kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Мотивы поступков героев повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема судьбы в произведениях А.С.Пушкина.

Мотивы поступков героев повести «Выстрел».

Предмет: литература

 Краткая аннотация урока:

 Класс: 7 класс

 Тема: Творчество А. С. Пушкина

 Тема урока: Мотивы поступков героев повести «Выстрел».

Тип урока: углубленное изучение произведения.

Цель урока: Выявить особенности сюжета и композиции, жанра, изображения главных героев, пейзажа в произведении, связь изображаемого с центральной идеей повести.

 

Задачи:

- Познакомить с повестью А. С. Пушкина «Выстрел».

- Довести до учащихся авторскую оценку поступков героев, идею произведения;

- Развивать у учащихся умение анализировать произведение, сравнивать героев и их поступки; делать выводы;

- Развивать навыки работы с художественным текстом, навыки поиска ответов на поставленные вопросы, прежде всего, в самом тексте произведения.

Урок-исследование

Класс разделен на три группы.

Ход урока

1. Организационный момент

-( Слайд 1)

«И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…»,-

так писал Александр Сергеевич Пушкин в своём стихотворении. Согласны ли вы с этим? Действительно ли, когда мы читаем произведения А.С.Пушкина, в нас пробуждаются чувства добрые? Какие?

2. Целевая установка. (Слайд 2)Мы сегодня продолжаем разговор о повестях Белкина, эти повести связывает романтическое начало, они и были задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Ещё эти повести связывает сквозная тема -  тема судьбы. А.С.Пушкин придавал этой теме особое значение. На прошлом  уроке мы с вами анализировали, как рок, судьба вмешалась в жизни героев повести «Метель», для кого-то судьба приготовила трагический финал, для кого-то счастливый. Эта тема продолжает звучать в повести «Выстрел , но только немного в другом ключе. Прочитав повесть, мы понимаем, что нельзя только уповать на судьбу, человек своими поступками создаёт свою судьбу. Итак, тема нашего урока: «Мотивы поступков героев повести «Выстрел». Мы попробуем проанализировать поступки героев, к чему они приводят, рассмотрим способы раскрытия характеров героев. В повести «Выстрел» А.С.Пушкин показывает, как по-разному можно прожить жизнь, от чего это зависит.

3. Проверка домашнего задания.(Слайд 3) (Приложение 1)

Наш разговор мы начнём с проверки домашнего задания. Вы должны были прочитать повесть. Посмотрим, как внимательно вы это сделали? Игра на знание содержания повести.

4. Работа с текстом.

На какие части можно композиционно разделить повесть? (Слайд 4)

1.Рассказ о загадочном Сильвио.

2.Рассказ Сильвио о незаконченной дуэли.

3. Жизнь рассказчика в отставке. Знакомство с графом.

4. Граф рассказывает о продолжении дуэли.

События переданы в хронологическом порядке? Нет. Давайте расположим события в хронологическом порядке. Зачем понадобилось автору изменить порядок повествования? В этом интрига, загадка. Один из признаков романтизма. Проверим правильность наших рассуждений (Слайд 5)

5. Анализ героев

Ребята выполняют 1 задание в бланках (Приложение 2)

Закончите предложения:

- Эта повесть о том, как…..

-Центральным героем повести является….

- В повести действует ещё два героя….

Проверка выполнения этого задания. Обсуждение. Дописывают, дополняют те, кто плохо справился.

6. Работа в группах. Каждая группа получает исследовательское задание по анализу своего героя. Нужно проследить по тексту, записать информацию в бланках о том, что представляет собой герой в начале повести и какова его судьба в финале. Каждая группа заполняет таблицу. Ребята зачитывают свои записи. Делаем обобщение. (Слайд 6)

 

 

В начале сюжетной линии

В финале повести

Сильвио

Служил в гусарском полку, привык первенствовать

Погиб в Греции, сражаясь на стороне повстанцев

Граф

Служил в гусарском полку, умён, красив, весел, храбр

Спокойная, счастливая  жизнь в семейном кругу

Рассказчик

Армейский офицер, кутежи, дуэли, карты

Поселился в бедной деревеньке Н***, затворнический образ жизни, чтение книг, хозяйские заботы

Давайте сделаем вывод. Что сразу бросается в глаза? Совершенно верно, на начало повествования жизнь героев схожа, а финал получается разный, почему?  Потому что в процессе жизни герои совершают разные поступки, в совершении поступков они руководствуются разными мотивами.  Давайте проследим по тексту, какими мотивами руководствовались наши герои, почему финал получился различный?

Задания группам. Подготовить рассказ о своём герое, выписать ключевые слова, характеризующие поступки, чувства  после незавершённой  дуэли. В общем виде ребята собирают примерно такую информацию.

Сильвио

Граф

Рассказчик

Опытность

Угрюмость, крутой нрав, злой язык

Загадка, почему он ушёл в отставку

Жил бедно и расточительно

Упражнялся в стрельбе, был искусен

Никогда не участвовал в разговорах о дуэли

Не стал вызывать оскорбившего его офицера на дуэль

Мотив: месть, одиночество

Женился, счастлив в браке

Принимает гостей с видом открытым и дружелюбным

Разговор его свободный и любезный

Обходились как с добрым соседом

Совестно вспоминать дуэль

Чувствует вину перед Сильвио

Принимает месть Сильвио как наказание за грехи молодости

Боится за жену, чувствует перед ней ответственность

Мотив: счастлив, есть, что терять

 

Ведёт жизнь армейского офицера

Сильное влияние на него имеет Сильвио (какая-то таинственность окружает его)

Разочаровывается в Сильвио

Странные противоположные чувства волновали (после рассказа Сильвио)

Ушёл в отставку, ведёт уединенный образ жизни.

Вздыхает о прежней беззаботной жизни

выслушал продолжение рассказа от графа, начало которого поразило его

Мотив: романтически настроен, видит в Сильвио романтическую личность

            Ребята читают ключевые слова, характеризуют поступки героев, делают выводы. (Слайды 7,8,9)

- Кому мстит Сильвио и почему? (Им движет зависть к более удачливому человеку, который никакой обиды ему не причинил).

- На что же он растратил свою жизнь? (На ожидание мести, вынашивание плана мести. Логично, что в конце повести герой погибает. Он потерял смысл жизни, ему незачем жить.)

Итак, давайте сделаем вывод, как мотивы поступков героев влияют на их дальнейшую судьбу. Какова основная идея повести? (Слайд 10)

Зависть, злоба, безотчётное стремление быть первым, одержимость идеей мести ведёт к саморазрушению личности и ,как следствие, к одиночеству. У Сильвио нет будущего. Своими поступками он разрушил свою жизнь.

Любовь, забота о близких, доброе отношение к другим воскрешает личность. Жизнь графа, его поведение резко изменились после женитьбы, ему теперь есть что терять, поэтому свои поступки он теперь соотносит с желаниями любимых людей, с последствиями для любимых людей, у него счастливое будущее.

Таким образом, чему учит нас А.С.Пушкин? (Мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким людям).

Подведение итогов урока. Ребята получают оценки за участие в викторине и за работу в группах.

Домашнее задание: выполнить последнее задание в бланках, ответить на вопрос: какие же чувства добрые пробуждает в нас чтение повести А.С.Пушкина «Выстрел»?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мотивы поступков героев повести А.С.Пушкина "Выстрел" »

Тема судьбы в произведениях А.С.Пушкина.

Мотивы поступков героев повести «Выстрел».

Предмет: литература

Краткая аннотация урока:

Класс: 7 класс

Тема: Творчество А. С. Пушкина

Тема урока: Мотивы поступков героев повести «Выстрел».

Тип урока: углубленное изучение произведения.

Цель урока: Выявить особенности сюжета и композиции, жанра, изображения главных героев, пейзажа в произведении, связь изображаемого с центральной идеей повести.



Задачи:

- Познакомить с повестью А. С. Пушкина «Выстрел».

- Довести до учащихся авторскую оценку поступков героев, идею произведения;

- Развивать у учащихся умение анализировать произведение, сравнивать героев и их поступки; делать выводы;

- Развивать навыки работы с художественным текстом, навыки поиска ответов на поставленные вопросы, прежде всего, в самом тексте произведения.

Урок-исследование

Класс разделен на три группы.

Ход урока

1. Организационный момент

-( Слайд 1)

«И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…»,-

так писал Александр Сергеевич Пушкин в своём стихотворении. Согласны ли вы с этим? Действительно ли, когда мы читаем произведения А.С.Пушкина, в нас пробуждаются чувства добрые? Какие?

2. Целевая установка. (Слайд 2)Мы сегодня продолжаем разговор о повестях Белкина, эти повести связывает романтическое начало, они и были задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Ещё эти повести связывает сквозная тема - тема судьбы. А.С.Пушкин придавал этой теме особое значение. На прошлом уроке мы с вами анализировали, как рок, судьба вмешалась в жизни героев повести «Метель», для кого-то судьба приготовила трагический финал, для кого-то счастливый. Эта тема продолжает звучать в повести «Выстрел , но только немного в другом ключе. Прочитав повесть, мы понимаем, что нельзя только уповать на судьбу, человек своими поступками создаёт свою судьбу. Итак, тема нашего урока: «Мотивы поступков героев повести «Выстрел». Мы попробуем проанализировать поступки героев, к чему они приводят, рассмотрим способы раскрытия характеров героев. В повести «Выстрел» А.С.Пушкин показывает, как по-разному можно прожить жизнь, от чего это зависит.

3. Проверка домашнего задания.(Слайд 3) (Приложение 1)

Наш разговор мы начнём с проверки домашнего задания. Вы должны были прочитать повесть. Посмотрим, как внимательно вы это сделали? Игра на знание содержания повести.

4. Работа с текстом.

На какие части можно композиционно разделить повесть? (Слайд 4)

1.Рассказ о загадочном Сильвио.

2.Рассказ Сильвио о незаконченной дуэли.

3. Жизнь рассказчика в отставке. Знакомство с графом.

4. Граф рассказывает о продолжении дуэли.

События переданы в хронологическом порядке? Нет. Давайте расположим события в хронологическом порядке. Зачем понадобилось автору изменить порядок повествования? В этом интрига, загадка. Один из признаков романтизма. Проверим правильность наших рассуждений (Слайд 5)

5. Анализ героев

Ребята выполняют 1 задание в бланках (Приложение 2)

Закончите предложения:

- Эта повесть о том, как…..

-Центральным героем повести является….

- В повести действует ещё два героя….

Проверка выполнения этого задания. Обсуждение. Дописывают, дополняют те, кто плохо справился.

6. Работа в группах. Каждая группа получает исследовательское задание по анализу своего героя. Нужно проследить по тексту, записать информацию в бланках о том, что представляет собой герой в начале повести и какова его судьба в финале. Каждая группа заполняет таблицу. Ребята зачитывают свои записи. Делаем обобщение. (Слайд 6)




В начале сюжетной линии

В финале повести

Сильвио

Служил в гусарском полку, привык первенствовать

Погиб в Греции, сражаясь на стороне повстанцев

Граф

Служил в гусарском полку, умён, красив, весел, храбр

Спокойная, счастливая жизнь в семейном кругу

Рассказчик

Армейский офицер, кутежи, дуэли, карты

Поселился в бедной деревеньке Н***, затворнический образ жизни, чтение книг, хозяйские заботы

Давайте сделаем вывод. Что сразу бросается в глаза? Совершенно верно, на начало повествования жизнь героев схожа, а финал получается разный, почему? Потому что в процессе жизни герои совершают разные поступки, в совершении поступков они руководствуются разными мотивами. Давайте проследим по тексту, какими мотивами руководствовались наши герои, почему финал получился различный?

Задания группам. Подготовить рассказ о своём герое, выписать ключевые слова, характеризующие поступки, чувства после незавершённой дуэли. В общем виде ребята собирают примерно такую информацию.

Сильвио

Граф

Рассказчик

Опытность

Угрюмость, крутой нрав, злой язык

Загадка, почему он ушёл в отставку

Жил бедно и расточительно

Упражнялся в стрельбе, был искусен

Никогда не участвовал в разговорах о дуэли

Не стал вызывать оскорбившего его офицера на дуэль

Мотив: месть, одиночество

Женился, счастлив в браке

Принимает гостей с видом открытым и дружелюбным

Разговор его свободный и любезный

Обходились как с добрым соседом

Совестно вспоминать дуэль

Чувствует вину перед Сильвио

Принимает месть Сильвио как наказание за грехи молодости

Боится за жену, чувствует перед ней ответственность

Мотив: счастлив, есть, что терять


Ведёт жизнь армейского офицера

Сильное влияние на него имеет Сильвио (какая-то таинственность окружает его)

Разочаровывается в Сильвио

Странные противоположные чувства волновали (после рассказа Сильвио)

Ушёл в отставку, ведёт уединенный образ жизни.

Вздыхает о прежней беззаботной жизни

выслушал продолжение рассказа от графа, начало которого поразило его

Мотив: романтически настроен, видит в Сильвио романтическую личность

Ребята читают ключевые слова, характеризуют поступки героев, делают выводы. (Слайды 7,8,9)

- Кому мстит Сильвио и почему? (Им движет зависть к более удачливому человеку, который никакой обиды ему не причинил).

- На что же он растратил свою жизнь? (На ожидание мести, вынашивание плана мести. Логично, что в конце повести герой погибает. Он потерял смысл жизни, ему незачем жить.)

Итак, давайте сделаем вывод, как мотивы поступков героев влияют на их дальнейшую судьбу. Какова основная идея повести? (Слайд 10)

Зависть, злоба, безотчётное стремление быть первым, одержимость идеей мести ведёт к саморазрушению личности и ,как следствие, к одиночеству. У Сильвио нет будущего. Своими поступками он разрушил свою жизнь.

Любовь, забота о близких, доброе отношение к другим воскрешает личность. Жизнь графа, его поведение резко изменились после женитьбы, ему теперь есть что терять, поэтому свои поступки он теперь соотносит с желаниями любимых людей, с последствиями для любимых людей, у него счастливое будущее.

Таким образом, чему учит нас А.С.Пушкин? (Мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким людям).

Подведение итогов урока. Ребята получают оценки за участие в викторине и за работу в группах.

Домашнее задание: выполнить последнее задание в бланках, ответить на вопрос: какие же чувства добрые пробуждает в нас чтение повести А.С.Пушкина «Выстрел»?

Приложение 1

Викторина на знание содержания повести А.С.Пушкина «Выстрел».

  1. Какова, по мнению рассказчика, жизнь армейского офицера?

(«Утром учение, манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты»).

  1. О ком это говорится? «…его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы». (Сильвио)

  2. Чем были знаменательны для офицеров вторник и пятница? ( это были почтовые дни, офицерам привозили деньги, письма, газеты).

  3. Какой предмет, памятник поединка с графом, демонстрирует Сильвио рассказчику? (красная шапка с золотою кистью с галуном)

  4. Сколько лет примерно было Сильвио, когда он дрался на дуэли с графом? ( 35-6=29)

  5. За что на балу граф дал Сильвио пощёчину? ( Сильвио сказал ему на ухо какую-то плоскую грубость)

  6. В какое время года и время суток состоялась дуэль Сильвио с графом? (Это было на рассвете, весной).

  7. Почему во время дуэли Сильвио уступил противнику первый выстрел? ( Волнение злобы было сильно , не понадеялся на верность руки.

  8. Почему Сильвио отказался стрелять на дуэли? («Что пользы.. лишить его жизни, когда он ею не дорожит)

  9. Какая информация содержалась в письме, которое сильно взволновало Сильвио? («Известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой».

  10. Что было изображено на картине, которая привлекла внимание рассказчика в доме богатых соседей. ( изображала какой-то вид из Швейцарии)

  11. О ком это говорит рассказчик? «Лучший стрелок, которого удалось мне встретить, стрелял каждый день, по крайней мере три раза перед обедом».

  12. Как объяснил Сильвио отказ стрелять в графа во второй раз? («Я доволен: я видел твоё смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить)

  13. Почему Сильвио не вызвал пьяного поручика Р*** на дуэль? («…не имею права подвергать себя смерти. Шесть лет назад я получил пощёчину, и враг мой ещё жив».

  14. С каким животным сравнивается Сильвио, когда он рассказывает о причине своего скорого отъезда рассказчику? («…стал ходить взад и вперёд по комнате, как тигр по своей клетке»)

  15. Когда прибыли графиня с мужем в своё поместье? (в начале июня)

  16. Кто поведал рассказчику историю дуэли с отложенным выстрелом? (Сначала Сильвио, затем граф)

  17. Как относился Сильвио к рассказчику? (любил, уважал его мнение)

Приложение 2

Тема судьбы в произведениях А.С.Пушкина.

Мотивы поступков героев повести «Выстрел».

1. Закончите предложения:

- Эта повесть о том, как___________________________________________________

________________________________________________________________________

-Центральным героем повести является _________________________

- В повести действует ещё два героя____________________________

2. Заполните таблицу:

Имя героя

В начале сюжетной линии

В финале повести








3. Подготовить рассказ о своём герое, выписать ключевые слова, характеризующие поступки, чувства героя:













4. Вывод: давайте соотнесём поступки героев, их образ жизни и финал, закономерен ли он?

Сильвио

Зависть, злоба,

Безотчётное стремление быть первым Одержимость идеей мести

Одиночество


Саморазрушение личности

Нет будущего

Граф

Любовь

Забота о близких Доброе отношение к другим


Воскрешение личности

Счастливое будущее

5. Какие добрые чувства пробудила в вас повесть «Выстрел»?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Мотивы поступков героев повести А.С.Пушкина "Выстрел"

Автор: Ятнина Елена Васильевна

Дата: 04.10.2014

Номер свидетельства: 116356


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства