«После бала»
Л. Н. Толстой
Слайд 1 . «После бала» Л. Н. Толстой
Баклушина Л.Б.
Нижний Новгород
Слайд 2 .
Слайд 3 .
Слайд 4 .
Слайд 5 .
Контраст как приём раскрытия авторской идеи (на балу и после бала)
1. Настроение героя
Счастье, восторг, блаженство, нежность, любовь
Отвращение до тошноты
2. Атмосфера, фон, которые создаются
звуками:
Кадриль, вальс, полька, мазурка
флейта и барабан; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия
Слайд 6 . Контраст как приём раскрытия авторской идеи (на балу и после бала)
- Счастье, восторг, блаженство, нежность, любовь
-
2. Атмосфера, фон создаются:
звуками:
- Кадриль, вальс, полька, мазурка
- флейта и барабан; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия
цветом:
- Зала прекрасная; бриллианты, белые плечи и груди; бархат
- туман; что-то большое, чёрное; много чёрных людей; чёрные мундиры
цветом:
Зала прекрасная; бриллианты, белые плечи и груди; бархат
туман; что-то большое, чёрное; много чёрных людей; чёрные мундиры
3. Действующие лица (в т.ч. кузнец)
Контраст как приём раскрытия авторской идеи (полковник на балу и после бала)
Высокий военный, фигура знакома; высокая статная фигура ; краси-вый , со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами; твёрдым шагом, оттопыренная губа
Высокая статная фигура; красивый, статный, высокий, свежий; румяное, белое лицо; ласковая, радостная улыбка
Сильная рука в замшевой перчатке; гневный голос ; втягивая воздух; раздувая щёки;
Замшевая перчатка; «надо всё по закону»; улыбаясь
Шёл твёрдой, подрагивающей походкой
Бойко топнул; то тихо и плавно, то шумно и бурно задвигалась; красивые и быстрые па; умилили сапоги
Слайд 6 . Контраст как приём раскрытия авторской идеи (полковник на балу и после бала)
- Высокая статная фигура; красивый, статный, высокий, свежий; румяное, белое лицо; ласковая, радостная улыбка - Высокий военный, фигура знакома; высокая статная фигура; красивый, со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами; твёрдым шагом, оттопыренная губа
- Замшевая перчатка; «надо всё по закону»; улыбаясь - сильная рука в замшевой перчатке; гневный голос ; втягивая воздух; раздувая щёки;
- Бойко топнул; то тихо и плавно, то шумно и бурно задвигалась; красивые и быстрые па; умилили сапоги - шёл твёрдой, подрагивающей походкой
- Нежно, мило обхватил дочь; поцеловал в лоб - г розно и злобно нахмурившись; самоуверенный, гневный голос
- Можно ли полковника назвать лицемером?
«Это старый служака Николаевского времени» (Л.Н.Толстой)
Грозно и злобно нахмурившись; самоуверенный, гневный голос
Нежно, мило обхватил дочь; поцеловал в лоб
- Можно ли полковника назвать лицемером?
«Это старый служака Николаевского времени» (Л.Н.Толстой)
Контраст как приём раскрытия авторской идеи (Варенька и наказуемый)
Слайд 6 . Контраст как приём раскрытия авторской идеи (Варенька и наказуемый)
- Известно, что Толстой несколько раз менял название этого рассказа, пока не остановился на окончательном – «После бала». Сравните варианты:
● «Рассказ о бале и сквозь строй»
● «Дочь и отец»
● «Отец и дочь»
● «А вы говорите…»
Слайд 7 .
… люди эти с самым спокойным духом и уверенностью, что они ничего дурного не делают, но что-то очень хорошее, веселятся на бале. Веселятся! …в то время, как с пустыми желудками валяются люди по ночлежным домам и некоторые умирают… Но как это сделалось так? Ведь когда мы видим в обществе среди нас, что есть один человек, который не ел или озяб, то нам совестно быть весёлыми до тех пор, пока он не насытится…
Статья «Так что же нам делать?»
Слайд 11 .
● Что общего в данной статье и рассказе «После бала»? Чем они отличаются?