Просмотр содержимого документа
«Сценарий игры интеллектуального клуба «Умная пятница». Тема: «БЫТ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН"».»
МАОУ «Лицей №7», г. Бердск
Автор: Манерова Полина Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
руководитель интеллектуального клуба
«УМНАЯ ПЯТНИЦА».
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
ТЕМА ИГРЫ: «БЫТ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН».
Одежда
Обычаи и традиции
Еда
Быт (посуда, устройство избы)
Ремёсла и народные промыслы
Кириллица
Архаизмы и историзмы
Пословицы и поговорки
Изобразительное искусство
Славянская мифология
Сценарий игры
интеллектуального клуба «Умная пятница»
Тема игры: «БЫТ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН».
В кабинете столы стоят для 3-х команд. При входе в кабинет участники игры выбирают жетон для жеребьёвки.
Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в интеллектуальном клубе «Умная пятница». Для участия в игре необязательно иметь «5» и «4» по предмету. Можно заранее посмотреть тему и подготовиться. Один раз в месяц вы будете участвовать в таких играх. Темы и даты игр можно посмотреть на 1 этаже. Результаты всех восьми игр фиксируются и суммируются. Администрация лицея во главе с директором в конце года награждает самых активных участников и лучших игроков года.
Правила игры.
А) В игре 3 вида вопросов по степени сложности: лёгкие – 8 (уровень А), средние – 6 (уровень В) и сложные – 4 (уровень С). От сложности вопроса зависит и количество баллов за ответ на вопрос: уровень А-1 балл, уровень В-2 балла, уровень С-3 балла. Выбираете на ваше усмотрение. Игра заканчивается тогда, когда ответили на все вопросы.
Б) Сейчас согласно жеребьёвке вы займёте свой ряд. Теперь на эту игру вы одна команда.
В) На обдумывание вопроса даётся 30 секунд. Вопрос обсуждается в команде. Но вы учитываете, кто в команде первым дал правильный ответ. Если ответ верный, то он засчитывается всей команде и балл дополнительно тому, кто в команде дал верный ответ. Если другая команда выкрикнула, помешала, то у них снимаются баллы.
Г) У меня есть наблюдатели, кто будет следить и за временем, и за справедливым ходом игры.
Итак, начинаем игру. Просьба занять свои места.
Тема игры: «БЫТ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН».
Об уровне культуры восточных славян известно мало. Общее представление о нем дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, погребальных плачей, загадок, сказок. Ряд реликтовых культурологических явлений этого далекого времени отражается в детских играх, развивающих ловкость, силу и смелость. О своеобразии и самостоятельности прикладного искусства восточных славян свидетельствуют археологические находки, относящиеся к VI - VII векам.
Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов - земледельческого, скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни - оседлового, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков - славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений, - это язык.
Особое место в формировании культуры Древней Руси занимает литература, выступавшая как форма общественного самосознания. Независимо от сюжетной канвы, древнерусское литературное произведение представляло мир в его целостности, и человека, автора и читателя, не покидало чувство значительности происходящего, важности всего временного, непреходящей ценности человеческого бытия. Человек ощущал себя ничтожной частицей, и одновременно участником мировой истории. Поэтому любая историко-политическая перемена вызывала необходимость переписывания “всей истории” заново.
Имеются также свидетельства, что, кроме греческой, славяне имели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и в фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета». В сказках Иван-царевич прежде чем отправиться в путешествие, получает клубок от бабы Яги. Разматывая этот своеобразный древний путеводитель, он, возможно, читал узелковые записи и таким образом узнавал, как добраться до места.
О культуре древних славян мы узнаём из учебников по истории, исторических документов, произведений художественной литературы. В музее нашего города (Бердский Историко-художественный музей) вы можете увидеть в одном из залов предметы быта, утварь русской избы (печь. лапти, корыто, колыбель, горшки, ухват и др.). Давайте проверим, насколько хорошо мы знаем культуру и быт древних славян.
1-й вопрос первой команде……….
4. Подсчёт баллов. Подведение итогов игры. Результаты вывешиваются на 1 этаже лицея. До свидания. Спасибо за участие. До следующей игры в январе 2017 года.
Вопросы и ответы игры
заседания интеллектуального клуба «Умная пятница»
Тема игры: «БЫТ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН».
Вопросы – уровень А («лёгкие вопросы»). За правильный ответ – 1 балл.
1Замените устаревшие слова на современные эквиваленты: НЫНЕ, УСТА, ОЧИ.
2 У западных и восточных славян — бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе: а) Даждьбог б) Перун в) Святобор
3 Этот старинный народный промысел зародился в 17 веке в округе нижнего Новогорода: декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону: А) хохлома б) гжель в) жостовская роспись г) палехская миниатюра
5 Народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Отмечается 24 июня. Назовите этот праздник:
а) коляда б) масленица в) Иван Купала
6Перед вами буквы кириллицы. Каждой букве соответствовало определённое слово. Какое слово соответствовало букве «Л»: а) люди б) лень в) лес
7 Закончите русские пословицы о труде.
Дело мастера ……………. Труд кормит, а ………. портит. …………….. дело — гуляй смело.
8В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Ошеломить – 1.ударить по шелому (шлему); ударить по голове; 2. обеспамятеть с испугу. Дайте современное толкование слова.
1Сейчас, губы, глаза.
2в) Святобор
3А) хохлома
4 номер № 4
5 в) Иван Купала
6 а) люди
7 боится, лень, кончил
8 Крайне удивить, внезапно озадачить.
О. неожиданным вопросом. Синонимы (поразить, обескуражить, огорошить).
Вопросы – уровень В (средний уровень сложности). За правильный ответ – 2 балла.
1 Самое почетное место на столе искони занимали 2 продукта. Назовите их.
2Мужская одежда крестьянина. Что такое онучи?
3Кокошник – это старинный русский головной убор замужней женщины. Назовите номер картинки.
4Какой из перечисленных музыкальных инструментов НЕ является исконно русским?
5Что такое фреска? В чём особенность такой живописи?
6 Русская изба. Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. Что находилось в этом месте? Как нужно было себя вести, входя в русскую избу?
1 хлеб да соль. Недаром ими встречали самых дорогих гостей. «Без соли, без хлеба — худая беседа»,— говорили на Руси. Тем не менее: «Хлеб-соль ешь, а правду режь!»
2 Онучи - кусок плотной ткани, навертывавшейся на ноги при ношении лаптей или сапог.
3 Номер № 4
4 Кастаньеты
5 Фре́ска (от итал. fresco — свежий)— живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей.
6 Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас.
Войдя в дом, человек прежде всего крестился, обратившись к иконам, и лишь потом здоровался с хозяевами.
Вопросы – уровень С (высокий уровень сложности). За правильный ответ – 3 балла.
1 Ботви́нья — блюдо русской кухни, представляющее собой холодный суп.
Из чего готовили такой суп?
2 Этот Художник через свои картины хочет показать нам – что есть Русь. Цикл своих картин, который посвящён истории древней, языческой, славянской Руси, называется «Ведическая Русь». Изучая его необычайно красивые картины, иногда кажется, что вдруг проваливаешься в те стародавние времена и находишься среди русских богатырей, русских девушек, совершаешь путешествие в славянскую историю. О каком художнике идёт речь?
3 В древней Руси, когда ребеночка в первый раз купали, то клали в таз с водой 3 вещи: монетку, уголёк и зёрнышко.
Монетка символизировала богатство.
Вопрос: А что символизировали другие 2 предмета.
4 Какова история выражения «чур, меня»?
Почему говорят: «пиши с красной строки»?
Каково происхождение выражения «тьма-тьмущая»?
1 Ботви́нья — блюдо русской кухни, представляющее собой холодный суп на кислом квасе, в который добавляют предварительно сваренные и протёртые щавель, свекольную ботву, шпинат, зелёный лук, крапиву и другую съедобную траву (по-старорусски «ботву»).
2 Вс. Иванов
3 Уголёк – тепло, зёрнышко – всегда быть сытым.
4 Древние славяне почитали умершего предка, которого называли «чур» или «щур». Выражение «чур, меня!» в то время означало «храни меня, предок».
Заглавные буквы в древности писали красными чернилами – киноварью, отсюда «красная строка».
Тьма – часть монгольского войска (10 000 воинов) Чингисхана. Отсюда «тьма-тьмущая» - бесчисленное множество.
Использованная литература.
В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», М-2014 г.
Культурология. Культура славянской древности. Реферат http://uchit.net/