Просмотр содержимого документа
«Образ помещиков в поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя и портретах П.М. Боклевского (разработка урока литературы в 9 классе)»
Конспект интегрированного урока литературы и изо в 9 классе на тему:
"Портрет в поэме «Мертвые души» и в изобразительном искусстве»
Разработала: учитель русского языка и литературы
Сафонова Т.С.
Цели урока:
1.Обучающие: выделить главные черты характера помещиков, выяснить специфику портрета (художественного и литературного);
2.Развивающие: развивать навыки сравнительного анализа портретов (литературного и художественного); развивать образное и аналитическое мышление обучающихся, творческое воображение; устную и письменную речь;
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека.
Универсальные учебные действия: 1) коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 2) познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; 3) регулятивные: целеполагание, планирование.
Планируемые результаты:
личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работа в группе;
предметные: умение представлять развернутый устный ответ на поставленные вопросы; умение пользоваться теоретико-литературным понятием «портрет» как инструментом интерпретации художественного текста.
Методы и приемы: слово учителя, творческие задания, фронтальный опрос, работа в группах.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Сообщается тема урока, цель.
II. Сообщение подготовленного ученика по теории литературы
“Портрет литературного героя”:
III.Анализ литературного и художественного портретов:
- Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мёртвые души». Они выполнены известным мастером кисти П. М. Боклевским.
Пётр Михайлович Боклевский (1811 - 1897) — русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.
Боклевский — известный иллюстратор «Мёртвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.
Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.
Далее организуем работу в группах. Каждая группа получает лист с вопросом, после чего готовит развернутый ответ на поставленный вопрос. Группам предоставлены портреты помещиков кисти П.М. Боклевского, текст поэмы, справочные материалы (выдержки, посвященные творчеству художника).
Почему Боклевский обратился к творчеству Н.В. Гоголя? Насколько хорошо знали эти типажи Боклевский и Гоголь?
(Примерный ответ: Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.
К портретам персонажей "Мёртвых душ" Боклевский приступил, по-видимому, в середине 50-х годов, когда началось его сближение с кружком Островского. Публикация гоголевских типов из "Мёртвых душ" началась в 1875 году с журнала "Пчела". В 1882 году впервые появился в печати "Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского". Иллюстрированию Гоголя художник посвятил всю свою жизнь. Наиболее полно представлены рисунки П.М.Боклевского в Полном собрании сочинений Н.В.Гоголя, вышедшем в 1912 году под редакцией Овсяннико-Куликовского.
«Восходящая композиция» в изображении героев помогает Гоголю ярко и отчетливо донести до читателя мысль, что современный ему помещичий класс представляет собой крайне косную силу, лишенную патриотических чувств и устремлений, духовно неразвитую и неспособную выполнять свое общественное предназначение. Николай Васильевич всячески старался показать все стороны русской жизни, а не только негатив, как это было в первых редакциях.
Описание всех пяти помещиков необходимо Гоголю для того, чтобы показать не только социальный аспект, но и различные типы человеческих характеров. Гоголь с потрясающей силой вскрыл паразитический характер существования владельцев крепостных крестьян. )
Какие художественные средства использует Боклевский, а какие Гоголь, чтобы передать характерные особенности помещиков?
(Примерный ответ: Автор использует говорящие фамилии, сатирические приемы, ирония, средства выразительности: метафоры (мастер пули лить — Ноздрев, прореха на человечестве - Плюшкин) , эпитеты (дубинноголовая Коробочка, сахарный Манилов, исторический Ноздрев), сравнения (Собакевич похож на медведя) . Художник же делает акцент на изображении именно лица помещика в тот или иной момент: изображение взгляда, выражения лица, определенный момент в поведении помещика).
Манилов представлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле. Манилов – деликатный, образованный барин. Поэтому пуховики располагают его к мечтательности. Он завёл глаза, запрокинул голову – унёсся фантазией под облака. Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности.
Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые всё, что ни увидят, тащат в свою норку. В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.
Ноздрёв изображен художником переполненным эмоциями, он всегда в поисках чего-то необычного, чего-то интересного, в поисках приключений. Он очень азартен, любит пощекотать свои нервы.
Собакевич – помещик-кулак. В соответствии с фамилией художник придал его физиономии угрюмую свирепость цепного пса. Из-под нависших бровей на нас подозрительно глядят маленькие звериные глазки. Губы сложены в брюзгливую гримасу.
Плюшкин изображён у Боклевского высохшим, беззубым стариком с запавшим ртом, провалившимися щеками, одетым в лохмотья. Вместе с тем художник сумел придать фигуре скупца нечто грозное и зловещее. Это воплощение бесчеловечной, мертвящей алчности. Плюшкин живёт отшельником, в каждом человеке видит вора. На всех рисунках Боклевского он повёрнут спиной к зрителю, смотрит искоса, через плечо, брови настороженно подняты, мышиные глазки сверлят собеседника. Лучше всяких слов эта поза и этот взгляд рассказывают об отчуждённости от людей "заплатанного". Линии крючковатого носа и выступающего подбородка у Плюшкина почти сливаются. Это придаёт его физиономии нечто колдовское, страшное.
Какую роль играет художественная деталь в изобразительном искусстве и в литературе? (на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и иллюстраций П.М. Боклевского)
(Примерный ответ: Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц: взгляд, выражение лица, поза.
Не развертывая всего разнообразия индивидуальных особенностей героя, писатель выделяет в портрете основное, характерное. Художественный портрет в поэме отличается скульптурной четкостью, ясно выраженной акцентировкой ведущих черт. Гениальная сила портретных изображений, созданных Гоголем, заключается в том, что портрет для него является ключом к внутреннему миру героев.
Гоголь же в описании каждого помещика выделяет конкретную деталь, помогающую раскрыть сущность человека.)
Как раскрывается образ помещика в поэме Гоголя и в иллюстрациях П.М. Боклевского? Не мешает ли это восприятию?
Гоголь описывает цвет лица, глаз волос, одежду, манеру держать себя, походку, жесты, мимику, с великим искусством распределяя свет и тени, связывая все в органическое целое. Своих героев он показывает в движении (в динамике). В то время как Боклевский, рисуя портрет помещика, изображает конкретный моент, уходя от изображения фона и делая акцент на лице, позе, мимике героя. (в статике) Восприятию это не мешает: художник «ловит момент». Складывается впечатление, что Плющкин сейчас обернется, Коробочка зашевелит ручками, Ноздрев мотнет головой, Собакевич нахмурится сильнее, а Манилов засмеется).
IV.Общий вывод:
Итак, мы рассмотрели портреты помещиков, литературные и художественные, и можем заметить одну закономерность: образы помещиков даны по принципу их всё более глубокого духовного оскудения и морального падения.
V. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
При подготовке к уроку использовалась следующая литература:
1. Золотарева И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: ВАКО, 2008
2.Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование. М.: Экзамен, 2003.
3.Орлова Т.В. Боклевский. М.: Искусство, 1971.
4. Шадрина С.Б. Литература. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград, 2008.