Просмотр содержимого документа
«Николай Михайлович КАРАМЗИН «Бедная Лиза»»
Николай Михайлович
КАРАМЗИН
«Бедная Лиза»
Сентиментализм
Переходное (от классицизма к романтизму) литературное течение II пол. XVIII – начала XIX века.
Сентиментализм объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеалу гармонично развитой личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств.
Главные черты
Раскрытие человеческой психологии.
Чувство провозглашается высшей ценностью.
Интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту.
Идеализация действительности, субъективное изображение мира.
Идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой.
Произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность.
Сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма
Линия сравнения
Классицизм
Идеи
Тематика
Воспитание в духе верности государству, культ разума
Сентиментализм
Гражданская, общественная
Стремление представить личность в движении души
Герои и характеры
Любовная
Деление на положительных и отрицательных героев
Роль пейзажа
Вспомогательная, условная
Нет прямолинейности в оценке, внимание к простым людям
Средство психологической характеристики
Литературные формы
Эпос
Сентиментальная повесть
Лирика
Послание
Элегия
Драма
Путевые заметки
Народные песни
Мещанская драма
Повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза» по праву признана вершиной русского сентиментализма.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
Родился 12 декабря 1766 года около Симбирска.
Вырос в усадьбе отца — отставного капитана, среднепоместного симбирского дворянина. Получил домашнее образование. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена.
В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве.
Портрет работы В.А. Тропинина.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума», опубликовал свою первую повесть «Евгений и Юлия».
В 1789-1790 годы предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором.
Н.М. Карамзин Неизвестный художник.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
По возвращении из поездки Карамзин начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером.
Н.М. Карамзин Художник Ж. Б. Дамон Ортолани. 1805
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.
Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов (неологизмов) - «благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный». Также он одним из первых начал использовать букву Ё.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки». В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки.
Н.М. Карамзин. Гравюра К. Адта
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
Именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. А.С. Пушкин говорил:
«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом» .
Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Минину и Д. М. Пожарскому.
Н. М. Карамзин открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в рукописи XVI века и опубликовал его в 1821 году.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии.
Незаконченный XII том был издан после его смерти.
Карамзин скончался 3 июня 1826 г. в Санкт-Петербурге.
Почтовая марка СССР, посвящённая Н. М. Карамзину, 1991
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
Как литератор Карамзин дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.
Как журналист он показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России.
Как реформатор языка он определил основную линию развития, потребовав писать как говорят и говорить как пишут.
Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя, ввел книгу в домашнее образование детей.
Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание современных историков и читателей.
«Бедная Лиза»
Роль пейзажа в повести
Повесть написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Н. М. Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой.
Сюжет повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Карамзин подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе».
Симонов монастырь в Москве. Из акварельного альбома "Виды Москвы", 1846 г.
Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы — не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда.
Читает Татьяна Телегина (03:28)
Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.
Герои повести
Рассказчик
Образ рассказчика включён в структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего лица, он единственный посредник между читателем и героями. Рассказчик повести узнает об истории Лизы от самого Эраста, переживает за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Повествователь кажется чувствительным, печальным, радостным.
Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе.
Лиза
Имя героини «почитающая Бога». Прекрасная душой, телом, красивая, трудолюбивая, крестьянка.
Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием.
О. А. Кипренский, «Бедная Лиза», 1827.
Читает Татьяна Телегина (02:50)
Эраст
Имя героя означает «возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и добрым сердцем, вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии.
А.Н. Федоров. Эраст. Иллюстрация к повести «Бедная Лиза»
Детали подчёркивают нравственную чистоту героини. Образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках.
Читает Татьяна Телегина (01:32)
Любовь стала испытанием для Эраста. Он плохо знал свой характер, переоценил свои нравственные силы. Вскоре он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог».
Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Его чувство эгоистично.
В отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег.
Каждое появление Эраста на страницах повести связано с деньгами. При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег».
Эраст измеряет всё деньгами. Деньги – символ неискренних отношений. Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких корыстных помыслов.
«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.