kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 5 классе по творчеству К.Г.Паустовского

Нажмите, чтобы узнать подробности

ответить на вопрос: Какие нравственные уроки получили мы прочитав сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по творчеству К.Г.Паустовского»

Урок литературы в 5 классе.

(Учитель Стрекаловская Елена Геннадьевна)

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Цели: Обучающая: систематизировать знания о том, какие нравственные уроки читатель может получить, читая сказку «Тёплый хлеб .Г. Паустовского. Развивающая: развивать умения и навыки работы над содержанием прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному. Воспитывающая: формировать понятие о том, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.

Тип урока: урок по закреплению знаний и способов деятельности. Оборудование урока: учебник-хрестоматия, карточки с заданиями, презентация.

Технология встречных усилий.

Метод творческого чтения. Приём: слово учителя. Приёмы: беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста.

Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Ход урока:

  • Орг. момент.- Добрый день, ребята Рада вас приветствовать! Мотивирование к учебной деятельности.

Пусть этот день несет нам

Радость общения,

Наполнит сердце

Благородными чувствами.

  • Психологический настрой:

  • Начать наш урок хочу с восточной притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов начала наше общение?

- Используя ваш опыт и притчу, я хочу вам сделать предложение: давайте сегодня поговорим о нравственных уроках сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»

Нравственные уроки сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

Давайте выделим ключевые слова в этом предложении.

А что означает слово нравственный?

  • Обратимся к толковому словарю. Работа с лексическим значением слова:

нравственность

  • Правила, которые определяют поведение человека;

  • Выполнение этих правил, поведение.

  • Духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.



Что означает слово «нравственный» Подберите к слову нравственный

Антоним

  • Нравственный

  • Добро Забота Ответственность Сострадание Уважение Настойчивость Понимание

  • Безнравственный Зло Чёрствость Равнодушие Холод Эгоизм

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

  • Постановка учебной цели (Целеполагание): Цель: ответить на вопрос: Какие нравственные уроки получили мы прочитав сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?

Ученические задачи:

  1. Знать: с помощью чего и кого автору удаётся в сказке преподнести читателям нравственные уроки?

  2. Уметь: анализировать поступки героев, подбирать материалы из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

  3. Учиться у героев сказки: сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим.





  • «Сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников образовательного процесса ( Реализация поставленных задач)

1 задача - с помощью чего и кого автору удаётся в сказке преподнести читателям нравственные уроки?

1.1. Реальные и сказочные события;

1.2. Герои сказки;

1.3. Картины природы;

1.4. Диалог и монолог;

1.5. Интонация.

1.6. Выразительные средства

Памятка о правилах совместной работы в группе.

1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вовремя оказывать необходимую помощь.

2. Работать по плану (сверять дела с планом).

3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое до конца.

4. Добросовестно и с чувством ответственности выполнять работу.

5. Каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности.

Девиз: Вместе совсем не трудно, вместе совсем не тесно, вместе всегда легко и интересно!

1 группа: Реальные и сказочные события;

  • История раненого коня. Мельник - колдун..Трудная зима.Злорадный окрик и поступок Фильки.Обезумевшая метель.Рассказ бабки о происшествии 100 – летней давности . Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего. Свист, вызывающий и наказывающий злого человекаРешение мальчика идти за помощью к людям .Разговор Фильки с Панкратом.Болтливая сорока отправляется за тёплым ветром на юг.Помощь Панкрата и других жителей деревни Тёплый ветер. Запах хлеба. Конь вызывает бурю Примирение Фильки и вороного коня

2 группа: Герои сказки;

Вернемся к главному герою. Предлагаю прочитать центральный эпизод сказки.

«…И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела…»

- Как вы можете оценить его поступок?

- Автор называет окрик «злорадным». Обратите внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих морфем? (В этом слове два корня. Получается, что герой радовался совершенному злу).

  • - Так какого же волка кормит Филька? Вспоминайте притчу. Предположите, а был ли у Фильки выбор? (Он мог поступить, как все, не отказав коню)

3 группа Интонация Интонация - это главное выразительное средство звучащей речи, это тон высказывания, позволяющий передать отношение говорящего к тому, о чём говорится, и к тому, кому говорится. Интонация бывает повествовательной, вопросительной, побудительной,

- Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию? (Панкрат, бабка.)

- В чем заключается их помощь? (Бабка рассказывает притчу о подобном случае и говорит, что только Панкрат может помочь. Панкрат соглашается помогать.)

- Кто помнит притчу, рассказанную бабкой? От чего умер герой этой притчи? (Он умер от охлаждения сердца). Его сердце замерзло и покрылось плесенью, как и тот хлеб, который он бросил раненому бойцу.

- Какое же решение принимает Филька? (Он решает изобрести способ «всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во вторую – он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти).

- Почему никто в деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех обижал, всем грубо отвечал? ( Потому что только в единении, только все вместе люди могут победить зло.)

4 группа Эпизод «Рассказ бабки о происшествии 100 – летней давности» . (выразительное чт. наизусть)

5 группа «Эпизод о пути к Панкрату и разговора с мельником».

6 группа «Какое чувство испытали вы, прочитав последний эпизод сказки?»

Образ хлеба… Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» совсем не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика

Какой волк все же победил в Фильке?

Сложен ли был его путь? Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька? Давайте вместе проследим его путь. Злодеяние осознание раскаяние преодоление искупление благодарность

Картины природы - Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?

Выразительные средства …тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег… Ревела, обезумев, метель…

олицетворения (мороз прошел…) и делают вывод о том, что они помогают им увидеть природу живой. сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить. эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.

  • Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания

Сказка учит нас Доброте; Милосердию Ответственности за свои слова и поступки; Уважению к труду, хлебу; Настойчивости к достижению благородных целей…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок в 5 классе по творчеству К.Г.Паустовского

Автор: Стрекаловская Елена Геннадьевна

Дата: 14.03.2017

Номер свидетельства: 400257


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства