Итоговое сочинение как форма аттестации выпускников
Итоговое сочинение как форма аттестации выпускников
Данная презентация знакомит учителей и выпускников с основными моментами работы по подготовке к итоговому сочинению по литературе. Здесь можно найти основные положения, связанные с этой работой, примерный план сочинения, даётся также анализ основных видов ошибок, допущенных при сдаче экзамена в прошлом, 2014-2015 учебном году. В презентации можно найти также основные направтения, по которым будут сформулированы темы сочинений, предлагаются примерные темы и даётся комментарий, помогающий раскрыть данную тему. Ребята смогут найти также и некоторые фразы, обороты, которые можно использовать в сочинении, при этом приветствуется самостоятельность суждений и оригинальность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение как форма аттестации выпускников»
Итоговое сочинение как форма аттестации выпускников общеобразовательной школы
Задачи введения сочинения:
выявить уровень речевой культуры выпускника,
его начитанность,
личностную зрелость,
умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Введение итогового сочинения (изложения) будет содействовать формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры.
Нормативно-методическое обеспечение
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 923
« О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 1400»
Нормативно-методическое обеспечение (продолжение)
Информационное письмо «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26 августа 2014 г.
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Технический регламент проведения итогового сочинения
Общие положения
Статус : проводится в рамках промежуточной аттестации для обучающихся XI классов как условие допуска к ГИА;
может использоваться при приеме в вузы.
Сроки проведения: первая среда декабря - 2 декабря 2015 г. ; пересдача – первые среды февраля, мая – 3 февраля, 4 мая 2016 г. ).
Продолжительность проведения: 235 минут;
для обучающихся с ОВЗ – увеличивается на 1,5 часа.
Результатынаписания итогового сочинения в 2014-2015 уч.г.
Общие положения
Процедура разработки направлений и тем сочинений
Открытые тематические направления итогового сочинения ежегодно определяются Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах и размещаются на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации, Рособрнадзора и официальном портале единого государственного экзамена в срок до 1 сентября текущего года.
(продолжение)
В рамках открытых тематических направлений итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений), имеющие прочную опору на произведения русской и мировой литературы.
Вскрытие комплекта тем итогового сочинения (текстов изложений) до начала проведения итогового сочинения (изложения) не допускается.
Результатом итогового сочинения (изложения) является "зачет" или "незачет".
Статистика
95% обучающихся получили «зачет», около 5% – «незачет».
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова) – 10% школьников.
«Человек и природа в отечественной и мировой литературе» – 10% школьников.
«Спор поколений: вместе и врозь» – 10% школьников.
Основные затруднения
Часто выпускники выступали не в роли самостоятельных авторов, формулирующих свою позицию, а в роли ретрансляторов существующего авторитетного знания, чьего-то ранее произведённого высказывания.
Сочинения содержат множество шаблонных структур, идеологических и смысловых клише, имеющих застывшую легко узнаваемую форму.
Критерии оценивания итогового сочинения
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
Критерии оценивания итогового сочинения
При выставлении оценки учитывается объем сочинения . Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов . Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
(продолжение)
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №3 «Композиция
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Направления итогового сочинения Перечень на 2015-2016 учебный год
Время
Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Дом
Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
Любовь
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
Путь
Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
«Год литературы»
Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Примеры тем сочинений
«Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А. С. Кушнер)
Какое значение имеет дом в жизни человека?
Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Идеал – это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни»?