Просмотр содержимого документа
«Н. В. Гоголь повесть «Шинель»»
Н.В. ГогольПовесть «Шинель»
Действующие лица
Акакий Акакиевич Башмачкин –человек с душой, мыслями и переживаниями, от рождения «готовый титулярный советник»
Иллюстрация В.Горяева
Сюжетом для создания повести стал анекдот о чиновнике, который мечтал о лепажевском ружье, купил его и потерял на охоте. Он очень переживал, заболел и слёг. Но добросердечные сослуживцы собрали деньги и подарили ему такое же ружьё.
Н.В.Гоголь заменил ружьё, предмет роскоши, шинелью, предметом первой необходимости в холодном Петербурге.
Писатель понимал, что в реальной жизни деятельное сочувствие - редкость, и поэтому его повесть заканчивается трагически.
На службе к Башмачкину «не оказывалось никакого уважения»: «Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приёмную пролетела простая муха». «Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически», «помощник столоначальника… совал ему под нос бумаги… молодые чиновники посмеивались и острились над ним… сыпали на голову ему бумажки…»
Жизнеописание героя складывается из «минус-эпизодов», то есть из умолчаний рассказчика о значимых, характерных для этого жанра подробностях становления личности героя. Непосредственно за эпизодом крещения героя следует пассаж о его служебном положении, словно «он так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове».
В.Горяев.В одном департаменте
Башмачкин восходит к одной из разновидностей романтического героя, который чужд житейских интересов. По свидетельству рассказчика, Башмачкин живёт жизнью замкнутой, нетипичной для его собратьев-чиновников, едва замечает окружающий его мир, едва сознаёт в этом мире себя самого.
«Он не думал вовсе о своём платье: вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета… И всегда что-нибудь прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь… Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице…»
В повести много героев, даже мороз, как символ природной стихии, становится персонажем: это он заставил Башмачкина внимательно рассмотреть свою шинель. Визит Акакия Акакиевича к Петровичу становится поворотным в дальнейшей судьбе чиновника.
Башмачкин «носит в мыслях своих вечную идею шинели». Эта «идея» преобразила Башмачкина: «Огонь порою показывался в глазах его, в голове мелькали дерзкие мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» Это была дерзкая мечта – куницу на воротник к шинели мог позволить себе едва ли не генерал…
В. Горяев.
Петрович снимает мерку
Способы экономии денег Башмачкина
«Изгнать употребление чаю по вечерам»;
«не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при её свечке»;
«ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее,.. чтобы таким образом не истереть скоровременно подмёток»;
«как можно реже отдавать прачке мыть бельё, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате».
В.Горяев Сняли мерку В шинели
Новая шинель Башмачкина была замечена и произвела необыкновенное впечатление на чиновников департамента – шинель тоже становится персонажем повести, ей уделяется большее внимание, чем тому, кто её носит. Благодаря новой шинели Акакий Акакиевич был приглашён на чай к помощнику столоначальника. Башмачкин, приобретший шинель ценой двух-трёхмесячного голодания, теперь мог позволить себе посмотреть на богатую витрину, стоя рядом с очень «недурной женщиной и с мужчиной с бакенбардами и красивой эспаньолкой под губой».
После двух бокалов шампанского и весёлого вечера Башмачкин отправился домой – время, как известно, опасное в бытовом и мистическом планах. Не без страха вышел наш герой на «бесконечную площадь», «которая глядела страшной пустыней» - «точно море вокруг него».
С. Бродский
Но и здесь поджидали его «какие-то люди с усами», запомнился Башмачкину кулак «величиною с чиновничью голову», пинок коленом и громовой голос: «А шинель-то моя!»
Так и лишился Акакий Акакиевич самого дорогого, что у него было.
Савва Бродский.
Шинель похищена
«Поутру рано отправился он к частному…» Частный принял как-то чрезвычайно странно рассказ о грабительстве шинели. «…Он стал расспрашивать Акакия Акакиевича: да почему он так поздно возвращался.., так что Акакий Акакиевич сконфузился совершенно и вышел от него, сам не зная, возымеет ли надлежащий ход дело о шинели или нет».
«Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу»,откуда «его вынесли почти без движения».
Смерть Башмачкина
После визита к значительному лицу Башмачкин слёг в постель. По вызову хозяйки к нему явился доктор, который «тут же объявил ему чрез полтора суток непременный капут».
Акакия Акакиевича свезли и похоронили .
У повести «фантастическое окончание». Ходит «по ночам мертвец в виде чиновника», ищущий украденную шинель и сдирающий «со всех плеч, не разбирая чин и звания, всякие шинели».
Встреча значительного лица с этим мертвецом влечёт за собой самые благотворные последствия: и значительное лицо присмирело, и мертвец успокоился…