Урок-анализ стихотворения в прозе "Воробей" Ивана Сергеевича Тургенева. Рассчитан на одно занятие с использованием приемов критического мышления. Прием "Чтение с остановками" используется, чтобы заинтересовать учащегося содержанием произведения, привлечь его к осмысленному чтению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе "Воробей"»
Иван Сергеевич
Тургенев
Стихотворение в прозе «Воробей»
Первое впечатление
Игра «Ассоциация»
Кто это?
Воробей Воробышек Воробьишка
Чтение с остановками (часть 1)
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Работа с текстом 1 части
Перечислите героев этого произведения?
Автор-рассказчик
Молодой воробей Старый воробей Собака
Запишите в столбик слова из текста, которые характеризуют каждого из этих героев.
Вопрос: Что произойдет дальше? (версии ребят)
Работа с текстом (часть 1)
Почему в описании птенца автор использует такие детали: «пух на голове, едва прорастающие крылышки»?
Почему рассказчик называет птенца детищем?
Как описаны действия старого воробья?
Как реагирует собака на все происходящее?
Чтение с остановками (часть 2)
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Задание: сопоставить свой вариант с авторским. Что оказалось неожиданным?
Сила – это…
Вопрос: О какой силе пишет автор? Что это за сила-сильнее воли сбросила старого воробья с ветки, не остановила перед собакой?
Сила автора – это …
Работа с текстом (часть 3)
Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Задание:
Дайте ответ на поставленный вопрос.
Найдите предложение, которое является смысловым центром повествования.
С помощью какого приема автор подчеркивает смысл фразы.
Только ею держится и движется жизнь
Сильнее страха смерти
Автор написал о любви…
Сильнее смерти
Анализ позиций на тему : Сила – это…
Задание: Показать, сравнить позиции .
Найти способы изображения позиций
Взаимоотношения
Как автор относится к воробью? Найдите этот глагол ?
(благоговел)
Какие еще слова вы можете вспомнить с этим же корнем «благ»?
(благодарить, благовест, благодарность и т.д.)
(Благоговение- это глубочайшее почтение, уважение, которое может испытывать человек к кому-либо, или чему-либо)
Как герои относятся к воробью?
Как вы относитесь к воробью?
(сочинение-миниатюра)
Стихотворение в прозе
Стихотворная речь
Прозаическая речь
Ритм
Рифма
Деление на строфы
Монологическая речь, повествование от 1 лица
Повышенная эмоциональность
Задача слова: передать чувства
Отсутствие ритма
Отсутствие рифмы
Членение на абзацы
Диалогическая речь
Кульминация – повышенная эмоциональность
Задача слова: передать сюжет
Вопросы:
Что в данном произведении характерно для прозы, а что для поэзии?
В чем заключаются особенности «стихотворения в прозе» как литературного жанра?