Особенности поэзии
А.А.Фета
Prezentacii.com
Цель
Познакомить с особенностями лирики А.А.Фета Проанализировать стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» (1850)
1820 - 1892
Особенности поэзии А.А.Фета
В русской поэзии трудно найти более
мажорного и жизнеутверждающего поэта
В поэзии Фета отсутствую
гражданские мотивы и
социальные вопросы –
он поэт чистого искусства.
Природа в творч6естве Фета – только лишь объект
художественного восторга, эстетического наслаждения, ее
образы никак не связаны с человеческими нуждами и
трудом. Это отличает поэзию Фета от поэзии, например,
Н.А.Некрасова. Явления природы описываются более
детально и подробно, чем у других поэтов.
Поэт стремился запечатлеть не сами движения
Поэзия Фета ограничена
узким кругом тем.
любовного чувства и природы, а впечатления
Основные темы его
от этих движений. Его стихи создают настроение,
поэзии – природа и любовь.
как картины импрессионистов. Его основной
художественный прием – психологический
параллелизм.
Главный мотив и идея творчества Фета - красота.
Он считал, что назначение поэзии – помочь человеку
выйти из мира страданий и печали и погрузиться в
мир красоты. Фет утверждал: «Нельзя перед вечной
красотой не петь, не славить, на молиться».
Весенний дождь
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Опять осенний блеск денницы…
Опять осенний блеск денницы
Дрожит обманчивым огнем.
И уговор заводят птицы
Умчаться стаей за теплом.
И болью сладостно-суровой
Так радо сердце вновь заныть.
И в ночь краснеет лист кленовый,
Что, ночь любя, не в силах жить.
"Какая ночь! Как воздух чист..."
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
Импрессионизм в лирике А.Фета
Термин «импрессионизм» образован от французского
слова impression, что означает впечатление.
Воспроизведение не предмета, а впечатления о нем
впервые появилось в лирике Фета. Живописцев,
работающих в этой манере называют импрессионистами
Фет сознательно изображает не
Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
Поэт широко использует
олицетворение:
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
предмет, а впечатление, которое он
Цветы глядят с тоской
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
производит. Его не интересуют детали,
влюбленной
Неподвижные формы, он передает
Раскрасневшись, шатается ельник…
Безгрешно чисты, как
изменчивость природы или души
человека:
весна…
Он не столько уподобляет
природу человеку, сколько
наполняет ее человеческими
(Здесь ночь безветренна, это блики от
эмоциями.
костра вызывают впечатление, будто
деревья шатаются. Запечатлены
не ели-гиганты, а впечатление поэта
Импрессионизм в лирике А.Фета
Преклонение
Нарочитая
перед чистой
красивость,
красотой
даже
сусальность
Яркий пример импрессионизма
в поэзии -стихотворение
"Шепот, робкое дыханье..."
Основные черты
импрессионизма в
поэзии Фета
Частое
Интерес не к
предметам, а к
употребление
впечатлениям
эпитетов:
Волшебный,
Нежный,
Сладостный,
Чудный
Шепот, робкое дыханье…
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Сравним стихотворение Фета
с работами художников импрессионистов
Клод Моне
Эдгар Дега
Весенние Деревья у Озера
Репетиция балета
Энри Тулуз-Латрек
Поль Сезан
Автопортрет
Пьеро и Арлекин
Камиль Писсаро
Площпдь Театра Франсез
Три строфы о любовном свидании.
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Без единого глагола, только
Серебро и колыханье
короткими назывными предложениями
передано напряженное лирическое
Сонного ручья.
переживание. Это стихотворение
Свет ночной, ночные тени,
сравнивают с картинами
импрессиониста Поля Синьяка:
Тени без конца,
написанные легкими мазками,
Ряд волшебных изменений
даже точками, они создают
Милого лица,
самые различные ощущения,
В дымных тучках пурпур розы,
связанные с законом оптического
восприятия. Соединяя световые
Отблеск янтаря,
лучи, зритель сам синтезирует нужный
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
цвет. Примерно то же происходит при
чтении стихотворения Фета.
Поль Синьяк
Поль Синьяк
Марсельский порт
Сосна в Сен-Тропе
Поль Синьяк. «Сена в Herblay»
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур
розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
В первом четверостишии дано
описание вечера мелкими
мазками-существительными
(шепот, дыхание, серебро,
колыханье). Соединенные с
эпитетами, они передают ощущение
от встречи влюбленных.
В каждой строфе – свои краски и звуки, а все вместе
сливается в красоту и магию ночи любви и любовного
свидания.
Использованы чередующиеся длинные и короткие
строчки – это усиливает напевность и музыкальность.
Хотя в стихотворении нет ни одного глагола,
но присутствует ощущение постоянного беспрерывного
движения.
Во втором четверостишии – описание
ночи любви. В первой строке эпитет
ночной усиливает магию ночи,
волшебно изменившую черты
возлюбленной.
В третьем четверостишии мы видим утро, слезы
счастья и расставания. Используется прием
психологического параллелизма: картины природы в
красках зари соответствуют состоянию души
влюбленных:
И лобзания, и слезы,
И заря, заря…
Многоточие не заканчивает ночь любви.
Я пришел к тебе с приветом…
Рассказать, что с той же страстью,
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Как вчера, пришел я снова,
Что оно горячим светом
Что душа все так же счастью
По листам затрепетало.
И тебе служить готова.
Рассказать, что отовсюду
Рассказать, что лес проснулся,
На меня весельем веет,
Весь проснулся, веткой каждой,
Что не знаю сам, что буду
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
Петь ,– но только песня зреет.
Домашнее задание
Проанализировать стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» Выучить наизусть одно из стихотворений А.Фета о любви или о природе.