном искусстве.
«Возвращение блудного сына», гравюра Г.Доре.
Я выбрала это произведение, т.к. каждый странник во время своего пути совершает ошибки и понимает главное.
11. Слово в моём творчестве
Слово «странник» или его синонимы, например: путешественник, пилигрим – мне были знакомы из художественной литературы. Но, читая художественную литературу, увлекаешься сюжетом, не придавая значения отдельным словам. А как жаль! Оказывается, отдельно взятое слово может быть не менее интересным, чем само произведение. А как же иначе? Без этих «жемчужинок», нанизываемых на шелковую нить, не получится красивого ожерелья. Слово «странник» для меня до сих пор было просто словом, которое обозначало странствующего человека. После проведенного мною небольшого исследования я была поражена ёмкостью и безграничностью этого слова. Теперь для меня слово «странник» - это вся Вселенная, где мы просто странники».
Рассмотрение образа в системе действующих лиц
« Чувствовал болезненное и трусливое ощущение…Углубился в себя и уединился от всех…Задавлен бедностью…Насущными делами совсем перестал и не хотел заниматься. Столько злобного презрения накопилось в душе молодого человека…( 1 – 1 )
«Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд и необщителен: как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока…(1 – 4 )
«Исступленному ипохондрику, при тщеславии бешеном, исключительном…
«Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд, в последнее время мнителен и ипохондрик. Великодушен и горд…Право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются»
Фрагмент конспекта
Д.И.Писарев
Н.И.Страхов
Я обращаю внимание только на те явления общественной жизни, которыеизображеныв его романе.
Цель его была –изобразитьстрадания, которые терпит живой человек, дойдя до такого разрыва с жизнью.
Этутеориюникак нельзя считать причиной преступления, бедность является главной побудительной причиной.
Он совершил убийство изтеории, это убийство принципа.
Героем его является студент, способный анализировать до мельчайших подробностей все движения собственнойдуши.
Автор хотел представить крепкуюдушу, а не слабосильного и помешанного.
Пример
Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» о духовном восхождении человека. Каждая из новелл – этап духовного пути Ивана Флягина. Одно из самых тяжёлых испытаний – любовь к Груше. Уже первое описание героини нуждается в контекстном прочтении: «…цыганка ходит такая…даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем».
При комментировании эпизода останавливаемся на значении слова «змея» в данном контексте.
Взаимосвязь этапов понимания текста и форм работы со словом
Этапы движения понимания
Формы работы
I. Текст
Составление ассоциативного портрета;
Побуквенная расшифровка имени автора;
«копилка» вопросов;
Лексический и стилистический анализ высказываний героя и о герое;
Опорный конспект;
Эссе;
Энциклопедический словарь одного слова.
II. Прошлые контексты
Параллельный конспект;
семинар;
Творческий зачёт.
III. Собственный контекст
Стилизация
Страничка из дневника;
Сочинение.
Проектно-исследовательская деятельность
Читательская компетентность
Самостоятельность
Самопознание
Рефлексивные умения
Поддержка одаренных детей
Индивидуализация обучения на уроке.
Участие в олимпиадном движении.
Участие в проектной и исследовательской деятельности.
ФГОС: поддержка и развитие способностей
Усиление роли технологий, повышающих практическуюценность знаний
Самостоятельное обучениев режиме оn-linе
Использование возможностейинтернет портала
Максимальное использованиересурсов учреждения
Развитие спектра дополнительных образовательных услуг
Школьное образование -
Обеспечение качественного образованияна основе модернизации в соответствии с ФГОС
Доступность и качествошкольного образования
Защита прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам
Здоровье и безопасность:информационная безопасность
Поддержка и развитиеспособностей
Система управления и эффективная кадровая политика
Поддержка детей сограниченными возможностями здоровья
территория для развития каждого обучающегося
23
К.Д.Ушинский
«Опыт перенять нельзя, перенять можно лишь идею»
Пониманию слова надо учиться и пониманию слова надо учить!