Нравственные уроки сказки «Тёплый хлеб» К.Г.Паустовского
Цель:осмыслить нравственные ценности произведения.
Задачи:
-раскрыть мудрый, поучающий смысл сказки;
-воспитывать чуткость, ответственность за сказанное или
сделанное, умение признать свою вину и прощать обидчика,
стремлениесовершать добрые поступки;
-учить бережно относиться к хлебу;
-отрабатывать навыки работы с текстом;
-развивать умение рассуждать, выделять главное.
- Психологический настрой
а) Встреча гостей хлебом – солью(преподносится каравай,отрадиции).
«Хлеб да соль» - символ гостеприимства, радушия, жизни, которую можно сохранить любовью, добрым отношением к людям.
Все улыбнулись, и нам стало светлее и радостнее от ваших улыбок. И каждый из нас почувствовал себя чуточку добрее.
б) О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о хлебе, добре)
Слайд № 1(тема урока).
Слайд № 2
Продолжим работу над сказкой Паустовского «Теплый хлеб». Расширим понятие «добро», «доброта». Поговорим о нравственных уроках, которые дала сказка, о том, чему надо учиться у героев сказки.
- Проверка домашнего задания
Слайд № 3 (Высказывание из «Золотой розы», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Мещерская сторона», «Телеграмма» и др.)
- Расскажите о Паустовском - писателе.
3) Мотивационно-познавательный этап
а)- Всю жизнь Паустовский, мечтал о добром человеке на прекрасной земле. А что такое добро? Как вы понимаете?
Слайд № 4(Кластер «Добро»).
(Пишем: любовь, чуткость, доброта, сердечность, отзывчивость, милосердие, забота, помощь, человечность (гуманность)).
-Наше сердце засияло, как солнышко, потому что оно наполнено добром.
б) Определение понятия «добро» в словаре Ожегова.
в) Пословицы о добре.
- Что мешает быть добру на земле? (зло).
-Что подразумеваем под этим словом?
(Ассоциации: эгоизм, себялюбие, равнодушие, бессердечие, невнимание к окружающим, безразличие).
-Эти черты убивают все хорошее в человеке.
г) Стихотворение.
- Как бы вы назвали это стихотворение? «Теплый хлеб»
д) Кроссворд-упражнение для глаз (главные герои произведения).
- Работа с текстом
а) - О чем эта сказка?
(о добре и зле, о перерождении человека. Главный герой Филька, молчаливый и недоверчивый мальчик, совершил злой поступок, проявил эгоизм.«Ну тебя» - это формула его жизни. Он всегда от всех отмахивался, не хотел ни с кем делиться).
- В сказке несколько сюжетных линий. Остановимся на одной из них «Филька и конь».
б) «Поступки Фильки и коня»
(дадим сравнительную характеристику, выделяя ключевые слова)
Совершил непоправимую ошибку, … обидел коня
Слеза скатилась из глаз, … обиделся
– Как вы оцениваете поступок Фильки?
(Филька все сделал не задумываясь, потому что был неласковым, равнодушным к окружающим, недаром прозвали «Ну тебя», у него было холодное сердце).
– Что последовало за его злобным поступком?
(За людскую злобу природа наказала жителей деревни: наслала лютый мороз, грозя неминуемой смертью от холода и голода).
ВЫВОД:
Природа не ищет оправдания совершенному злу, она просто встает на защиту того, кого обидели. И вот стоит деревня, запаянная морозом.
- А было ли еще проявление зла в Бережках? Когда? Где оно было совершено?
- Что произошло с Филькой после рассказа бабушки?
(Он задумался, заплакал, просил совета).
Паустовский показывает, если осознать свою вину, можно каким-то образом ее исправить.
- Какие ключевые слова говорят о желании Фильки исправить зло?
(осознал вину, не побоялся признаться Панкрату, попросил совета у мельника, изобрел спасение от стужи, попросил ребят о помощи).
- Изменился ли Филька?
!!! (Да, он стал добрее, ответственнее, научился переживать за всех жителей деревни, жить с ними в мире).
– Совершить зло очень легко, а раскаяться, искупить вину могут лишь немногие.
в) Эпизод «Примирение Фильки с раненным конем».
- Когда конь поверил Фильке7
-Как произошло примирение?
-Какие ключевые слова вы выделили?
Слайд № 5
- Круг добра (физминутка).
(добрые слова друг другу, «спасибо», похлопали).
г) Дискуссионная карта
«Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька – не злой человек»?
ДА/НЕТ
Слайд № 6 (кардиограмма).
(Больше положительных поступков, значит можно согласиться с Панкратом.Искоренение плохого, злого в душе, Филька раскаялся в содеянном.)
д) Работа над жанром.
- Какое это произведение по жанру?
-Докажите, что это сказка.
(превращения:Филька, погода, хлеб; добро побеждает зло).
-Найдите описание хлеба (как хозяйки пекли хлеб).
(Чудесный хлеб – выпекали всей деревней, вложили любовь, тепло сердец).
е) Пословицы о хлебе.
-Как мы должны относиться к хлебу – важнейшей святыне каждого народа?
(с почитанием, любовью)
-Как вы думаете, наш каравай можно назвать тёплым?
(да, он тёплый от тепла наших рук и сердец).
-Как вы думаете, о чём ещё эта сказка?
(о взаимной выручке, вместе можно преодолеть все трудности).
Рефлексия
а) Подытоживая всё, ответим на вопросы:
- Почему Филька смог одержать победу над самим собой, над своим эгоизмом?
(осознал всё, изменился).
- Какие нравственные уроки мы получили? Чему мы должны учиться всегда у его героев?
Слайд 7 – нравственные уроки.
(исправлять ошибки, просить прощение, не обижать слабого, помогать людям, делать добро).
б) Работа по карточкам.
Мудрость сказки:
-детское сердце не должно становиться холодным,
-надо всё делать сообща,
-совершать добрые поступки,
-надо быть милосердными, добрыми.
Улыбайтесь почаще, и мир станет добрее.
Домашнее задание:
-эссе «Хлеб – всему голова»,
- сообщение о С.Я.Маршаке.