10 класс
Урок литературы.
Тема: «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (литературная деятельность)»
Цель и задачи: методом интегрирования материалов учебника литературы, предварительных заданий, художественного произведения и отдельных видов искусства представить жизнь писателя как «пламя и свет», а творчество – как источник «истины едкой»;
совершенствовать навыки воспроизведения содержания прочитанного и выделения главной мысли;
развивать навыки поисковой работы.
Оборудование: карта – схема, стенд «Лермонтов в изобразительном искусстве», художественные тексты, магнитофонная запись, словарь урока, оформленная доска. Книжная выставка: произведения
М.Ю. Лермонтова; И. Андроников. «Лермонтов. Исследования и находки».
Презентация.
Эпиграф: «На Руси появилось новое могучее дарование - Лермонтов». (В. Белинский).
Портрет М.Ю. Лермонтова.
Ход урока.
I. Мотивационно – ориентировочный этап:
Слово учителя. Всего 27 лет жизни отпустила судьба М.Ю. Лермонтову. Печально мало! Но какие это были годы?! Годы, полные творческого горения и титанической отдачи; веры в людей и горьких разочарований; светлых юношеских увлечений и любви на всю жизнь; безмерной тяги к близким и страдальческого одиночества, скитаний; годы страстной борьбы на человеческое достоинство и честь.
Жизнь – тайна, жизнь «из пламя и света» носителя «истины едкой»!
Попытаемся осторожненько войти в нее, прикоснуться к ней, считая этот «вход» началом познания, великого поэта и его правды, жизнестойкости, несгибаемости под ударами судьбы.
Я уверена, что в его трагической судьбе мы все найдем для себя нужную нравственную поддержку.
Подача нового материала:
Ознакомление учащихся с картой-схемой. (Перед каждой микрогруппой лежит карта-схема)
Дата жизни и деятельности
Привлекаемые материалы
1. 3 октября 1814 года; дом на площади Красных ворот в Москве.
Мамушка Лукерья: «Он уже понимает, когда его окликают Ми-ша»
2. 1815-1828 гг. Детство в Тарханах.
«Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть….»
3. 1828-1832 гг. Москва. Благородный пансион, Московский университет.
«Москва, Москва!. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно!»
4. Юношеские увлечения и любовь, их чистота.
«Так храм оставленный – все храм, Кумир поверженный – все бог!»
5. 1832 – 1834 гг. Петербург. Учеба в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
«Два страшных года…»
6. 1834 – 1837 гг. Офицерская жизнь.
…. Его приговор петербургскому свету: драма «Маскарад»
7. 1837 г. Стихотворение «Смерть поэта». Дело о непозволительных стихах. Первая ссылка на Кавказ.
Поэмы «Демон», «Мцыри», роман «Герой нашего времени».
8. 1840 – 1841 гг. Вторая ссылка на Кавказ. Гибель поэта.
«Я ищу свободы и покоя!.»
9. Произведения поэта.
Стихотворения. Поэмы. Драмы. Романы. Первое стихотворение написал в 12 лет. Первую поэму «Черкесы» написал в 14 лет.
Презентация.
1. Картины городов, портреты писателей и иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова
2. Словарь урока. (Словарная работа)
Пансион – закрытое учебное заведение Единомышленник - пікірлес
Драма – литературный жанр (?деби жанр) Пророк - пай?амбар
Посвящение – арнау Корнет – первый офицерский чин
Поборник – защитник, ?ор?аушы Титанический – ??лама
Истина едкая – горькая правда
II. Операционно-исполнительский этап.
1. Организация работы по микрогруппам.
Предв. задание: пункты плана 1,2 .1-я мг
Предв.задание: пункты плана 3,4. 2-я мг
Пункты плана 5,6. Работа с текстом худож. произведения драмы «Маскарад» 3-я мг
Пункты плана 8,9.
Работа с текстом стихотворений и произведений других жанров М.Ю. Лермонтова.4-я мг
Прослушивание магнитофонной записи стих. «Смерть поэта» в исполнении лучшего чтеца класса.
Высказывания учащихся.5-я мг
2. Заслушивание ответов микрогрупп с выставлением оценок.
3. Обобщение учителем сообщений и суждений членов микрогрупп.
- Запись текста под диктовку:
По воле судьбы в жизни не состоялась желанная для Лермонтова встреча с Пушкиным. Пушкин говорил с ним строфами своих волшебных стихов. Лермонтов боготворил Пушкина. Он жил образом Пушкина, как Вселенной. Пушкинская гармония была притягательна, недостижима, влияла одухотворяюще. Это было родство души, мечты, духа, таланта. Родство поэтического дара. Единомыслие…. Единомышленники…. Как много значат эти понятия!
III. Рефлексивно-оценочный этап:
Обращение к эпиграфу: - Действительно ли Лермонтов был тем «могучим дарованием», о котором писал В.Г. Белинский?
Презентация.
Памятник М.Ю. Лермонтову в Москве.
Заключительное слово ученика:
«1840 г….Одно за другим выходят в свет сочинения двадцатишестилетнего Михаила Лермонтова. Над лермонтовскими творениями время оказалось не властно». Интерес к ним не утихал все 19-тое столетие, а в 20-21 веках они стали настольными книгами юношества.
Почти два столетия его лирика, проза, его судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание. И каждый из нас в свой час откроет своего Лермонтова.
6. Дом. задание: Написать реферат на одну из тем по выбору: «Жизнь – как пламя и свет», «Носитель истины едкой».