kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гуманистический смысл повести Гоголя "Шинель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

(слайд2)  Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.
                                                                                                                                     Н.Г. Чернышевский.
 (слайд 3) Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».
 (слайд 4) Сообщение об истории создания повести Гоголя.

- Повесть «Шинель» была опубликована в Собрании сочинений Н.В. Гоголя, вышедшем в 1842г. Она относится к циклу петербургских повестей.

«Замысел повести родился не сразу. В середине 30-х годов при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья… В первый раз, на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою. Он находился в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос лодки, не увидел своей покупки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он проплывал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только благодаря товарищам, узнавшим о происшествии и купившим ему новое ружье, возвращен он был к жизни, но о страшном событии уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице…

Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью повести его «Шинель», и она заронилась в душу в тот же самый вечер», - из воспоминаний Анненкова Павла Васильевича, известного литературоведа.
Анекдот - случай, приключение, происшествие; смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания.

(слайд 5) Маленький человек – это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.
(слайд 6) Главный герой повести - Башмачкин Акакий  Акакиевич. «Акакий» – не делающий зла, незлобивый, невинный.

Титулярный советник – чин 9 класса (всего14), низший чин гражданской службы.
(слайд 7) Портрет Акакия Акакиевича: низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и бледным или серым цветом лица. Акакий Акакиевич тихий, незаметный, никому не мешающий, любящий свое дело чиновник.
(слайд 8) К
россворд. Задание под цифрой 8. В каком департаменте служил Башмачкин? (одном).
(слайд 9 – Словарная работа:  Департамент - подразделение министерства или Главного управления.

Статский (штатский) — высший гражданский чин.
(слайд 10)
Задание под цифрой 1 в кроссворде - Что могло бы помочь Башмачкину попасть в статские советники? (награды)
 
- Задание под цифрой 2. -  Назовите место действия в повести? (Петербург)
  (слайд 11) Петербург – губитель душ, город, где процветает пошлость. Петербург является полноправным героем повести, миром чиновников, в котором развивается конфликт произведения. Тема “маленького человека” родилась в Петербурге. Именно петербургский климат ускорил смерть героя. Гоголь делает город участником и причиной происходящих событий.

(слайд 12) Слово под цифрой 3. Это насекомое в повести упоминается дважды (муха)

(слайд 13) Отношение к «маленькому человеку» в департаменте: «В департаменте ему не оказывалось никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха». Этим сравнением Гоголь подчеркивает, что Башмачкин для окружающих не человек, а существо низшее, вроде насекомого.

 Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, рассказывали про него истории, сыпали на голову ему бумажки, никто не видел в нем человека. Начальство поступало с ним холодно-деспотически, прямо под нос совало ему бумаги, не сказав даже, что нужно переписать.

(слайд 14)  Башмачкин на службе. Башмачкин вполне доволен своим положением, трудится самозабвенно и с удовольствием. Переписывание канцелярских бумаг доставляет ему наслаждение, занимается своим делом добросовестно не из желания угодить начальству, а из бескорыстной любви к своему труду. Мы читаем, что Акакий Акакиевич «ничего не видел, кроме строчек», «не придавался никакому развлечению», «он давно разучился думать».

(слайд 15) Качества героя. Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Башмачкина, его ограниченности, скудности интересов, неспособности логически мыслить, косноязычия, также автор показывает кротость, душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка, христианское смирение.

(слайд 16) Словарная работа. Косноязычие - невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.

  • Скудный - недостаточный, убогий (в 1 знач.). Скудные средства. Скудная степная растительность. Скудно (нареч.) обставленная комната.
    (слайд 17) Отгадаем слово под цифрой 7: «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как …(наш северный мороз»);
    Задание под цифрой 5: «подруга жизни Башмачкина» (шинель)
    (слайд 18) Какие ещё определения шинели встречаются в повести? (старая шинель: утратила столь благородное имя, названа капотом, серпянкой; новая – вечная идея, подруга жизни, светлый гость. Башмачкин видит в ней защитницу, заступницу в этом холодном мире.
     (слайд 19) Задание под цифрой 4 - Какой мех был выбран на воротник шинели? (кошка)
    (слайд 20) Словарная работа. Существует мягкий незлобный смех автора, обращенный к существенным, но частным недостаткам людей и жизненных явлений - это юмор.  А у Гоголя мы видим скрытую насмешку, это тоже один из видов юмора, но с чувством грусти, сожаления – это ирония.
    (слайд 21) Задание по цифрой 6. - Вид юмора, скрытая насмешка, смех с чувством грусти, сожаления  (ирония).
    (слайд 22) Н.В. Гоголь напомнил читателям, которые привыкли восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.
    (слайд 23) Тема урока. Гуманистический смысл повести. Цели и задачи.
    (слайд 24) План составления синквейна.
    ( слайд 25). Домашнее задание: Ответить на вопросы учебника; 2. Написать синквейн 1 вар. На тему «Добро»; 2 вар. «Значительное лицо» или «Свободное письмо» за темой «Маленький человек».

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гуманистический смысл повести Гоголя "Шинель" »


План – конспект открытого урока литературы в 8 классе.
Тема. Гуманистический смысл повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Тип урока: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения.

Форма урока: урок – размышление.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, кроссворд, слова для лексической работы, презентация к уроку, мультимедийный проектор, видеофрагмент «Башмачкин у значительного лица» из кинофильма «Шинель», эпиграфы, смайлики, карточки «Мои достижения».

Цели и задачи урока:

  • раскрыть образ главного героя произведения, выявив, как в нем сочетается комическое и трагическое начало;

  • проследить раскрытие темы «маленького человека» в русской литературе;

  • выявить гуманистический смысл повести;

  • развивать навык анализа текста;

  • выяснить авторское отношение к герою;

  • работа с литературоведческими понятиями «портрет», «деталь», «говорящая фамилия» и др.;

  • развитие навыков монологической речи;

  • пробудить в учащихся чувство сострадания к главному герою и научить задумываться над своими поступками;

  • воспитание любви и уважения к личности человека.

Направленность на планируемые результаты обучения:

- овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями;

- готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм поступки людей;
- формирование умений и навыков работы с художественным текстом, умения выразительно читать, анализировать, выделять ключевые слова, средства выразительности.


Ход урока

Эпиграф к уроку: Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.
Н.Г. Чернышевский.

    1. Вступительное слово учителя.

- Мне хотелось бы наш урок сегодня начать словами А.П. Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и своим стуком напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о маленьких людях».
Такими молоточками приходят к читателю произведения А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А. Платонова. Особое место в этом ряду занимает повесть Н.В. Гоголя «Шинель» - «одно из глубочайших созданий Гоголя», по словам В. Белинского, «колоссальное произведение», по мнению А. Герцена. (слайд1)
Сегодня мы будем работать над повестью Н.В. Гоголя «Шинель», а в заключении вы сами сформулируете тему нашего урока и озвучите вопросы, понятия, которые мы с вами затронем.
Откройте рабочие тетради и запишите число, а для темы урока оставьте строчку.(слайд 2)

Дома вы прочитали произведение и выполнили задания. У вас на столах лежат карточки «Мои достижения», в них вы будите выполнять задания и оценивать свою работу. Первая строчка «Готовность к уроку», поставьте себе оценку. Поднимите руку, кто готов на «5», «4», «3».


2. Сейчас мы послушаем сообщение об истории создания повести Гоголя.

- Повесть «Шинель» была опубликована в Собрании сочинений Н.В. Гоголя, вышедшем в 1842г. Она относится к циклу петербургских повестей.

«Замысел повести родился не сразу. В середине 30-х годов при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья… В первый раз, на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою. Он находился в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос лодки, не увидел своей покупки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он проплывал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только благодаря товарищам, узнавшим о происшествии и купившим ему новое ружье, возвращен он был к жизни, но о страшном событии уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице…

Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью повести его «Шинель», и она заронилась в душу в тот же самый вечер», - из воспоминаний Анненкова Павла Васильевича, известного литературоведа.


-А что такое анекдот? (Случай, приключение, происшествие; смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания) (слайд 3)

- Вы видите теперь, прочитав повесть, насколько отошел Гоголь от «канцелярского анекдота», но зерно его, конечно, сохранилось.

- Напомним сюжет произведения?

(Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока её шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он её надевает, шинель снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу).

- Какова главная тема повести «Шинель»?
(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема «маленького человека».)
- Да, герои, подобные гоголевскому Башмачнику, вошли в русскую литературу под именем «маленького человека». Как  вы понимаете это словосочетание? Запишите.
(Маленький человек – это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный).(слайд 4)

- В каких произведениях мы встречались с темой «маленького человека»? (В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»)

- Ребята, Гоголь также развивает традиции великих русских писателей в изображении «маленького человека».

  1. Анализ произведения.

  1. - Давайте подробнее познакомимся с главным героем повести.
    - Кто он?
    (Башмачкин Акакий Акакиевич).(слайд 5)
    Запишем в тетради.

- Как было дано имя герою? (при рождении ему долго выбирали имя, но имена попадались очень странные – Хоздазат, Варахасий, Павсикахий, так что назвали его в честь отца «Акакий» – не делающий зла, незлобивый, невинный) Пометьте в тетрадях , что означает имя героя.
- Каждое имя несёт определённый смысл. Подумайте: случаен ли выбор имени героя? (Герой повести при рождении получил неблагозвучное, странное даже для того времени имя. Его назвали так же, как звали отца. И это символично. По народному представлению, имя – это судьба. Сын является продолжателем доли отца, вероятно, такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника. Когда ребенка окрестили, он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярным советником).

-Обратите внимание: Титулярный советник – чин 9 класса (всего14), низший чин гражданской службы.
- А о чём говорит фамилия «Башмачкин»? (Фамилия эта говорит о скромном и “тёмном” происхождении героя повести, совершенно не дворянском. Герой повести даже не “Башмаков”, в фамилии Башмачкин нет солидности, силы, твёрдости характера, кажется, что человек, наделенный такой фамилией, какой -то мягкий, маленький, беззащитный).

2. Элемент драматической постановки: Ребята, к нам пожаловал гость. Давайте послушаем рассказ Акакия Акакиевича о себе.

- Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я не обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…


- Итак, портрет Акакия Акакиевича? (Башмачкин низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и бледным или серым цветом лица. Акакий Акакиевич тихий, незаметный, никому не мешающий, любящий свое дело чиновник) (слайд 6)

-Пометьте в тетрадях черты характера главного героя.


3. - Работая над произведением, обратимся к кроссворду, (слайд 7) в котором спрятаны ключевые слова, помогающие раскрыть образ главного героя.

- Задание под цифрой 8. В каком департаменте служил Башмачкин?
Слово из пяти букв. (одном). (слайд 7)
(слайд 9 – Словарная работа) - Обратите внимание: Департамент - подразделение министерства или Главного управления.

- Почему автор не называет департамента, а в самом начале повести и имени чиновника (Мы читаем в повести: “…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент… этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.)
-
Обратите внимание на экран. Статский (штатский) — высший гражданский чин.(слайд 8,9)


- Задание под цифрой 1 в кроссворде - Что могло бы помочь Башмачкину попасть в статские советники? (награды) (слайд 9)
-Найдите в тексте строки об этом и прочитайте. В чем смысл этих строк?

(Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, попал бы в статские советники, но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлице да нажил геморрой в поясницу.
Гоголь вновь обращает внимание на несправедливое отношение к маленькому человеку, который не умеет за себя постоять и по натуре своей не честолюбив).

- Каков быт Акакия Акакиевича? (Одежда, еда с мухами).
- Задание под цифрой 2. - Назовите место действия в повести? (Петербург) (слайд 9)
- Да, Петербург, город-символ, равнодушный к человеку. Что мы узнали о нем в повести? (слайд 10) Петербург – губитель душ, город, где процветает пошлость. Петербург является полноправным героем повести, миром чиновников, в котором развивается конфликт произведения. Тема “маленького человека” родилась в Петербурге. Именно петербургский климат ускорил смерть героя. Гоголь делает город участником и причиной происходящих событий).


- Предлагаю вам отгадать слово под цифрой 3 (слайд11) - Это насекомое в повести упоминается дважды (муха, с ней сравнивается главный герой)

- В чем смысл этого сравнения? Где мы впервые с ним встречаемся?
(Первое сравнение встречаем в начале повести, с него начинается рассказ об отношении к «маленькому человеку» в департаменте, где он служил: «В департаменте ему не оказывалось никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха». Этим сравнением Гоголь подчеркивает, что Башмачкин для окружающих не человек, а существо низшее, вроде насекомого.) (слайд12)

- Обратите внимание на 2 слова – уважение и сторожа. Каждый человек имеет право на уважение со стороны сослуживцев. Коллег. И если уж сторожа смотрят на тебя как на пустое место, это говорит о многом.

- Как считаете, только ли это характеристика героя?
(Нет, это скорее всего характеристика его сослуживцев: Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, рассказывали про него истории, сыпали на голову ему бумажки, никто не видел в нем человека. Начальство
поступало с ним холодно-деспотически, прямо под нос совало ему бумаги, не сказав даже, что нужно переписать)(слайд12)

- А каков Башмачкин на службе?
(Башмачкин вполне доволен своим положением, трудится самозабвенно и с удовольствием. Переписывание канцелярских бумаг доставляет ему наслаждение, занимается своим делом добросовестно не из желания угодить начальству, а из бескорыстной любви к своему труду. Мы читаем, что Акакий Акакиевич «ничего не видел, кроме строчек», «не придавался никакому развлечению», «он давно разучился думать».) (слайд13)

- Какие качества героя автор дает крупным планом? (Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Башмачкина, его ограниченности, скудности интересов, неспособности логически мыслить, косноязычия, также автор показывает кротость, душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка, христианское смирение)(слайд 14)

Запишем в тетрадях: Качества А.А. Башмачкина

1. Положительные: кротость, душевное незлобие, безропотное терпение.

2. Отрицательные: ограниченность, скудность интересов, неспособность мыслить, косноязычие.

  • Словарная работа. Объяснить значение слов. (слайд 15)
    Косноязычие - невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.

  • Скудный - недостаточный, убогий (в 1 знач.). Скудные средства. Скудная степная растительность. Скудно (нареч.) обставленная комната.
    -Что вас удивило в характере главного героя?

(Не смотря на то, что все плохо к нему относились, меня поразила человечность Акакия Акакиевича, которая проявляется в доброжелательном отношении к людям, его трудолюбии, сознании служебного долга. Он погружался весь в работу, забывал и обиды, и шутку, даже забывал о том, что нужно позаботиться о личном уюте и о пище. Он не виноват в том, что его труд бесплоден, в этом повинна бюрократическая система).

4. Выразительное чтение эпизода о молодом чиновнике.
- Найдем в тексте эпизод о молодом чиновнике и прочитаем.
(Башмачкин произносит слова: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?.. в этих проникающих словах звенели другие слова: Я брат твой». Знаменательные слова пронзили только одного молодого человека, который в этих словах услышал заповедное слово о любви к ближнему.
Много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей).

- Какую роль в повести играет этот эпизод? К какому выводу мы приходим?
(Автор показывает, что молодой чиновник проникся жалостью к Башмачкину. Значит в изображении Гоголя Акакий Акакиевич хотя и выглядит комически, но он не вызывает смех, и автор не смеется над ним, а вызывает сострадание к герою как к обездоленному и униженному человеку).


- Отгадаем слово под цифрой 7 (слайд 16): «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как …(наш северный мороз»);(слайд 16)


-Какое событие нарушило привычную жизнь Башмачкина?
(приобретение новой шинели)

- Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести? (Конечно, необходимость, так как «сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась»; «шинель тоже служила предметом насмешек чиновников»)

- Задание под цифрой 5: «подруга жизни Башмачкина» (шинель) (слайд 16)

- Какие ещё определения шинели встречаются в повести? (старая шинель: утратила столь благородное имя, названа капотом, серпянкой; новая – вечная идея, подруга жизни, светлый гость. Башмачкин видит в ней защитницу, заступницу в этом холодном мире) (слайд 17)

Записи в тетрадях: старая шинель- капот, серпянка;

Новая шинель – вечная идея, подруга жизни, светлый гость.

- Задание под цифрой 4 (слайд 18) - Какой мех был выбран на воротник шинели? (кошка)(слайд 18)


- От чего пришлось отказаться Акакию Акакиевичу ради покупки новой шинели?»

(Забота о новой шинели связана с большим материальным напряжением, герою пришлось голодать 2-3 месяца. Акакий Акакиевич перестал пить чай; идя по мостовой, наступал на цыпочки, «дабы не истереть подошвы»; приходя домой, сразу снимал белье и сидел в ветхом халате)

- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели? (Скудная духовная жизни Акакия Акакиевича наполнилась новым содержанием. Существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как буд­то он был не один, а какая-то приятная подру­га жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Гоголь тонко подмечает перемену, которая под влиянием мечты про­изошла в герое: он стал живее и тверже хара­ктером, как человек, имеющий определенную цель в жизни; стал смелее и решительнее; в глазах его порой показывался огонь, а в голо­ве мелькали дерзкие и отважные мысли. Прав­да, эта дерзость не простирается дальше на­мерения положить на воротник куницу. Но и это под­черкивает всю трудность для обезличенного чиновника проявить свою самостоятельность).

- И вот шинель готова. Какие перемены вносит появление новой шинели в жизнь героя? (статус Акакия Акакиевича в глазах сослуживцев повышается, меняется он сам, его даже приглашают на вечеринку по поводу его новой шинели)

- Какое событие является кульминационным в повести? (сцена катастрофы в жизни Башмачкина - воровство шинели; апатичный и всегда робкий Акакий Акакиевич переживает здесь сильное потрясение. Он очень меняется: мчится, возмущается, причина его оживления ужас, на смену ему приходят ещё больший страх и оцепенение)

- Ребята, сейчас мы посмотрим видеофрагмент «Башмачкин у Значительного лица», в котором Акакий Акакиевич пытаться возразить что-то Значительному лицу, при этом донести свою боль и достучаться до его души. (видеофрагмент с 1ч.50 сек+3мин.21сек, до 1ч 4мин.11сек. в роли Башмачкина Ролан Быков,1959г., постановка Алексея Баталова)

- Легко ли быть просителем? Вам нравится о чем-либо просить близких, знакомых?

- Почему у Значительного лица нет ни имени, ни фамилии? (Значительное лицо такой же винтик, как и Акакий Акакиевич, только на другой ступеньке) - Гоголь иронизирует и над Башмачкиным, и над значительным лицом. Чем отличается смех автора?

(Существует мягкий незлобный смех автора, обращенный к существенным, но частным недостаткам людей и жизненных явлений - это юмор. А у Гоголя мы видим скрытую насмешку, это тоже один из видов юмора, но с чувством грусти, сожаления – это ирония). (слайд 19,20)

- Итак, задание по цифрой 6. - Вид юмора, скрытая насмешка, смех с чувством грусти, сожаления - это ирония.(слайд 20)

- В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?
(Второй раз мы встречаем сравнение героя с мухой в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп». Особый драматизм этой ситуации заключается в том, что никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).

- С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?
(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не дает утешительной развязки, не успокаивает совесть читателя, выбирая фантастическую форму.
И эта фантастичность своей таинственностью усиливает гума­нистическую идею повести.)

- Мы ответили на все вопросы кроссворда и нашли ключевое слово. Оно является ключевым и для всей повести: гуманизм.

-Как вы понимаете значение этого слова? –(человеколюбие).
Значит страницы повести Гоголя пробуждают в читателе чувство любви к людям. Именно поэтому в каждом персонаже, даже в значительном лице, автор отыскивает какие-либо хорошие человеческие качества.

4. Этап закрепления новых знаний.
- Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?
(Жалости, сострадания).

- Значит, души у вас живые, и отчасти в этом заслуга и Гоголя. Он помог нам уйти от равнодушия.
- Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Акакия Акакиевича?
- Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

- Чему учит Гоголь? (Писатель учит человеколюбию.
Н.В. Гоголь напомнил читателям, которые привыкли восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки). (слайд 21)
- Обратимся к эпиграфу нашего урока словам Н. Г. Чернышевского.

Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.
И это так. И мы с вами должны помнить о несчастных и обездоленных, о маленьких людях и по мере возможности помогать им.

- Ребята, теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока (Гуманистический смысл повести), а теперь, скажите, какие вопросы и понятия мы затронули на уроке. (слайд 22)

5. Рефлексия. (слайд 23) Подведя итог вышесказанному, я предлагаю вам составить синквейн и записать, чтобы получилось быстрее я вам подскажу:
1. строчка - Назовите фамилию главного героя Башмачкин

  1. строчка - Назовите основную черту характера героя, которая позволила ему жить в таком жестоком мире? (одно прилагательное) скромный
    Назовите основную черту характера, которую вы осуждаете. (одно прилагательное) неряшливый

  2. строчка - Опишите три поступка Башмачкина, которые его характеризуют (три глагола) Работает, страдает, умирает
    Конечно, нельзя сказать, что "маленький" человек - Башмачкин с богатым внутренним миром, но он способен на любовь, дружбу, способный радоваться и быть счастливым.

  3. строчка –это фраза из 4-х слов, выражающая ваше отношение к герою. Жил в своём мире

  4. строчка - В итоге для вас Башмачкин. (одно существительное) Жертва

А сейчас заполните карточку «Мои достижения», оценив свою работу на уроке. Подтвердились ваши оценки? Оцените наш урок. Покажите.

  1. Выставление отметок за урок.
    7. Домашнее задание:
    (слайд 24) 1. Ответить на вопросы учебника;
    2. Написать синквейн 1 вар. На тему «Добро»; 2 вар. «Значительное лицо» или «Свободное письмо» за темой «Маленький человек».










5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Гуманистический смысл повести Гоголя "Шинель"

Автор: Мустофокулова Татьяна Михайловна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172751

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Нравственность повести Гоголя "Шинель" "
    ["seo_title"] => string(40) "nravstviennost-poviesti-gogholia-shiniel"
    ["file_id"] => string(6) "174038"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424083441"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "«Проблема   «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель». "
    ["seo_title"] => string(66) "probliema-malien-kogho-chielovieka-v-poviesti-n-v-gogholia-shiniel"
    ["file_id"] => string(6) "224088"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438450152"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Гуманистический смысл повести Н.В.Гоголя "Шинель""
    ["seo_title"] => string(47) "gumanistichieskiismyslpoviestinvgogholiashiniel"
    ["file_id"] => string(6) "340793"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472139792"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства