kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поиск условий организации эффективной работы с одарёнными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                 Мастер-класс

 «Поиск условий организации эффективной работы с одарёнными детьми»

Наш сегодняшний разговор – это поиск условий организации эффективной работы с одарёнными детьми. Каждой школе дано муниципальное задание, в котором четко определено, каких результатов должна достигнуть школа в том или ином направлении, в том числе и сколько олимпиадников мы дадим и по каким предметам. Поскольку наша школа гуманитарного профиля, поэтому  перед нами стоит конкретная  задача подготовки  олимпиадников по русскому языку и литературе. Для  ее решения   создана система работы  как на уровне школы, так и на уровне учителя-предметника. На уровне школы система выглядит так, как, наверняка, и в ваших школах:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поиск условий организации эффективной работы с одарёнными детьми»

Мастер - класс Поиск условий организации эффективной работы с одарёнными детьми Учитель МБОУ «СОШ №31 с УИП ХЭП» Губарева Ирина Николаевна г. Нижневартовск, февраль

Мастер - класс

Поиск условий организации эффективной работы с одарёнными детьми

Учитель МБОУ «СОШ №31 с УИП ХЭП»

Губарева Ирина Николаевна

г. Нижневартовск, февраль

Система работы с одаренными детьми . Подготовка к интеллектуальным  конкурсам Выявление одаренных детей  Планирование работы

Система работы

с одаренными детьми .

Подготовка

к

интеллектуальным

конкурсам

Выявление

одаренных

детей

Планирование работы

Выявление одаренных детей Психологические тесты, диагностические карты учащихся, диагностика уровня обучаемости, методика определения уровня обученности. Контрольно- измерительные материалы, наблюдение  на уроке, внеклассные мероприятия анкеты, опросники

Выявление одаренных детей

Психологические тесты,

диагностические карты

учащихся,

диагностика уровня

обучаемости, методика

определения

уровня обученности.

Контрольно-

измерительные

материалы, наблюдение

на уроке,

внеклассные

мероприятия

анкеты, опросники

Система выявления одаренных детей в школе №31 интеллектуальный марафон факультативы в среднем звене элективные курсы в старшей школе дистанционные олимпиады индивидуальные образовательные маршруты для олимпиадников городская школа для одарённых детей школа гуманитарного образования в нашей школе

Система выявления одаренных детей в школе №31

интеллектуальный марафон

факультативы в среднем звене

элективные курсы в старшей школе

дистанционные олимпиады

индивидуальные образовательные маршруты для олимпиадников

городская школа для одарённых детей

школа гуманитарного образования в нашей школе

Анализ  результатов Внеурочная деятельность самоподготовка  Олимпиады   планы работы Предметная подготовка Семинары, учеба

Анализ

результатов

Внеурочная деятельность

самоподготовка

Олимпиады планы работы

Предметная подготовка

Семинары, учеба

Цел ь выступления - показать подготовку одаренных детей на уровне учителя Тема выступления – «Особенности анализа эпического произведения»

Цел ь выступления -

  • показать подготовку одаренных детей на уровне учителя

Тема выступления – «Особенности анализа эпического произведения»

Чтение – это окошко, через которое дети видят   и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,   одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,   начинается кропотливая работа над словами . В.А. Сухомлинский

Чтение – это окошко, через которое дети видят

  и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

  одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

  начинается кропотливая работа над словами .

В.А. Сухомлинский

Анализ произведения Работа со словом

Анализ произведения

Работа со словом

? Как протекает процесс восприятия слова, предложения, текста? ? Каковы механизмы организации правильного процесса чтения?

?

Как протекает процесс восприятия слова, предложения, текста?

?

Каковы механизмы организации правильного процесса чтения?

Интерпретация авторского замысла действительность   Ключевые слова семантика восприятие  СЛОВА смысл Личный опыт ассоциации образы Понятийное ядро представления

Интерпретация

авторского

замысла

действительность

Ключевые слова

семантика

восприятие

СЛОВА

смысл

Личный опыт

ассоциации

образы

Понятийное ядро

представления

рассуждение Коллективная работа КТО СОПРОВОЖДАЕТ? «Медленное чтение» Творческие  способности Коммуникативные компетенции

рассуждение

Коллективная работа

КТО СОПРОВОЖДАЕТ?

«Медленное чтение»

Творческие

способности

Коммуникативные

компетенции

I этап Текст Пример 1 Пример 2 Пример 3 Пример 4 Текст Пример 1 Пример 2 Пример 3 Пример 4 II этап назад, в прошлые контексты Пример 5 назад, в прошлые контексты Пример 5 III этап Вперёд , к созданию своего контекста Пример 6 Вперёд , к созданию своего контекста Пример 6 Модель обучения анализу текста

I этап

  • Текст Пример 1 Пример 2 Пример 3 Пример 4
  • Текст
  • Пример 1
  • Пример 2
  • Пример 3
  • Пример 4

II этап

  • назад, в прошлые контексты Пример 5
  • назад, в прошлые контексты
  • Пример 5

III этап

  • Вперёд , к созданию своего контекста Пример 6
  • Вперёд , к созданию своего контекста
  • Пример 6

Модель обучения анализу текста

И.С.Тургенев «Отцы и дети» 1. Почему автор ставит союз «и» в таких названиях, как «Отцы и дети», «Хорь и Калиныч»? Что это значит? 2. Почему Тургенев назвал свое произведение не «Базаров», а «Отцы и дети»? 3. В чем смысл названия? 4. Почему свой роман Тургенев посвятил Белинскому? 5. Почему свой роман он начинает с даты? Что хотел этим показать? 6. С какой целью в начале романа введена предыстория Кирсановых, описание их родителей, юности? 7. Почему Павел Петрович с самого начала так сильно невзлюбил Базарова? 8. Что влекло Аркадия к Базарову? 9.Есть ли сходство между Базаровым и Аркадием? 10. Что Одинцова хотела от Базарова? Почему она испугалась, когда Базаров признался ей в любви? 11. Почему Одинцова решила приехать к больному Базарову? 12. Почему Базаров в самом начале жизни был такой важный и высокомерный, а умирая, решил, что «видно, не нужен» России? 13. Каким все-таки героем – положительным или отрицательным - является Базаров? 14. Отцы и дети – это что-то единое или разное?

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

1. Почему автор ставит союз «и» в таких названиях, как «Отцы и дети», «Хорь и Калиныч»? Что это значит?

2. Почему Тургенев назвал свое произведение не «Базаров», а «Отцы и дети»?

3. В чем смысл названия?

4. Почему свой роман Тургенев посвятил Белинскому?

5. Почему свой роман он начинает с даты? Что хотел этим показать?

6. С какой целью в начале романа введена предыстория Кирсановых, описание их родителей, юности?

7. Почему Павел Петрович с самого начала так сильно невзлюбил Базарова?

8. Что влекло Аркадия к Базарову?

9.Есть ли сходство между Базаровым и Аркадием?

10. Что Одинцова хотела от Базарова? Почему она испугалась, когда Базаров признался ей в любви?

11. Почему Одинцова решила приехать к больному Базарову?

12. Почему Базаров в самом начале жизни был такой важный и высокомерный, а умирая, решил, что «видно, не нужен» России?

13. Каким все-таки героем – положительным или отрицательным - является Базаров?

14. Отцы и дети – это что-то единое или разное?

ОТЕЦ – м, у кого есть дети, родители, тятя, батюшка, папа, папаша, папенька, Бог, Создатель, Творец, Отец небесный.

  • Первое лицо или первая ипостась св.Троицы, Бог Отец, Бог Сын, Бог дух Святый .
  • Почет, придаваемый всему Духовенству, от Иеродиакона до архимандрита, и от диакона до протоиерея, включит.
  • Родоначальник, предок, прародитель.
  • Благодетель, кормилец, покровитель, заступник.
  • Старший, первый или главный.
  • Изобретатель важной части науки, художества, ремесла или весьма прославившийся чем.
  • Корень, основанье, начало, источник.

(В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.)

  ОТЕЦ – 1. Мужчина по отношению к своим детям.

2. О том, кто является родоначальником, основоположником чего-либо.

3. Название служителей культа.

С.И.Ожегов. Словарь русского языка)

ДИТЯ – (род. дитяти) стар. детя или дите (твор. дитей)- младенец, ребенок, малолетний, дитятей наз. до 14 или 16 лет, когда детство переходит в отрочество.

  • Дитятко ласкательно говорится и взрослому.
  • Дети мн. сыновья и дочери; в отношении к родителям.
  • Малые ребята или девочки вообще.
  • В виде ласки, привета младшему, подчиненному, а от духовного лица всем мирянам.

(В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.)

Энциклопедия одного слова Примерный план словарной статьи о слове.

Энциклопедия одного слова

Примерный план словарной статьи о слове.

  • Лексическое значение слова.
  • История слова.
  • Словообразовательное гнездо.
  • Синонимы и антонимы слова.
  • Слово в иностранных языках.
  • Слово во фразеологических оборотах.
  • Слово в афоризмах.
  • Слово как понятие.
  • Слово в фольклоре.
  • Слово в художественном произведении.
  • Слово в искусстве.
  • Слово в моем творчестве.
  •  

ПРИМЕР работы со словом «странник»

1.Лексическое значение слова.

1.1 Странник: -а.), м. (устар) 1.странствующий человек (обычно бездомный или гонимый).2. Человек, идущий пешком на богомолье,богомолец.

1.2. Странник: Странный, захожий человек с чужбины, проезжий, прохожий; гость, ищущий временного приюта или обрекшийся на тунеядное странничество под предлогом богомолья; скиталец, бездомный проходимец, землепроход.

1.3. Странник: 1. Человек, странствующий пешком. 2. Человек, ходящий на богомолье по т. наз. Святым местам и живущий милостыней. 3.Тот, кто постоянно странствует, передвигается, не находится на месте. 4. То же, что и бегуны ( название одной из старообрядческих сект).

Мне кажется, что лесковский «очарованный странник» - Иван Флягин – это бездомный, гонимый судьбой скиталец, душа которого не находит покоя, «не находится на месте», т.е. он постоянно духовно развивается. Путь Флягина – это путь к Богу, к Богу без церкви ( как у старообрядцев).

2. История слова.

Слово «странный» ( странник) заимствовано из ст.-сл. яз. Суф. Производное от «страна» в значении «чужая страна, народ» в др.-рус. Это значение ещё известно. Первоначально – «чужестранный, чужой», затем – «необыкновенный, непостижимый, странный».

4 . Антонимы и синонимы.

Домосед.

Путешественник, путник, скиталец, кочевник, пилигрим, бродяга.

Мне показалось интересным, что слово «странник» как бы противостоит понятию «дом». Странник не имеет дома, а значит, у него нет гармонии в душе, нет четких нравственных ориентиров. Получается, что странник ищет самого себя.

5. Слово как понятие.

«Странствующий рыцарь» - герой романа Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547 – 1616) «славный рыцарь Дон Кихот Ламанчский».

Вера в мечту, идеал свойственны странникам, мне кажется, что их путь не бессмыслен. У Флягина и Дон Кихота много общего: они оба «не от мира сего»,, находятся в поиске, умеют любить преданно и беззаветно.

 

 

6. Слово в иностранных языках.

В переводе с французского – 1) блуждающий, непостоянный, причудливый;

2) бродяжничество, витание в облаках.

Французские соответствия русского «странник» показывают новое значение слова. Странник – человек, умеющий подниматься над действительностью, жить в ином мире, в этом его «причудливость».

9. Слово в фольклоре и художественной литературе .

Стал он думать о царстве своем, о потерянном счастье.

Странствие в диких лесах его ужасало:

Ум его помутился. «Что за судьба! - про себя он

Так говорил, - не лучше ль мне смерть,

Чем изгнанье и бедность…»

( Махабхарата. Из древнеиндийского эпоса «Наль и Дамаянти»)

  Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

( М.Ю.Лермонтов)

  « Проговорив это, очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом».

( Н.С.Лесков)

В эпосе странничество связано с изгнанием и бедностью. Тема изгнанничества звучит и в стихотворении Лермонтова. Также в этом стихотворении возникает тема вечности.

Героя повести Лескова «гонит» он сам, его судьба, «наитие вещательного духа». О судьбе говорится и в эпосе. Флягин «очарован» судьбой, его путешествие не изгнанничество, это путь к себе, он вечен.

10. Слово в изобразительном искусстве.

«Возвращение блудного сына», гравюра Г.Доре.

Я выбрала это произведение, т.к. каждый странник во время своего пути совершает ошибки и понимает главное.

11. Слово в моём творчестве Слово «странник» или его синонимы, например: путешественник, пилигрим – мне были знакомы из художественной литературы. Но, читая художественную литературу, увлекаешься сюжетом, не придавая значения отдельным словам. А как жаль! Оказывается, отдельно взятое слово может быть не менее интересным, чем само произведение. А как же иначе? Без этих «жемчужинок», нанизываемых на шелковую нить, не получится красивого ожерелья. Слово «странник» для меня до сих пор было просто словом, которое обозначало странствующего человека. После проведенного мною небольшого исследования я была поражена ёмкостью и безграничностью этого слова. Теперь для меня слово «странник» - это вся Вселенная, где мы просто странники». 

11. Слово в моём творчестве

Слово «странник» или его синонимы, например: путешественник, пилигрим – мне были знакомы из художественной литературы. Но, читая художественную литературу, увлекаешься сюжетом, не придавая значения отдельным словам. А как жаль! Оказывается, отдельно взятое слово может быть не менее интересным, чем само произведение. А как же иначе? Без этих «жемчужинок», нанизываемых на шелковую нить, не получится красивого ожерелья. Слово «странник» для меня до сих пор было просто словом, которое обозначало странствующего человека. После проведенного мною небольшого исследования я была поражена ёмкостью и безграничностью этого слова. Теперь для меня слово «странник» - это вся Вселенная, где мы просто странники». 

Рассмотрение образа в системе действующих лиц

Рассмотрение образа в системе действующих лиц

  • « Чувствовал болезненное и трусливое ощущение…Углубился в себя и уединился от всех…Задавлен бедностью…Насущными делами совсем перестал и не хотел заниматься. Столько злобного презрения накопилось в душе молодого человека…( 1 – 1 )
  • «Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд и необщителен: как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока…(1 – 4 )
  • «Исступленному ипохондрику, при тщеславии бешеном, исключительном…
  • «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд, в последнее время мнителен и ипохондрик. Великодушен и горд…Право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются»
Фрагмент конспекта  Д.И.Писарев  Н.И.Страхов Я обращаю внимание только на те явления общественной жизни, которые изображены в его романе. Цель его была – изобразить страдания, которые терпит живой человек, дойдя до такого разрыва с жизнью. Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления, бедность является главной побудительной причиной. Он совершил убийство из теории , это убийство принципа. Героем его является студент, способный анализировать до мельчайших подробностей все движения собственной души. Автор хотел представить крепкую душу , а не слабосильного и помешанного.

Фрагмент конспекта

Д.И.Писарев

Н.И.Страхов

Я обращаю внимание только на те явления общественной жизни, которые изображены в его романе.

Цель его была – изобразить страдания, которые терпит живой человек, дойдя до такого разрыва с жизнью.

Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления, бедность является главной побудительной причиной.

Он совершил убийство из теории , это убийство принципа.

Героем его является студент, способный анализировать до мельчайших подробностей все движения собственной души.

Автор хотел представить крепкую душу , а не слабосильного и помешанного.

Пример

Пример

  • Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» о духовном восхождении человека. Каждая из новелл – этап духовного пути Ивана Флягина. Одно из самых тяжёлых испытаний – любовь к Груше. Уже первое описание героини нуждается в контекстном прочтении: «…цыганка ходит такая…даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем».
  • При комментировании эпизода останавливаемся на значении слова «змея» в данном контексте.
Взаимосвязь этапов понимания текста и форм работы со словом Этапы движения понимания Формы работы I. Текст Составление ассоциативного портрета; Побуквенная расшифровка имени автора; «копилка» вопросов; Лексический и стилистический анализ высказываний героя и о герое; Опорный конспект; Эссе; Энциклопедический словарь одного слова. II. Прошлые контексты Параллельный конспект; семинар; Творческий зачёт. III. Собственный контекст

Взаимосвязь этапов понимания текста и форм работы со словом

Этапы движения понимания

Формы работы

I. Текст

  • Составление ассоциативного портрета;
  • Побуквенная расшифровка имени автора;
  • «копилка» вопросов;
  • Лексический и стилистический анализ высказываний героя и о герое;
  • Опорный конспект;
  • Эссе;
  • Энциклопедический словарь одного слова.

II. Прошлые контексты

  • Параллельный конспект;
  • семинар;
  • Творческий зачёт.

III. Собственный контекст

  • Стилизация
  • Страничка из дневника;
  • Сочинение.
Проектно-исследовательская деятельность Читательская компетентность Самостоятельность Самопознание Рефлексивные умения

Проектно-исследовательская деятельность

Читательская компетентность

Самостоятельность

Самопознание

Рефлексивные умения

Поддержка одаренных детей Индивидуализация обучения на уроке. Участие в олимпиадном движении. Участие в проектной и исследовательской деятельности.

Поддержка одаренных детей

Индивидуализация обучения на уроке.

Участие в олимпиадном движении.

Участие в проектной и исследовательской деятельности.

ФГОС: поддержка и развитие способностей Усиление роли технологий, повышающих практическую  ценность знаний Самостоятельное обучение  в режиме оn-linе Использование возможностей  интернет портала Максимальное использование  ресурсов учреждения Развитие спектра дополнительных образовательных услуг

ФГОС: поддержка и развитие способностей

Усиление роли технологий, повышающих практическую ценность знаний

Самостоятельное обучение в режиме оn-linе

Использование возможностей интернет портала

Максимальное использование ресурсов учреждения

Развитие спектра дополнительных образовательных услуг

Школьное образование - Обеспечение качественного образования  на основе модернизации в соответствии с ФГОС Доступность и качество  школьного образования Защита прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам Здоровье и безопасность:  информационная безопасность Поддержка и развитие  способностей Система управления и эффективная кадровая политика Поддержка детей с  ограниченными возможностями здоровья территория для развития каждого обучающегося 23

Школьное образование -

Обеспечение качественного образования на основе модернизации в соответствии с ФГОС

Доступность и качество школьного образования

Защита прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам

Здоровье и безопасность: информационная безопасность

Поддержка и развитие способностей

Система управления и эффективная кадровая политика

Поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья

территория для развития каждого обучающегося

23

К.Д.Ушинский «Опыт перенять нельзя, перенять можно лишь идею»   Пониманию слова надо учиться и пониманию слова надо учить!

К.Д.Ушинский

«Опыт перенять нельзя, перенять можно лишь идею»

Пониманию слова надо учиться и пониманию слова надо учить!

Спасибо за внимание!

Спасибо

за

внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поиск условий организации эффективной работы с одарёнными детьми

Автор: Губарева Ирина Николаевна

Дата: 20.03.2016

Номер свидетельства: 307879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Развитие творческого потенциала учителя математики в инновационном пространстве специализированной школы для одарённых детей (обобщение передового опыта)"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_uchitelia_matematiki_v_innovatsionnom_prostran"
    ["file_id"] => string(6) "625784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676482584"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Формирование компетенций учителей английского языка "
    ["seo_title"] => string(61) "formirovaniie-kompietientsii-uchitieliei-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "123597"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414517048"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства