После поэтической реформы М.Ломоносова (середина XVIII в.) русская лирика развивается в рамках силлабо-тонической системы. Постепенно реформируется и приближается к современному не только поэтический строй, но и стиль. Поэзия со временем избавляется от тяжеловесной архаичности, от обилия слов церковнославянского происхождения, от чрезмерной патетики (эти признаки были свойственны родоначальникам русской силлабо-тоники: М.Ломоносову, А.Тредиаковскому, В.Сумарокову, В.Капнисту и др.), от подражательности западным образцам. Наряду с гражданскими темами, лирика в большей степени отражает то, что и должна: внутренний мир человека, его чувства, переживания, отклики на окружающий его мир отношений. В этом огромная заслуга русских поэтов-романтиков, первым из которых называют В.А.Жуковского, познакомившего русскую читающую публику с образцами западно-европейской лирики в собственных переводах и поэтических переложениях ("Лесной царь" И.-В.Гете; "Кубок", "Перчатка", "Прощание Гектора с Андромахой", "Рыцарь Тогенбург" и др. Ф.Шиллера, "Сельское кладбище" Т.Грэя, "Эллизиум" Ф.фон Маттисона, "Замок Смальгольм" В.Скотта и мн.-мн. др.). Жуковский стал и первым оригинальным поэтом-романтиком, которого волновали тайны мира и природы ("Море", "Цветок"), героические подвиги русской армии в войне 1812 года, в которых он видел возвышенные проявления лучших качеств россиян - истинных патриотов Отечества ("Певец во стане русских войнов"), глубокий и непостижимый мир человеческих чувств ("Вечер", "Пловец", "Эолова арфа", "Весеннее чувство" и мн.др.), красота и очарование далекой старины ("Светлана").
Расцветом русской лирики стали первые три десятилетия XIX века, недаром названные"золотым веком" русской поэзии: творения А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Глинки, Е.Баратынского, Д.Веневитинова, И.Козлова, Ф.Тютчева, поэтов "пушкинской плеяды" (А.Дельвига, В.Кюхельбекера и др.) составили славу русской поэзии, открыли ей широкий путь в мировую литературу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности лирики первой половины XIX века »
Лирика в первой половинеXIXвека
Исполнитель: Бирюкова Вероника,
студентка 1 «КП» группы
Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин .
Первая половинаXIXвека – «золотой век русской литературы».Для художественной культуры первой половиныXIXв. были характерны быстрая смена идейно – художественных направлений. Одновременное сосуществование разных художественных стилей. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру. Основное направление в художественной литературе первых десятилетийXIXв. – романтизм.
В.А. Жуковский
Н.М. Карамзин
К.Ф. Рылеев
И.А. Крылов
А.С. Пушкин
Пир Петра Великого
Над Невою резво вьются
Флаги пестрые судов;
Звучно с лодок раздаются
Песни дружные гребцов;
В царском доме пир веселый;
Речь гостей хмельна, шумна;
И Нева пальбой тяжелой
Далеко потрясена.
Что пирует царь великий
В Питербурге-городке?
Отчего пальба и клики
И эскадра на реке?...
А.А. Дельвиг
Герои его песен простые
молодцы и девушки, которые
страдают по воле и счастливой
любви.
Н. М. Языков
Выразил протест вольной
юности в элегиях, песнях, гимнах.
Прославлял богатырский размах
сил, наслаждение молодостью,
здоровьем.
П.А. Вяземский
Способствовал слиянию гражданской и личной тем, объясняя элегические чувства общественными причинами.
Е.А. Баратынский
Крупнейший поэт русского романтизма, автор элегий, посланий, поэм. Вместо иллюзий он предпочитает спокойное и трезвое размышление. Его стихотворения наполнены философским смыслом .
М.Ю. Лермонтов
Неприятие поэтом окружающей
действительности приобретало
ярко выраженный социальный
характер
В творчестве поэта
переплетались личные,
гражданские, философские
мотивы
Вещая душа
Философская тема нашла своё продолжение в
творчестве поэта
Ф.И. Тютчева.
Н.В. Гоголь
В.Г. Белинский
оценил
«Мёртвые души»
так: «..творение
чисто русское,
национальное
выхваченное
из тайников
народной
жизни…».
Великий русский критик
Русский мыслитель, писатель,
литературный критик, публицист,
философ-западник.
И.С. Тургенев
И.А. Гончаров
А.Н. Островский
Ф.М. Достоевский
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половинеXIXв. позволил назвать это время ее "золотым веком". Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Тургенева и Достоевского. В мировой фонд навечно вошли творения многих русских художников, писателей, музыкантов, архитекторов. Развитие русской культуры первой половины девятнадцатого века в конечном счёте определялось экономическими и социально -политическими процессам, происходившими в жизни страны. В середине девятнадцатого века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. Завершился процесс формирования национальной культуры.