Цели: Обучающая: систематизировать знания о том, какие нравственные уроки читатель может получить, читая сказку «Тёплый хлеб .Г. Паустовского. Развивающая: развивать умения и навыки работы над содержанием прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному. Воспитывающая: формировать понятие о том, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.
Тип урока: урок по закреплению знаний и способов деятельности. Оборудование урока: учебник-хрестоматия, карточки с заданиями, презентация.
Технология встречных усилий.
Метод творческого чтения. Приём: слово учителя. Приёмы: беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста.
Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.
Ход урока:
Орг. момент.- Добрый день, ребята Рада вас приветствовать! Мотивирование к учебной деятельности.
Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
Психологический настрой:
Начать наш урок хочу с восточной притчи.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов начала наше общение?
- Используя ваш опыт и притчу, я хочу вам сделать предложение: давайте сегодня поговорим о нравственных уроках сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»
Постановка учебной цели (Целеполагание): Цель: ответить на вопрос: Какие нравственные уроки получили мы прочитав сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?
Ученические задачи:
Знать: с помощью чего и кого автору удаётся в сказке преподнести читателям нравственные уроки?
Уметь: анализировать поступки героев, подбирать материалы из художественного текста для ответа на заданные вопросы.
Учиться у героев сказки: сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим.
«Сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников образовательного процесса ( Реализация поставленных задач)
1 задача - с помощью чего и кого автору удаётся в сказке преподнести читателям нравственные уроки?
1.1. Реальные и сказочные события;
1.2. Герои сказки;
1.3. Картины природы;
1.4. Диалог и монолог;
1.5. Интонация.
1.6. Выразительные средства
Памятка о правилах совместной работы в группе.
1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вовремя оказывать необходимую помощь.
2. Работать по плану (сверять дела с планом).
3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое до конца.
4. Добросовестно и с чувством ответственности выполнять работу.
5. Каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности.
Девиз: Вместе совсем не трудно, вместе совсем не тесно, вместе всегда легко и интересно!
1 группа: Реальные и сказочные события;
История раненого коня. Мельник - колдун..Трудная зима.Злорадный окрик и поступок Фильки.Обезумевшая метель.Рассказ бабки о происшествии 100 – летней давности . Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего. Свист, вызывающий и наказывающий злого человекаРешение мальчика идти за помощью к людям .Разговор Фильки с Панкратом.Болтливая сорока отправляется за тёплым ветром на юг.Помощь Панкрата и других жителей деревни Тёплый ветер. Запах хлеба. Конь вызывает бурю Примирение Фильки и вороного коня
2 группа: Герои сказки;
Вернемся к главному герою. Предлагаю прочитать центральный эпизод сказки.
«…И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела…»
- Как вы можете оценить его поступок?
- Автор называет окрик «злорадным». Обратите внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих морфем? (В этом слове два корня. Получается, что герой радовался совершенному злу).
- Так какого же волка кормит Филька? Вспоминайте притчу. Предположите, а был ли у Фильки выбор? (Он мог поступить, как все, не отказав коню)
3 группа Интонация Интонация - это главное выразительное средство звучащей речи, это тон высказывания, позволяющий передать отношение говорящего к тому, о чём говорится, и к тому, кому говорится. Интонация бывает повествовательной, вопросительной, побудительной,
- Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию? (Панкрат, бабка.)
- В чем заключается их помощь? (Бабка рассказывает притчу о подобном случае и говорит, что только Панкрат может помочь. Панкрат соглашается помогать.)
- Кто помнит притчу, рассказанную бабкой? От чего умер герой этой притчи? (Он умер от охлаждения сердца). Его сердце замерзло и покрылось плесенью, как и тот хлеб, который он бросил раненому бойцу.
- Какое же решение принимает Филька? (Он решает изобрести способ «всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во вторую – он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти).
- Почему никто в деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех обижал, всем грубо отвечал? ( Потому что только в единении, только все вместе люди могут победить зло.)
4 группа Эпизод «Рассказ бабки о происшествии 100 – летней давности» . (выразительное чт. наизусть)
5 группа «Эпизод о пути к Панкрату и разговора с мельником».
6 группа «Какое чувство испытали вы, прочитав последний эпизод сказки?»
Образ хлеба… Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» совсем не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика
Какой волк все же победил в Фильке?
Сложен ли был его путь? Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька? Давайте вместе проследим его путь. Злодеяние осознание раскаяние преодоление искупление благодарность
Картины природы - Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?
Выразительные средства …тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег… Ревела, обезумев, метель…
олицетворения (мороз прошел…) и делают вывод о том, что они помогают им увидеть природу живой. сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить. эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.
Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания
Сказка учит нас Доброте; Милосердию Ответственности за свои слова и поступки; Уважению к труду, хлебу; Настойчивости к достижению благородных целей…