kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательские проекты учащихся 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. ТЕКСТ  ПРЕЗЕНТАЦИИ

исследовательского проекта группы учащихся

«Смысл названия комедии «Горе от ума»

Цель работы

Ответить на вопрос: «Почему Грибоедов назвал свою комедию «Горе от ума» и какие композиционные приемы использовал для раскрытия авторского замысла».

Ход работы

ü  Перечитали произведение

ü  Распределили работу в группе

ü  Поработали с дополнительной литературой

ü  Систематизировали материал

ü  Выразили свои мысли

ü  Сделали выводы

 

2. ТЕКСТ ПРЕЗЕНТАЦИИ  

исследовательского проекта учащихся

«Проблема оценки «ума» Чацкого в критической литературе»

Цель: Сравнить различные точки зрения на «ум» Чацкого в критической литературе 19 векa.  Сделать вывод.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательские проекты учащихся 9 класса»

Исследовательские проекты учащихся 9 класса


«Проблема ума и безумия в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума»

  1. ТЕКСТ ПРЕЗЕНТАЦИИ

исследовательского проекта группы учащихся

«Смысл названия комедии «Горе от ума»


Цель работы

Ответить на вопрос: «Почему Грибоедов назвал свою комедию «Горе от ума» и какие композиционные приемы использовал для раскрытия авторского замысла».


Ход работы

  • Перечитали произведение

  • Распределили работу в группе

  • Поработали с дополнительной литературой

  • Систематизировали материал

  • Выразили свои мысли

  • Сделали выводы

Название произведения


«Горе уму» предлог «от»

«Горе от ума»

Антоним русской пословицы

«Дуракам счастье», в которой происходит противостояние между умным и глупым,

заканчивающееся победой дурака.

  • Противоречие, так как ум должен приносить счастье, а в комедии он приносит горе.


Предлог «от» указывает на причину.


Возможно, Грибоедов изменил название потому что,…

… он задумался о том, что же такое ум? Мы считаем, комедия с самого начала, с названия обращена отнюдь не к Фамусовым, а к Чацким – смешным и одиноким, стремящимся изменить неподвластный быстрым изменениям мир.


Авторский замысел помогает раскрыть композиция

Композиция - построение произведения и взаимосвязь его частей.



Композиционные приемы


«Кривое зеркало» «Разговор глухих»

«Говорящие фамилии»


Прием «Кривое зеркало»

«Кривое зеркало» отражает героя в карикатурной форме.


Репетилов своеобразная пародия на Чацкого:

  • Оба болтливы

  • Сходным образом появляются на сцене:

Чацкий к Софии: «… и я у Ваших ног»

Репетилов: «Будучи слегка навеселе, падает со всех ног»

  • Занимаются сходным видом деятельности:

Чацкий «славно пишет, переводит»

Репетилов «тоже пишет, переводит с приятелями из Английского клуба»

  • Одинаковым образом покидают бал

Чацкий уезжает «без оглядки», оскорблённый клеветой фамусовского общества

Репетилов: «Поди сажай меня в карету, вези куда-нибудь»


НО Чацкий имеет свою точку зрения,

а Репетилов лишь повторяет чужие мысли

Репетилов карикатура на Чацкого


Приём «Разговор глухих»

Прямое значение

  • Тугоуховский → тугой на ухо (говорящая фамилия)

  • Разговор на балу Графини – бабушки и князя Тугоуховского.

- Князь слышали?

- Э-хм?

- Он ничего не слышит

- Э-хм?

- В тюрьму-то, князь, кто Чацкого схватил?

- И-хм?

Что? а? глух мой отец; достаньте свой рожок. Ох! Глухота большой порок.


Переносное значение

Монолог Чацкого на балу, когда его никто не слышит «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием».

  • Сцена, когда Фамусов затыкает уши, чтобы не слышать Чацкого « Не слушаю! под суд!»


Прием «говорящие фамилии»

  • Репетилов - repeater(повторять). Болтает без умолку, перескакивая с одной темы на другую.

  • Молчалин – скрытен, подчеркнуто немногословен.

  • Скалозуб (зубоскал). Хохочет не к месту, «скалит зубы».

  • Чацкий - chat. Болтовня, болтун.

  • Тугоуховский – глухой.

  • Фамусов – famous (известный); fama (молва). Все о нем говорят.


Приём «Открытый финал»

  1. Незаконченность действия (4 действия, а не 5).

  2. Нет развязки.

  3. Добродетель не торжествует в конце.

  4. Мы не знаем, куда отправился Чацкий.


Мы попробовали предположить дальнейшую судьбу Чацкого…

1-ое: Чацкий мог бы стать декабристом, выйти на Сенатскую площадь, тогда его жизнь была бы предрешена на 30 лет вперед: вернулся бы из ссылки в1856 г.

2-ое: Чацкий мог бы стать скитальцем на чужой земле, человеком без Родины.


Вывод

По авторскому замыслу, Чацкий, испытавший горе от ума, покидает Москву, но грибоедовская Москва, изгоняющая Чацкого, обрекает себя на безумное существование, потому что в ней остаются люди, не желающие внести в свою жизнь какие-либо изменения. Люди, подобные Фамусову, не желают учиться и воспринимать новое. Им гораздо легче достигать высот и чинов лестью, связями, а не собственным трудом, умом. Поэтому фамусовское общество отвергает героя, ведь им гораздо легче назвать человека глупым, сумасшедшим, чем признать свою неправоту.


2. ТЕКСТ ПРЕЗЕНТАЦИИ

исследовательского проекта учащихся

«Проблема оценки «ума» Чацкого в критической литературе»


Цель: Сравнить различные точки зрения на «ум» Чацкого в критической литературе 19 векa. Сделать вывод.


А.С. Грибоедов

«У меня в комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека».

«Главной фигурой, вокруг которой сразу сконцентрировалось всё многообразие мнений о комедии, стал умный «безумец» Чацкий».

А.С. Пушкин

«В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо?

Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями».

«Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера* перед Репетиловым и тому под.» (Из письма Бестужеву).

Метать бисер перед …* – напрасно разъяснять, доказывать тому, кто не понимает или не хочет понять. (Школьный фразеологический словарь)

Н.В. Гоголь

«Даже то лицо, которое взято, по - видимому, в образец, то есть сам Чацкий, показывает только стремленье чем-то сделаться, выражает только негодованье, противу того, что презренно и мерзко в обществе, но не даёт в себе образца обществу».

В.Г. Белинский

«Это новый Дон Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…»

«Что за глубокий человек Чацкий?

Что бы вы сказали о человеке, который, войдя в кабак, стал бы с одушевлением и жаром доказывать пьяным мужчинам, что есть наслаждение выше, выше есть слава, любовь, наука,

поэзия…».

«Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, – только не от ума, а от умничанья».

И.А. Гончаров

«Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме».

«Можно бы было подумать, что Грибоедов из отеческой любви к своему герою польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умён, а все прочие около него не умны».

«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой. Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль».

«Чацкий начинает новый век - и в этом всё его значение и весь «ум».


Кто из критиков прав? Умён ли Чацкий?

Ум – 1. Философский ум, высокий интеллект.

2. Здравый смысл, способность оценивать обстановку. (Словарь русского языка в четырёх томах).






«Горе от ума» Грибоедов




СВОЕ МНЕНИЕ


«ДА» - отвечаем мы. Чацкий умён, так как:

Чацкий – это человек-интеллектуал

Свободно говорит о недостатках «века минувшего»

Рассуждает о нравах общества

Рассуждает об идеальном обществе

Даёт смелые и меткие характеристики

Мечтает о честности, чистоте отношений

НО:

Не может предложить способы улучшения общества.

Чацкий умён, но не очень разумно ведёт себя, на протяжении всей комедии.

Чацкий основывается на своих интеллектуальных возможностях.

Не имеет жизненного опыта и опыта в общении.

ВЫВОД:

Каждый из критиков по - своему прав потому, что каждый из них имеет в виду своё значение слова «УМ».

Например, Пушкин и Белинский отказали Чацкому в уме, так как имели в виду здравый смысл, а Гончаров и Грибоедов, имея в виду интеллектуальные возможности, назвали Чацкого умным героем.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Исследовательские проекты учащихся 9 класса

Автор: Галкина Елена Васильевна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 278224

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Исследовательские проекты учащихся 9 класса"
    ["seo_title"] => string(53) "issliedovatiel-skiie-proiekty-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "278223"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453046302"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) ""Исследовательский проект "Стоунхендж". "
    ["seo_title"] => string(41) "issliedovatiel-skii-proiekt-stounkhiendzh"
    ["file_id"] => string(6) "196953"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428151053"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Системно- деятельностный подход при обучении математики  на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(139) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-pri-obuchienii-matiematiki-na-primierie-proiektnoi-i-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "107017"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403155208"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Краеведческая работа как средство формирования  проектно – исследовательских умений учащихся "
    ["seo_title"] => string(107) "kraieviedchieskaia-rabota-kak-sriedstvo-formirovaniia-proiektno-issliedovatiel-skikh-umienii-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "113386"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1410083291"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(66) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "132985"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416428995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства