Открыты урок по произведению А. С. Пушкина "Повести Белкина"
Открыты урок по произведению А. С. Пушкина "Повести Белкина"
Данная презентация знакомит детей с первым прозаическим произведением А. С. Пушкина "Повести Белкина". Учащиеся узнают музее, которыйоткрылся в октябре 1972 года в здании Вырской почтовой станции,познакомятся с главным героем повести Самсоном Выриным и узнают термин "маленький человек".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открыты урок по произведению А. С. Пушкина "Повести Белкина"»
А.С.ПУШКИН«ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»
«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»
«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.Пушкина.
Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость- вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».
Время создания цикла : с 9 сентября по 20 октября 1830 г.(Болдинская осень).
Цикл состоит из 5 повестей:
«Выстрел»;
«Метель»;
«Гробовщик»;
«Станционный смотритель»;
«Барышня-крестьянка
… .
Литературно-мемориальный музей«Дом станционного смотрителя»Ленинградская область
Первый в России музей литературного героя
Памятник ушедшего в прошлое дорожного быта России.
Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. История станции началась в 1800 году, когда ее для удобства перевели из соседнего села Рождествена. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станцией от Петербурга. К сороковым годам XIX века Вырская станция представляла собой уже целый комплекс построек.
В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.
Музей «Дом станционного смотрителя»
Самсон Вырин - слабый и робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие люди.
«Маленький человек»- это герой литературного произведения, который относится к среднему и низшему социальному слою, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.
Почему же несчастен Самсон Вырин?
Во-первых, потому что он не верит в прочность случайного союза Дуни, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное её житье.
Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила без прошлого, настоящего и будущего…
«Маленький» человек
в литературе-
это не только человек низкого чина, без высокого социального статуса, но и человек потерявшийся в жизни, испытывающий страх перед нею, утративший интерес и смысл своего существования.
Два портрета
Самсона Вырина
Май 1816 год
Через 3 - 4 года
«хозяин, человек лет пятидесяти, свежий и бодрый »
«как он постарел !»
«я смотрел на его седину , на глубокие морщины давно небритого лица , на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»
несчастлив
счастлив,
гордится своей дочерью
Притча о блудном сыне
« У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую часть имения». И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: «Сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода.
Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих». Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его исжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном.А отец сказал рабам своим: «Принесителучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?» Он сказал ему: «Брат твой пришёл и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». Он рассердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка.
Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
Сопоставление истории
«блудного сына» и Дуни.
Станционный смотритель
Отец отправляет дочь из родного дома, не предполагая, что расстается с ней навсегда.
Отецищетдочь, чтобы вернуть её домой
Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.
Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.
Невозможность встречи и примирения.Примирение невозможно.
Притча
Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.
Никто не ищет его
Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома
Радостная встреча сына с отцом
Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем
Примирение с отцом
Рембрандт. Возвращение блудного сына. Эрмитаж. Санкт-Петербург
Притча
История Дуни
Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословением отца.
Дуня уезжает тайно, случайно, без согласия и благословения отца
Никто не ищет его.
Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации
Ведет разгульный образ жизни
Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…
Радостная встреча сына с отцом
Боится встречи.
Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в содеянном
Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашлана могилу, проезжая мимо
Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.
Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына
Счастлива ли Дуня?
Дуня, одетая со всей роскошью моды, сидела на ручке его кресел…
А. В. Венециан. 1949 г. Дуня на могиле отца.
Художественная деталь – выразительная подробность в произведении; одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.
В конце повести дочь приезжает на могилу отца в роскошном экипаже, она замужем, у нее дети. Да, но что-то заставляет нас усомниться в том, что Дуня счастлива. Например, то, что она плачет и лежит на могиле отца, выдает какую-то глухую грусть. Внешне жизнь ее блестящая, но под этим блеском тонкий художник намечает чувство вины перед отцом и тоску.
Каждый человек имеет право на выбор
Человек не должен во имя счастья отрекаться от близких.
На чужом несчастье своего счастья не построишь
Проблема «отцов и детей».
Пушкин проповедует доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
Пока мы живы, можно все исправить...Все осознать, раскаяться... Простить.Врагам не мстить, любимым не лукавить,Друзей, что оттолкнули, возвратить...Пока мы живы, можно оглянуться...Увидеть путь, с которого сошли.От страшных снов очнувшись, оттолкнутьсяОт пропасти, к которой подошли.Пока мы живы... Многие ль сумелиОстановить любимых, что ушли?Мы их простить при жизни не успели,А попросить прощенья - не смогли..Когда они уходят в тишину,Туда, откуда точно нет возврата,Порой хватает нескольких минутПонять : о боже, как мы виноваты….Тугая боль – вины последний штрих –Скребет, изводит холодом по коже…За всё, что мы не сделали для них,Они прощают. Мы себя – не можем…
(Э.Асадов)
Написать мини-сочинение на одну из тем:
*Главная мысль в повести «Станционный смотритель».
*Чему учит повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»?