1.Новый всплеск интереса к поэзии как выразителя времени
2.Появление множества новых поэтическтх имен и талантов, двух направлений («громкая поэзия» и «тихая лирика»)
3.Многократное увеличение тиражей поэтических книг
4.Крупные собрания любителей поэзии
Новые имена
Евгений Евтушенко
Андрей Вознесенский
Бэлла Ахмадулина
Роберт Рождественский
Николай Рубцов
Арсений Тарковский
Давид Самойлов
Римма Казакова
Кто были мы,
шестидесятники?
На гребне вала пенного
в двадцатом веке,
как десантники
из двадцать первого.
И мы
без лестниц и без робости
на штурм отчаянно полезли,
вернув
отобранный при обыске
хрустальный башмачок поэзии.
Е.Евтушенко «Шестидесятники»
1. Представители – А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко
2.Тематика творчества:
-события эпохи
-прогресс
-научно-техническая революция
-гражданский долг человека
-современное поколение
3.Публицистический пафос поэзии
4.Эстрадность – направленность на большую аудиторию
5.Эксперименты в области поэтики
Е.А.Евтушенко – поэт, прозаик,
литературовед, публицист,
кинорежиссер
1933 г.- родился в Иркутской области (станция Зима)
1951-1954 г.г. - учеба в Литературном институте им. Горького
Поэтические сборники: «Разведчики грядущего», «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко», «Нежность», «Катер связи», «Идут белые снега», «Поэт в России – больше, чем поэт», «Отцовский слух», «В полный рост»
2.Лирический герой – выразитель устремлений всего поколения, не желающего жить по лжи, отказывающегося от стандартов и запретов
Но силу трезвую
ощутил я…
… в парнишке с верой железною,
в безмашинном, босом и злом.
Поэма «Станция Зима»(1955)
Он устоял. Он глаз не прятал.
Он не забудет ничего.
Заклятый враг его – неправда,
И ей не скрыться от него.
«В пальто незимнем, в кепке рыжей…»(1955)
3.Публицистичность поэзии (отклик на острые политические, социальные, нравственные проблемы и ситуации дня, их оценка с точки зрения морали, «житейской морали»)
Моя поэзия,
как Золушка,
забыв про самое свое,
стирает каждый день,
чуть зорюшка,
эпохи грязное белье.
«Золушка»(1960)
4.Интернационализм, гуманистическая направленность поэзии
В душе моей больше, чем семьдесят стран,
все концлагеря,
монументы,
и гордость за нашу эпоху,
и срам,
и шулеры,
и президенты.
«Фуку!»(1985)
Я – расист,
признающий единственную расу –
расу
всех рас.
5.Афористичность
Поэт в России – больше, чем поэт.
Поэтов часто убивают,/Чтобы цитировать потом.
Несчастье иностранным быть не может.
Жизнь без сердца – проигранный бой.
Пришли иные времена./Взошли иные имена.
Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта.
Представители – Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Тряпкин
«Громкая поэзия»
«Тихая лирика»
1.Публицистичность
1.Элегичность
2.Мечты о социальном обновлении
2.Идея возвращения к истокам народной культуры
3.Традиции В.Маяковского
3.Традиции С.Есенина
4.Образы прогресса, научно-технической революции
4.Традиционные фольклорные образы
5.Эксперименты в области поэтики
5.Классический стих
6.Категория «свободы»
6.Категория «традиции»
Поэзия 60-80-ых годов – звено в единой неразрывной цепи великой русской поэзии. «Законами всеединства», поисками Истины, Добра, Красоты она связана со всей мировой культурой.