kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Одежда древних славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа "Одежда древних славян" выполнена Васяевой Ольгой Владимировной, учителем русского языка МОУ «Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» в рамках проекта "Семейные ценности", реализуемого на базе данного учебного заведения. В работе представлены материалы из истории создания одежды древних славян. Работа проиллюстрирована. Данный материал рекомендован для использования во внеурочное время с учащимися.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Одежда древних славян" »

Одежда древних славян Автор: Васяева Ольга Владимировна, учитель русского языка МОУ «РПКГ имени преподобного Сергия Радонежского»

Одежда древних славян

Автор: Васяева Ольга Владимировна, учитель русского языка МОУ «РПКГ имени преподобного Сергия Радонежского»

СОЗЕРЦАЯ ПОЛОТНА ЖИВОПИСЦЕВ Поражаешься могучей изобразительной силе знаменитых живописцев Васнецова, Билибина. Именно их работы определяют образ нашего далекого прошлого в современном сознании. Однако художники пользовались в лучшем случае материалами XVI-XVII веков. Между тем, имеющиеся на сегодняшний день данные археологии позволяют довольно точно реконструировать облик наших предков даже отдаленного былинного периода, называемого Древней Русью (то есть до распада Древне русского государства в середине XI в.)

СОЗЕРЦАЯ ПОЛОТНА ЖИВОПИСЦЕВ

Поражаешься могучей изобразительной силе знаменитых живописцев Васнецова, Билибина.

Именно их работы определяют образ нашего далекого прошлого в современном сознании.

Однако художники пользовались в лучшем случае материалами XVI-XVII веков. Между тем, имеющиеся на сегодняшний день данные археологии позволяют довольно точно реконструировать облик наших предков даже отдаленного былинного периода, называемого Древней Русью (то есть до распада Древне русского государства в середине XI в.)

Одежда в те времена несла гораздо большую смысловую нагрузку, чем сегодня, являясь своеобразной визитной карточкой человека. Недаром существует поговорка о том, что «встречают по одежке…»: по костюму человека современники легко могли определить его происхождение, социальное, имущественное и семейное положение

Одежда в те времена несла гораздо большую смысловую нагрузку, чем сегодня, являясь своеобразной визитной карточкой человека.

Недаром существует поговорка о том, что «встречают по одежке…»: по костюму человека современники легко могли определить его происхождение, социальное, имущественное и семейное положение

Из чего же состоял гардероб древних русичей, которые жили в златоглавом Киеве, Новгороде, Владимире и Суздале?   Находки археологов и старинные летописи помогают нам восстановить облик «модниц» Древней Руси.

Из чего же состоял гардероб древних русичей, которые жили в златоглавом Киеве, Новгороде, Владимире и Суздале?

Находки археологов и старинные летописи помогают нам восстановить облик «модниц» Древней Руси.

Женский наряд состоял из длинной рубахи до пят и юбки-поневы Женский костюм

Женский наряд состоял из длинной рубахи до пят и юбки-поневы

Женский костюм

ПОНЕВА Понева – древняя одежда. Упоминается еще в письменных источниках домонгольского периода. Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетенным узким пояском; ее носили только замужние женщины.

ПОНЕВА

Понева – древняя одежда. Упоминается еще в письменных источниках домонгольского периода.

Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетенным узким пояском; ее носили только замужние женщины.

Женская рубаха Была длиннее мужской – она доходила до ступни.  Подпоясывали её расшитым охранительными узорами поясом.  Узорами расшивались горловина, подол и запястья.

Женская рубаха

Была длиннее мужской – она доходила до ступни.

Подпоясывали её расшитым охранительными узорами поясом.

Узорами расшивались горловина, подол и запястья.

На рубаху сверху надевали девушки – запону , которая была короче рубахи и по бокам не сшивалась;  женщины – разноцветную поневу  (юбку), она также не сшивалась по бокам, а стягивалась на талии  гашником.   В праздник поверх этих  одежд надевался нарядный  навершник  – длинный, широкий, с короткими широкими рукавами, придававший фигуре особую величавость.

На рубаху сверху надевали

девушки – запону , которая была короче рубахи и по бокам не сшивалась;

женщины – разноцветную поневу (юбку), она также не сшивалась по бокам, а стягивалась на талии гашником.

В праздник поверх этих одежд надевался нарядный навершник – длинный, широкий, с короткими широкими рукавами, придававший фигуре особую величавость.

Сарафан  входит в широкий обиход не раньше конца XI в., являясь одеждой, заимствованной у скандинавов. Традиционный русский сарафан – глухой, с пришитыми сверху лямками и одевается через голову.    Скандинавский же сарафан – хрангерок, состоял, как правило, из двух полотнищ, соединявшихся друг с другом и с лямками при помощи парных застежек-фибул скорлупообразной формы.

Сарафан входит в широкий обиход не раньше конца XI в., являясь одеждой, заимствованной у скандинавов.

Традиционный русский сарафан – глухой, с пришитыми сверху лямками и одевается через голову.

Скандинавский же сарафан – хрангерок, состоял, как правило, из двух полотнищ, соединявшихся друг с другом и с лямками при помощи парных застежек-фибул скорлупообразной формы.

ОДНИМ  ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ КОСТЮМА ЯВЛЯЛСЯ ПОЯС Появиться неподпоясанным считалось неприличным для мужчины и совершенно невозможным для женщины, за исключением определенных культовых обрядов.  На браслете XII в. Сохранилось изображение неподпоясанной девушки с распущенными волосами и длинными рукавами, плывущей в танце. Вероятно, там запечатлена сцена языческого праздника Ивана Купала. Женские пояса всегда были матерчатыми: тканными или плетенными

ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ КОСТЮМА ЯВЛЯЛСЯ ПОЯС

Появиться неподпоясанным считалось неприличным для мужчины и совершенно невозможным для женщины, за исключением определенных культовых обрядов.

На браслете XII в. Сохранилось изображение неподпоясанной девушки с распущенными волосами и длинными рукавами, плывущей в танце. Вероятно, там запечатлена сцена языческого праздника Ивана Купала.

Женские пояса всегда были матерчатыми: тканными или плетенными

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

  • Головные повязки: у женщин это был девичий головной убор, называвшийся «краса». Он представлял собой повязку из яркой дорогой ткани, украшенную как можно богаче. «Красу» часто расшивали серебром, жемчугом или даже золотом.
  • Носили также тонкие металлические венчики – диадемы.
  • Замужние женщины и вдовы всегда покрывали голову «платком-повоем», который также мог богато украшаться.
УКРАШЕНИЯ Из украшений, кроме  браслетов, женщины  носили бусы из цветно  го стекла, хрусталя и  долика и ожерелья, включающие всевозможные украшения-подвески.

УКРАШЕНИЯ

  • Из украшений, кроме

браслетов, женщины

носили бусы из цветно

го стекла, хрусталя и

долика и ожерелья, включающие всевозможные украшения-подвески.

  • Дети и женщины надевали привески-бубенчики из бронзы, реже из серебра, привешивающиеся обычно к поясу. Бубенчики, связанные с Богом Грозы Перуном, играли роль оберегов.
  • Типично славянским женским украшением были височные кольца, имевшие различную форму.
Женская обувь Обувь была в основном кожаной. Археологи находят и грубые, скроенные из одного куска кожи, поршни, и изящные, сшитые на колодке башмаки. Вся обувь не имела каблуков. Простонародье охотно обувалось в лапти, не столько по бедности, сколько потому, что эта легкая, удобная и гигиеничная обувь была чрезвычайно удобна, например, при полевых работах

Женская обувь

  • Обувь была в основном кожаной.
  • Археологи находят и грубые, скроенные из одного куска кожи, поршни, и изящные, сшитые на колодке башмаки.
  • Вся обувь не имела каблуков.
  • Простонародье охотно обувалось в лапти, не столько по бедности, сколько потому, что эта легкая, удобная и гигиеничная обувь была чрезвычайно удобна, например, при полевых работах

МУЖСКОЙ КОСТЮМ Основными видами мужскойодежды были рубаха и порты , причем у знати это была нижняя одежда, у народа – основная. Чем богаче был человек, тем многослойнее был его костюм

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Основными видами мужскойодежды были рубаха и порты , причем у знати это была нижняя одежда, у народа – основная.

Чем богаче был человек, тем многослойнее был его костюм

Рубаха Это древнейшая из одежд, ибо её название восходит к древнему слову «руб», то есть «самый грубый». Рубаха доходила до колен. Имела круглый ворот (иногда прослеживается и воротник- стойка, однако широкое распространение в русском костюме он получает в более позднее время)

Рубаха

Это древнейшая из одежд, ибо её название восходит к древнему слову «руб», то есть «самый грубый».

Рубаха доходила до колен. Имела круглый ворот (иногда прослеживается и воротник- стойка, однако широкое распространение в русском костюме он получает в более позднее время)

Длина рубахи, материал, из которого она сшита, и характер орнаментов определялись социальной принадлежностью и возрастом. Длинные рубахи носили знатные и пожилые люди.  Более короткие – другие сословия, так  как будни народа были наполнены  тяжелой работой и одежда не должна  была сковывать движений.    Рубаху носили на выпуск и     обязательно с поясом.

Длина рубахи, материал, из которого она сшита, и характер орнаментов определялись социальной принадлежностью и возрастом.

Длинные рубахи носили знатные и пожилые люди.

Более короткие – другие сословия, так как будни народа были наполнены тяжелой работой и одежда не должна была сковывать движений.

Рубаху носили на выпуск и обязательно с поясом.

МУЖСКОЙ ПОЯС

МУЖСКОЙ ПОЯС

  • Составлял 1,5-2 см в ширину, имел металлическую пряжку и , довольно часто, наконечник.
  • Люди, принадлежащие к полиэтнической культуре – профессиональные воины и вожди купеческих ватаг, любили носить заимствованные у степных воителей наборные пояса – ремни, покрытые серебряными или бронзовыми фигурными накладками.
  • К поясу подвешивались всевозможные необходимые вещи: нож, оселок и др.
Порты , суженые у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали ещё одни – шелковые или суконные.  Они стягивались на поясе шнурком – гашником (отсюда выражение «держать что-то в загашнике»). Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами или обертывались онучами (куски полотна 2,5 метров), и на них надевали лапти , в ушки которых продергивались завязки –  оборы, ими и обвивались онучи.

Порты , суженые у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали ещё одни – шелковые или суконные.

Они стягивались на поясе шнурком – гашником (отсюда выражение «держать что-то в загашнике»).

Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами или обертывались онучами (куски полотна 2,5 метров), и на них надевали лапти , в ушки которых продергивались завязки – оборы, ими и обвивались онучи.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ Из головных уборов можно выделить три типа: - колпак -шапка -головная повязка Колпаки  делались цельноваляными из шерсти, полукруглыми или остроконечными. Это очень древняя форма головного убора, являющаяся еще и удобным подшлемником. Колпаки отделывали тесьмой по краю и швам. Шапка – головной убор полусферической формы, часто из яркой нарядной ткани, отороченный мехом, известна по древним идолам и изображениям князей. Головные повязки , удерживающие длинные волосы изготовлялись из самых разных материалов: кожи, ткани, бересты.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

  • Из головных уборов можно выделить три типа:

- колпак

-шапка

-головная повязка

Колпаки делались цельноваляными из шерсти, полукруглыми или остроконечными. Это очень древняя форма головного убора, являющаяся еще и удобным подшлемником. Колпаки отделывали тесьмой по краю и швам.

Шапка – головной убор полусферической формы, часто из яркой нарядной ткани, отороченный мехом, известна по древним идолам и изображениям князей.

Головные повязки , удерживающие длинные волосы изготовлялись из самых разных материалов: кожи, ткани, бересты.

ОБУВЬ САПОГИ изначально обувь кочевников, были распространены довольно мало. ЛАПТИ были: толстые и тонкие темные и светлые простые и с плетёнными узорами нарядные – из подкрашенного разноцветного лыка. Обувь надевалась на шерстяные носки-копытца без пяток, вязанные иглой, или портянки. Сверху наматывались шерстяные обмотки-онучи, поднимавшиеся на четверть икры. Мужчины наматывали их поверх штанов, а женщины – на голую ногу.

ОБУВЬ

САПОГИ изначально обувь кочевников, были распространены довольно мало.

ЛАПТИ были:

толстые и тонкие

темные и светлые

простые и с плетёнными узорами

нарядные – из подкрашенного разноцветного лыка.

Обувь надевалась на шерстяные носки-копытца без пяток, вязанные иглой, или портянки. Сверху наматывались шерстяные обмотки-онучи, поднимавшиеся на четверть икры. Мужчины наматывали их поверх штанов, а женщины – на голую ногу.

Верхняя одежда Верхней одеждой древних руссов являлся плащ прямоугольной формы, длиной обычно до середины икр. Он делался из двойного слоя шерсти, мог подбиваться мехом, богато отделываться по краю тесьмой и вышивкой. В Х в. У представителей высших слоев общества появляются заимствованные у южных соседей, хазар и алан, кафтаны. Русские кафтаны  были льняными или шелковыми, с разрезами сзади и сбоков, с круглым или стоячим воротом. Кафтаны шились длиной чуть ниже колен или до середины икр.

Верхняя одежда

Верхней одеждой древних руссов являлся плащ прямоугольной формы, длиной обычно до середины икр. Он делался из двойного слоя шерсти, мог подбиваться мехом, богато отделываться по краю тесьмой и вышивкой.

В Х в. У представителей высших слоев общества появляются заимствованные у южных соседей, хазар и алан, кафтаны.

Русские кафтаны были льняными или шелковыми, с разрезами сзади и сбоков, с круглым или стоячим воротом. Кафтаны шились длиной чуть ниже колен или до середины икр.

Русский комплекс костюма, сформировавшийся еще в древности, просуществовал, видоизменяясь и дополняясь, вплоть до наших дней, по-прежнему доставляя собой самобытную, нарядную и очень удобную одежду.

Русский комплекс костюма, сформировавшийся еще в древности, просуществовал, видоизменяясь и дополняясь, вплоть до наших дней, по-прежнему доставляя собой самобытную, нарядную и очень удобную одежду.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Одежда древних славян"

Автор: Васяева Ольга Владимировна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 243127

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Тест "Мироустройство по представлениям древних славян""
    ["seo_title"] => string(59) "tiest-miroustroistvo-po-priedstavlieniiam-drievnikh-slavian"
    ["file_id"] => string(6) "266782"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1450251164"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Сценарий игры интеллектуального клуба «Умная пятница». Тема: «БЫТ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН"»."
    ["seo_title"] => string(80) "stsienarii_ighry_intielliektual_nogho_kluba_umnaia_piatnitsa_tiema_byt_i_kul_tur"
    ["file_id"] => string(6) "471023"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1527231559"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Презентация к уроку "Восточные славяне" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-k-uroku-vostochnyie-slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "111617"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407679784"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(15) "Славяне "
    ["seo_title"] => string(9) "slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "164200"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422608172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства