♦ описание совместной трапезы (застолья) – чем и как угощают помещики Чичикова;
♦ как помещики реагируют на предложение Чичикова о продаже мертвых душ;
♦ дальнейшие действия помещиков.
Манилов
Бесхозяйственный помещик, праздный мечтатель, живущий в мире своих грез – «рыцарь пустоты»
Говорящая фамилия
Манилов - от слов «манить, заманивать, обманывать»
Маниловщина - мечтательное и бездеятельное отношение к окружающему, беспочвенное благодушие
Портрет героя
«Был человек видный: черты лица были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами»
Усадьба
Бесхозяйственность и непрактичность: рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей», «щегольский подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе, а рядом с ним помещался «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале».
Образ жизни
Свою жизнь проводит в полнейшей праздности. Отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами», вроде постройти подземного хода от дома, каменного моста через пруд.
Отношение к ведению хозяйства
У него «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».
Характеристика
Восторженная наивность и мечтательность, беспечность «бескорыстного философа», глупость, несамостоятельность и боязливость. Нет никаких живых интересов. Хозяйством он не занимается, он даже не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии.
Вместо настоящего чувства – «приятная улыбка», приторная любезность;
вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления;
вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты его «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками»
Положительные черты характера Манилова трансформировались в общественный порок
(бездумная мечтательность, доброта и стремление удружить перерождаются в пустословие и приторную слащавость)
Настасья Петровна Коробочка
«… Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…»
Мелочная скопидомка
Характеристика
«…Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода.» Типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных. Домовитая хозяйка.
Усадьба
«Хорошая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья»
Образ жизни
Умственный кругозор крайне ограничен. Тупость, невежественность, суеверие, страсть к наживе. Боится «продешевить» при продаже. Все «новое» пугает ее.
Безалаберный прожигатель жизни, бесшабашный враль, мот и шулер.
Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками... Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”. Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без “истории”. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете “не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья...” Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились.
Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”.
Собакевич
Прижимистый и упрямый хозяин, оскотинившийся кулак.
Недюжинная сила, крепость натуры → человеконенавистничество, желание получать выгоду везде, где только открывается возможность.
Плюшкин
Скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения, «прореха на человечестве».
Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от “бережливого” хозяина к полусумасшедшему скряге. “А ведь было время, когда он... был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать... навстречу выходили две миловидные дочки... выбегал сын... Сам хозяин являлся к столу в сюртуке... Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее”. Вскоре семья полностью распадается, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность. “...
Итог
Таким образом, помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы великим писателем, если бы ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает “типические характеры в типических обстоятельствах”, но “обстоятельства” могут заключаться и в условиях внутренней, психической жизни человека.